Главные вкладки

    анализ работы психолога
    учебно-методический материал

    Волкова Любовь Владимировна

    Аналитический отчет педагога-психолога за 2018-2019 учебный год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiticheskiy_otchet_psihologa_2018-2019.docx34.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа № 7" города Когалыма

    (МАОУ СОШ №7)

    Анализ работы

                    педагога-психолога  МАОУ СОШ №7

    за 2018-2019 учебный год

    г. Когалым

    Анализ работы педагога-психолога МАОУ СОШ №7

    г. Когалыма в 2018-2019 учебном году

    В МАОУ СОШ № 7 имеется кабинет психологической службы высшей  категории.

    В течение года Волкова Любовь Владимировна работала с параллелями 1-4 классов.

    Цель работы: 

    Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательного процесса.

     Задачи:  

    1. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки всем участникам  педагогического процесса, а также содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности, оказание психолого – педагогической помощи учащимся с ОВЗ.
    2. Организация работы для  успешного процесса адаптации учащихся при поступлении в школу, переходе из младшего звена в среднее,  профилактика дезадаптации к новым условиям обучения.
    3. Организация работы по психологическому сопровождению учащихся с 1 - 4 классов в рамках требований ФГОС.

    Участие в методической работе:

    Волкова Л.В. в течение года приняла участие:

    • в малом педагогическом совете с темой "Особенности адаптации первоклассников к новым условиям обучения. Результаты диагностики, рекомендации".
    • в малом педагогическом совете с темой "Результаты изучения готовности к переходу в среднее звено учащихся 4 классов. Рекомендации педагогам".
    • в городском семинаре "Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма".
    • в городском семинаре "Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра".
    • в городском семинаре "Разнообразие форм и методов профориентационной работы с учащимися".
    • в городском семинаре-практикуме по преемственности "Формы организации занятий в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования"
    • в размещении 3 публикаций на школьном сайте.

    Основные формы и методы работы психолога

    Решение задач реализуется через основные виды деятельности: психодиагностика, консультирование, психологическое просвещение, коррекция и развитие.

    Наиболее часто используются такие формы работы, как диагностика, тематические беседы, тренинговые занятия с использованием психологических игр и упражнений. Используются такие методы психотерапии как арт-терапия, сказкотерапия, проективные методики. Целью групповых форм работы является: сплочение классного коллектива, адаптация ребенка в малой социальной группе, развитие познавательных процессов личности, снятие эмоционального напряжения. Темы занятий определяются в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей группы, запроса классных руководителей и администрации школы. Работа производится со всем классом или с отдельной группой ребят, если есть необходимость, проводится  индивидуальная работа с учащимся, для достижения желаемого результата.

    Психологическая диагностика

    С кем проводится работа

    Диагностика. Цель

    Результаты

    1 классы

    Цель: диагностика социально-психологической адаптации (изучение мотивации обучения, эмоционального отношения к предметам).

    88% учащихся показали высокий и средний уровень адаптации. Результаты диагностики рассмотрены с учителями начальных классов, даны рекомендации. С учащимися, с низким уровнем мотивации проведена индивидуальная и групповая работа.

    1 классы

    Цель: диагностика агрессивности учащихся.

    Большая часть учащихся (70%) имеет низкий уровень агрессивности, 30% имеют средний (допустимый) уровень.

    2 классы

    Цель: изучение мотивации обучения, психологического климата в классе.

    Большая часть учащихся высоко оценивает психологический климат в классе (83%). 63% учащихся имеют высокую учебную мотивацию. У 26% учащихся мотивация на среднем уровне. 11%  (12% - корп.2) учащихся имеют сниженный уровень мотивации.

    2 классы

    Цель: диагностика агрессивности учащихся.

    Большая часть учащихся (71%) (88%- корп.2) имеет низкий уровень агрессивности, 29% (12% -корп.2) имеют средний (допустимый) уровень.

