Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"
материал

Коценко Елена Александровна

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Причины и проявления школьной дезадаптации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06_kotsenko_psihologiya_lk_3.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Самостоятельная работа

по дисциплине: «Специальная психология»

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Коценко Елена Александровна

г. Москва, 2017 г.


Самостоятельная работа по теме «Причины и проявления школьной дезадаптации»

  1. Что входит в понятия «адаптация» и «дезадаптация» в психологии?
  2. Каковы причины школьной дезадаптации учащихся (стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, внутренний конфликт)?
  3. Охарактеризуйте формы школьной дезадаптации в младшем школьном и подростковом возрасте (неврозы, страхи, депрессия, неврастения).
  4. Ознакомьтесь с определениями, приведенными в методических рекомендациях. Подумайте, какого рода воздействия могут вызвать стресс? Можно ли рассматривать фрустрацию как одну из форм психологического стресса?
  5. Какие особенности воспитания приводят к эмоциональной депривации?
  6. Что понимается под школьным неврозом?
  7. Какие школьные ситуации чаще всего вызывают страх у ребенка и подростка?
  8. В чем вы видите возможности профилактики школьных неврозов?
  9. Решите психолого-педагогические задачи, опираясь на изученный материал

Ф. Б. Березин определяет психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения социальным требованиям.

Дезадаптация — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию детей и подростков.


Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием. При этом, необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции как сложные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

Вторая по распространенности причина ШД – неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, истероневротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению. В категорию школьников-«дезадаптантов» попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется рядом признаков.

1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.

2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.

3. Наблюдается несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся.


Формы школьной дезадаптации включают в себя особенности учебной деятельности учеников младших классов. Ученики младшего возраста быстрее всего овладевают предметной стороной процесса обучения – навыками, приёмами и умениями, благодаря которым происходит усвоение новых знаний.

Освоение мотивационно-потребностной стороны учебной деятельности происходит как бы латентным образом: постепенно усваивая нормы и формы социального поведения взрослых. Ребенок еще не умеет использовать их настолько активно, как взрослые, оставаясь пока ещё очень зависимым от взрослых в своих взаимоотношениях с людьми.

Если у младшего школьника не происходит формирование навыков учебной деятельности или способом и приемов, которые он использует и которые закрепляются у него, являются недостаточно продуктивными и не рассчитанными на изучение более сложного материала, он отстаёт от одноклассников и начинает испытывать серьезные трудности в учёбе.

Таким образом, появляется один из признаков школьной дезадаптации – снижение успеваемости. Причинами могут быть индивидуальные особенности психомоторного и интеллектуального развития, которые, тем не менее, не являются фатальными.

Еще одна форма школьной дезадаптации учащихся младшего возраста имеет сильную связь со спецификой возрастного развития. Замена основной деятельности (на смену играм приходит учёба), которая происходит у детей в возрасте шести лет, осуществляется из-за того, что лишь понимаемые и принимаемые мотивы учения при установленных условиях становятся действующими мотивами. 

Следующая форма школьной дезадаптации состоит в неспособности к самоконтролю, произвольному управлению поведением и вниманием. Неумение приспосабливаться к условиям школы и управлять поведением соответственно к принятым нормам, может быть результатом неправильного воспитания, которое воздействует достаточно неблагоприятно и способствует обострению некоторых психологических особенностей, например, повышается возбудимость, возникают трудности с концентрированием внимания, эмоциональная лабильность и другие.

Четвертая форма школьной дезадаптации младших школьников заключается в неумении адаптироваться к ритму жизни в школе.

Чаще всего она встречается у детей с ослабленным организмом и низким иммунитетом, детей с задержкой физического развития, слабой нервной системой, с нарушениями работы анализаторов и другими болезнями. Причина этой формы школьной дезадаптации в неправильном семейном воспитании или игнорировании индивидуальных особенностей детей.


