Мастер-класс "Игровое занятие КРУГ"
методическая разработка

В материале представлен конспект игрового занятия КРУГ и опыт работы с детьми с РАС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_zanyatie_krug.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое занятие «КРУГ»

Из опыта работы: Индивидуальные занятия с педагогом позволяют сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Однако невозможно представить себе процесс социализации ребенка без опыта общения с другими детьми. Все мы знаем, что у детей с нарушениями развития множество психических функций и навыков формируется с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения. Для этого мы стали проводить занятие Круг.

    «Круг» - ритмически организованное занятие, направленное на привлечение внимания детей друг к другу, участие в каком-нибудь общем деле.

Дети садятся в круг на стульчики. Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство,  помогая  им  сосредоточиться друг  на  друге, и на предлагаемых играх.

   Форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка. Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередность, и каждый становится участником игры.

   Главная цель занятия КРУГ – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива. Когда ребенок принимает на себя роль водящего в игре, он должен совершить действие перед остальными участниками игры, а в следующий момент наблюдает, как другой ребенок справляется с этой задачей. Это помогает ему осознать себя, почувствовать свою индивидуальность. Для расторможенных детей, детей с полевым поведением Круг становится опорой для организации своего поведения, формирования стереотипа группового занятия. Детей с низким уровнем собственной активности это эмоциональное ритмическое занятие тонизирует, стимулирует к участию в общем действии.

    Педагоги, присутствующие на занятии КРУГ, являются равноправными участниками занятия и наравне с детьми выполняют все задания, участвуют в играх. Кроме этого, на начальном этапе проведения занятий возникала необходимость в помощи ребенку со стороны педагога, сидящего рядом. Многим детям очень трудно соблюдать общие правила, и освоить их помогал взрослый, сидящий рядом: он может, тихо обращаясь к ребенку, повторить и объяснить слова ведущего, поддержать ребенка в ожидании и даже просто обнять, помогая усидеть на месте. Если кому-то из детей нужна была физическая помощь, сидящий рядом взрослый, из участника занятия превращается в помощника – он сажал ребенка, испытывающего трудности удержания позы, к себе на колени, в другом случае он  помогал  ребенку держать предмет, который используется в игре, иногда приходилось  некоторое время выполнять необходимые движения руками ребенка, пока он сам не начнет активно действовать, повторяя движения за ведущим.  Мы наблюдали положительную динамику: дети уже без помощи педагогов выполняют упражнения, включаются в игры, эмоционально реагируют, высиживали занятие до конца. Для занятий использовалась мягкая игрушка Дракончик с мешочком, в котором находились предметы, необходимые для проведения различных игр.

Круг способствует:

— активизации зрительного и слухового внимания;

— стимуляции сенсорного развития;

— стимуляции тактильного взаимодействия ребенка с другими;

— развитию подражания;

— развитию способности к переключению внимания и др.

   Набор предлагаемых стихотворений и игр зависит от возможностей понимания детей и преобладающих в данной группе проблем. Для многих детей важна стимуляция речевой активности. Поэтому использовали стихотворения с вопросами и ответами, повторами, восклицаниями («А где наш …?»).

Детям с РАС предлагались стихи и игры, где требуется сказать «я» и указать на себя (например, «Раз/два/три»«Рыбка плавала в пруду»). Для всех групп детей актуальны показ частей тела, повторение их названий («Та/та, два кота»«У Авдотьи, у старушки…»).

Мы использовали игры, стихотворения, расширяющие представления

ребенка об окружающем мире (на темы «Времена года», «Овощи»,

«Транспорт» и др.), которые обсуждались на других занятиях в группе

Когда дети привыкли к ситуации занятия, мы постепенно изменяли набор игр.

Содержание Круга

Основные составляющие Круга:

1) приветствие;

2) ритмические игры с эмоциональным заражением;

3) сенсорные игры;

4) игры на подражание;

5) игры по правилам;

6) окончание Круга.

Начало и конец занятия всегда четко обозначаются.

Круг начинается с приветствия.

Все берутся за руки, говорят вместе: «Добрый день», потом поют про каждого, кто пришел, повторяют его имя хором. Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь. Окончание Круга отмечено общим стихотворением

Приветствие и окончание Круга не изменяются от занятия к занятию, это позволяет ребенку легче включиться в привычный ритм групповых занятий и определенный отрезок времени поддерживать эмоциональное общение с другими детьми и взрослыми.

Ритмические игры — основа Круга. Они являются основным

наполнением Круга для детей, находящихся на начальном этапе занятий, и для детей с грубыми нарушениями развития. Основная цель — эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.

Взрослые рассказывают стихи потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или крикнуть что-то (например, «Вышли мыши как/то раз»«Федя/

бредя»«Шалтай/Болтай»).

Сенсорные игры — важная составляющая Круга. Они помогают

создать благоприятный эмоциональный фон в группе, развивают познавательный интерес и сенсорно-двигательную активность ребенка.

«Дует ветер». Прозрачным, легким покрывалом или платком накрывают того, на кого «дует ветер», дети и взрослый ищут ребенка под платком.

«Снег». Мы приносили на занятие настоящий снег. Дети по очереди прикасались к холодному снегу. Затем устраивался «снегопад» из бумажного снега, который посыпает всех участников Круга.

Сенсорные игры в Кругу позволяют поднять эмоциональный тонус ребенка и, что очень важно, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых, присутствующих на Круге, следовательно, развивают его коммуникативные возможности. Участие в этих играх помогает ему научиться ожидать своей очереди.

