Главные вкладки

    Программа коррекции ЭВС
    рабочая программа

    Волкова Любовь Владимировна

    Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Программа коррекции ЭВС148.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

    Рассмотрено

    на педагогическом совете

    протокол от 31.08.18 № 17

    Утверждено

    приказом директора школы

    от 01.09.18 № 515

    ПРОГРАММА

    коррекционно-развивающей работы

    по развитию эмоционально-волевой сферы

    младших школьников

    Педагог-психолог: Волкова Любовь Владимировна

    Когалым

    2018-2020 гг

    Пояснительная записка

            Рабочая    программа  развития эмоционально – волевой  сферы  младших школьников  составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
    3.  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.  №189 г. Москва  «Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.
    4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
    5.   Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №7».

     Для решения основных задач образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников. Развитие эмоционально-волевой сферы личности – это сложный процесс, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития. Наблюдаются болезненные проявления чувств (дисфория, апатия, эйфория), неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессии и враждебности), повышенная склонность к возникновению аффективных реакций, имеются трудности в распознании эмоциональных состояний других людей. Данные качества затрудняют процесс социальной адаптации школьников, а также оказывают влияние на качество коррекционно-образовательного процесса. Это подчеркивает необходимость целесообразного своевременного коррекционного воздействия на эмоционально-волевое развитие младших школьников.

            Обнаружено, что эмоционально стабильным детям учеба дается легче, и они дольше сохраняют положительное отношение к ней. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям.

    Волевое действие школьника развивается в том случае, если :

    - цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;

    - эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;

    - деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;

    - ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности видеть этапы достижения цели;

    - внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.

    Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности  в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.

    Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (34 часа).          

    Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

    Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся, а также  формирование коммуникативных компетенций.

    Основные задачи программы:

    • снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
    • коррекция настроения и негативных черт характера;
    • формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
    • развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
    • формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и  повышение уверенности в себе;
    • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
    • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.

    Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел - Самопознание «Какой «Я»?. Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.

    Второй раздел  – Мир эмоций. «Я и эмоции» - помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.

    Третий раздел  - Позитивное общение «Мой язык общения» - одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех.

    Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

    Формы работы

    При реализации программы используются следующие формы и методы работы:

    • беседа,
    • психогимнастика,
    • упражнения на развитие мелкой моторики,
    • ролевая игра,
    • арт-терапевтические техники (Мозартика, мандала),
    • сказкотерапия,
    • дискуссия,
    • релаксационные методы,
    • когнитивные методы (упражнения на развитие памяти, внимания, мышления).

    Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

    Организационная структура занятий

    Материал каждого занятия рассчитан на  35 - 40  минут.

    1.- Ритуал приветствия и разминка

    Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.

    2. - Основная часть

    Направлена на решение задач данной программы.

    3.- Заключительная часть

     Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.

    Ожидаемые результаты:

    Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

    Критерии положительной оценки:

    повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;

    снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;

    сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями,  понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;

    овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;

    улучшение социально-психологического климата класса;

    Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

    Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  (по методикам);

    Текущий:

    -рефлексивный -  контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    -контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

    Итоговый:

    -диагностика;

    -творческие работы учащихся

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тема занятия

    Задачи, решаемые на каждом занятии

    Кол.
    часов

    Раздел 1 Самопознание «Какой «Я»?

    7

    1.

     Мой внутренний мир

     Кто Я? Какой Я?

    Обследование эмоционально-волевой сферы

    Определение принципов работы на занятиях
    Сплочение группы

    1

    2.

    Познай самого себя и других

    Определение достоинств и недостатков своих и других людей, понимание причин их поступков

    Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека

    Развитие интереса к себе

    2

    3.

    Моя самооценка

    Создание условий для самоанализа собственных достоинств и недостатков

    Повышение уровня самопринятия

    Формирование уверенности в себе

    1

    4.

    Мои способности

    Осознание детьми своих особенностей и способностей других людей

    Развитие внимания, памяти, мышления, речи, активного и пассивного словаря

    2

    5.