Стресс возникает как результат воздействия различных неблагоприятных факторов–стрессоров. К стрессорам относятся

  • страх;
  • жажда, голод;
  • сильный шум;
  • прием ряда лекарственных препаратов;
  • информационная перегрузка;
  • соревнование;
  • угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и т.д.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.

Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями, такими как разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и т. Д. Фрустрация может возникать, например, в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Фрустрация ведёт к агрессии; агрессия ведёт к тревоге; и, наконец, тревога ведёт к возникновению защитных реакций – как результат воздействия на организм стрессора.


Депривация— сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.

Эмоциональная депривация — это стимульное обеднение чувств, которое возникло у ребенка на фоне серьезных эмоциональных проблем. Так, если в юном возрасте малыш не получал достаточно любви от родителей, сталкивался с агрессией мамы и папы, то войдя в подростковую ступень развития, он практически наверняка столкнется с депривацией.

Многие дети в возрасте от года до семи лет испытывает огромную потребность в выражении своих чувств. Такие дети любят обниматься и целоваться с родителями, обожают подолгу болтать с ними на самые разные темы, таким образом питая свою потребность в общении. Если взрослые в ответ на эмоциональную необходимость ребенка ведут себя грубо или не проявляют желания общаться с ребенком, он может замкнуться в себе. Очень часто такие несчастные малыши отличаются эмоциональной неустойчивостью. Депривация может возникать и из-за того, что взрослые не позволяют ребенку выказывать свои эмоции. Злясь на малышей за их радость или слезы, родители заставляют младших членов семьи блокировать вполне естественные эмоции, что в дальнейшем приводит к их замкнутости и регулярным депрессиям.


О школьном неврозе говорят, когда у ребенка наблюдаются неосознанные тревожные симптомы и страхи, связанные с посещением школы. Это сопровождается соматическими симптомами: рвотой, тошнотой, головной болью, которые развиваются перед посещением занятий.


Чаще всего вызывают страх у ребёнка и подростка следующие школьные ситуации:

1. Страх ответить неправильно на вопрос учителя, особенно у доски. Этого школьники боятся как огня. Кому хочется выставить себя «в дурном свете», вызвать смех или осуждение одноклассников, неудовольствие или критическое замечание учителя. Отсюда рождается боязнь ошибиться, а также страх публичных выступлений.

2. Страх получить плохую оценку. Это и понятно — «двойка» в дневнике влечет за собой целый ряд нежелательных последствий: будут ругать дома, могут наказать, вдруг не успею исправить до конца четверти?

И если родители требуют только «десяток» и «девяток», сила давления на ребенка увеличивается, становится двухсторонней. Постепенно возникает синдром «неудачника», который всегда не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них.

3. Страх перед необъективностью учителя. В этой ситуации ребенок практически беззащитен, так как педагогический коллектив даже в случае неправоты коллеги обычно защищает честь мундира.

4. Страх быть отвергнутым одноклассниками (сверстниками) становится главным в подростковом возрасте, когда потребность в общении со сверстниками становится жизненно необходимой. Острое желание общаться и быть «своим» чаще всего сопровождается боязнью оказаться вне круга — а вдруг не примут и не захотят дружить?

5. Страх перед обидчиками — одноклассниками, старшими ребятами, которые могут спровоцировать драку, отнять чужую вещь, организовать травлю.


Школьные неврозы практически во всех случаях сочетаются с нежеланием посещать школу. Это может наблюдаться и при развитии иных форм психических отклонений у школьников, так как любые психические нарушения сопровождаются социальной дезадаптацией. Так как в этом возрасте социальная сфера представлена в основном школьным занятиями, то страдают именно они.

Профилактика школьных неврозов:

  • знание семейной обстановки и предрасположенности ребенка к невротическим реакциям;
  • благожелательная атмосфера на уроке;
  • уроки физкультуры, двигательная разгрузка детей;
  • повышение самоконтроля педагога;
  • выбор правильного стиля общения;
  • неформальное общение.

