Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
материал

Коценко Елена Александровна

В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Психологическая коррекция в специальной психологии" и занятие по коррекции когнитивных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kotsenko_psihologiya_lk_8.docx330.65 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Самостоятельная работа

по дисциплине: «Специальная психология»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Коценко Елена Александровна

г. Москва, 2017 г.

Самостоятельная работа по теме «Психологическая коррекция в специальной психологии»

1.​Назовите специфические особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

2.Каковы особенности коррекционной работы при дефицитарном развитии?

3.​Как осуществляется коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом?

4.​Определите место коррекционной работы в системе специального обучения.

5.​ Подготовьте материал для проведения коррекционного занятия.

6.​ Подготовьте доклад на тему «Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога».


Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Желательно предлагать задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

Учитель должен приспосабливать к уровню развития детей с задержкой психического развития темп изучения учебного материала и методы обучения. Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Даже элементарные новые навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Работа с детьми с задержкой психического развития требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Педагог, используя поощрения в учебной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.

Система коррекционно-развивающего обучения форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В классах коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся.


Этот тип дизонтогенеза связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной – при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).

Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникший на почве поражения сенсорной либо моторной сферы.

Коррекция дефицитарного развития – нарушений слуха, зрения – направлена на вторичные дефекты. При поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы (чтение по губам); при поражении зрения опора делается на слуховое восприятие и осязание. Обязательно осуществляется стимулирование остаточных явлений нарушенного анализатора.

Воздействие на дефект возможно сверху вниз путем вербализации и интеллектуализации сенсорного опыта. У слепого ребенка активно развивают речь, речевое общение со взрослым помогает быстрее овладеть опытом. Коррекция сверху вниз возможна при нарушении слуха через активное развитие речи, она может существенно улучшить состояние слуха. Коррекция, разработанная Солнцевой для слепых детей, опирается на те сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. На первом году жизни ведущими являются кинестетический и двигательный анализаторы, на втором году – сензитивный период речи. В этот период важна помощь в овладении большим запасом слов, освоении предложений, формировании представлений об окружающем мире, а также предметные действия. На этой основе следует развивать мышление.

Коррекция эмоционально-личностной сферы направлена на профилактику вторичных нарушений в развитии личности, поскольку существует риск формирования личности по дефицитарному типу.

Отталкиваясь от возрастной специфики потребностей ребенка, необходимо обеспечить ребенку общение со здоровыми сверстниками и с детьми, имеющими такие же нарушения. Коррекция семейной ситуации направлена на избежание гиперопеки. При коррекции дизонтогенеза, связанного с двигательными нарушениями, важна коррекция познавательной, эмоционально-личностной сфер и социальной ситуации развития.

Коррекция познавательной сферы заключается в формировании пространственных представлений, функции программирования и контроля; коррекция осуществляется сверху вниз. Коррекция эмоционально-личностной сферы направлена на профилактику двух нарушений в развитии личности – склонности к формированию комплекса неполноценности, ущербности и склонности к аутизации, избеганию контактов со сверстниками. Могут быть включены компенсаторные механизмы, направленные на компенсацию физического дефекта. Требуется избегание перекосов в развитии личности и помощь в адекватной оценке дефекта и его значения для дальнейшей жизни. Также необходимы коррекция социальной ситуации развития в семье и вне семьи, коррекция чувства вины и стыда родителей, создание наиболее благоприятных условий социальных связей вне семьи, адаптация в социуме.

При поврежденном развитии основная коррекция направлена на семью ребенка, особенно если деменция грубо прогрессирует. Коррекция интеллектуальной сферы сложна, так как идет распад психики на фоне органической патологии. Коррекция личности также затруднена.


Необходимость раннего коррекционного вмешательства при признаках аутического развития очевидна.

Главным звеном коррекционного подхода является попытка объединить влияние сенсорного поля и взаимодействие с близким в единую линию. Поскольку линия механической аутостимуляции ребенка сильнее, взрослому человеку необходимо подключиться к ней, становиться ее неотъемлимой частью и постепенно уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.

Логика аффективного развития аутичного ребенка отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его психический тонус и заглушающий постоянно возникающий дискомфорт, состояние тревоги и различные страхи. ребенок вновь и вновь стремится их повторить, тем самым ограничивая возможность формирования механизмов реальной адаптации в развитии отношений с окружающим миром, и прежде всего с близкими.

Помимо искажения психического развития наблюдается выраженная эмоциональная незрелость детей. Поэтому необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями; что он часто действительно не может подождать обещанного; что ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен; что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию – поэтому характерны отсрочные реакции, стремление стереотипизировать взаимодействие с окружающим.

Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:

● коррекция эмоциональной сферы

● формирование поведения

● социально-бытовая адаптация

Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля.

Лечебная помощь строится на базе индивидуального клинического состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.

Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей и садов.

Оценка состояния ребенка-аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.

На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса. словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.

И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям-аутистам. соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводится дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов аутистами способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.


Цель обучения учащихся массовой школы – всестороннее, гармоническое развитие личности. Формирование гражданской позиции, активное, творческое включение в жизнь общества – определяет так же и работу школ для детей с проблемами в развитии. Общие законы развития таких детей и нормально развивающихся детей определяют и общие принципы их обучения. Таким образом, основные дидактические принципы обучения нормальных детей действительны и по отношению к специальной школе.

