Проект по использованию интерактивной песочницы в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Чудеса на песке»
проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

по использованию интерактивной песочницы

в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста

«Чудеса на песке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта: Злыгостева О.А. педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Яр-Сале, 2019 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

1. Актуальность проблемы, цели и задачи проекта.

3

2. Практическая значимость проекта, предметно-пространственная-развивающая среда, рекомендуемые материалы для занятий, ожидаемые результаты

 

4

 

3. Перечень учебно-методического и программного обеспечения

5

4.Приложение1. План коррекционно-развивающих занятий по использованию интерактивной песочницы в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста  «Чудеса на песке»

 

6

5. Приложение 1. План работы с родителями

7

6. Приложение 2. Диаграмма развития воображения

8

7.Приложение 3. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

9

8. Приложение 4.  Методика «Лесенка»

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Интерактивная песочница – современное игровое оборудование, включающее в себя обычный песок и интерактивные технологии. Проецируемое изображение на песке взаимодействует с движениями рук, позволяя строить различные ландшафты, окрашенные в разные цвета. Реальная река, проложенная на песке, настоящие горы, извергающийся вулкан, моря с плавающими рыбами, города и т. д. Интерактивная песочница подходит для любых занятий с детьми в детском саду, материал подается в новой, занимательной форме, ребенок создает свой, неповторимый волшебный мир. Дети учатся находить гармонию в песочной картине, получают опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.

 Игры с песком -  одна из форм естественной деятельности ребенка, которая позитивно влияет на его эмоциональное состояние. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим -  успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, воображения, тактильных ощущений и координации движений.  Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.  А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения, развития познавательной сферы (воображения) в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

Проведя диагностику по методике П. Руденко в 2018-2019г мониторинг показал, что существуют проблемы в  развитии  воображения, дети не умеют фантазировать, как показывает практика слабо развиты способности создавать оригинальные образы. Чтобы помочь детям уметь фантазировать, развиваться как творческая личность, в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста был создан проект по использованию интерактивной песочницы «Чудеса на песке» целью, которого, является разработка системы мероприятий, способствующих создание условий для развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
  • усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • способствовать развитию мелкой моторики и речи;
  • способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
  • способствовать развитию познавательных функций (внимание, память, воображение);
  • снижение уровня тревоги;
  • коррекционная работа с тревожностью, агрессией, замкнутости застенчивости.

Проект носит инновационный характер, так как в системе работы используются ИКТ, нетрадиционные методы и способы для развития и самореализации дошкольников

Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (2 года)

Практическая значимость проекта заключается в том, что целенаправленное воздействие интерактивной песочницы может повысить уровень развития познавательной сферы дошкольника, а также положительно повлияет на эмоционально-волевую сферу.

Предметно-пространственная-развивающая среда.

  • Конструкция интерактивной песочницы
  • Ноутбук.
  • Проектор.
  • Датчик Kinect.
  • Программное обеспечение «Интерактивная песочница» от компании «Инновации детям».
  • Чистый просеянный песок.

Для проведения занятий с использованием интерактивной песочницы есть определенный перечень необходимых игрушек. Но дополнять и обогащать его можно до бесконечности.  Игрушки должны быть в доступе у детей, чтобы они могли комфортно создавать свой собственный песочный мир.

Рекомендуемые материалы для занятий:

  • Природный материал: камушки, ракушки.  Палочки, шишечки.
  • Игрушки животных, людей, транспорта, домов или набор кубиков для построек.
  • Набор для релаксации (бусинки, камешки и.т.д.)
  • Формочки.

Программа реализации проекта рассчитана на 2 года, примерно на 10 занятий.  Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий от 25-30 минут и периодичность 1 раз в неделю. Занятия проводятся в малая подгруппа от 4-6 человека, так и в индивидуальной коррекционной форме. 

Ожидаемые результаты:

  • Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
  • У детей повысится интерес к узнаванию нового, вырастит желание экспериментировать.
  • Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.
  • Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
  • Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
  • Ребенок способен слушать своего собеседника.
  • стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Для оценки эффективности используется мониторинг включающий следующие психологические диагностические методы:

  • Метод наблюдения,
  • Методика самооценки «Лесенка»,
  • Методика «Дорисованные фигур» О.М. Дьяченко

Форма подведения итогов:

  • Фотовыставки
  • Показ открытых занятий
  • Видеофильмы, сказки на песке.

 

Перечень учебно-методического и программного обеспечения

1. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.

2. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. – 340 с.

4. Кузуб Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.

5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. – 176.

6. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград : «Учитель», 2015. – 122 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

План

Коррекционно-развивающих занятий по использованию интерактивной песочницы в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста

«Чудеса на песке»

 

Тема занятия

Цель занятия

Количество занятий

  1. «Знакомство с песочным человеком»

Познакомить детей с интерактивной песочницей, развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики, воображения.

 

 

1

  1. «Чувствительные ладошки»

 

Развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики, воображения.

 

 

1

3.  «Осень в Песочной стране»

Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, мышления, внимания, закрепления знаний об окружающем мире.

 

 

1

4. «Путешествие золотой рыбки»

Сплочение детей, развитие коммуникативных навыков,

мелкой моторики, воображения, ориентации в пространстве.

 

 

1

5. «Путешествие к гномам в горы»

Сплочение детей, развитие коммуникативных навыков,

мелкой моторики, воображения, ориентации в пространстве.

 

 

1

6. «Сказка об умном мышонке»

Развитие коммуникативных навыков,

мелкой моторики, воображения, ориентации в пространстве.

 

1

7. «В гостях у Песочной феи

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.

1

1

9. «Волшебный цветок»

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение.

1

10. «Сказочная страна»

Создание условий для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

 

1

 

План работы с родителями

Тема

Форма работы

Месяц

«Роль воображения в развитии ребенка»

Стендовая консультация

ноябрь

«Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста»

Стендовая консультация

 

 

декабрь

 

 

 

 «Игры на развитие фантазии и словесного творчества»

Практикум для родителей

февраль

«Песочная игровая терапия (сендплей)»

Семинар-тренинг

март

 «Чудеса на песке»

Мастер класс

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Диаграмма «Развитие воображения у детей средней группы

 (сентябрь-октябрь 2018г)

 

 

 

Диаграмма «Развитие воображения у детей средней группы

(март-апрель 2019г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

«Мониторинг развития воображения»

Диаграмма «Развитие воображения у детей старший группы (сентябрь-октябрь 2019г)

 

 

Диаграмма «Развитие воображения у детей старшей группы (март-апрель 2020г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3

 

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко  (6-7л)

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

 

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год. Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

 

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.  «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

 

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
 

 

 

 

 

 

Обработка результатов:

  • 1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);
  • 4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);
  • 8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский Детский сад «Солнышко»

 

ПРОЕКТ

по использованию интерактивной песочницы

в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста

«Чудеса на песке»

Автор проекта: Злыгостева О.А. педагог-психолог

с. Яр-Сале

с. Яр-Сале

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Актуальность проблемы, цели и задачи проекта.

3

2. Практическая значимость проекта, предметно-пространственная-развивающая среда, рекомендуемые материалы для занятий, ожидаемые результаты

4

3. Перечень учебно-методического и программного обеспечения

5

4.Приложение1. План коррекционно-развивающих занятий по использованию интерактивной песочницы в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста  «Чудеса на песке»

6

5. Приложение 1. План работы с родителями

7

6. Приложение 2. Диаграмма развития воображения

8

7.Приложение 3. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

9

8. Приложение 4.  Методика «Лесенка»

11

Актуальность

Интерактивная песочница – современное игровое оборудование, включающее в себя обычный песок и интерактивные технологии. Проецируемое изображение на песке взаимодействует с движениями рук, позволяя строить различные ландшафты, окрашенные в разные цвета. Реальная река, проложенная на песке, настоящие горы, извергающийся вулкан, моря с плавающими рыбами, города и т. д. Интерактивная песочница подходит для любых занятий с детьми в детском саду, материал подается в новой, занимательной форме, ребенок создает свой, неповторимый волшебный мир. Дети учатся находить гармонию в песочной картине, получают опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.

 Игры с песком -  одна из форм естественной деятельности ребенка, которая позитивно влияет на его эмоциональное состояние. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим -  успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, воображения, тактильных ощущений и координации движений.  Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.  А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения, развития познавательной сферы (воображения) в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

Проведя диагностику по методике П. Руденко в 2018-2019г мониторинг показал, что существуют проблемы в  развитии  воображения, дети не умеют фантазировать, как показывает практика слабо развиты способности создавать оригинальные образы. Чтобы помочь детям уметь фантазировать, развиваться как творческая личность, в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста был создан проект по использованию интерактивной песочницы «Чудеса на песке» целью, которого, является разработка системы мероприятий, способствующих создание условий для развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
  • усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • способствовать развитию мелкой моторики и речи;
  • способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
  • способствовать развитию познавательных функций (внимание, память, воображение);
  • снижение уровня тревоги;
  • коррекционная работа с тревожностью, агрессией, замкнутости застенчивости.

