Программа внеурочной деятельности педагога- психолога "Стратегии смыслового чтения"
рабочая программа (3 класс)

Пужанская Мария Федоровна

В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений, навыков. Проведенный в апреле 2018 года мониторинг в рамках итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах показал, что существуют проблемы в сформированности грамотности чтения у девятиклассников. Выявлены очень низкие результаты по шкалам "поиск и восстановление информации", "интерпретация текста и обоснование выводов", "рефлексия и оценивание". Опираясь на результаты мониторинга, считаю необходимым работу по овладению смысловым чтением начинать с начальной школы. Программа "Стратегии смыслового чтения" создана на базе ФГОС и авторской программы скорочтения Ш.Ахмадулина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_smysl_chteniya.docx85.38 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии смыслового чтения

Педагог- психолог Пужанская Мария Федоровна

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» выделяет отдельным умением «смысловое чтение».

В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Проведенный в апреле 2018 мониторинг в рамках собеседования по русскому языку в 9-х классах показал, что существуют большие проблемы в сформированости грамотности чтения у девятиклассников, понимаемой, в широком смысле слова, как способности обучающихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») выявлены очень низкие результаты: девятиклассники не могли пересказать текст, не могли описать событие или картинку.

Опираясь на результаты мониторинга, считаю необходимым помочь обучающимся в овладении смысловым чтением. И начинать необходимо в начальной школе.

Программа «Стратегии смыслового чтения» составлена мною на основе требований Федерального Государственного Образовательного стандарта  начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образовании  и авторской программы Ш.Ахмадуллина «Обучение детей скорочтению».

Цель: формирование навыков смыслового чтения и работы с содержащейся в текстах информацией.

Задачи:

  1. Научить осознанному чтению литературных, учебных, научно-познавательных текстов и инструкций, соответствующих возрасту.
  2. Сформировать элементарные навыки чтения информации, представленной в наглядно символической форме.
  3. Обучить навыкам работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
  4. Создать условия для овладения системой познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий.
  5. Освоить приёмы и техники скорочтения.
  6. Развивать память и внимание.
  7. Развивать речь.
  8. Развивать познавательную и творческую активности, интеллектуальные способности.
  9. Совершенствовать умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке.
  10. Создать комфортную обстановку для раскрытия умственных способностей обучающихся;

Общая характеристика курса

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. 

Основными принципами работы программы являются:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей обучающихся;

- доступность;

- последовательность;

- системность;

- эффективность;

- системно-деятельностный подход;

Новизна представленной программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность в полной мере получить знания  по смысловому, быстрому чтению, улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.

Приемы и методы обучения:

  • словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение
  • наглядные: демонстрация
  • практические: упражнения, выполнение графических записей
  • аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения.

Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу.

Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы, конспекты, схемы и таблицы.

В-третьих, понимание текста – это своего рода решение задач. А какая задача без вопроса? Ученика необходимо научить вести диалог с текстом (автором), задавая вопросы.

Виды чтения:

Существуют различные подходы к выделению видов чтения, они определяются в зависимости:

  • от владения скоростными приемами — скоростное и не скоростное чтение;
  • от техники — чтение вслух и чтение про себя;
  • от подготовки — подготовленное и неподготовленное чтение;
  • от места — классное и домашнее чтение;
  • от цели чтение — просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Стратегии смыслового чтения

Стратегии смыслового чтения

Н. Сметанникова

Г. Граник, Л. Концевая,

С. Бондаренко

Стратегии предтекстовой деятельностии

(нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению)

1. Мозговой штурм.

2. Глоссарий.

3.Ориентиры предвосхищения содержания текста.

4.Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы.

5. Рассечение вопроса

1. Учить видеть слово

(поиск в тексте непонятных слов, выражений и выяснение их смысла, слов в переносном значении и т. п).

2. Анализ заголовка текста

до начала чтения (ответы на вопросы: Что нам уже известно об этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? 0 чём можно судить по характеру заголовка?).

3. Работа с эпиграфом

Стратегии развития словаря

1. Обзор словаря.

2. Аналогия.

3. Постепенная догадка по контексту

Стратегии текстовой деятельности

1. Чтение вслух

(попеременное чтение).