    3 классы

    Цель: диагностика самооценки, мотивации обучения, психологического климата и межличностных отношений в классе.

    Большая часть учащихся высоко оценивает психологический климат в классе (73%). Выявлены дети, которые неустойчиво чувствуют себя в коллективе. Классным руководителям даны рекомендации. Большая часть учащихся имеют адекватную самооценку (66%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено. 61% учащихся имеют высокую учебную мотивацию. У 33% учащихся мотивация на среднем уровне. 6% учащихся имеют сниженный уровень мотивации, классным руководителям даны рекомендации, с учащимися проведены коррекционные занятия.

    3 классы

    Цель: диагностика агрессивности учащихся.

    Большая часть учащихся (67%) имеет низкий уровень агрессивности, 33% имеют средний (допустимый) уровень.

    4 классы

    Цель: исследование готовности к переходу в среднее звено (изучение словесно-логического мышления, мотивации обучения, психологического климата в классе).

    34% учащихся имеют высокий уровень развития словесно-логического мышления, 61% - средний уровень, 5% - уровень ниже среднего. Большая часть детей (58%) имеет средний уровень мотивации. 38% - высокий уровень. Психологический климат высокий уровень - 75%, низкий - 3%.

    4 классы

    Цель: диагностика агрессивности учащихся.

    В 4 классах выявлен низкий уровень агрессии у 75% учащихся, 20% имеют средний, допустимый уровень агрессии.

    Педагоги

    Цель: самоанализ педагогической деятельности учителей.

    Педагоги провели рефлексию своей деятельности в 2018 -2019 учебном году. Определили направления деятельности на следующий учебный год.

    Педагоги

    Цель: диагностика эмоционального выгорания педагогов.

    5% педагогов имеют признаки эмоционального выгорания. Для них проводится психологическая гостиная.

    Психологическое консультирование

      В течение года было проведено 296 консультаций. Из них: 137 консультаций для учащихся, 73 для родителей, 86 консультаций для педагогов.

               Основными проблемами при обращении родителей были: неуспеваемость ребенка, проблемы в  межличностных отношениях  ребенка в классе и дома, личностные проблемы детей (неуверенность в себе, обидчивость, низкая самооценка, тревожность, агрессивность и т.д.).

               Педагоги обращались за методической помощью,   рекомендациями по обучению детей с различными типами обучаемости, с целью  снятия эмоционального напряжения.  

             Учащиеся и родители консультируются  по рекомендации классных руководителей. В результате индивидуальных консультаций развивается социально-психологическая компетентность учащихся, родителей, педагогов.

    Психопрофилактика и психологическое просвещение учащихся:

    Класс

    Цель

    Содержание

    1 классы

    Уроки психологического здоровья

    Цель: психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период

    Занятия направлены на формирование здорового образа жизни, профилактику употребления психоактивных веществ, помощь в процессе адаптации к школе.

    1 классы

    Беседы на темы: "Школьные правила", "Интернет - друг или враг?"

    Цель: воспитание культуры поведения; профилактика зависимости от компьютера и интернета.

    Учащиеся вспомнили правила поведения в школе и других общественных местах. Обсудили минусы чрезмерного увлечения компьютером и интернетом.

    1и класс

    Классный час "В мире профессий"

    Цель: формирование представлений о профессиях.

    В результате проведенной работы учащиеся получили знания о мире профессий.

    1 классы

    Классные часы:

     "Мир моих эмоций. Основы саморегуляции"

    Цель: развитие умения осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыков эмоционального самоконтроля

    Учащиеся научились осознанно выражать свои эмоции и чувства, овладели навыками эмоционального самоконтроля.

    1и класс

    Занятие с элементами тренинга

    Цель: сплочение классного коллектива.

    Учащиеся научились правильно выражать свое отношение к одноклассникам. Занятие способствовало установлению положительного социально-психологического климата в классе.

    2 классы

    Беседа "Школьные правила"

    Цель: воспитание культуры поведения.

