Развитие словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ершова Надежда Анатольевна

Материал содержит задания (субтесты) для развития словесно-логического мышления младших школьников (1-4 кл.) с задержкой психичекого развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для развития словестно-логического мышления

младших школьников с ЗПР

1 класс

субтест – 1

Какое слово подходит?

  1. месяц зимы…    а) сентябрь, б) октябрь, в) февраль, г) ноябрь, д) март.
  2. в году…              а) 24 месяца, б) 3 месяца, в) 12 месяцев, г) 4 месяца,

                             д) 7 месяцев.

  1. отец старше сына… а) всегда, б) часто, в) никогда, г) редко, д) иногда.
  2. у дерева всегда есть… а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень.
  3. пассажирский транспорт…  а) комбайн, б) самосвал, в) автобус,

                                                 г) экскаватор, д) тепловоз.

  1. летом всегда…               а) светит солнце, б) тепло, в) сухо, г) жарко,

                                         д) прохладно.

субтест – 2

Какое слово лишнее?

  1. тюльпан, лилия, слива, ромашка, фиалка.
  2. река, озеро, море, мост, пруд.
  3. кукла, прыгалка, кирпич, мяч, юла.
  4. стол, ковер, кресла, кровать, табурет.
  5. курица, петух, орел, гусь, индюк.
  6. круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  7. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  8. веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

субтест – 3

Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово,

которое подходило бы также, как «овощ» - к огурцу.

1. огурец                                                                гвоздика

------------                                 -------------------------------------------------------------- овощ                                           сорняк, роса, садик, цветок, земля  

2. огород                                                                    сад

--------------                             --------------------------------------------------------------- морковь                                        забор, трубы, яблоня, колодец, скамья

3. часы                                                                  градусник

-------------                              --------------------------------------------------------------- время                                          стекло, больной, кровать, температура, врач

4. машина                                                               лодка

---------------                          ---------------------------------------------------------------- мотор                                                  река, маяк, парус, волна, берег

5. стол                                                                        пол

-------------                             ---------------------------------------------------------------- скатерть                                          мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

6. пуговица                                                             ботинок

----------------                       ------------------------------------------------------------------ пальто                                        портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

7. бежать                                                               кричать

--------------                          ----------------------------------------------------------------- стоять                                        молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

субтест –4

Каким одним словом можно назвать?

  1. окунь, карась…………………………………………
  2. огурец, помидор …………………………………….
  3. шкаф, диван …………………………………………
  4. июнь, июль ………………………………………….
  5. слон, собака …………………………………………                      

                                                                     

2 класс

субтест – 1

Какое слово подходит?

  1. У сапога всегда есть…          а) шнурок, б) пряжка, в) подошва,

                                                 г) ремешок, д) пуговица.

  1. В теплых краях обитает …   а) медведь, б) олень, в) верблюд,

                                                 г) пингвин.

  1. В году …                                а) 11 месяцев, б) 8 месяцев. в) 12 месяцев,

                                                 г) 14 месяцев, д) 9 месяцев.

  1. Месяц осени …                     а) июнь, б) сентябрь, в) август, г) декабрь,

                                                д) февраль, е) март.

  1. В Белоруссии не живут …   а) соловей, б) аист, в) синица, г) страус,

                                                 д) скворец.

  1. Мать старше своего сына… а) часто, б) всегда, в) иногда, г) редко,

                                                 д) никогда.

  1. Время суток …                      а) год, б) месяц, в) неделя, г) день,

                                                 д) понедельник.

  1. Вода всегда …                       а) прозрачная, б) холодная, в) жидкая,

                                                г) белая, д) вкусная.

  1. У дерева всегда есть…а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень.
  2. Столица Белоруссии.  а) Орша, б) Киев, в) Москва, г) Минск, д) Сочи.

субтест – 2

Какое слово лишнее?

  1. тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. река, озеро, море, мост, болото.
  3. кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  4. шиповник, сирень, каштан, жасмин, смородина.
  5. курица, петух, воробей, гусь, индюк.
  6. окружность, треугольник. Четырехугольник, указка, квадрат.
  7. Сергей, Света, Миша, Иванов, Коля.
  8. число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  9. веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
  10.  одеяло, подушка, простыня, матрац, диван.

