Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
материал

Коценко Елена Александровна

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 04_kotsenko_psihologiya_lk_1.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Самостоятельная работа

по дисциплине: «Специальная психология»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Коценко Елена Александровна

г. Москва, 2017 г.


Самостоятельная работа по теме «Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения»

  1. Дайте определение понятия «норма» и «аномалии» в психологии.
  2. Чем отличаются возрастная и индивидуальная нормы развития?
  3. Что входит в понятие «аномальный ребенок»?
  4. Приведите классификацию нарушений в психологическом развитии.
  5. В чем причина нарушений в психологическом развитии?
  6. Подумайте, как соотносятся понятия «общая психология» и «специальная психология»? Проследите специфику целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания специальной психологии, а также особенности реализации основных дидактических принципов.
  7. Сравните между собой понятия «дефектология», «возрастная психология», «специальная психология». Чем они отличаются друг от друга? Как можно проследить закономерность возникновения специальной психологии как самостоятельной отрасли знания?
  8. Изучите материал, содержащийся в лекции. Из доступных вам источников выпишите определения основных понятий курса, установите их иерархию и взаимосвязь.

Норма (лат.) установленная мера, средняя величина чего-либо. Норма – понятие довольно относительное

Аномалия – любое отклонение от нормы, особенно врожденное или связанное с дефектами развития.

Проблема нормы и её разновидностей – одна из самых сложных в современной психологии. Её можно рассматривать как: норма когнитивных функций (восприятие, мышление, память), норма регуляции, норма реакции (сенсорная, моторная), норма личности, эмоциональная норма, возрастная норма.

Любой человек с момента зачатия активно начинает свое развитие. Каждый период времени, который он проживает, является этапом в развитии. Это отражается в приобретенных навыках, умениях, физической зрелости. Существует понятие возрастной нормы развития, которая отражает возраст как временную характеристику. В итоге возрастную норму развития в психологии воспринимают как период, цикл.

Индивидуальные норма развития – параметры развития физической, психологической и моральной системы отдельно взятого человека. Индивидуальное развитие является неповторимым и формируется, исходя из множества факторов (наследственность, географическая и социальная среда обитания, финансовое состояние и т.п.).

Понятия возрастной и индивидуальной нормы развития являются частью общего процесса развития личности. Но возрастная норма является частью индивидуальной нормы развития.

Термин «возрастные особенности» используют для описания черт, свойственных большинству людей.

Для оптимального формирования физически и психологически здорового человека нормы должны соответствовать и не опережать или отставать друг от друга. Индивидуальные особенности применяют для описания особенностей конкретного человека.

К аномальным относятся дети, у которых физиологические или психологические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Различные аномалии по-разному отражаются на социализации детей, на их познавательных возможностях.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.

Идея о сложной структуре аномального развития ребенка была выдвинута Л.С. Выготским. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины», - пишет Выготский, - тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию. Источником приспособления аномальных детей является сохраненные функции. Функции нарушенного анализатора, например, заменяются интенсивным использованием сохраненных.

Наиболее популярна классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделил шесть видов дизонтогенеза:

  1. Психологическое недоразвитие (умственная отсталость вследствие раннего органического повреждения мозга)
  2. Задержанное развитие (инфантилизм, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций)
  3. Поврежденное психологическое развитие (заболевания центральной нервной системы)
  4. Дефицитарное развитие (психофизическое развитие в условиях глубоких нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата)
  5. Искаженное развитие (сложное сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития)
  6. Дисгармоническое развитие (нарушения в формировании личности)

Эта классификация построена на основе других и включает в себя классификации Г.Е. Сухаревой, Л. Каннера, Я. Луща

В специальной психологии причина – это воздействие на организм внешнего и внутреннего патогенного фактора, вызывающего болезнь или отклонение в развитии. Причины нарушений в психическом развитии делят на:

  • Наследственность болезней мозга
  • Хромосомные патологии
  • Пороки мозга
  • Эпилепсия
  • Дисфункция центральной нервной системы
  • Мозговые опухоли
  • Гидроцефалия
  • Болезни нервной системы
  • Наследственность патологии эндокринной системы
  • Соматические заболевания
  • Заболевание органов чувств

Недостаток родительского воспитания, социальное ограждение, неблагополучная атмосфера социума и семьи.

Психология – это наука изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики.

Общая психология – наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Специальная психология – раздел общей психологии, относящийся к области психологии развития, которая занимается изучением закономерностей развития людей с физическими и психическими аномалиями развития. Специальная психология является частью (разделом) общей психологии.

