Воспитание: взгляд в будущее.
статья (2 класс)

Кузнецова Наталья Юрьевна

В данной статье описываются проблемы воспитания нового поколения детей и методы  решения данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_vospitanie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Воспитание: взгляд в будущее»

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,

 будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,

и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,

 но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)

Во времена Древней Греции учения о методах воспитания зарождались в виде особых философских течений. Великие философы сравнивали процесс воспитания с законами природы, семейные традиции раскрывали через учения философии. Демокрит занимался изучением сознания человека и его функций. Сократ зафиксировал факт, что лучшее воспитание – это диалог между учителем и учениками, только так достигается обоюдное восприятие информации и получается положительный результат. Аристотель смотрел на воспитание через призму природного мира и видел его цель в развитии разумной и волевой сторон души. (https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/chto_oznachaet_v_perevode_s_grecheskogo_pedagogika/)

Но если еще в Древней Греции педагог занимался воспитанием детей (мальчиков с 7 лет), и это был раб, то по мере развития общества учитель стал светочем знаний, человеком, которого уважали, ценили и преклонялись перед ним.  Конечно, учитель должен воспитывать ребенка, развивать способности, давать знания. Но жизнь в современном обществе стремительно меняется. На процесс воспитания влияет политическая и экономическая ситуации,  научно-технический прогресс. Поэтому возникают определенные проблемы. Тем не менее, я считаю, что учитель все равно должен оставаться тем солнечным лучом, который освещает путь, зажигает сердца и новые звезды. Учитель - человек, который с добротой указывает дорогу. Именно учитель даёт первые знания людям, которые потом становятся различными специалистами. Учитель – это не просто слово и не только профессия, это состояние души. Именно к словам учителя прислушиваются, ищут совета не только дети, но и их родители.    

Я – разная, и дети, каждый раз ко мне приходят разные. Я учитель, артист, художник, психолог, но я – мама. Для меня это очень важно. Ведь только тогда, когда в твоей семье появляется новый человечек, ты начинаешь понимать, что тебе доверено самое главное – жизнь и воспитание своего ребёнка и других детей. И благодаря этому мне хватает сил на всё, потому что я люблю, то, что я делаю и для кого я это делаю. Работая много лет с маленькими детьми в начальной школе, понимаешь, как сложно найти путь к сердцу ребенка, завоевать доверие его и родителей.  Моя самая главная задача – воспитать в них настоящие человеческие качества. Давайте обратимся к одному из главных трактований слова «Воспитывать»:

ВОСПИТЫВАТЬ - воспитать кого, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; … кормить и одевать до возраста; в высшем знач. научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. (Даль. Словарь Даля. 2012.)

      И как говорил А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». И трактовка по словарю Даля и слова выдающегося педагога подтверждают мою убежденность в том, что первое воспитание начинается в семье, где ребёнок смотрит на своих родителей, на их характер, отношение к жизни. В семье формируются такие человеческие ценности как любовь, добро, забота, ответственность. Именно в семье закладывается поведенческая модель, на основе которой пока еще маленький человечек будет строить свою жизнь.  Поэтому, когда ко мне приходят первоклашки, я на первом родительском собрании пытаюсь донести до родителей то, что их дети нуждаются в поддержке, опоре и помощи, что дети должны чувствовать - рядом с ними всегда семья. Но здесь тоже есть «подводные камни»: важно не «залюбить» ребенка.  

 Родители должны понимать, что именно сотрудничество с классным руководителем позволит достичь положительных результатов при воспитании конкретного ребенка и создать дружный сплоченный коллектив. Это одна из задач классного руководителя. Но цель в том, чтобы классный руководитель видел и развивал в ребёнке личность, человеческие качества в рамках ценностных ориентиров и стремление к познанию.

Как я это делаю? Один из принципов моей работы - не унижать и не оскорблять детей, а ценить и уважать их мнение в различных вопросах, подсказывать и направлять их на правильный путь. Главное не переделывать ребёнка под себя, а развивать те качества, которые у него есть, и, как росточек, выращивать то, что может быть еще не проявилось в полной мере, но есть определенные задатки и способности.

В этом, в частности, состоит моя воспитательная работа. Но какова должна быть моя роль как классного руководителя? Учитывая проблемы современного мира я должна осуществлять системный подход в воспитании. Я моделирую свою воспитательную систему с учетом возрастных особенностей детей (1 класс отличается от 4-го), интересов и пожеланий не только детей, но и родителей, а также того, что мы живем и учимся в культурной столице России Санкт-Петербурге. Поэтому в модели моей воспитательной работы использую такое направление как: модель личностного развития при организации внеклассных, тематических и предметно-тематических мероприятий.

Не могу не отметить тот фактор, что современные дети родились в век технического прогресса, они с самого детства окружены различными гаджетами. У многих детей отсутствует личностное общение, они не заводят реальных друзей, а живут и дружат в виртуальном мире. Они жестко и напористо стараются добиваться исполнения своих желаний. У них отсутствуют какие – либо идеалы. Мобильный телефон заменяет им живое общение. А как бороться с этим в процессе воспитания? На классных часах, которые я провожу в своё классе, мы очень часто поднимаем эту проблему и обсуждаем данный вопрос. Очень тяжело переубедить детей в том, что жизнь без телефона или планшета намного ярче и интереснее. Но есть дети, которые начинают прислушиваться к этому, и это уже маленькая победа. Они становятся примером для своих одноклассников.  Поэтому процесс воспитания личности сложен. Он включает в себя достаточно много аспектов и нюансов, а классный руководитель одновременно профессионал и разносторонняя личность.  Именно от личности классного руководителя, его отношения к детям, креативности зависит не только воспитание детей, но и их будущее. Я уверена, что только нестандартно мыслящая творческая личность классного руководителя может дать обществу нового выпускника XXI века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее»

Программа  развития классного коллектива: « Мир – по прежнему красив»...

Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»

laquo;Воспитание: взгляд в будущее»...

Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»

Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»...

Эссе « Воспитание: взгляд в будущее»

Воспитание подрастающего поколения....

Эссе "Воспитание – взгляд в будущее"

Эссе "Воспитание – взгляд в будущее"...