Субтест – 3

Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово,

которое подходило бы так, как «овощ» - к огурцу.

1. огурец                                                                георгин

------------                                 -------------------------------------------------------------- овощ                                                   сорняк, роса, садик, цветок, земля  

2. огород                                                                    сад

--------------                             --------------------------------------------------------------- лук                                               забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3. учитель                                                                врач

-------------                              --------------------------------------------------------------- ученик                                              очки, больница, палата, больной, укол

4. цветок                                                                 птица

---------------                          ---------------------------------------------------------------- ваза                                               клюв, чайка, гнездо, перья, крылья

5. перчатка                                                              сапог  

----------------                         ---------------------------------------------------------------- рука                                                 чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. темный                                                           ботинок

----------------                       ------------------------------------------------------------------ светлый                                    солнечный, скользкий, сухой, теплый, холод

7.   часы                                                                  термометр

-------------                              --------------------------------------------------------------- время                                          стекло, кровать, температура, врач, боль

8. машина                                                               лодка

---------------                          ---------------------------------------------------------------- мотор                                                  река, маяк, парус, волны, берег

9.  стол                                                                        пол

-------------                             ---------------------------------------------------------------- скатерть                                          мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10. стул                                                                     игла

---------------                           ---------------------------------------------------------------- деревянный                            острая, тонкая, блестящая, стальная, короткая

субтест –4

Каким одним словом можно назвать?

  1. метла, лопата …………………….   6.    шкаф, диван ……………………
  2. лето, зима ……………………….     7.    май, август …………………….
  3. окунь, карась ……………………     8.    день, ночь ………………………
  4. огурец, помидор …………………    9.    слон, собака …………………….
  5. сирень, жасмин …………………     10.    дерево, цветок …………………

3 класс

субтест – 1

Подчеркни одно слово, которым нужно

закончить предложение

  1. На ветвях деревьев всегда есть… а) иней, б) плоды, в) почки, г) кора, д) листья.
  2. У каждой собаки есть … (выбери одно словосочетание) а) черное ухо, б) пушистый хвост, в) четыре лапы, г) длинная шерсть.
  3. У лошади всегда есть ... а) конюшня, б) подкова, в) уздечка, г) грива, д) седло.
  4. Год, месяц, неделя, минута – это … а) времена года, б) дни, в) время, г) длина, д) век.
  5.  Крылатая летательная машина – это… а) самолет, б) ракета, в) вертолет, г) воздушный шар.
  6. У кустарника всегда есть … а) листья, б) корень, в) плоды, г) цветы, д) тень.
  7. Километр, метр, сантиметр, миллиметр – это… а) длина, б) сумма, в) масса, г) площадь, д) объем.
  8. В предложении всегда есть… а) точка, б) восклицательный знак, в) вопросительный знак, г) запятая.
  9. Сутки – это… а) 20 часов, б) 12 часов, в) 10 часов, г) 23 часа, д) 24 часа.
  10. Число 25 делится без остатка на … а) 3, б) 8, в) 7, г) 5, д)10.

субтест – 2

В каждом ряду слов зачеркните лишнее.

  1. метр, дециметр, килограмм, сантиметр, километр.
  2. сахар, соль, мука, вода, чашка.
  3. дождь, град, лед, ветер, снег.
  4. плащ, костюм, платье, туфли, пальто.
  5. солнце, свеча, звезда, река, лампа.
  6. минута, секунда, час, день, утро.
  7. около, кольцо, колоть, колесить, околесица.
  8. капуста, помидор, морковь, лук, яблоко.
  9. колхоз, дежурный, однажды, пятница, лопата.
  10.  корень, суффикс, окончание, прилагательное, приставка.

Субтест – 3

Дано 3 слова. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти слов или словосочетаний приведенных, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые друг с другом. Нужное слово или словосочетание подчеркни.

