Программа психологического содействия успешной адаптации.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Адаптация в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа психологического содействия

успешной адаптации в начальной школе.

Пояснительная записка

Цель: способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей.

Задачи:

  1. формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;
  2. знакомство с чертами личности – первичными и вторичными способностями;
  3. формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Для эффективного решения задач используются следующие методы:

  • игры с элементами психогимнастики;
  • подвижные игры;
  • беседа;
  • дискуссия;
  • рисование.

Работу по программе следует начинать  с диагностики личностных особенностей детей. Занятия проводятся два раза в неделю по 60 минут. Количество человек в группе – 6-8. Возраст – 8-10 лет. Количество занятий – 11.

Структура занятий

п/п

Этап

Назначение

1

Приветствие

Ритуал «входа». Представление себя. Что сейчас чувствуешь? Ожидания в отношении занятия.

2

Разминка

Динамические упражнения, направленные на синхронизацию группы, создание доверительной, безопасной, непринужденной атмосферы.

3

Основная часть

Выполнение заданий, упражнений. Обсуждение полученной информации. Рисование по теме.

4

Прощание

Ритуал «выхода». Участники становятся в круг, звучат аплодисменты друг другу.

Содержание программы по занятиям

Занятие 1.

  • Приветствие.
  • Правила. Повторение.
  • Упражнение «Ревущий мотор».
  • Упражнение «Печатная машинка».
  • Упражнение «Имя и движение».
  • Диагностика. Определение степени развития первичных и вторичных особенностей.
  • Упражнение «Волшебная рука».
  • Упражнение «Браво!».
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 2.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Поменяйтесь местами все те…».
  • Упражнение «А я еду, а я тоже, а я “зайцем”, а я с …».
  • Беседа. «Знакомство с качествами человека. Доверие».
  • Упражнение «Слепой и поводырь».
  • Упражнение «Только вместе».
  • Рисование себя.
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 3.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Кулак, палец, ладонь».
  • Упражнение «Счет».
  • Беседа. «Знакомство с качествами человека. Контакты».
  • Упражнение «Путаница».
  • Упражнение «Рукопожатия».
  • Упражнение «Поздороваемся».
  • Упражнение «Ладушки».
  • Упражнение «Мое личное место».
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 4.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Поменяйтесь местами все те…».
  • Упражнение «Счетная машинка».
  • Беседа. «Знакомство с качествами человека. Терпение».
  • Упражнение «Задержать дыхание».
  • Упражнение «Дружеская рука».
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 5.

  • Приветствие.
  • Упражнение «А я еду, а я тоже, а я “зайцем”, а я с …».
  • Беседа. «Знакомство с качествами человека. Вежливость/Учтивость».
  • Упражнение «Сценки вежливости».
  • Упражнение «Разожми кулак».
  • Упражнение «Узкий мост».
  • Упражнение «Дорисовывание портрета».
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 6.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Кулак, палец, ладонь».
  • Упражнение «Четыре стихии».
  • Беседа. «Знакомство с качествами человека. Честность/ Прямота».
  • Упражнение «Займи стул».
  • Упражнение «Испытание».
  • Игра «Холодно-горячо».
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 7.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Испорченный телефон».
  • Упражнение «А я еду, а я тоже, а я “зайцем”, а я с …».
  • Упражнение «Найди свою пару».
  • Беседа. «Знакомство с качествами человека. Аккуратность».
  • Упражнение «Моя аккуратность».
  • Упражнение «Сложи башню».
  • Упражнение «Одень друга аккуратно».
  • Упражнение «Книга на голове».
  • Упражнение «Донеси мячик в ложке».
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 8.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Оркестр».
  • Упражнение «Телеграф».
  • Упражнение «Это мне напоминает…».
  • Беседа. «Знакомство с качествами человека. Чистоплотность».
  • Упражнение «Моя чистоплотность».
  • Рисунок «Чистоплотный человек».
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 9.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Встреча взглядами».
  • Упражнение «Ботинки».
  • Беседа. «Эмоции человека».
  • Упражнение «Внутренняя бесконечность».
  • Рисунок «Моё настроение».
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 10.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Да и нет».
  • Упражнение «Оркестр».
  • Упражнение «А я еду, а я тоже, а я “зайцем”, а я с …».
  • Беседа. «Знакомство с качествами человека. Послушание/самостоятельность».
  • Упражнение «Действуй по инструкции».
  • Упражнение «Рисунок по инструкции».
  • Упражнение «Аплодисменты».

Занятие 11.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Мы грузили на корабль».
  • Упражнение «Король школы».
  • Аппликация группы «Цветик-Семицветик».
  • Беседа. «Чему научились на занятиях?»
  • Упражнение «Аплодисменты».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической адаптации детей к процессу обучения

Данная программа предназначена для учителей, психологов, родителей будущих первокласников. Она помогает подготовить ребенка к будущим переменам в его жизни, адаптироваться к новой среде, процессу обуч...

Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.

Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует  мобилизации интеллект...

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов

Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов...

Психологические условия успешной адаптации и социализации первоклассников

В данной работе поднимаются вопросы о психологических условиях адаптации школьников в первый год обучения....