Список источников

  1. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы.: Метод. пособие/ Н.В. Дубровина, Л.Д. Андреева, Т.В. Вохмятина и др., Под ред. И.В. Дубровиной, 5-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.-96с.
  2.  Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. учеб. пед. завед.: в 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. - кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640с.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:1996.
  5. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.;1968.
  6. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологичекой диагностике. Киев;1989.

1. Как можно справиться с агрессивностью Милы?

К психологу обратилась учительница второго класса с жалобой на ученицу, девочку 8 лет. По ее словам, Мила (так звали девочку) в школу ходит нехотя, учится плохо, недисциплинированна, на уроках постоянно отвлекается, не слушает учителя. Когда надоедают занятия, может встать и ходить по классу. На переменах чрезмерно подвижна, часто дерется, бывает агрессивна. Ярко выраженных интересов или наклонностей нет. В классе занимает лидирующее положение, в совместных играх любит командовать.

Из-за низкой успеваемости и неадекватного поведения Милы учительница и завуч начальных классов рекомендовали ее матери обратиться к психологу, однако та этого не сделала. Ребенок из неполной семьи, отца никогда не видела. Мать занята решением своих проблем и специально вопросами воспитания дочери не занимается. По отношению к взрослым, которые пытаются ее «воспитывать», девочка проявляет бурные негативные реакции, грубит и огрызается.

Ответ:

В данном случае перед психологом стоит ряд вопросов, постепенное решение которых может исправить сложившуюся ситуацию:

  • Психологу необходимо найти варианты для снижения уровня агрессии у Милы в отношении учителей и одноклассников;
  • Привести работу в повышении познавательной мотивации девочки;
  • Привлечь к решению проблемы мать Милы

Чтобы найти первопричины такого поведения лучше, по-моему, начать с разговора с матерью:

  • Выяснить, как она сама относится к сложившейся ситуации, какие видит пути выхода из неё;
  • Поинтересоваться здоровьем девочки, узнать были ли подобные сложности в дошкольном периоде;
  • Нуждается ли мать Милы в помощи, совете, консультации;

Посетить уроки, понаблюдать за Милой и её поведением на занятиях, переменах, на уроках других учителей, в общении, в игре, чтобы понять:

  • Причины агрессивного поведения;
  • Отношение одноклассников к девочке;
  • Является ли успешным её лидерство

Провести необходимое обследование:

  • Диагностика агрессивного поведения и его причин (например, наблюдения, графический тест М.А. Панфиловой «Кактус»);
  • Исследование интеллектуальной сферы, чтобы выяснить причины неуспеваемости (например, тест Векслера)

Дать рекомендации учителям, работающим с Милой:

  • Проявлять терпение, необходимые замечания постараться делать спокойно;
  • Хвалить даже за небольшие успехи в учёбе и поведении;
  • Привлекать Милу к оказанию помощи учителям, одноклассникам в учебной и внеклассной деятельности;
  • Развивать интерес к учёбе, проводить дополнительные занятия по предметам

 2. Для чего Миша стал плохим учеником?

Миша Н., 7 лет, детский сад не посещал, при поступлении в школу, по словам матери (педагога по образованию), хотел учиться, был хорошо подготовлен. Первое полугодие проучился нормально, однако учительница часто делала замечания - отвлекается на уроках, невнимателен и т. д. Миша, мальчик достаточно воспитанный, вдруг стал огрызаться, иногда грубить учительнице. Мать сначала не придавала этому большого значения. Но поведение Миши постепенно ухудшалось. После того как учительница назвала его при всем классе идиотом, мальчик набросился на нее. Разбор в кабинете директора только усугубил конфликт, ребенок окончательно замкнулся, отказывался ходить в школу. Мать все-таки отводила его в школу, и он либо безучастно сидел на уроках, либо вел себя вызывающе: мог ходить по классу; укусил девочку, которая обзывала его; сидел под партой, когда учительница ругала мальчика; в диктанте перед каждым словом написал приставку «не»; диктант не сдал учителю и т. д. Ко всем взрослым стал относиться с недоверием, отказывался разговаривать с ними, у него наблюдался частичный аутизм.