1.   хлеб                                                                                  река

--------------------                                                 ------------------------------------------ зерно                                                                ручей, вода, родник, море, лужа

2.  добро                                                                              нежность

------------------------                                             ----------------------------------------

- зло                                         грубость, любовь, жадность, ненависть, зависть

3.  дерево                                                                            книга

-----------------------                   -------------------------------------------------------------

- ветка                                            буква, древесина, картинка, слово, страница

4. дядя Степа                                                                      Дюймовочка

--------------------------------------------------------------------------------------------------- Гулливер                    мышка, гном, Иванушка, мальчик с пальчик, лилипут

5.  птица                                                                                  рыба

--------------------------------------------------------------------------------------------------- самолет                           подводная лодка, вертолет, корабль, чайка, машина

6. вишня                                                                                   колос

--------------------------------------------------------------------------------------------------- сад                                                                           лес, поле, земля, зерно, луг    

   

7. число                                                                                   слово  

--------------------------------------------------------------------------------------------------

- цифры                                                       книга, фраза, буквы, читать, рассказ

8.  болезнь                                                                               поломка

--------------------------------------------------------------------------------------------------

- лечение                                          мастер, ремонт, деталь, смазка, мастерская

9. бежать                                                                                 кричать

--------------------------------------------------------------------------------------------------- стоять                                            молчать, шептать, шуметь, звать, говорить

10. паровоз                                                                             конь

--------------------------------------------------------------------------------------------------- вагоны                                                 конюх, лошадь, ехать, конюшня, телега

Субтест – 4

Подумай и напиши, что общего между этими двумя

словами.

Например: трамвай-автобус-это виды пассажирского транспорта.

  1. Год, неделя – это ………………    6. Обруч, мяч - это ……………………
  2. Шапка, платок – это …………      7. Конь, собака - это ……………      
  3. Ветер, туча – это ………………    8. Тетрадь, пенал - это ……………
  4. Муравей, дуб - это………………  9. Приставка, окончание - это ……
  5. Диван, стол - это ………………   10. Сентябрь, июнь - это……………

Субтест – 5

Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.

а) 8, 13, 23, 28, 33, 38, …

б) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, …

в) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, …

г) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68, …

д) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84, …

е) 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, …

ж) 15, 35, 55, 75, 95, 115, …

з) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …

и) 2, 8, 32, 128, 512, 2048, …

к) 4, 40, 400, 4000, 40000, 400000, …

4 класс

субтест – 1

Подумайте и закончите предложения используя

один из приведенных ответов. Нужный ответ подчеркните.

  1. У дерева всегда есть…а) листья, б) плоды, в) почки, г) корень, д) тень.
  2. У лошади всегда есть …а) подкова, б) конюшня, в) седло, г) грива,

                                          д) уздечка.

  1. Лес никогда не бывает без … а) птиц, б) зверей, в) травы, г) болот,

                                                   д) деревьев.

  1. Настоящий товарищ всегда … а) дисциплинирован, б) добр,

                                                     в) приветлив, г) силен, д) поможет.

  1. Дисциплинированность – это … а) ответственность, б) послушание,

                                                        в) скромность, г) застенчивость,

                                                                д) вежливость.

  1.  В книге всегда есть … а) иллюстрации, б) автор, в) страницы,

                                        г) стихи, д) рассказы.

  1. Полезными ископаемыми называется все то, что … а) находится под землей, б) приносит пользу людям, в) добывают из-под земли,

г) нефть, д) газ, е) уголь, ж) железо, з) человек берет у природы.

  1. Тундра находится … а) на Юге, б) на Севере, в) на Востоке,

                                     г) на Западе. Д) на Юго-Западе.

  1. Четверг, пятница, суббота, вторник, среда – это … а) время, б) сутки,

                                                                     в) дни недели, г) дни, д) года.

  1. Город Минск – это столица … а) Украины, б) Белоруссии, в) Грузии,

                                                     г) Польши, д) Латвии.

субтест – 2

Дано 5 слов. Подумайте и найдите такое слово или словосочетание, которое является лишним. Подчеркните его.