2. Чтение про себя

с вопросами.

3. Чтение с остановками.

4. Чтение про себя

с пометками

1. Диалог с текстом

(перецентровка).

2. Прогнозирование:

восстановление пропущенных

слов, строк, дописывание

текстов, собирание

рассыпанных текстов,

выдвижение и проверка

гипотез.

3. Выделение главных

мыслей текстов, объяснение смысла текстов.

4. Ответы на вопросы по тексту(вопросы на выявление смысловых связей в тексте, на объяснение фактов и явлений, на выяснение позиции автора, на критическую оценку описанных в тексте фактов).

5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту

Стратегии послетекстовой деятельности

1. Отношения между вопросом

и ответом.

2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»),

3.Тайм-аут.

4. Проверочный лист

1.План.

2. Самостоятельное составление

схем, рисунков, таблиц,

опорных схем по текстам.

3. Пересказ.

4. Конспект

Стратегии компрессии текста

Аннотация - краткий пересказ - пересказ

Общеучебные стратегии

1. Знаю - хочу узнать - узнал.

2. Граф-схемы «Кольца Венна»

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Технологии реализации программы

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  • Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  • Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  • Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  • Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  • Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Технология критического мышления

Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология, которая решает задачи: активизации познавательной деятельности обучающегося; развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;

информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания. Учебное занятие, разработанное учителем по технологии развития критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных: «вызов» - «осмысление»-«рефлексия».

«Вызов» Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы.

«Осмысление» На этом этапе учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия школьниками новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а именно: восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ученик работает самостоятельно; осознание нового осуществляется только в активной деятельности, поэтому учителю следует создать специальные условия для активного включения ученика в процесс первичного усвоения новой информации; любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приемы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.

«Рефлексия» Именно на этом этапе происходит осознание школьниками нового знания. Рефлексия включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю?» « Как я это делаю?» « Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотнося их с результатом, осознает приобретенный опыт, а, значит, это является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту.

Особенности технологии: Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией.

Алгоритмы по работе с текстом

1. Алгоритм извлечения информации.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Вычлените из текста фактуальную информацию (лица, события, время, место и т. д.)

3. Найдите в тексте информацию, которая вызывает вопрос, которую необходимо уточнить, прокомментировать.

4. Для осмысления этой информации сформулируйте вопрос к себе. Он будет вашей учебной задачей.

5. Выберете способ решения учебной задачи (обратитесь к дополнительным источникам, обсудите с кем-либо и т. д.)

6. Запишите или озвучьте решение вашей учебной.

2. Алгоритм определения проблемы текста.

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Найдите в тексте ключевые слова или словосочетания.

3. Соотнесите ключевые слова или словосочетания. Подумайте, как они могут быть связаны.

4. Сформулируйте проблему, используя слова-связки «роль», «отношение», «влияние» и т. д.

3. Алгоритм составления тезисов

1.  Прочтите текст источника, следя за развитием главной мысли в нем.

2.  Составьте план ответа, исходя из содержания прочитанного текста.

3.  Разверните каждый пункт плана в виде одного-двух тезисов, содержащих основные теоретические положения и обосновывающие изложенные в тексте факты.

4.  Проверьте, все ли основные положения источника раскрыты в тезисе, нет ли расхождения между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.

5.  Расположите тезисы в соответствии с логикой вашего ответа.

4. Алгоритм построения доказательств

1.  Прочитайте внимательно текст.

2.  Найдите в тексте ключевые слова и фразы.

3.  Сформулируйте проблему и основную мысль текста.

4.  Найдите в тексте дополнительную информацию, раскрывающую данную проблему и основную мысль.

5.  Опираясь на данную информацию, сформулируйте основной тезис, который будете доказывать.

6.  Подберите к тезису не менее трех аргументов или доказательств (факты, цифры, цитаты).

7.  Обратите внимание на то, чтобы доказательства не противоречили друг другу и были логичны.

8.  Сделайте вывод, вытекающий из аргументов и доказательств.

Основные методические приемы:

Мозговая атака.

1 этап. Уч-ся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.

2 этап – Обмен информацией.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Групповая дискуссия – исследование, коллективный разбор, обсуждение. Главное: совместный поиск конструктивного решения вопроса. Понятие конфликта (противоречия) воспринимается как отправная точка решения проблемы.