    Мой характер

    Развитие способности к самоанализу и рефлексии

    Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим

    Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе

    1

    Раздел 2 Мир эмоций. «Я и эмоции»

    10

    6.

    Мое настроение

     

    Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния

    Развитие творческой активности учащихся

    1

    7.

    Эмоции – внутренние друзья и враги

    Знакомство учащихся с эмоциями

    Обучение умению определять эмоциональное состояние других людей

    Тренировка умения владеть своими эмоциями.

    1

    8.

    Радость.
    Удовольствие.
    Интерес.
    Счастье.

    Определение понятия положительных эмоций

    Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

    2

    9.

    Грусть.
    Обида.

    Гнев.

    Определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний

    Развитие способности отличать отрицательные эмоции от положительных.

    2

    10.

    Страх. Он помогает или мешает?

     

     

     

    Определение понятий «страх», «тревога», «одиночество»

    Помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима для развития человека

    1

    11.

    Как управлять эмоциями?

    Осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения

    Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков

    Обучение навыкам релаксации

    2

    12.

    Конкурс чувствоведов

    Формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей

    Развитие взаимопонимания

    Повышение самооценки

    1

    Раздел 3 Позитивное общение «Мой язык общения»

    17

    13.

    Я и мир вокруг меня

     

     

    Повышение самооценки

    Развитие чувства принадлежности к группе

    Формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства

    1

    14.

    Общение в жизни человека

    Определение первоначального представления о значении общения в жизни человека

    Формирование представлений о различных средствах общения

    Развитие социально-коммуникативных навыков

    Сплочение коллектива

    2

    15.

    Я глазами других

    Формирование способности к самоанализу

    Способствование возникновению желания самосовершенствоваться
    Развитие способности принимать друг друга

    1

    16.

    Почему люди ссорятся?

    Споры и ссоры

    Знакомство учащихся с понятием «конфликт»

    Выявление особенностей поведения в конфликтной ситуации

    Обучение способам выхода из конфликтной ситуации

    1

    17.

    Предотвращение конфликтов

    Знакомство с вербальными барьерами общения

    Обучение альтернативным вариантам поведения

    Обучение анализу различных состояний

    2

    18.

    Учимся слушать друг друга

    Помощь в осознании собственного «Я»

    Формирование  понимания необходимости жить в согласии с собой и другими

    Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия

    1

    19.

    Уверенное и неуверенное поведение

    Знакомство с понятием о сильной личности

    Выработка навыков уверенного поведения

    1

    20.

    Нужна ли агрессия?

    Познакомить учащихся с признаками агрессивного поведения

    Определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии

    1

    21.

    Я и мои друзья
    Правила дружбы

    Развитие коммуникативных навыков

    Помощь в осознании качеств настоящего друга

    Сплочение коллектива

    1

    22.

    Мы – дружный класс

     Сплочение коллектива

     Развитие чувства эмпатии

    Развитие навыков координации совместных действий

    1

    23.

    Дружба девочек и мальчиков

     

     

     

    Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу

    Определение – что такое дружба девочек и мальчиков
    Сплочение классного коллектива

    1

    24.

    Я и  моя школа

     

    Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика

    Развитие умения высказывать свое мнение

    Развитие навыков общения

    1

    25.

    Я и моя семья

     

    Актуализация опыта семейного взаимодействия

    Анализ наиболее часто встречающихся трудностей в отношениях с родителями

    Оптимизация взаимоотношений «родитель-ребенок»

    1

    26.

    Мое настоящее и будущее

    Определение интересов детей

    Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению  цели

    Актуализация личностных ресурсов

    1

    27.

    Будь собой, но в лучшем виде

    Обследование эмоционально-волевой и коммутативной сфер

    Активизация процесса самопознания

    Закрепление благоприятного отношения к себе

    1

    28.