Проект носит инновационный характер, так как в системе работы используются ИКТ, нетрадиционные методы и способы для развития и самореализации дошкольников

Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (2 года)

Практическая значимость проекта заключается в том, что целенаправленное воздействие интерактивной песочницы может повысить уровень развития познавательной сферы дошкольника, а также положительно повлияет на эмоционально-волевую сферу.

Предметно-пространственная-развивающая среда.

  • Конструкция интерактивной песочницы
  • Ноутбук.
  • Проектор.
  • Датчик Kinect.
  • Программное обеспечение «Интерактивная песочница» от компании «Инновации детям».
  • Чистый просеянный песок.

Для проведения занятий с использованием интерактивной песочницы есть определенный перечень необходимых игрушек. Но дополнять и обогащать его можно до бесконечности.  Игрушки должны быть в доступе у детей, чтобы они могли комфортно создавать свой собственный песочный мир.

Рекомендуемые материалы для занятий:

  • Природный материал: камушки, ракушки.  Палочки, шишечки.
  • Игрушки животных, людей, транспорта, домов или набор кубиков для построек.
  • Набор для релаксации (бусинки, камешки и.т.д.)
  • Формочки.

Программа реализации проекта рассчитана на 2 года, примерно на 10 занятий.  Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий от 25-30 минут и периодичность 1 раз в неделю. Занятия проводятся в малая подгруппа от 4-6 человека, так и в индивидуальной коррекционной форме.  

Ожидаемые результаты:

  • Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
  • У детей повысится интерес к узнаванию нового, вырастит желание экспериментировать.
  • Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.
  • Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
  • Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
  • Ребенок способен слушать своего собеседника.
  • стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Для оценки эффективности используется мониторинг включающий следующие психологические диагностические методы:

  • Метод наблюдения,
  • Методика самооценки «Лесенка»,
  • Методика «Дорисованные фигур» О.М. Дьяченко

Форма подведения итогов:

  • Фотовыставки
  • Показ открытых занятий
  • Видеофильмы, сказки на песке.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения

1. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.

2. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. – 340 с.

4. Кузуб Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.

5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. – 176.

6. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград : «Учитель», 2015. – 122 с

Приложение 1.

План

Коррекционно-развивающих занятий по использованию интерактивной песочницы в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста

«Чудеса на песке»

Тема занятия

Цель занятия

Количество занятий

  1. «Знакомство с песочным человеком»

Познакомить детей с интерактивной песочницей, развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики, воображения.

1

  1. «Чувствительные ладошки»

Развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики, воображения.

1

3.  «Осень в Песочной стране»

Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, мышления, внимания, закрепления знаний об окружающем мире.

1

4. «Путешествие золотой рыбки»

Сплочение детей, развитие коммуникативных навыков,

мелкой моторики, воображения, ориентации в пространстве.

1

5. «Путешествие к гномам в горы»

Сплочение детей, развитие коммуникативных навыков,

мелкой моторики, воображения, ориентации в пространстве.

1

6. «Сказка об умном мышонке»

Развитие коммуникативных навыков,

мелкой моторики, воображения, ориентации в пространстве.

1

7. «В гостях у Песочной феи

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.

1

1

9. «Волшебный цветок»

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения. 

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение.

1

10. «Сказочная страна»

Создание условий для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

1

План работы с родителями

Тема

Форма работы

Месяц

«Роль воображения в развитии ребенка»

Стендовая консультация

ноябрь

«Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста»

Стендовая консультация

декабрь

 «Игры на развитие фантазии и словесного творчества»

Практикум для родителей

февраль

«Песочная игровая терапия (сендплей)»

Семинар-тренинг

март

 «Чудеса на песке»

Мастер класс

апрель

Приложение 2.

Диаграмма «Развитие воображения у детей средней группы

 (сентябрь-октябрь 2018г)

Диаграмма «Развитие воображения у детей средней группы

(март-апрель 2019г)

 

Приложение 3

«Мониторинг развития воображения»

Диаграмма «Развитие воображения у детей старший группы (сентябрь-октябрь 2019г)

Диаграмма «Развитие воображения у детей старшей группы (март-апрель 2020г)

Приложение4

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко  (6-7л)

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год. Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Приложение 4.

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.  «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

http://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00308-0.gif

Обработка результатов:

  • 1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);
  • 4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);
  • 8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов

В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...

Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

В статье рассматривается сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий в преподавании иностранного языка детям дошкольного и младшего школьного возрастов  в образовательном ...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога c использованием интерактивной песочницы "Удивительное сафари"

Развитие коммуникативных навыков, умение вербального и не вербального общения. Способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов  детей, снижению физического и пси...

«Использование интерактивной песочницы на занятиях педагога-психолога»

Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. А для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других в...

статья "Использование технологии "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

статья "Использование технологии "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста....

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), указано, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способносте...