Многофакторность детерминации коррекционно – воспитательного процесса определяет сложность системы коррекционной работы, многообразие её структуры на различных этапах обучения ребёнка. Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения.



Занятие по коррекции когнитивных процессов

«Учимся учиться»

для учащихся 10 – 12 лет специальной /коррекционной/ школы VIII вида

Тема "Школа". 

Цель: Коррекция познавательных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.

Задачи: 
1) Научить учащихся работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взрослого.
2) Познакомить с новыми играми по коррекции познавательной деятельности.
3) Развивать когнитивные процессы младших школьников с ОВЗ.
4) Научить детей работать со схемой - картой.

Подготовка к занятию: 
1. Сделать карточки по количеству учащихся со специальными заданиями, необходимыми для работы.
2. Оформить для учащихся задания.
3. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление.

Цель: психологический настрой на работу для создания положительного настроения у учащихся.

Упражнение для профилактики  нарушения зрения.

            

Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные вертикальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, за которыми он должен следить глазами.

Упражнение на дыхание

Ребенок, сидя на стуле или лёжа (ноги и руки расслаблены, руки лежат на коленях), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания. Вместо слов "Вдох", "Держим", "Выдох", ХЛОПАЕМ два раза, а счет прохлопываете как раньше: двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка - двойной хлопок - 3 хлопка. Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.

Следите за тем, чтобы тело ребенка было полностью расслабленно.

Упражнение «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВО»

Цель: Коррекция мыслительных операций, обогащение словаря.

Важный, главный, ответственный...

(директор)

Веселый, громкий, заливистый...

(звонок)

Интересный, познавательный, воспитывающий…

(урок)

Активный, старательный, любознательный…

(ученик)

Мудрый, справедливый, строгий...

(учитель)

Веселая, большая, шумная...

(перемена)

Бумажный, обязательный, классный...

(журнал)

Важное, запланированное, родительское...

(собрание)

Отличная, удовлетворительная, заслуженная...

(отметка) 

Светлый, уютный, просторный...

(класс)

Двухместная, удобная, школьная...

(парта)

Упражнение "РАСШИФРУЙ ПОСЛОВИЦУ"

Используя имеющийся ключ, надо расшифровать известную пословицу и сказать о чём она.

http://iemcko.ru/images/43331.jpg

http://iemcko.ru/images/43332.jpg

Упражнение «НАРИСУЙ ФИГУРУ»

Цель: развитие памяти.
Форма проведения: групповая.
Материал: бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.
Ход игры: психолог показывает детям 5-6 геометрических фигур, потом

Просит  нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Цель: развитие слуховой памяти.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Ход игры: психолог дает словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности.
Например, просит ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.

« Игра » ПИШУЩАЯ МАШИНКА

Цель: развитие внимания.
Форма игры: групповая.
Ход игры: Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая "буква" слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.


Упражнение "КУДА ИДЕТ СЛОН»

Следуя схеме, необходимо найти, куда дорога приведёт слона.

Игра «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры

Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что дети должны задавать вопросы, используя ключевые слова: к какому виду относится, какими свойствами обладает, как изменяется.

Графический диктант "Кораблик"

Цель: Коррекция внимания, произвольности психических процессов, умения работать под диктовку взрослого.

Упражнение "НАЙДИ И ОБВЕДИ БУКВУ".

Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка - как можно быстрее найти все буквы "О", "А", "Т" в бланке и обвести их.

http://iemcko.ru/images/43330.jpg

Заключение

Подведение итогов занятия. Каждый высказывает, что ему понравилось, запомнилось, чему он научился.


Доклад на тему:

«Система коррекционной-развивающей работы школьного психолога»

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.

Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Направление и содержание коррекционной работы в школе для детей с нарушениями в развитии детерминируется целым рядом факторов социального порядка. Основные принципы коррекционной работы базируются на понимании взаимоотношения общего и особенного в развитии ребёнка, соотношения биологического и социального обучения и развития, связи первичного и вторичного дефектов.

Программа коррекционной работы направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • навыков соотносительного анализа;
  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • умения планировать деятельность;
  • развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа со школьниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:

1. С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.

2. Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.

3. С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.

4. С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей  общения.

5. С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.

6. С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.

Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.

Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативно-просветительская работа;

Коррекционно-развивающая работа психолога в школе

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития».

Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

Коррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

— Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,

защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

Особое внимание в коррекционной работе со школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом .


  1. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: [кн. для педагогов: методическое пособие]/О.С. Рудик. – М.:Гуманитарный изд.центр Владос, 2015
  2. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». – Ростов-на-Дону «Феникс», 2008
  3. Семенина С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», 2005 г.
  4. Бачков И.В. Групповые методы школьного психолога. – М. Ось-89, 2002
  5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., МГУ, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных рабо...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Причины и проявления школьной дезадаптации"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Дезадаптивное поведение дошкольников и школьников"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа по теме "Общие и специальные способности" и сообщение на тему "Феномен способностей"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Искажённое и дисгармоническое развитие", сообщение на тему "Аутичный ребёнок" и графическая методика "Кактус"...