    Итоговое занятие «Всем спасибо»

    Подведение итогов

    Закрепление полученных навыков

    Развитие эмпатии, рефлексии

    1

    ИТОГО

    34

    Циклограмма мониторинга отслеживания уровня развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер младших школьников

    Методика исследования

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    Тест «Дом – дерево – человек» Джоржа Бука

    +

    +

    Методика «Волшебная страна чувств»

    +

    +

    Тест Люшера

    +

    +

    "Несуществующее животное"

    +

    +

    Методика "Лесенка" Дембо – Рубинштейна

    +

    +

    Социометрический тест

    +

    +

    Метод наблюдения

    +

    +

    +

    +

    Моё настроение

    Задачи: развитие умения понимать и различать эмоциональные состояния (рефлексия), знакомство со способами управления настроением, развитие коммуникативных навыков.

    1. Приветствие

    Ведущий читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

    Два маленьких котенка поссорились в углу,

    Сердитая хозяйка взяла свою метлу

    И вымела из кухни дерущихся котят,

    Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

    А дело было ночью, зимою, в январе,

    Два маленьких котенка озябли во дворе.

    Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

    Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

    Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

    «Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»

    Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

    Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

    И оба перед печкой заснули сладким сном,

    А вьюга до рассвета шумела за окном.

    О чем стихотворение? Как изменялось ваше самочувствие во время прослушивания стихотворения? Было грустно или весело?

    2. Сегодня я предлагаю поговорить о «Настроении». Как вы думаете, что такое настроение?

    Настроение – это душевное состояние человека. А для чего нужно настроение человеку, какая от него польза?

    Каким может быть настроение? (Оно может быть разным: веселым, грустным, сердитым).

    3. Ребята, скажите, а от чего зависит настроение?

    Давайте сейчас припомним своё настроение и себя в разных ситуациях.

    Я озвучиваю какую-нибудь ситуацию из жизни, а вы должны подумать, какую эмоцию рождает данная ситуация и постараться изобразить данную эмоцию.

    Ситуации:

    - тебе сделали подарок (радость);

    - с неба вдруг пошёл ягодный дождь (удивление, восторг, радость);

    - ты разбил вазу (огорчение);

    - ты - Карабас Барабас и хочешь поймать Буратино (злость);

    - ты увидел голодного, бездомного котёнка (сострадание, сочувствие);

    - тебя напугали (страх, испуг);

    - ты ешь вкуснющее мороженое (удовлетворение, довольство);

    - друзья играют на улице, а ты дома, ты – болен (грусть);

    - ты - разведчик тайно ведущий наблюдение за врагом (напряжение, сосредоточенность).

    4. Знакомство с игровым персонажем – дракончиком Памси. Графический диктант.

    "Памси грустит".

    На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Он – особенный дракончик. Дело в том, что Памси умеет думать. И очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное – это мысли Памси, которые бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют – яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, и окружающий мир кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

    Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга – спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски – как отражение в чистой и прозрачной воде. При этом он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.

    Иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно, будто с ним происходит что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет… Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо и когда он опять почувствует себя счастливым. Он понимает: для того чтобы плохие мысли ушли, должно что-то произойти, а что именно – не знает.

    Он лежит и ждет, ждет, ждет…

    Итак, когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит, и мысли у него ясные и чистые. Когда в его голову приходят отличные идеи, то и настроение бывает прекрасным, радостным, и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются. Но бывает, что мысли Памси грустны и неприятны, ему плохо или обидно.

    Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси.  Когда?

    Что вы чувствовали при этом? О чем думали?

    5. О чем мы думаем, когда у нас «плохое» или «хорошее» настроение?

    Примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение:

    •   я плохой;                        •   я справлюсь;

    •   я не умею;                       •   у меня получится;

    •   я не справился;               •   я научусь;

    •   меня обидели;                 •   все будет хорошо;

    •   я боюсь;                          •   я смелый.

    Каким чаще бывает ваше настроение?

    6. Рисунок «три настроения»

    Предложите детям нарисовать три настроения ("чистое", "блестящее", "темное").

    7. Рекомендации Как справиться с плохим настроением?

