Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС
презентация к уроку

Курбатова Татьяна Михайловна

На сегодняшний день общество все чаще сталкивается с идеей совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормативно развивающихся сверстников. Дети с расстройствами аутистического спектра в такой практике могут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения. Для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе детей с РАС необходимо обучать взаимодействовать с другими детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras.pptx516.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности психолого-педагогического сопровождения, обучающихся с РАС

Слайд 2

Расстройства аутистического спектра – это особая форма отклонения психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, а также эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.

Слайд 3

Основная Задача: сформировать у ребенка с РАС жизненно необходимые навыки, обеспечить условия для их реализации не только при взаимодействии со специалистом, но и дома, в школе и других общественных местах .

Слайд 4

Возникают следующие трудности: детям очень тяжело , а некоторым практически невозможно, организовать собственную деятельность и поведение . Они отличаются нежелательным поведением, низкой социализацией и навыками сотрудничества.

Слайд 5

2. недостаточное развитие познавательной деятельности. При этом отсутствует инициатива: большинство учеников сами не могут попросить нужный им предмет, сказать, что им нужна помощь в обучении или в бытовом плане, не могут попросить перерыв. Обучение происходит через подсказки, количество которых педагоги постепенно уменьшают. Важно вовремя отойти от подсказок, иначе знания будут мнимыми и ученики не смогут применить их в жизни

Слайд 6

3. неравномерность развития высших психических У обучающихся с аутизмом отсутствуют или ограничены навыки имитации, а человек учится именно через имитацию. Также им трудно обобщать знания и навыки: школьник усваивает материал на одних карточках и совершенно не воспринимает его на других или отрабатывает навык с одним педагогом и показывает совершенное незнание материала с другим; дома с родителями он решает сложнейшие задачи, а в школе не решает простой пример.

Слайд 7

И как следствие вышесказанного 4. Невозможность или трудность в установлении контакта с окружающими. 5. Детям необходим долгий период адаптации к новым людям, к новому помещению.

Слайд 8

Правила, помогающие взаимодействовать с учениками Правило 1. Награждать учащегося за приложенные усилия, а не за окончание задания. Ученики с расстройством аутистиче­ского спектра могут не обращать внимания на качество своей работы: кое-как дописывают упражнения в прописях, доделывают поделки, игнорируют соответствие цвета или вырезают не по линии. Часто именно после формального завершения работы ученики получают положительное подкрепление. Учителю необходимо изменить ситу­ацию и наградить ребенка за его реальные усилия . Правило 2. Показывать действия или помогать ученику, а не говорить, что делать. Учитель не повторяет инструкцию и не перефразирует вопрос, когда ученик затрудняется решать задачи. Большинство учеников с аутизмом не понимают чужую речь. Поэтому педагогу нельзя рассчитывать, что если он объяснил за­дание, то учащиеся все поняли. Отсутствие реакции школьника - неудача учителя . Специалисты в поведенческой терапии считают, что ребенок должен быть успешен не менее, чем в 80% случаев. Если ребенок проигнорировал вопрос один раз, то в следующих четырех случаях он должен на этот вопрос ответить. Помогут правильные подсказки. Правило 3. Повторять пройденное снова и снова. Школьники нуждаются в систематическом повторении пройденных навыков. Повторение навыка помогает его сохранить и поддерживает моти­вацию. Ученик работает над простыми задачами, у него все полу­чается, а не только над новыми и сложными, где его ждет неудача.

Слайд 9

Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми с РАС: Необходимо обеспечивать четкую организацию жизнедеятельности и строгий распорядок дня. Следует использовать понятную недвусмысленную речь и избегать ироничных или идиоматических выражений. Неприемлемое поведение отмечайте твердым, но не резким словом «Нет» или «Прекрати» и при необходимости подкрепите его жестом. В начале обучения избегайте вопросов типа «Зачем ты это сделал(а)?», «Хочешь это сделать?», потому что дети с РАС в большинстве случаев не способны объяснить причину своего поступка и вербально выразить свои желания. Ребенку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни. Обращайтесь к учащемуся отдельно по имени как можно чаще, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему. Необходимо обеспечивать единство требований со стороны всех участников воспитательного процесса и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены. Необходимо учитывать то, что изменения в поведении могут выражать имеющееся беспокойство или стресс, возможно вызванные небольшими изменениями в распорядке дня. Не воспринимайте лично грубое или агрессивное поведение - помните, что объект гнева может не совпадать с реальным источником (например, если ребенок начал вас царапать, это не значит, что именно вы являетесь источником его агрессии). Возможно, его сегодня кто-то напугал. Для выявления источника агрессии необходимо проанализировать окружающую обстановку ребенка. Необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции. Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени, во время практических занятий; занятий, связанных с физическим трудом и периоды взаимодействия учащихся, например, во время игр, обеда; необходимо информировать сверстников о трудностях данного учащегося. Можно создать группу друзей, которые могли бы помогать данному учащемуся и служить положительной моделью поведения в ситуациях общения или во время уроков. Необходимо составлять расписание для ребенка, в котором бы по порядку располагалось каждое занятие. Это поможет учащемуся предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психолого-педагогической работы

Презентация для учителей начальных классов...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи»

Статья на тему  «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в ГБОУ СОШ  №153"...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Cтатья «Особенности психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации».

Цель статьи: рассмотреть основные виды психолого-педагогических технологий, необходимых в работе с детьми младшего школьного возраста, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...