Цели и задачи:

  • Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей с различными психическими и физическими недостатками в различных условиях коррекционного обучения.
  • Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе образовательных учреждений.
  • Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками в развитии
  • Психологическая коррекция дезадаптации

Общеметодологические принципы:

  • Принцип отражательности
  • Принцип детерминизма
  • Генетический принцип
  • Принцип единства сознания и деятельности

Специфические принципы:

  • Принцип целостного изучения ребенка (в основе лежит положение Л.С. Выготского о структуре дефекта, которое позволяет осуществлять системный анализ нарушения)
  • Принцип комплексного похода (предполагает проводить всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые сферы)
  • Принцип необходимости раннего диагностического изучения
  • Принцип динамического изучения ребенка (в основе – положение Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития ребенка)
  • Принцип единства качественных и количественных подходов при оценке психического развития (предполагается анализ процесса выполнения задания и учёт конечного результата деятельности).

Методы исследования

  • Наблюдение (внешнее, внутреннее: свободное, стороннее, стандартизированное)
  • Беседа
  • Тест (опрос, задание, проективный)
  • Эксперимент (индивидуальный, групповой, лабораторный, обучающий)
  • Анкетирование
  • Изучение продуктов деятельности (письменные работы, рисунки и др.)

Дефектология относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения

Возрастная психология – это психологическая наука, изучающая факты и закономерности их развития человека, возрастную динамику его психики.

Специальная психология – это раздел общей психологии, который занимается изучением закономерностей развития людей с физическими и психологическими недостатками (аномалиями развития)

Специальная психология как самостоятельная отрасль появилась в 60 гг 20 века. До этого времени она являлась частью дефектологии. Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, имеющая связи с другими науками (общей психологией, медициной, педагогикой, философией, биологией, генетикой, физиологией). Возрастная психология изучает психологическое изменение человека, переходя от одного возраста к другому, сформировалась в 20 гг 20 века.

Психология - это наука изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики.

Специальная психология - – раздел общей психологии, относящийся к области психологии развития, которая занимается изучением закономерностей развития людей с физическими и психическими аномалиями развития.

Аномальный ребёнок – ребёнок у которого физиологические или психологические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Различные аномалии по-разному отражаются на социализации детей, на их познавательных возможностях.

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

Аномальное развитие - не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза.

Коррекция - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.

Реабилитация - система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.

Дефектология - относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения


Л.С. Выготский о первичный и вторичных нарушениях

Дефектология (от латинского – недостаток) занимается психофизиологическими особенностями развития детей с потребностями. У детей с проблемами в развитии имеются физиологические и/или психологические недостатки, которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его появления одни недостатки могут преодолеваться полностью , другие – лишь корректироваться, некоторые компенсироваться. Ранее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Понятие о первичных и вторичных дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы. Вторичный дефект имеет характер психологического недоразвития или нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им.

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, когда определен характер нарушения нормального развития ребенка.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, нарушение различных отделов центральной нервной системы). Они могут быть врожденными или приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредоносное воздействие на плод во время беременности (инфекции, травмы), а также родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекций, заболеваний, травм. На детей с отклонениями в развитии оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Степень выраженности нарушения определяет своеобразие аномального развития. Например, небольшая потеря слуха приводит к незначительным нарушениям речи, а глубокое его повреждение без специальной помощи может оставить ребенка немым. То есть существует прямая зависимость количества и качества своеобразия вторичных нарушений развития детей с отклонениями в развитии от степени и качества первичного дефекта.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (слухопротезирование в коррекции нарушений слуха, линзы в коррекции нарушения зрения.)

Вторичные нарушения по своей природе отличаются от первичных, хотя и происходят от них. Вторичные нарушения имеют характер психологического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и педагогической коррекции аномального развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной зоной (например, недоразвитое понимание речи у детей с нарушением слуха).

Вторичные нарушения возникают тогда, когда первичные приводят к выпадениям ребенка из обязательной для любого общества системы. Выготский Л.С. называл такие выпадения «социальными вывихами», и подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти «обходной путь» с определенными потребностями к культуре как источнику и средству развития высших психологических функций. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных. Поскольку вторичные (могут быть третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины. Предупреждение и коррекция таких социальных по своей сути нарушений и находится в поле компетенции специальных психологов и педагогов.

Л.С. Выготский пристально изучал содержание первичных и вторичных дефектов, анализировал биологические и социальные факторы их возникновения,  сочетая теорию с практикой.

Из его работ мы можем сделать вывод о необходимости широко использовать педагогическое воздействие на вторичные нарушения в развитии ребенка, так как они в значительной степени доступны коррекции. Преодоление первичных нарушений требует медицинского воздействия, которое, однако, часто оказывается малоэффективным

 


Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература)
  2. Учебный центр "Логопед Мастер". "Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для коррекционной педагогики". (ноябрь 2009).
  3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- Москва, Международная педагогическая академия, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных рабо...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Причины и проявления школьной дезадаптации"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Дезадаптивное поведение дошкольников и школьников"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа по теме "Общие и специальные способности" и сообщение на тему "Феномен способностей"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Искажённое и дисгармоническое развитие", сообщение на тему "Аутичный ребёнок" и графическая методика "Кактус"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Психологическая коррекция в специальной психологии" и занятие по коррекции когнитивных процессов...