Для детей с разными нарушениями сенсорные игры могут выполнять разные задачи. Однотипные игры в разных группах предполагают разную степень участия и помощи взрослого. Например, мыльные пузыри в группах детей с глубокими психическими нарушениями выдуваются взрослым и им же эмоционально комментируются, в то время как ребенок прослеживает полет взглядом. В группах детей с эмоционально-волевыми нарушениями те же мыльные пузыри дети вместе ловят или по очереди выдувают. Таким детям важно не только эмоциональное насыщение, но и возможность почувствовать эмоциональное состояние других детей, научиться ждать своей очереди. В группах детей с незначительными нарушениями та же игра стимулирует также и речевую активность.

Игры на подражаниеПодражание — необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество таких игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки»«Сорока/белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.

Круг становится опорой для организации своего поведения, формирования стереотипа группового занятия. Детей с низким уровнем собственной активности это эмоциональное ритмическое занятие тонизирует, стимулирует к участию в общем действии.

Занятие

1. Приветствие

- Здравствуй, Ваня, вот моя рука (протягивая руку ребенку).

- Привет.

- А где наш Ваня?

- Там, там, там (все показывают на Ваню).

- А где наш Ваня?

- Здесь, здесь, здесь (Ваня показывает на себя).

Раз-два-три, посмотри,

Это – я, это – ты.

2. Игра «Дует ветер».

Ритмическая сенсорная игра. Позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие. Помогает в развитии эмоционального контакта.

 Игра повторяется несколько раз, пока под платком не побывают все дети. Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает,
Парус / Васю / накрывает.
Участники берутся за края платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три – лети!» Дети «ищут» спрятанного, снимая с него платок.

3. Игра  Солнышко

Ритмическая игра на подражание, позволяет тренировать координацию движений.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в лесу ручей.
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают.
А цветочки подрастают.
Участники берутся за руки, рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Первая строка – тянутся вверх, вторая – опускают руки вниз. Третья и четвертая – поднимают руки вверх и раскачиваются. Далее изображают руками волны в ручье и крылья грачей. В конце каждый сначала медленно тянется до пола, а потом медленно поднимает руки вверх.

4. Игра «Еду, еду к бабе, к деду»
Ритмическая игра с ярким изменением темпа.
Педагоги читают стихотворение, постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворения, также ускоряясь, в конце игры наклоняются вниз.
Еду, еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
В лапоточках,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!

5. Ведущий: «Кто упал с лошадки? Всем надо проверить коленки!» Звучащим молоточком по своим коленкам сначала стучит взрослый. Затем все дети по очереди стучат по своим коленкам молоточком.
Ведущий: «Проверили – все здоровые, веселые. Все молодцы». Участники берутся за руки и громко говорят: «Молодцы!»

6. Игра с мыльными пузырями

 Педагог выдувает пузыри, привлекая к ним внимание детей: «Маша, смотри!» Дети наблюдают за летящими пузырями, могут ловить их, дуть и т. д. Педагог может предложить выдуть пузырь тем детям, кто может или учится дуть.

7. Сенсорная игра «Черепаха».

Ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела.

Педагоги стучат по полу сами и помогают это делать детям. Если дети не прячут ручки, ножки и т. д. от «черепахи», взрослые щекочут их за названные части тела, дожидаясь ответной эмоциональной и двигательной реакции.
Ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела.
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи (ножки / бока / спинку…).
Кусь-кусь-кусь-кусь –
Никого я не боюсь!
Участники рассказывают стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда ведущий называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), все прячут свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь!» ведущий и другие взрослые щипают за ножки тех детей, которые их не спрятали, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции. Игра повторяется, а водящий называет другие части тела.
8. Игра «Мама – папа - жаба – цап!»

Ритмическая игра с ярким изменением темпа и сенсорным компонентом (тактильное воздействие).
Педагог выставляет вперед открытую ладонь со словами «Мама, пап, жаба, цап», (постепенно темп меняется). Все участники Круга ставят под ладонь педагога указательный палец, (рука сжата в кулак). Задача каждого - вовремя убрать палец из-под ладони педагога, со словами «Цап» ладонь закрывается.

9. Игра «Шалтай-Болтай».
Ритмическая игра с сенсорным компонентом (тактильное воздействие). Способствует стимуляции речи, развитию двигательной координации.
Все участники КРУГа садятся поплотнее (обычно для этого делают круг поменьше), берутся за руки и рассказывают стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону и подталкивая при этом соседей плечами или локтями. Со словами «свалился во сне» наклоняются вперед, а со словом «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются.
Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница
И вся королевская рать
Не могут Шалтая,
Не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.

10. Прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики и конструирования в 1 классе.Тема: "Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга."

1 класс Тема: Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга.Цель: - учить детей распознавать геометрические фигуры по их признакам...

Открытое занятие факультатива "Развивающие игры". Тема: "Волшебный круг" - игра на воссоздание силуэтов"

Данная игра развивает пространственные представления детей, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, улитки, дельфина; развивает образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность. расши...

Проект "В подводном мире". ОРИГАМИ ИЗ КРУГОВ. (Занятие по социальному направлению внеурочной деятельности "Азбука мастерства")

В разработке подробно указаны формируемые УУД  на каждом этапе занятия. Приложением служит презентация "Искусство оригами"....

Игровое занятие "Круг"

В лечебной педагогике традиционно используются ритмические игры в кругу. Такие занятия положительно влияют на состояние детей с самыми различными нарушениями. КРУГ может стать для ребенка одной ...

конспект занятия по рисованию "Солнечный круг" рисуем солнце

«Солнечный круг»I часть (1-ый час) 1.организационный момент. - Здравствуйте, ребята. А вы любите отгадывать загадки?-ну, тогда попробуйте отгадать мои загадки:    Без него пла...

Цветовой круг (методическая разработка занятия)

Данная разработка поможет педагогам дополнительного  образования в развитии графических умений и н...

Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"

Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...