Мать, обеспокоенная поведением сына, решила по совету педагогов отвести его к психиатру. Мальчик, когда понял, куда его привела мать, стал кричать: «Я не больной!» - после чего замкнулся окончательно, стал вялым, апатичным. Посещение любого кабинета (и в школе, и в поликлинике), вид любого врача, учителя вызывал у ребенка бурную реакцию протеста, он бился в истерике и кричал, что он нормальный. Категорически отказывался ходить в школу.

Ответ:

В данной ситуации психологу предстоит сложная и длительная работа, так как первое, что ему нужно будет сделать – это наладить контакт с мальчиком. Возможно, начать встречи с ним не индивидуально, а в группе. По-моему, взрослые (родители, учителя) в сложившейся ситуации повели себя неправильно, особенно учитель. Стрессовой для Миши была эта ситуация с самого первого дня учебы. Он не посещал детский сад, значит был не готов к тому, что внимание педагога не будет сконцентрировано только на нём. Учитель оказывал на ученика сильное давление, находя и акцентируя внимание лишь на недостатках ребенка, хотя мальчик старался вести себя достойно. Поэтому его поведение – это единственный способ, которым Миша сумел обратить на себя внимание. Направление к психиатру сломало его окончательно. Миша нуждался лишь в доброжелательном отношении, поддержке. Учитель, особенно в начальных классах, является авторитетом, оказывает огромное влияние на взаимоотношение учеников. Поэтому именно ему важно пересмотреть своё отношение к Мише, постараться вернуть ребёнку положительное отношение к учебной деятельности, быть более лояльных и справедливым. Обида на учителя и конфликт с ним – причина отказа идти в школу.

3. Почему Олечка не хочет ходить в школу?

К школьному психологу обратилась мать первоклассницы Оли, которая почти каждое утро перед уходом в школу жаловалась на головную боль, боли в животе. Иногда у девочки открывалась рвота, повышалась температура. Естественно, что в такие дни девочка оставалась дома. Мать удивляло то, что через несколько часов все симптомы проходили, и вызывать врача было бессмысленно. Родители верили, что дочь по утрам не симулирует, однако объяснить причину этого явления были не в состоянии.

Психолог подробно расспросил мать о том, как росла, развивалась девочка, о ее характере, о том, как относятся к ней взрослые и дети. Подробно побеседовал он и с учительницей Оли, понаблюдал за поведением девочки на уроках, переменах.

В результате бесед выяснилось, что Оля детский сад не посещала, была «домашним», к тому же единственным ребенком в семье. Общительна только с теми, кого знает уже давно. К новым контактам относится настороженно. По словам матери, очень хотела учиться в школе, на все вопросы при поступлении в школу отвечала правильно. Учительница относится к ней хорошо, с пониманием, дети в классе ее не дразнят. Родители были уверены, что с обучением в школе у Оли проблем не будет. Вызывало волнение только то, что она может переутомляться, поскольку девочка астеничная.

Чаще всего Оля отказывалась ходить в школу по понедельникам или в конце недели. В те дни, когда у нее не было повышения температуры, родители все-таки отводили ее в школу, хотя случалось так, что во время первого урока девочка плакала, потом успокаивалась и на следующих уроках вела себя нормально.

По мнению учительницы, Оля очень ранимая, не уверенная в себе, плаксивая. На уроках часто грызет ногти. Плачет из-за любого пустяка.

Например, не успела переписать что-то с доски - сразу слезы, вместо того, чтобы поднять руку и спросить. Все письменные работы выполняет на «5». Материал усваивает, чувствуется, что ей это интересно. Данные наблюдения подтверждают мнение учителя и родителей: действительно, девочка застенчивая, тревожная; поднимает руку, чтобы ответить, только если уверена; говорит тихо; чувствуется желание понравиться учителю. Когда мать провожает дочь в школу, Оля долго не отпускает ее, держит за руку, плачет, в класс входит со слезами, просит, чтобы ее отвели обратно домой. На переменах стоит одна, чаще всего у окна, смотрит, когда придет мать.