Форма работы: групповая.

Чтение с остановками и вопросы Блума. Текст делится учителем на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:

- на «перевод» и интерпретацию

– перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями.

- на развитие памяти

- узнавание и вызов полученной информации;

- на развитие оценочных навыков

- личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- на аналитическую деятельность;

- на применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Кластеры. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Синквейн. Используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Форма работы: индивидуальная, парная.

«Продвинутая лекция» Организация лекции по модели: вызов – осмысление – рефлексия.

Эссе Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Пятиминутное эссе в конце занятия:

1) написать, что узнали по новой теме;

2) задать вопрос, на который они так и не получили ответа;

Пять вопросов сюжетной таблицы: данный приѐм рекомендуется использовать при работе с текстами. Речь идѐт о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, обучающийся делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая скелет текста. Учащийся овладевает сюжетным мышлением.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Толстые и тонкие вопросы: По данной методике, считается, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы называем «тонкими»), и те, на которые ответить столь определѐнно не представляется возможным (их мы называем «толстыми»).

Вопросы тонкие

Вопросы толстые

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

Почему вы считаете…

Может…

В чѐм разница…

Будет…

Предположите, что будет, если…

Мог ли…

Что…

Как звали…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

Сводная таблица. Чем старше становятся дети, тем больше информации им приходится усваивать на уроках. Приѐм «Сводная таблица», помогает обучающимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнить какие-то явления или события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линии сравнения», заносится информация, которую, собственно, и предстоит сравнивать.

«Ромашка вопросов» Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов: простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, творческий вопрос, вопрос интерпретация, практический вопрос.

Таблица Донны Огл ЗХУ (Знаю - Хочу знать - Узнал). Для того чтобы помочь обучающимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, строить некоторые относительно получения новых сведений, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.

Технология проблемного диалога

Технология проблемного диалога направлена на формирование навыков решения проблем (регулятивные УУД), ведения диалога (коммуникативные УУД), умения извлекать требуемую информацию, делать выводы (познавательные УУД), осуществлять нравственную оценку ситуации (личностные УУД). Формы работы: парная. В основе этой образовательной технологии лежит обсуждение проблемной ситуации, принимая во внимание неоднозначность еще решения. Учитель создает проблемную ситуацию, организует учебный диалог, предлагая заранее подобранные вопросы для обсуждения, помогает обучающимся определить пути решения проблемы, поиска необходимой информации, подбирает задания по применению новых знаний.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.

Работа с текстом представлена в трех разделах:

  1. поиск информации и понимание прочитанного
  2. преобразование и интерпретация информации
  3. оценка информации

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться

выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться

  • критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:

  • воспитание чувства любви, уважительного отношения к русскому языку, слову;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных текстов(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,
  • умении сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков,
  • умении представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько существенных признаков. 

Содержание программы

Программа состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).

Теоретическая часть содержит достаточно много рекомендаций, которыми можно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части.

Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позволит ученику овладеть смысловым чтением.

Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану.

Теоретическая часть

Инструкция по прохождению тренинга

Первое ограничение — тренинг рассчитан на учеников, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ученик может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо ответить на вопросы по тексту. Проходить этот тренинг детям, не умеющим читать, НЕЛЬЗЯ!

Учимся выполнять упражнения

До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником

Главное — знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво объяснить ученику методику их выполнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. После того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача — следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражнений, тренинг проходил динамично, а мозг ученика быстро переключался. Именно в быстром переключении кроется невероятная эффективность этого тренинга.

На первом занятии измеряем начальную скорость чтения ученика. Это очень важно. И, соответственно, на последнем — конечную. Тексты очень похожи. После прочтения ученик отвечает на вопросы, приведенные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если ученик прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением понимания. Можно пойти еще дальше: после того как ученик ответил на вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ.

Заниматься лучше в одно и то же время, чтобы это у ученика вошло в привычку. Для начала неплохо бы создать мотивацию, пообещав ему за увеличение скорости, например в 2 раза, какой-нибудь приз. Таким образом, вы позволяете ученику почувствовать себя спортсменом, который добивается результатов. Причем результаты здесь объективные (никаких субъективных оценок, как в школе), и, естественно, о призе говорим уже после того, как ученик прочитает первый контрольный текст. Очень важно при прохождении тренинга не критиковать ученика, не высмеивать и не оскорблять.

