Главные вкладки

    Особенности общения консультанта и клиента в психоаналитическом подходе З.Фрейда
    презентация к уроку

    Спицына Юлия Васильевна

    Особенности общения консультанта и клиента в психоаналитическом подходе З.Фрейда

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Особенности общения консультанта и клиента в психоаналитическом подходе З.Фрейда Выполнили: Спицына Ю.В., Половникова Е.В.

    Слайд 2

    Психологическая теория, разработанная в конце XIX —начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Психоанализ

    Слайд 3

    Родился в городе Фрайберг Австро-Венгрии (Ныне Пршибор , Чехия) в семье бедного торговца шерстью, женившегося третий раз на девушке, годящейся ему в дочери, которая раз за разом рожала ему детей. Их было 8, Сигизмунд был старшим, и безусловно выдающимся – поэтому его отправили учиться в гимназию, а затем в университет. После этого перед юным Зигмундом встаёт вопрос о выборе профессии... Зигмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фрейд) 1856-1939 г.

    Слайд 4

    Сигизмунд Шломо Фрейд прекрасно понимая, что его еврейское происхождение позволит ему стать только адвокатом или врачом, он выбирает второе. Планируя заниматься исключительно наукой, ему всё же приходится стать практическим врачом из-за финансовых проблем. Начал Фрейд в качестве невролога, лечащего пациентов от различных «нервных» расстройств при помощи обычных медицинских процедур.

    Слайд 5

    Внимательно слушая эти вербальные ассоциации, Фрейд обнаружил в них повторяющиеся темы, которые, по его предположению, были проявлениями бессознательных идей и страхов. Сходные темы он обнаружил в припоминании снов и ранних воспоминаниях детства. Поскольку процедуры часто не достигали успеха, он использовал метод гипноза, но затем отказался от него. Со временем он открыл метод свободных ассоциаций, когда пациенту предлагают говорить все, что приходит ему на ум, насколько бы тривиальным или неудобным ему это ни казалось.

    Слайд 6

    В одной из своих ранних публикаций («Психопатология обыденной жизни», 1901) Фрейд утверждал, что сны, юмор, забывание и обмолвки (« фрейдовские оговорки») — все это служит для облегчения психической напряженности путем высвобождения подавленных импульсов и удовлетворения неосуществленных желаний. Фрейд считал, что не только все психологические события причинно обусловлены, но и что большинство из них вызваны неудовлетворенными потребностями и бессознательными желаниями. С акцентом Фрейда на бессознательных процессах была тесно связана его убежденность в детерминизме человеческого поведения. Доктрина психологического детерминизма предполагает, что все мысли, эмоции и действия имеют свою причину.

    Слайд 7

    1900 г. – выход книги «Толкование сновидений», считается годом зарождения психоанализа Большую часть жизни Фрейд прожил в Вене. Был женат на Марте Бернейс . В браке у Фрейда родились 6 детей. Особо стоит отметить дочь – Анну Фрейд, которая продолжила дело отца, занималась детским психоанализом и теорией механизмов защиты личности.

    Слайд 8

    Основные положения психоанализа заключаются в следующем: Человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; 2. Эти влечения преимущественно бессознательны; 3.Попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 4. Помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; 5. Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.; 6. Освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

    Слайд 9

    Топографическая модель Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде. Предсознание — часть психики, бессознательная в описательном смысле слова, но потенциально осознаваемая при направлении на неё внимания. Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

    Слайд 10

    Эго (Я), Суперэго ( сверх-Я ) и Ид («оно») . Структура личности Фрейд обнаружил, что его топографическая модель слишком проста для описания личности человека, и продолжал развивать модель строения, в которой личность делилась на взаимодействующие системы, управляющие человеческим поведением:

    Слайд 11

    Часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия, осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Эго (Я)

    Слайд 12

    Моральные установки человека, представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Сверх-Я . Супер-Эго ( Сверх-Я )

    Слайд 13

    Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений. Ид («Оно»)

    Слайд 14

    Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, описках, ошибках памяти, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов. С точки зрения психоанализа в жизни нет чего-то случайного или незначительного . Психоанализ = Бессознательное

    Слайд 15

    В центре подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного "Я".

    Слайд 16

    Центральным понятием о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие конфликта. Главной задачей является доведение до сознания клиента конфликтной ситуации, связанной с неприемлемостью для него бессознательных влечений. При этом полагается, что именно осознание наличия бессознательных импульсов и самой конфликтной ситуации – путь решения этих конфликтов.

    Слайд 17

    Анализ переноса Техники работы с клиентом в классическом психоанализе З . Фрейда. Метод свободных ассоциаций Толкование сновидений Интерпретация Анализ сопротивления

    Слайд 18

    заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания. Метод свободных ассоциаций

    Слайд 19

    Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении интерпретаций, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов. Толкование сновидений клиента

    Слайд 20

    Неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация Представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения.

    Слайд 21

    Обеспечение осознания клиентом своих защитных механизмов и принятия необходимой конфронтации по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление " Ego " является главной помехой осознания личных проблем. Анализ сопротивления

    Слайд 22

    Перенос трактуется в качестве непременного атрибута психотерапиии и специально поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.д.). Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании. Анализ переноса

    Слайд 23

    Цели коррекции – помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки предполагается возможность контроля и частичного овладения поведением, и, как следствие, возможность личностного роста для клиента.

    Слайд 24

    2. Работа с клиентом по усилению его " Ego " для построения более реалистичного поведения. Два основных направления коррекционной работы психоаналитика 1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации.

    Слайд 25

    Невмешательство , отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, умение и способность выдержать "перенос" и работать с " контрпереносом ", тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям, осознание собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. Позиция психолога

    Слайд 26

    П ринятие самой концепции психоанализа; Полная открытость и готовность к длительному до 4—5 раз в неделю и относительная краткость 40 —50 мин сеансов; Условная пассивность психоаналитика (его участие обычно ограничивается вопросами, имеющими целью извлечь необходимую информацию, а также интерпретациями, конфронтациями , реконструкциями); Положение клиента — лежа, положение аналитика — вне поля видимости клиента (обычно он сидит у него в изголовье). Особенности консультирования

    Слайд 27

    Консультант выступает в функции некоего эксперта, интерпретатора, воплощающего собой «полюс сознания»; Клиент же, будучи побуждаемым аналитиком к свободному ассоциированию, представляет «полюс бессознательного». Роль аналитика состоит в том, чтобы привести клиента к инсайту , который достигается путем повторного переживания и перерабатывания нерешенных проблем прошлого, попадающих в зону внимания в течение консультативной сессии. Роль аналитика

    Слайд 28

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультирование родителей. Особенности общения с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.

    Данное консультирование ориентировано на психологическое просвещение родитетлей обучающихся  4-х классов, с целью ознакомления с основными эмоциональными проявлениями и особенностями поведения в ...

    Особенности общения с ребёнком в семье

    Здесь даётся рецепт, который может стать основным законом воспитания ребёнка в семье....

    Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида.

    Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида....

    Особенности общения с учащимися 4 классов

    В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся возрастных особенностей учащихся  четвёртых классов. Знание психологических и физиологических особенностей школьников поможет педагогам в постр...

    Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

    У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

    Особенности общения консультанта и клиента в психоаналитическом подходе З.Фрейда

    Особенности общения консультанта и клиента в психоаналитическом подходе З.Фрейда...