  1. коза, баран, рысь, корова, лошадь.
  2. дорога, проезжая часть, тротуар, перекресток, дом.
  3. шкаф, стул, кровать, печь, тумбочка.
  4. отвертка, болт, сверло, молоток.
  5. имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, слог.
  6. красный, розовый, бордовый, желтый, оранжевый.
  7. тюльпан, ромашка, роза, гвоздика, ольха.
  8. хоккей, футбол, шашки, волейбол, баскетбол.
  9. отважный, смелый, храбрый, талантливый, трусливый.
  10. бережливость, обязанность, добросовестность, ответственность, старательность.

Субтест – 3

Дано 3 слова. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти слов или словосочетаний приведенных, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые друг с другом. Нужное слово или словосочетание подчеркни.

1.   искать                                                                                  думать

 -------------------------------------------------------------------------------------------------- находить                                            расследовать, запоминать, приходить к

                                                                      выводу, забывать, рассуждать.

2.  голод                                                                                         труд

--------------------------------------------------------------------------------------------------- слабость                                             усилие, отдых, плата, усталость, подъем

3.  самолет                                                                                   корабль

--------------------------------------------------------------------------------------------------

- сигнальные огни                                           сирена, бакен, маяк, парус, мачта

4. автобус                                                                                     барабан

--------------------------------------------------------------------------------------------------- ехать                                                      стучать, звать, играть, брать, зазывать

5.  сад                                                                                              ваза

--------------------------------------------------------------------------------------------------- деревья                                                    сосуд, цветы, украшения, держатель,

                                                                                           приспособление

6. тундра                                                                                  пустыня

--------------------------------------------------------------------------------------------------- Крайний Север                                                       жара, сухо, песок, Юг, лето  

     

7. растение                                                                                 курица  

--------------------------------------------------------------------------------------------------

- семя                                                                     мясо, перо, лететь, яйцо, клюв

8.  коза                                                                                          хлеб

--------------------------------------------------------------------------------------------------- животное                                                      обед, пища, батон, тарелка, булка

9. рожь                                                                                      яблоня

--------------------------------------------------------------------------------------------------- поле                                                           сажать, яблоки, урожай, сад, дерево

10. пароход                                                                                поезд

--------------------------------------------------------------------------------------------------- пристань                                                  депо, вокзал, рельсы, шпалы, вагоны

субтест – 4

Подумай и напиши, что общего между этими двумя

словами.

Например: трамвай-автобус   виды пассажирского транспорта.

  1. Корова, лошадь – это …………………  6. Лыжи, коньки - это …………
  2. Яблоко, земляника – это ……………… 7. Озеро, река - это ……………
  3. Муравей, дуб – это …………………… 8. Голод, жажда - это …………
  4. Самолет, паровоз - это………………… 9. Портфель, ручка - это ………
  5. Человек, птица - это …………………   10. Вагон, телега - это…………

субтест – 5

Найди зависимость между числами и вставь пропущенное

число.

а)      16                28                41                58

        21                 33                46                ?

б)      3                5                7                9

        9                25                49                ?

в)        2                4                8                

        3                6                12

        4                ?                16

г)         1, 3, 5, 7, 9, 11, …

д)         10, 7, 12, 9, 14, 11, 16, …

е)         6, 9, 12, 15, 18, …

ж)         10, 7, 12, 9, …

з)         21, 42, 63, 84, …

и)         8, 2, 8, 3, 8, 4, …

к)         4, 1, 5, 2, 6, 3, …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития различных видов мышления младших школьников

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА к аттестации учителя на категорию.Целью исследования: определить эффективность заданий, решение которых направлено на многообразное соотношение наглядно-действенного, наглядно...

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников

Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников....

Развитие словесно-логического мышления младших школьников

В статье рассмотрены виды мышления, логические операции, формы логического мышления. Представлены педагогические  условия для развития логического мышления. Приведены примеры заданий и упражнений...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гусева надежда Сергеевнаучитель начальных классов МАОУ «Лицей №11 г. Благовещенска», Россия,г. Благовещенск  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У...

Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника

Работа по развитию речи младших школьников требует разнообразных приемов и средств. Загадки выступают как средство воспитания и обучения детей, расширяя их кругозор, знакомя с окружающим миром, явлени...