Ответ:

Первое, что необходимо сделать психологу – это разобраться в причинах поведения Оли, её реакции на посещение школы. Для этого лучше начать с:

  • Беседы с ребёнком и родителями;
  • Наблюдения за поведением девочки на уроках, переменах;
  • Определения приоритетов в общении.

Провести необходимые исследования для:

  • Выявления индивидуальных особенностей Оли (например, методика «Лесенка», «Дом-дерево-человек»);
  • Определения психологической готовности к школе, школьной зрелости (ориентационный тест Керна-Йирасека)
  • Диагностики адаптации к школе (например, методика «Градусник»)

Судя по представленным данным, психологу необходимо будет направить коррекционную работу на решение внутреннего конфликта, возникшего у девочки. Страх, боязнь не оправдать ожидание взрослых был вызван у девочки внутренним конфликтом между собственными представлениями о своих возможностях и требованиями, которые предъявляли окружающие. Наличие астении, проявляющейся в крайне неустойчивом настроении с чертами слезливости и повышенной утомляемости привело к соматическим нарушениям. Правильно построенная работа психолога даст возможность исключить все сложности, возникшие с посещением школы.

Советы:

  • Снять напряжённость, возникающую при посещении школы, сконцентрировать внимание девочки не на полученных оценках, а на собственных успехах;
  • Подключить к работе учителей и родителей, попросить их проявлять терпение в сложившейся ситуации;
  • Привлечь девочку к групповым занятиям, на которых она могла бы попробовать себя в разных ролях (ученицы, учителя)
  • Помимо учебного процесса, помочь Оле найти внеклассное занятие, чтобы повысить интерес к школе;
  • Оказывать помощь, поддержку.

Тест

Проанализировав эти данные, сформулируйте основные задачи психодиагностической работы и подберите необходимые методы.

Тест 1. Назовите возможные варианты компенсаторного развития.

А. Замещение одних психологических операций другими.

Б. Изменение системных отношений между функциями, формирование новых так называемых межфункциональных связей.

В. Достижение или возникновение какого-нибудь нового пункта развития, новообразования на обходном пути.

Г. Формирование функциональной системы.

Тест 2. Кому принадлежит это высказывание? «Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов. Его организм как целое перестраивается, личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка».

А. П.Я. Гальперин.

Б. Л.С. Выготский.

В. Т.А. Власова.

Г. С.Я. Рубинштейн.

Тест 3. Если в основе нарушения функции лежит необратимое разрушение нервных элементов, в этом случае остается путь, который заключается в перестройке нарушенной функции с тем, чтобы прежняя задача осуществлялась новыми способами и с помощью совершенно новой нервной организации. Назовите основные восстановительные и коррекционные приемы.

А. Спонтанное восстановление функции в форме автоматической компенсации нарушенной функции.

Б. Восстановление функций путем перестройки функциональных систем.

В. Восстановление функций путем перемещения нарушенной функции в сохранные отделы мозга (викариата).

Г. Восстановление функций путем расторможения.

Тест 4. Определите тип нарушения речи: «…больные при попытке назвать предмет произносят многократно одно и то же слово с различными литеральными ошибками, т. е. у них идут поиски не наименования, а звукового оформления слова. Например, лимон – дион, люноло, молонор, ноло)».

А. Сенсорная афазия.

Б. Акустико-мнестическая афазия.

В. Амнестическая афазия.

Г. Семантическая афазия.

Продолжение прил. 1

Тест 5. Определите тип нарушения речи: «Попытки назвать предмет выливаются в поиски именно нужного слова-наименования, выбор его семантического поля путем перебора всех слов-наименований (лимон – это не апельсин и не яблоко, что-то кислое) или пустым перечислением функций».

А. Акустико-мнестическая афазия.

Б. Семантическая афазия.

В. Сенсорная афазия.

Г. Амнестическая афазия.

Тест 6. Определите тип нарушения речи: «Возникает при поражении задневисочных – теменно-затылочных отделов мозга. затруднение проявляется в назывании предметов. Механизм лежит в сфере сенсорных или моторных нарушений.

