Педагогические разработки. "Развитие самосознания младших школьников".
методическая разработка

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_i_formirovanie_samosoznaniya_mladshego_shkolnika.ppt633.5 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малахова Дарья Ириковна Учитель начальных классов. МОУ «СОШ №32»,г.Магнитогорск.

Слайд 2

«Развитие и формирование самосознания младшего школьника»

Слайд 3

ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт общая культура духовно-нравственное развитие социальное развитие личностное развитие интеллект. развитие (самооценка) основа самостоятельная реализация учебной деятельности социальная успешность развитие творческих способностей саморазвитие самосовершенствование укрепление здоровья (формирование самооценки)

Слайд 4

Особенности первой ступени общего образования ФГОС строится с учетом смена вида деят-сти новая соц. позиция новая соц. роль ученика формир. основ умения учиться изменение самооценки ребенка нравствен-ное развитие учебная потреб. в общении соц. признание самовыраж. внутр. познав. активность шк-ка сохр. цель план уч. деят. осущ. контроль и оценку взаимод-ие адекватность рефл-сть сотрудн-во межличн. отнош. гражд. мировоззр.

Слайд 5

Планируемые результаты ФГОС метапредметные результаты личностные развитие мотивац-ой сферы индив.-личностная позиция соц. компетентность способность к саморазвитию формирование адекватной самооценки познавательные регулятивные коммуникативные

Слайд 6

Этапы становления самооценки (по И. И. Чесноковой) 0 – 1 г. Я родился 1 – 3 г. Я есть 7 – 12 л. Какой я есть? 14 – 18 л. Я такой, какой я есть 3 – 7 л. Я есть и они есть 12 – 14 л. Кто я? >> Я-концепция >> индивид. существование ходьба, речь смена соц. статуса первичные межличн. отношения оформл. внутр. позиции Я оформление внутр. позиции школьника чувство компет-ти формиров. абстрактного мышления обобщение переживаний повышение импульсивности эмоциональный пик приоритет общения межличн. отнош. половое созревание процесс самоопределения оформление внутренней позиции (в будущем)

Слайд 7

Система формирования адекватной самооценки формирования адекватной самооценки создание ситуации выбора организация продуктивной деятельности в самооценивании создание ситуации успеха консультирование Психолого-педагогическое направление р е ф л е к с и я работа в зоне ближайшего развития и построение перспективы формирование адекватного уровня притязаний

Слайд 8

Формирование адекватной самооценк и работа в зоне ближайшего развития и построение перспективы формирование адекватного уровня притязаний создание ситуации выбора организация продуктивной деятельности в самооценивании создание ситуации успеха урок-консультирование Учет индивидуальных особенностей личности ребёнка определение критериев оценки будущей деятельности (РО) дифференцированные задания (РО) «доска-выручалочка» Взаимоопрос «Знайчонок» рефлексивные сочинения (РО) взаимооценивание («линейка оценки») (РО) «доска помощников» «доска открытий» (РО) учитель-консультант ученик-консультант взаимопомощь р е ф л е к с и я

Слайд 9

«Диагностический инструментарий » Методика Дембо – Рубинштейна Методика Захаровой А. В. Методика Куна Методика «Лесенка»

Слайд 10

Средства развития самооценки: упражнения, задания, интерактивные методики. Упражнения и задания : « Волшебный стул», «Назови свои сильные стороны», «Зайки и слоники», «Подари камешек».

Слайд 11

Интерактивные методики: «Круг радости» «Минутка тишины» «Наедине с собой» «Чтение» «Рассказ учителя» «Побеседуем» «Цитата урока» «Игра» «Творческая работа»

Слайд 12

Каковы преимущества интерактивных методик обучения? пробуждают у обучающихся интерес; поощряют активное участие каждого в учебном процессе; обращаются к чувствам каждого обучающегося; способствуют эффективному усвоению учебного материала; оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); формируют у обучающихся мнения и отношения; формируют жизненные навыки; способствуют изменению поведения.