    Какое настроение полезнее для человека?

    Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

    Когда человеку грустно или обидно, можно ли изменить его настроение?

    Как можно это сделать? Давайте поразмышляем.

    можно угостить конфеткой;

    сказать доброе слово;

    рассмешить;

    устроить праздник;

    подарить подарок;

    обнять;

    посмотреть мультики

    потанцевать под веселую музыку;

    совершить прогулку на природу, подышать свежим воздухом

    пофантазировать

    8. Этюд «Солнечный зайчик»

    «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки. Погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

    9. Итог.

    О чем мы говорили на занятии? Каким бывает настроение? Как справиться с плохим настроением?

    Моя самооценка.

    Задачи:

    Диагностика уровня самооценки детей.

    Развитие навыков самоанализа и самооценки;

    Повышение самооценки учащихся и формирование позитивного образа “Я”.

    Формирование навыка позитивного восприятия друг друга.

    1. Дискуссия «Самое важное и ценное»

    Запишите в тетради, что для вас самое важное и самое ценное в жизни.

    Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске (Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др).

    Почему для тебя главным является здоровье? (Я смогу жить долго.)

    Чем тебе дороги родители? (Они мне дали жизнь и любят меня.)

    Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность.

    Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть. Любить себя — значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.  Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других. Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

    Сегодня мы поговорим о нашем отношении к себе — самооценке. Ответим на вопросы. Как нужно относиться к себе? Как связано отношение к себе с отношением к другим людям?

    2. «Лесенка»

     Инструкция «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать десятую 8 и 10 ступеньки, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать 6 и 7) – хорошие, здесь (показать 5) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать 3 и 4 ступеньки) – плохие, а здесь (показать 2 и 3 ступеньки) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

    Возьмите синий карандаш и послушайте задание. На какую ступеньку тебя поставят мама?  Нарисуй на ней звездочку. А папа? Нарисуй на ней флажок.

    Возьмите зеленый карандаш. На какую ступеньку тебя поставит учительница? Нарисуй квадрат.

    Обработка результатов:

    1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

    4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

    8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

    3. Упражнение «За что меня любит мама»

    У каждого из нас есть то, за что нас любит мама, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. В течение 5 минут составьте список того. За что вас любит мама.

    Каждый прочитает свой список.

    4. Упражнение «Вверх по радуге».

    Звучит негромкая релаксационная музыка. Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с неё, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.

    5. Сказка «Роза и ромашка»

    В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте", - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

    Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

    Почему ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит "все цветы хороши по-своему"? Можно ли эту фразу сказать про людей?

    6. Упражнение «Письмо».

    Выбрать и написать одному из одноклассников самое хорошее, что можно о нём сказать.

    Дети записывают кому и от кого письмо.

    После выполнения задания психолог собирает телеграммы и читает послания.

    7. Упражнение «Все мы»

    Каждый называет свое лучшее качество. Все мы умные, добрые…

     8. Итоги.

    О чем мы говорили? Что понравилось или не понравилось на занятии?

    Список используемой литературы

    1. Бендас Т.В., Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. - М., 2002.

    2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2000.

    3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007.

    4. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. -  М., 2009.

    5. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М., 1999.

    6. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 2008.

    7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей.-  М., 2003.

    8. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие. - М., 2004.

    9. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? (1 – 4 части) - М., 1998.

    10. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998.

    11. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2003.

    12. Практикум по арттерапии. Под ред. А.И.Копытина.-  СПб., 2001.

    13. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М., 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

    В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

    Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

    В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

    программа коррекции агрессивного поведения

    Программа индивидуальной работы по коррекции агрессивного поведения ребенка...

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ)

    Нередко приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун. В классе только его и ругают."  И тревогу у взрослых вызывает повышенная агре...

    Программа «Коррекция дисграфии и дизорфографии» ( в условиях ЦВЛ "Детская психиатрия")

    Программа адресована логопедам-дефектологам ЦВЛ " Детская психиатрия", школьных логопунктов и ПМЦС....

    Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

    Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...