    Учащиеся вспомнили правила поведения в школе и других общественных местах.

    2 классы

    Классные часы "Как стать хозяином своего настроения. Основы саморегуляции".

    Цель: развитие навыков стрессоустойчивости.

    Учащиеся учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс.

    2, 3 классы

    Акция "Мое здоровье в моих руках"

    Цель: воспитание культуры здорового образа жизни

    Учащиеся закрепили правила здорового образа жизни, научились способам борьбы с вредными привычками.

    3г класс

    Классный час "Интернет - друг или враг?"

    Цель: профилактика зависимости от компьютера и интернета.

    Учащиеся обсудили минусы чрезмерного увлечения компьютером и интернетом. Самостоятельно разрабатывали правила безопасного общения в интернете.

    3 классы

    Классные часы "Как стать хозяином своего настроения. Основы саморегуляции".

    Цель: развитие навыков стрессоустойчивости.

    Учащиеся учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс.

    3д класс

    Классный час "В мире профессий"

    Цель: формирование представлений о профессиях.

    В результате проведенной работы учащиеся получили знания о мире профессий.

    3 классы

    Классные часы "Познай себя"

    Цель: создание у учеников мотивации на самопознание.

    Учащиеся овладели навыками адекватного оценивания положительных и отрицательных качеств своих и окружающих.

    4 классы

    Занятия с элементами тренинга:

    - "В мире эмоций",

    - "Я в мире людей"

    Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, сплочение детского коллектива.

    Занятия направлены на развитие чувства эмпатии, повышение самооценки учащихся, сплочения классного коллектива.

    4 классы

    Классные часы "Как стать хозяином своего настроения. Основы саморегуляции".

    Цель: развитие навыков стрессоустойчивости.

    Учащиеся учились навыкам стрессоустойчивости. Анализировали способы, с помощью которых можно справляться с трудностями и ситуациями, вызывающими стресс.

    4 классы

    Занятие с элементами тренинга "Я будущий пятиклассник".

    Цель: психологическая подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы.

    Занятия направлены на подготовку учащихся к переходу в среднее звено школы.

    1 - 11 классы

    День здоровья

    Цель: создание благоприятного эмоционального фона, формирование здорового образа жизни.

    С учащимися были проведены классные часы, игры, акции, направленные на формирование здорового образа жизни.

    1-11 классы

    Посещение уроков

    Цель: наблюдение за особенностями поведения учащихся во время урока.

    По результатам наблюдения педагогам даны рекомендации по работе с классом и с отдельными учащимися.

    Психопрофилактика и психологическое просвещение родителей

    Собрание для родителей будущих первоклассников «Психологическая готовность к школе»

    Цель: познакомить родителей с понятием психологическая готовность к школьному обучению.

    1-4 классы

    Семейная гостиная "Профилактика школьной неуспешности"

    Цель: ознакомление родителей с причинами школьной неуспеваемости и способами их преодоления.

    1 класс

    Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 1 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".

    Цель: ознакомление родителей с особенностями периода адаптации к школе, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение суицидального поведения детей.

    2 класс

    Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 2 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".

    Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение насилия, жестокого обращения с детьми.

    3 классы

    Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 3 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".

    Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение насилия, жестокого обращения с детьми.

    3 классы

    Лекция-беседа "Учим детей стрессоустойчивости".

    Цель: профилактика суицидального поведения.

    3б, 3в классы

    Родительское собрание: "Роль семьи в воспитании личности ребенка".

    Цель: ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления.

    3а, 3в классы

    Рекомендации родителям по профилактике зависимостей (ПАВ).

    Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам профилактике зависимого поведения детей.

    4 классы

    Общешкольное родительское собрание: "Психологическое сопровождение учащихся 4 классов. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях".

    Цель: ознакомление родителей с деятельностью ППМС- центра МАОУ СОШ №7. Ознакомление родителей с особенностями семейного воспитания, с возможными трудностями и способами их преодоления. Предупреждение насилия, жестокого обращения с детьми.