В клинической картине на первое место выступает обилие поисков слов-наименований, обилие вербальных парафазий в устной спонтанной речи. При попытке назвать предмет больной перечисляет целую группу слов, но обязательно из того же семантического поля (изображение яблока. Больной: Ой, это не груша, это кушать очень вкусно, растет всюду, это не апельсин, не слива, знаю, а как сказать, не могу)».

А. Акустико-мнестическая афазия.

Б. Семантическая афазия.

В. Сенсорная афазия.

Г. Амнестическая афазия.

Тест 7. Определите тип нарушения речи: «С трудом ориентируются в пространстве. Нарушение пространственного фактора ведет к нарушению тех сторон речи, которые интимно связаны с восприятием пространственных отношений. Именно в этой связи наиболее грубо при семантической афазии нарушается понимание конструкций с предлогами под, над, из-за, к и т. д. Нарушается понимание сравнительных конструкций (муха меньше слона), оборотов со словами перед, после, без, конструкций творительного падежа (покажи карту указкой), конструкций атрибутивного родительного падежа (шапка отца, дом хозяина). При оценке подобных конструкций больные понимают либо отдельные слова, либо схватывают лишь общую ситуацию – о ком, чем говорится. Что говорится, взаимодействия и взаимоотношения указанных в предложении объектов (субъектов, явлений) остаются недоступными пониманию для больных с семантической афазией.

В психологической картине больные не могут опознать и понять грамматические категории слова (род, число, падеж, часть речи). Не могут поставить к слову нужный вопрос. С этим связано выполнение конструкций покажи карандаш ручкой».

А. Акустико-мнестическая афазия.

Б. Семантическая афазия.

В. Сенсорная афазия.

Г. Амнестическая афазия.

Тест 8. Кто из ученых считал, что психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами: 1) недоразвитием; 2) задержанным развитием; 3) поврежденным развитием; 4) дефицитарным развитием; 5) искаженным развитием; 6) дисгармоническим развитием.

а. В.В. Лебединский.

б. Г.Е. Сухарева.

в. Г.К. Ушакова.

г. В.В. Ковалева.

Тест 9. При каком типе развития наблюдается сочетание следующих симптомов: общего недоразвития; задержанного развития; поврежденного развития; ускоренного развития отдельных психических функций.

А. искаженный.

Б. поврежденный.

в. дефицитарный.

г. замедленный.

Тест 10. Кому принадлежит следующая систематика ЗПР:

– ЗПР конституционального происхождения;

– ЗПР соматического происхождения;

– ЗПР психогенного происхождения;

– ЗПР церебрально-органического происхождения.

А. В.В. Ковалев.

Б. В.В. Лебединский.

В. Г.Е. Сухарева.

Г. Г.К. Ушаков.

Тест 11. Кто из ученых выделяет четыре группы детей с состояниями пограничной недостаточности: 1) дети с замедленным темпом психического развития, связанным с нарушением созревания и недоразвития отдельных нейрофизиологических структур; 2) дети с замедленным темпом психического развития, обусловленным повреждением анатомо-морфологических структур мозга; 3) дети с замедленным темпом психического развития, вызванным дефектами органов чувств – зрения, слуха; 4) дети с педагогической запущенностью, вызванной дефицитом воспитания с раннего возраста.

А. В.В. Лебединский.

Б. Г.Е. Сухарева.

В. Г.К. Ушаков.

Г. В.В. Ковалев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных рабо...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлена самостоятельная работа по теме "Дезадаптивное поведение дошкольников и школьников"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа по теме "Общие и специальные способности" и сообщение на тему "Феномен способностей"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Искажённое и дисгармоническое развитие", сообщение на тему "Аутичный ребёнок" и графическая методика "Кактус"...

Самостоятельная работа по дисциплине "Специальная психология"

В материалах представлены самостоятельная работа на тему "Психологическая коррекция в специальной психологии" и занятие по коррекции когнитивных процессов...