Аналитический отчет о работе педагога – психолога: Ахмедуллиной Адели Фанисовны за учебный 2015 – 2016 год.
учебно-методический материал

Бердила Аделя Фанисовна

На 2015 – 2016 учебный год, была поставлена следующая цель: содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 26._otchet_za_god_15-16.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

СУРГУТСКАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД

Аналитический отчет о работе педагога – психолога:

Ахмедуллиной Адели Фанисовны

за учебный 2015 – 2016 год.

Сургут 2016


Аналитический отчет о работе педагога – психолога:

 Ахмедуллиной Адели Фанисовны за учебный 2015 – 2016 год.

  1. Информационная справка об образовательном учреждении. Количество классов (начальная школа) – 9.
  2. Информационная справка о психологической службе школы

Стаж работы психолога: общий педагогический: 6 лет, в должности педагога-психолога: 6 лет, в данном ОУ: 6 лет.

категория: первая. Прохождение аттестации в 2013-2014 учебном году.

На 2015 – 2016 учебный год, была поставлена следующая цель: содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Анализ выполнения поставленных на год задач деятельности педагога-психолога 

Задачи деятельности педагога-психолога

Результаты деятельности

педагога-психолога

  • выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостаткам в их психическом (речевом) развитии

Создана психологическая база данных учащихся, выявлен уровень развития детей (группа риска), отслежена динамика развития, намечены пути дальнейшего развития.

  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей детей;

Отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности коррекционно-развивающих программ

  • создание условий для накопления речевых средств и активного использования их детьми в коммуникативных целях

Условия для формирования и всестороннего развития личности учащихся созданы, даны консультации, открытие мероприятия.

  • психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка и содействие в освоении обучающимися с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата в школе и оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ консультативной и методической помощи по психологическим вопросам.

Налажен контакт, взаимодействие с педагогическим коллективом и родителями

Проблемы и трудности, возникшие в ходе работы

Вероятные причины проблем и пути их решения

Затруднено участие в городских методических объединениях педагогов – психологов, мероприятиях психологической направленности в городе.

Более активное сотрудничество с библиотеками вне школы, продолжение создания собственной диагностической базы

Налаживание контактов с педагогами – психологами других образовательных учреждений.

Анализ диагностической работы

№ п/п

Направление

Количество учащихся

Исследование актуального уровня развития учащихся

40

Диагностика состояния учащихся

9

Изучение медицинских карт обучающихся

92

Определение уровня адаптации учащихся 1-х классов

33

Исследование стрессоустойчивости и степени эмоционального выгорания у педагогов

13

Изучение статуса учащихся по методики «Портрет выпускника»

59

Социометрические исследования в 1-х классах

30

Готовность сотрудников образовательной организации к инновационной деятельности и повышению квалификации.

13

Апробация диагностики по отслеживанию формирования УУД у обучающихся на ступени НОО

92

Адаптация учащихся первых классов к классному коллективу и школьному режиму

33

Комплексная диагностика по определению актуального уровня развития и сформированности предпосылок к учебной деятельности. Подготовка к ПМПК

6

Диагностика МСЭ

7

Использовались следующие методики: мультифункциональный диагностический материал «Портрет выпускника», анкета по выявлению тревожности у детей, анкета «Критерии выявления гиперактивности у детей» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), методика «Кодирование» (по А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман), оценка уровня развития внимания по таблице Бурдона, методика «10 слов» (А.Р. Лурия), методика «Узнавание фигур», методика «Прогрессивные матрицы Равенна» (детский вариант), методика изучения развития логических операций (по Э.Ф. Замбацявичене), кубики Коса, наблюдение за процессом обучения, беседы, исследование микроклимата по методике «Социометрия» (М. Битянова), анкетирование педагогов учащихся 1-х, 2-х классов по теме: «Сопровождение учащихся 1-х классов в период адаптации к школе», методика «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», Диагностический комплект Семаго М.М. Комплексная методика исследования УУД.

Анализируя процесс адаптации первоклассников в нашей школе, можно сделать вывод, что существует динамика, как видно по таблице из 33 учащихся:

Оценка ситуации

Баллы

Уровни адаптации

I

II

I

II

I

II

Благоприятная

9-17

Высокий

2

12

12

11

11

Условно благоприятная

18-24

Средний

3

1

2

1

Неблагоприятная

25 и выше

Низкий

3

3

1

3

Всего

3

3

15

15

14

15

На сентябрь месяц в школу поступили в 1е классы 32 обучающихся. Из 32 человек в диагностики не приняли участие 1а класс (глухие дети), по результатам были получены следующие выводы: к обучению готовы 9 учащихся, у 5 условная готовность, у 3 учеников условная неготовность и у 11 обучающихся наблюдается школьная незрелость. Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом:

Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.

Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения.

Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т.п.

Оценивания уровень тревожности в 1-х классах, были получены следующие результаты: из 33 первоклассников: у 2 учеников наблюдается высокий и у 11 средний уровень тревожности. 20 учащихся не испытывают повышенного уровня тревожности;

Повышение уровня тревожности, может быть связано с увеличением учебной нагрузки, с боязнью не оправдать доверие родителей.

