Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
материал

Коценко Елена Александровна

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Дезадаптивное поведение дошкольников и школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 08_kotsenko_psihologiya_lk_5.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Самостоятельная работа

по дисциплине: «Специальная психология»

                                                                                Выполнил:

                                                                                Слушатель факультета ДПО

                                                                                Коценко Елена Александровна

г. Москва, 2017 г.

Самостоятельная работа по теме «Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников»

  1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
  2. Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте?
  3. Что такое акселерация и ретардация?
  4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
  5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника.
  6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников.
  7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.

Дезадаптивное поведение – нарушение приспособительного поведения в силу действия тех или иных внутренних и внешних причин.

Факторами дезадаптивного поведения у дошкольников являются:

– выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;

– такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость по отношению к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;

– инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком;

– импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;

– реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги как реакция активного протеста.

В младшем школьном возрасте выделяют следующие факторы:

– сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

– повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям;

– акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

– наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;

– отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;

– гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;

– выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

– нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жевательной резинки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей.


В препубертатном возрасте среди диагностических критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматопсихического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

- диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;

- диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

- диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.


Акселерация – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.

Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.


 Основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:

  • один из ведущих: раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всех перечисленых выше факторов: незрелости эмоционально-волевой и личностной сфер, низкого уровня познавательной активности и слабости интеллектуальных предпосылок, неблагоприятности средовых условий;
  • стойкость инфантильных черт личности;
  • преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
  • выраженность энцефалопатических расстройств психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
  • асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
  • неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений развития.

Неблагоприятные признаки становления личности школьника:

  • неблагоприятная ситуация в семье (сложные отношения между родителями);
  • асоциальная атмосфера;
  • строгое отношение к ребёнку;
  • игнорирование интересов ребёнка;

Таблица критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и младших школьников

В дошкольном возрасте

В младшем школьном возрасте

выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;

нередуцирующая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;

такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых

сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

наличие, как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебрастеническими явлениями;

импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу; реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги как реакция активного, протеста.

отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;

реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям;

гиперкомпенсаторные, реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;

выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет, как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

дефекты воспитания в виде бесконтрольности безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.


Таблица неблагоприятных факторов развития личности

В младшем школьном возрасте

  • сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
  • нередуцирующая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;
  • повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
  • акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
  • наличие, как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебрастеническими явлениями;
  • отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;
  • реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям;
  • гиперкомпенсаторные, реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;
  • выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет, как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
  • нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;
  • дефекты воспитания в виде бесконтрольности безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

В предпубертатном возрасте

  • отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Не выраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
  • некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;
  • ранние проявления влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек — истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью (стремление обратить на себя внимание чрезмерной кокетливостью, гротескной выразительностью жестов и мимики); у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
  • сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов и отрицательного отношения к учебе. Нарастание педагогической запущенности, связанное как с отсутствием школьных интересов, так и с органической слабостью интеллектуальных предпосылок, низкой работоспособностью, в определенной мере обусловленной препубертатной астенией;
  • переориентация интересов на внешкольное окружение. Своеобразный тип конформности с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации и асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т. д.);
  • неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное окружение) как основа реакций имитации, либо протеста. При отсутствии асоциальных форм поведения в семье и окружении провоцирующую роль в нарушениях поведения играют недоучет родителями и педагогами характерологических особенностей ребенка в начале подростковой фазы развития, неумение использовать его положительные стороны, в том числе зарождающиеся в препубертатном возрасте попытки компенсации неуспеваемости в доступных ему видах деятельности;
  • неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.


Сообщение на тему «Нарушение поведения у подростков»

В последние годы усиливается внимание широкого круга исследователей (врачей, психологов, социологов, педагогов и др.) к проблеме нарушений поведения у подростков. При изучении биологических факторов интересы сосредоточиваются на особенностях гормонально-эндокринной перестройки этого возраста, процессах ретардации либо акселерации полового созревания, декомпенсации органической неполноценности нервной системы. Исследование социальных факторов включает изучение особенностей окружения, воспитания и обучения, направленных на процессы формирования личности подростка.

Как известно, подростковый период является одним из важнейших этапов в психическом развитии человека. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание и самооценка, возрастает способность к анализу и синтезу явлений, развиваются интересы к отвлеченным и мировоззренческим вопросам.

Л.С. Выготский, называя подростковый возраст одной из самых сложных критических эпох в онтогенезе человека, характеризовал его как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено благодаря появлению мощного фактора - полового созревания, а новое - не обретено. В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов, - роль процесса полового созревания и роль неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь нервной.

Проблема нарушений поведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в последние десятилетия и во многом связана с таким феноменом как акселерация — то есть, ускорение физического развития и полового созревания.

Хотя большинство современных подростков уже в 13-15 лет по своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18-19-летним юношам и девушкам, в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Несмотря на кажущуюся «взрослость» и высокий рост современных подростков, особенности психики, присущие их возрасту, сохраняются.

У многих подростков явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития «не успевают» за ускоренным физическим развитием, и могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающиеся с внешней кажущейся «взрослостью». В выраженных случаях наблюдается дисгармоничный инфантилизм.

Инфантильные подростки не способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от взрослых, чтобы к ним относились иначе, так, как они стали внешне выглядеть и каковыми они оценивают себя. Им хочется быть самостоятельными, а они ещё школьники, не имеют возможность самостоятельно зарабатывать, и в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен.

Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных подростков, существует и диссонанс между самими подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее, и они могут стать предметом насмешек более развитых сверстников. То же самое и в отношении материального достатка семьи — в одном классе или в одном дворе могут быть дети из очень обеспеченных семей и из семей с малым достатком.

Таким образом, учитывая все отмеченное выше, все нарушения поведения можно разделить на:

1. Характерологические (непатологические): преходящие (непостоянные) ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся преимущественно только в определённой среде (микросреде) (только дома, только в школе, только на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций.

2. Патохарактерологические (патологические): психогенные личностные реакции, которые имеют генерализованный характер (проявляются во всех микросредах жизни ребенка), проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения, ведущих к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающиеся невротическими и соматовегетативными расстройствами.


Список литературы

  1. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 1995
  2. Артюхова И.Н. Профилактика дезадаптации первоклассников. Психологические технологии. – М.: Чистые пруды, 2008
  3. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.: Гном, 2000
  4. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных рабо...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Причины и проявления школьной дезадаптации"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа по теме "Общие и специальные способности" и сообщение на тему "Феномен способностей"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Искажённое и дисгармоническое развитие", сообщение на тему "Аутичный ребёнок" и графическая методика "Кактус"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Психологическая коррекция в специальной психологии" и занятие по коррекции когнитивных процессов...