Упражнения на внимание

Первое упражнение на внимание — это струп-тест.

Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.

Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты.Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зрительную память.

Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99

В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).

Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.

Упражнения на расширение поля зрения

Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.

Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см.

Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.

В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.

Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.

Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать

Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.

Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.

Рисование обеими руками.

Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.

Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.

В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.

Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.

Чтение с указкой

При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.

В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)

Дыхательные упражнения

Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).

Работа со скороговорками и чистоговорками

Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять

скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на

пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев

левой и правой руки.

Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.

Практическая часть

Тренировочный текст первый (373 слова)

Волки, улитки и осы

(Французская народная сказка)

Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели говорить как люди. Вот улитка ему и сказала:

  • Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься? Захочу, так побегу быстрее тебя. Давай побьемся об заклад, что ты и твои приятели волки запыхаетесь, догоняя меня!
  • Это тебя-то не догнать, убогая?
  • Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра с восходом солнца, и посмотрим, кто из нас первый добежит до берега Гаронны.

Хорошо, придем, убогая.

Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное гнездо.

Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя не боимся. Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих приятелей волков?

Это вы-то, мелюзга этакая?

Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра, когда взойдет солнце, и посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы утопить вас в Гаронне!

Хорошо, придем.

Волк тотчас же пошел предупредить своих.

А улитка сказала осам: Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улитки тоже все непременно соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что растут на берегу Гаронны. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду.

Хорошо, улитка, будет сделано. И осы улетели, чтобы исполнить то, что обещали. А улитка разместила своих подружек на всем пути до берега Гаронны, через каждые пять шагов по улитке.

На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте, откуда решено было начать бег.

Ты здесь, улитка?

Здесь, волки. Начнем!

Волки помчались галопом. На бегу они кричали:

Где ты, улитка?

Здесь, волки, — отвечали улитки, расставленные по дороге через каждые пять шагов.

Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей вылетели из листвы ив и, напав на зверей, принялись больно жалить их, громко жужжа:

Сильнее! Сильнее!

Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме кончика морды.

В нос, в нос! — жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая жалами.

Волки все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воротились в лес.

Вопросы,

  1. На кого вначале наступил волк?
  2. На кого волк наступил во вторую очередь?
  3. Как предложила посоревноваться улитка?
  4. Как предложила посоревноваться оса?
  5. Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?
  6. На какую хитрость пошла улитка?
  7. В листве какого дерева прятались осы?
  8. Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?
  9. Какому народу принадлежит сказка?
  10. Как называется сказка?

Завершающий текст (234 слова)

Разделите так, как делили работу

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

  • Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить

водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду из игрушечного ведерка.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.

  • Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

  • Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.

Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.

Вопросы

1.

К кому пришли помогать мальчики?

2.

Кто их прислал помогать?

3.

Что попросил сделать мальчиков учитель?

4.

Какое ведро взял первый мальчик?

5.

Какое ведро взял второй мальчик?

6.

Как носил ведра первый мальчик?

7.

Как носил ведра второй мальчик?

8.

Как учитель решил отблагодарить мальчиков?

9.

Как назывался текст, который ты прочитал?

10

Какие выводы ты можешь сделать?

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)

Отработка дикции

1.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Скороговорки
1. Водовоз вез воду из-под водопада. 
2. Говори, говори, да не заговаривайся. 
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 
5. Наш дуда и туда и сюда. 
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. 
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 
9. Летят три пичужки через три пусты избушки. 
10. В один, Клим, клин колоти. 
11. Каково волокно, таково и полотно 
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку. 
13. Либретто "Риголетто”. 
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию? 
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку. 
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали. 

Чистоговорки

ай – ай – ай – авторучку дай.

ам –ам –ам –песенка для мам.

ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.

ал –ал –ал - скоро ли вокзал?

ла - ла - ла - очень острая игла.

лу - лу - лу - не валяйся на полу.

лы - лы - лы - наши девочки малы.

ло - ло - ло - прозрачное стекло.

да - да - да - там холодная вода.

ды — ды — ды — выходи - ка из воды.