Из 1а класса выбыл 1 ученик, Шиляев О. был переведен в 1б класс, а также во II четверти в 1б класс прибыла ученица Фатеева Л.;

Уровень адаптации в 1а-благоприятный, в 1б: 12 учеников – благоприятный, 3 обучающихся – неблагоприятная ситуация развития (Ешакин Д., Чегодаев Д., Яшин В.). 1в класс: 11 учеников – благоприятный уровень адаптации, у 1 обучающегося – условно благоприятная и у 3 учащихся – неблагоприятная (Макаров В., Джуфер Д, Коноплев Н.). Анализируя процесс адаптации в нашей школе, можно сделать следующие выводы: на II полугодие, у 27 учащихся – адаптация прошла успешно, у 6 – обучающихся уровень адаптации не благоприятный.

При оценке сформированности классного коллектива, можно отметить, что в 1а классе сформирован коллектив, социометрия не проводиться так как численность детей не превышает 10 человек; В 1б классе уровень адаптации оценивается как благоприятный, можно сделать вывод что сформирован коллектив, есть дети со статусом непопулярные, но у них есть положительные выборы других одноклассников и взаимные выборы с другими ребятами и есть в классе отверженные ученики (Ешакин Д., Карпов Н.) у них только отрицательные выборы; Ешакин Д. проявляет негативизм к учебному процессу, отказывается работать на уроке, выходит посреди урока, на замечания учителя не реагирует должным образом (ученик обучается в 1 классе второй год), Карпов Н. тихий, спокойный ребенок, который не всегда включается в совместные игры детей, не проявляет интерес к их игрушкам или интересам. Также в 1б классе 3 ученика имеют статус «Звезд» (популярные).

В 1в классе уровень адаптации оценивается как благоприятный, можно сделать вывод, что в классе сложился положительный микроклимат. Есть дети со статусом непопулярные, но у них есть положительные выборы других одноклассников и взаимные выборы с другими ребятами и есть в классе отверженный ученик (Макаров В.) у него 1 положительный и 6 отрицательных выборов можно сделать предположение, что из-за характерологических особенностей ученика (не любит громкий шум, подвижные игры, повышенный голос у детей, быстро утомляем) не все обучающиеся принимают его. Статус «Звезды» (популярные) имеет 1 ученик.

С помощью мультифункционального диагностического материала «Портрет выпускника». Было обследовано 59 учащихся 2А, 2Б, 2В, 3А, 3Б, 3В классов. Анализируя отдельные данные, можно отметить положительную динамику развития личности школьника по всем пяти параметрам. В 3Б классе педагогический статус остался на прежнем уровне (3,5) предположительно из-за увеличения состава класса (поступили Баянбеков А, Даутова А.).

За 2015, 2016 учебные года можно пронаблюдать стабильно хорошие показатели по классам, полученные результаты за повысились, в среднем на 0,1 и 0,2 единицы.

Перед обследованием ПМПК была проведена комплексная диагностика по определению актуального уровня развития и сформированности предпосылок к учебной деятельности - 6 учащихся.

Анализ групповой коррекционно-развивающей работы с детьми:

В этом учебном году, психокоррекционные занятия носили классно-урочную форму, использовались следующие программы: Данилов И.В. «Система упражнений. Развитие навыков учебной деятельности младших школьников», Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», психологический тренинг для будущих первоклассников. И.Л. Арцишевская и работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. И.Л. Арцишевская.

 Занятия в I полугодие во 2а, 2б, 3б классах не проводились по объективным причинам (в связи с невозможностью скорректировать свое расписание с общешкольным и расписанием внеурочной деятельности).

№ п/п

Направление

Класс

Количество часов

Цель занятий

1

Данилов И.В. «Система упражнений. Развитие навыков учебной деятельности младших школьников»

1а, 1б, 1в,

32

Последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного развития.

7

2

Холодова О.А. «Юным умникам и умницам»

36

Формирование у учащихся психологической основы обучения.

2б, 26, 3б

15

3

Психологический тренинг для будущих первоклассников. И.Л. Арцишевская и работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. И.Л. Арцишевская.

1б, 1в

32

(I

полугодие)

Укрепление уровня общего психологического, в частности умственного развития

4

Посещение сенсорной комнаты

1а, 1б, 1в, 2а, 2б, 2г, 3а,3б,3в

по 7 часов

Сохранение и укрепление психофизического здоровья школьников.

5

Коррекционно-развивающая работа с использованием методики «Драконовы ключи»

10 часов

Сохранение и укрепление психофизического здоровья школьников.

Индивидуальные мини-тренинги по развитию стрессоустойчивости у педагогов, были запланированы на текущий год, фактически занятия не были проведены, для педагогов было написано объявление, было сообщение на совещание при зам. директора по УВР, но заинтересованности не последовало, считаю, что причинами могут быть, высокая загруженность педагогического коллектива, либо их отрицание в необходимости проведения данных мероприятий.

С педагогами было проведено 1 занятие на тему «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности».