Слайд 13

«Свет мой, зеркальце, скажи…» 1 часть - «Кто я такой?» (мое рождение, дни моей жизни, дом в котором я живу). 2 часть «Я — ученик» (распорядок дня, интересы, что я люблю, что не люблю, что я могу, что хочу узнать). 3 часть «Как я живу рядом с другими?» (мои питомцы, класс, друзья). 4 часть «Мое будущее» (мои мечты, чувства, кем я хочу стать).

Слайд 14

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Развитие и формирование самосознания в младшем школьном возрасте.

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.

В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других  авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознание решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы. Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В этом возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В младшем возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития. Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение младшего школьного возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону). Этот период считается сензетивным для   возникновения  самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубинштейну, процесс формирования самосознания протекает “ от наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для младшего школьника все более переносится к  ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом”. Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований.

Проблема развития самосознания является первостепенной задачей и современного образования, что подтверждается реализацией требований ФГОС.

Одним из составляющих направлений ФГОС является личностное развитие младшего школьника. В основе самостоятельной реализации учебной деятельности лежит саморазвитие, самосовершенствование, а это значит, на первый план развития выходит формирование самооценки: адекватность, рефлексивность. Ожидаемые результаты ФГОСа – метапредметные, познавательные и личностные. Личностные включают в себя:

  • развитие мотивационной сферы
  •  индивидуально-личностная позиция
  •  социальная компетентность
  •  способность к  саморазвитию
  •  формирование адекватной самооценки.

При формировании самооценки важно учитывать следующие  условия (работа в зоне ближайшего развития и построение перспективы, формирование адекватного уровня притязаний, создание ситуации выбора, создание ситуации успеха, организация продуктивной деятельности в самооценивании, урок-консультирование).

Педагог может использование следующих приемов (Учет индивидуальных  особенностей личности  ребёнка, определение критериев оценки будущей деятельности (РО), дифференцированные задания (РО), «доска помощников», доска открытий (РО), «доска-выручалочка», взаимоопрос  «Зайчонок», рефлексивные сочинения (РО), взаимооценивание («линейка оценки»), учитель-консультант, ученик-консультант, взаимопомощь).

Результатом такой работы будет формирование рефлексии, как одного из главных новообразования младшего школьника.

На наш взгляд важно знать практику организации деятельности учителя по  развитию и формированию самосознания младшего школьника. Практика включает в себя, в первую очередь, владение педагогом приемами и методами диагностики по определению особенностей самооценки младшего школьника (когнитивную сторону).

Диагностическая деятельность помогает учителю выявить, осмыслить особенности внутреннего мира ученика, признать и позволить реализовать его неповторимость и уникальность, и принять его как ценность.

Средствами развития самооценки младших школьников могут быть, по нашему мнению: упражнения, задания, интерактивные методики. Использование современных интерактивных методик дают следующие преимущества:  пробуждают у обучающихся интерес, поощряют активное участие каждого в учебном процессе; обращаются к чувствам каждого обучающегося; способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Дополнением к решению данной проблемы может быть, на наш взгляд, использование рабочего блокнота, например «Свет мой, зеркальце, скажи…» который способствует формированию адекватной самооценки, повышает уверенность детей в себе,  развивает способность видеть в себе «хорошее», формирует коммуникативные навыки, развивать способность позитивного отношения к людям.

В заключении хотелось бы сказать, что специальное построение продуктивной, творческой учебной деятельности, базирующейся на основе сотрудничества ученика с учителем, другими учениками и самим собой, способствует развитию самосознания и оказывает влияние на идентификацию личности не только ребенка, но и педагога,  приводя к перестройке личностные позиции учителя, ученика и их самосознания, обеспечивая способность взрослого профессионала к диалогу, к эмпатии и уважению личности ученика. А у ученика обеспечит способность к уважению личности учителя, других взрослых, способность участвовать в совместном решении учебно-познавательных, продуктивных и творческих задач, проявлять внутреннюю и внешнюю рефлексию в умении взаимодействовать с другими людьми, т. е. учитывать позицию другого и давать адекватную оценку самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников"

Педпроект по теме "Экологическое воспитание младших школьников"...

Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности

В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты...

Самосознание младшего школьника

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случая...