ду - ду - ду - поскорей домой пойду.

де - де – де - подходить нельзя к воде.

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин

3. Наращивание темпа выполнения заданий;

4. Смена разных видов деятельности.

Структура занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45

минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:

1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции

2. Упражнения на внимание

3. Упражнения на расширение поля зрения

4. Чтение с указкой

5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Данная программа изучается в течение 3-5 классов, 1 раз в неделю – 34 часа в год.

Содержание курса

Возрастная группа

Чему учить

Предметы

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

3-5классы

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

• находить в тексте требуемую информацию

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир, ИЗО, технология, математика, музыка

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо

( «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»)

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

3-5  классы

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

  • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

«Список тем книги»

«Черты характера»

«Синквейн»(5кл)

Работа с текстом: оценка информации

3-5классы

Откликаться на содержание текста:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Интерактивные подходы

Логические цепочки

Тайм – аут

Вопросы после текста

Проверочный лист

Класс

Возрастные психологические особенности

Умения смыслового чтения

3 класс

логическое суждение относится

только к конкретным вещам, явлениям, которые доступны представлению. 

умение налаживать новые контакты и грамотно высказываться. независимость.

Недостаточно развитые умений смыслового чтения

4 класс

развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, "память становится мыслящей, а восприятие думающим".

Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.

Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. 

развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;

Активное развитие умений смыслового чтения

5 класс

(10-11 лет)

У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается

материал предметов 5-го класса.

Сформировано произвольное внимание. Оно может быть полностью организовано и контролируемо подростком.

Способность к саморегуляции.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущий мотив - познавательный).

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; уметь сопоставлять основные текстовые и вне текстовые компоненты; обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
  • находить необходимую единицу информации в тексте;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, проводить проверку правописания;
  • интерпретировать текст: делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Формы организации учебного процесса: практическое занятие

Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения

Формы контроля и диагностики

На занятиях педагог организует контроль (входной, текущий, итоговый). Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые обучающимися в ходе проведения теоретических и практических занятий. Входной и итоговый контроль проводятся в форме контрольной работы. Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.

Лист достижений ученика (цы) ___класса

Ф.И. ученика--------------

Коммуникативно – речевые умения

Входной контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

1. Определять тему текста. Озаглавливать текст

2. Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам

3. Ориентироваться в структуре текста

4. Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства

5. Составлять план (простой и сложный)

6. Определять: а) тип речи

б) стиль речи

7. Самостоятельно строить высказывание (на основе творческого пересказа)

8. Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи

9. Извлекать нужную информацию из текста

10. Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте

11. Выразительно читать

12. Пользоваться разными видами чтения

13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя еѐ.

14. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

15. а) Понимать вопросы учителя;

б) давать на них ответы;

в) самим задавать вопросы

16. Распределять роли в группе, договариваться друг с другом

17. Осуществлять информационную переработку текста

Материально-техническое обеспечение

Мультимедийное оборудование, система Internet.

Материально-технические средства обучения:

1.наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;

2.методическая литература: книги, журналы, интернет- сайты;

3.оборудование: книги, ручки, карандаши; секундомер, стакан воды (ученику нужно пить во время занятия)

4.материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания

Учебная литература

  1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.
  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с
  3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.
  4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»г. Челябинск, 2011г
  5. Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г
  6. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
  9. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
  10. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
  11. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
  12. Междисциплинарная Программа Смысловое чтение http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7
  13. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....

Программа внеурочной деятельности по предмету «Духовное чтение» 2 класс

Данная программа составлена для учащихся 2 класса с учетом их возрастных особенностей, способствует формированию духовно-нравственной личности, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и разви...

Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Программа «Смысловое чтение» имеет духовно-­нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-х – 4-х к...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Чтение с увлечением “. Тема занятия: “ Урок – спектакль по сказке Г.Х Андерсен “ Снежная королева “.

Цели и задачи внеурочного учебного занятия:формирование интереса к чтению и развития  навыков  чтения;обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся  3-х классов  составлена на основе:Федерального закона Российской Федера...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Смысловое чтение» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо общеинтеллектуальному направлению «Смысловое чтение»для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по технике чтения"

Данная программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. 1)Программа внеурочной деятельности &l...