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике. Учащиеся 1х классов стали более дисциплинированные, внимательные, проявляют усидчивость при работе с тетрадями. Однако, стоит обратить внимание на усиление индивидуальной работы с учащимися Ешакиным Д., Чегодаевым Д. Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

Анализ консультативного приема.

За прошедший период было проведено 85 индивидуальных и 10 групповых консультаций (первичных и повторных). Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по вопросам взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком и уточнялись рекомендации. Консультации были даны и педагогам ОО, они часто носили методический характер, решались вопросы по текущей работе, заполнение бланков, характеристик на учащихся.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы.

 Анализ просветительской, экспертной и организационно – методической работы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации. Экспертную и организационно – методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами. В текущем учебном году были проведены: «Неделя толерантности», День психического здоровья, организован день открытых дверей для родителей, в рамках ресурсного центра было проведено два мероприятия. Для педагогов был организован педагогический проект. «Имидж педагога, как основополагающий имидж ОО», общешкольное собрание родителей первоклассников по теме: «Проблема адаптации первоклассников в школе», в течение года были проведены семинар-практикум «Психолого – педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ» и семинар-практикум «Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе» не только для педагогов школы, но и для воспитателей ДОУ.

Мероприятие

Срок

Документ

Доклад «Развитие навыков учебной деятельности детей с нарушением слуха по системе упражнений И.В. Данилова»          

25.08.2015

Мастер-класс в рамках Ресурсного центра

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

12.2015

Консультация для педагогов в рамках Ресурсного центра

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях апробации проекта федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализующих адаптированную основную образовательную программу для детей с нарушением слуха

06.2015

Разработка программы

«Портрет выпускника начальной школы и программы психолого-педагогического сопровождения как способ реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (вариант 1.2)».

04.2016

Статья, участие в видеоконференции. Участник окружной конференции по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ

Семинар-практикум «Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе»

10.2015

Выступление на семинар-практикуме

 «Систематизация индивидуальных методических комплексов для разных категорий учащихся по диагностике уровня развития познавательного интереса»

01.2016

Выступление на педагогическом совете

 «Творческая реабилитация детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования посредством активного включения воспитанников в познавательную, досуговую и креативную деятельность»

03.2016

Выступление на педагогическом совете

 «Использование интерактивного стола как неотъемлемая часть современного занятия педагога-психолога»

03.2016

Мастер-класс для родителей в рамках родительской конференции

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности»

01.2016

Тренинг для педагогов

«Почему болеют дети? Психологические причины и профилактика нарушений здоровья у детей»

27.01.2016

Участник вебинара

«Как организовать детско-родительские встречи в школе?»

28.01.2016

Участник вебинара

I Всероссийский съезд дефектологов

10.2015

Свидетельство участника

«Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы

26.06.2015

Удостоверение о повышение квалификации

Обучающие мероприятия для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования

09.2015

Свидетельство участника

Семинар «Актуальные вопросы введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)

22.04.2016

Участник семинара

Семинар «Коммуникативные навыки медиатора»

24.02.2016

Участник семинара

На 2015 – 2016 учебный год, мною был выбран план самообразования - изучение литературы по теме: «Диагностика и мониторинг формирования УУД детей с тяжелыми нарушениями речи и слуховой депривацией». Знания, полученные при изучении литературы, при обучении на курсах повышения квалификации используются в работе: создается программа ППМС сопровождения учащихся с учетом введения стандартов для детей с ОВЗ.

Анализируя всю проведенную работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, усиление индивидуальной коррекционно – развивающей работы. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.

Педагог – психолог ____________________________________ А.Ф. Ахмедуллина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума (2013-2014 учебный год)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума(2013-2014 учебный год)...

Отчет о проделанной работе МО НШ МБОУ «СОШ№7» за 2015-2016 учебный год

Коллектив начальной школы работал над темой: «Корпоративное обучение эффективным практикам согласно ФГОС».Вся работа МО была направлена на достижение цели: «Создание инклюзивного образовательного прос...

Аналитический отчет о работе методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ№7» за 2017 - 2018 учебный год.

Коллектив начальной школы в 2017-18 у. г. продолжал работать над темой: «Корпоративное обучение эффективным практикам согласно ФГОС».Вся работа МО была направлена на достижение цели: &laqu...

Аналитический отчёт о результатах работы кафедры начального образования за 1 полугодие 2015-2016 учебного года

Аналитический отчёт о результатах работы кафедры начального образования за  1 полугодие 2015-2016 учебного года...

План работы педагога-психолога Ахмедуллиной Адели Фанисовны на 2016-2017 учебный год

Цель: Содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальной ад...

Аналитический отчет о работе педагога – психолога: Ахмедуллиной Адели Фанисовны за учебный 2016 – 2017 год.

На 2016 – 2017 учебный год, была поставлена следующая цель: содействовать в создании системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) ...

Аналитический отчёт деятельности работы педагога – психолога Быковой В.Л в дошкольном отделении за 2016-2017 учебный год.

Создание условия для обеспечения полноценного психологического и личностного развития детей дошкольного возроста в процессе их воспитания....