    4г класс

    Родительское собрание: "Школьная тревожность. Чем могут помочь родители?"

    Цель: познакомить родителей с понятием «тревожность» у детей, рекомендации по снижению тревожности. Ознакомление с результатами диагностики.

    1-11 классы

    Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних; рекомендации по признакам суицидального риска у несовершеннолетних и как вести себя с суицидальным подростком.

    Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам профилактики девиантного и суицидального поведения несовершеннолетних.

            Так же в рамках проведения курсов для родителей по основам детской педагогики и психологии на школьном сайте размещена информация на темы: "Адаптация первоклассников. Рекомендации родителям", "Для заботливых и внимательных родителей и их счастливых детей", "Эффективное воспитание в семье", "Как родителям повышать учебную мотивацию школьников", "Психологическая поддержка ребенка",  "Учимся преодолевать стресс", "Кризисные проявления у учащихся. На что обратить внимание",  "Трудный возраст. Советы родителям".

    Психопрофилактика и психологическое просвещение педагогов

    1. Выступления на малом педагогическом совете с темой "Особенности адаптации первоклассников к новым условиям обучения. Результаты диагностики, рекомендации".
    2. Выступление на малом педагогическом совете с темой: "Результаты изучения готовности к переходу в среднее звено учащихся 4 классов. Рекомендации педагогам.
    3. Выступление на малом педагогическом совете "Методические рекомендации для педагогов по преодолению кризисных ситуаций. Как вести себя с агрессивными детьми".
    4. Часы психологической разгрузки для педагогов.
    5. Методическая подготовка классных руководителей к родительским собраниям.
    6.  Стендовая информация для педагогов: "Мое здоровье", "Адаптация первоклассников", "Психологическая подготовка к ВПР"и др.

     

    Психокоррекционные занятия

            В течение года было проведено 206 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и 29 групповых.

            Цель: развитие познавательной сферы, коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы.

            Занятия проводятся по программам: "Я - первоклассник", "Лесная школа", "Учиться интересно", "В мире эмоций" и др.

    Перспективный план работы

    на 2019-2020 учебный год

          В 2019-2020 учебном году, с учетом анализа работы за прошедший год, будет углублена и продолжена работа по направлениям:

    • Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки учащимся с ОВЗ.
    • Индивидуальное психолого - педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением.
    • Адаптация учащихся 1 классов;
    • Одаренный ребенок (работа по выявлению учащихся  с признаками одаренности с 1-11  класса);
    • Работа с трудными детьми по профилактике аддиктивного и девиантного поведения (работа по профилактике  раннего употребления алкоголя, ПАВ);
    • Работа по формированию стрессоустойчивости у учащихся (1 -11 класс).

           В следующем учебном году планируется:

    • Продолжить работу  по психологическому просвещению педагогов и продолжить работу в направлении: "Профилактика профессионального выгорания и сохранение психологического здоровья педагогов".  
    • Продолжить курсовую подготовку для психологического сопровождения учащихся.
    • Участие в инновационной линии школьных проектов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Методы работы психолога с педагогическим коллективом»

    Развитие эмоциональной устойчивости и её сохранение является одной из наиболее важных задач  профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодейст...

    Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

    В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развиваю...

    Психологическая акция как новая форма работы психолога в начальной школе

    .Психологическая акция как новая форма работы психолога в начальной школе Педагог-психолог ГБОУ СОШ №2072 Резникова О.Н.   Получать удовольствие и радость от нетрадиционных и...

    Использование песочной терапии в работе психолога

    Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным ...

    Анализ работы педагога-психолога.

    Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.Цель работы: создание психолого-педагогических у...

    Анализ работы педагога – психолога.

    Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.Цель работы: сопровождение процесса психологического р...

    Открытое занятие Халимон М.Н. «Использование элементов арт-терапии в работе психолога». Конкурс педагог-психолог Подмосковья.

    Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барь...