Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ЗПР
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Веселова Валентина Сергеевна

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Остяцкая основная школа

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  МКОУ Остяцкой ОШ

________________ В.В. Бирюкова

«____» ___________________ 2019 г.

Программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся с ОВЗ

(2 класс,  7.2)

Педагог-психолог: Ивашкевич В.С.

2019 г

Пояснительная записка.

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по результатам диагностик познавательной, когнитивно-личностной сферы учащегося, в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также в соответствии с заключением ПМПК.

На основе проведенной диагностики по развитию познавательных способностей у данного ребенка слабо развита устойчивость и концентрация внимания, недостаточный объем памяти, быстрота реакции. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет ему полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать, мальчик не в состоянии самостоятельно усвоить содержательный минимум школьной программы. Ему свойственна интеллектуальная робость с оглядкой на взрослого, бедный словарный запас. Он часто отвлекается и не может сосредоточить свое внимание на одном объекте, имеет низкую работоспособность.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребенка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Цель программы:

Комплексное развитие и коррекция познавательной и когнитивно-личностной сферы обучающихся.

Задачи программы:

  • развитие познавательных процессов обучающихся (различных видов восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения, ощущений, общей координации и координации тонких движений, развитие аналитических способностей, умственных операций отвлечения и обобщения);
  • формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  • формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
  • формирование произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
  • обучение рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.
  • Развитие саморегуляции, саморефлексии.

Объём программы рассчитан на 34 часа, два часа в неделю. Продолжительность одного занятия – 35-40 минут.

Результаты освоения коррекционно-развивающего курса:

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- навыки самостоятельности, самоконтроля, уверенности в себе;

- адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - позитивного отношения к своему «Я»;

- навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

Метапредметные результаты:

Познавательные

Обувающийся научится:

- владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей;

- строить рассуждения;

Обучающийся получит возможность научиться:

- умению исследовать свои качества и свои особенности;

Регулятивные

Обувающийся научится:

- ставить учебную задачу под руководством педагога - психолога;

- извлекать с помощью педагога-психолога необходимую информацию;

- определять и формулировать цели;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- работать по плану и корректировать свою деятельность;

Обучающийся получит возможность научиться

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- навыкам самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

Коммуникативные

Обувающийся научится:

- доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

- аргументировать свою позицию;

Обучающийся получит возможность научиться:

- умению вести конструктивный диалог;

- последовательно и полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

 - самостоятельно выполнить задания;

Обучающий получит возможность:

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

По окончании курса проводится повторная диагностика по выявлению динамики в развитии познавательных процессов по методикам:

Методика

Цель

Методика «Несуществующее животное»

Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения.

Методика «Лесенка» В. Г. Щур.

определение уровня самооценки

Методика «Запоминание 10 слов» А. Р. Лурии

изучение продуктивности кратковременной и долговременной памяти, динамики умственной работоспособности.

 «Корректурная проба»

Исследование устойчивости и концентрации внимания

Беседа.

сбор информации об общем уровне развития познавательной сферы, сформированности нормативных базовых знаний об окружающем мире.

Методика “Определение типа памяти”

определение преобладающего типа памяти.

Методика «Воспроизведение рассказа».

изучение возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимании явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Методика «Последовательность событий» А. Н. Бернштейна

диагностика вербального мышления.

Методика “Простые аналогии”

исследование логичности и гибкости мышления.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой.

определение школьной мотивации.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников. Не менее важной является и подготовка мышления обучающихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у обучающихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции.

Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой. Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями, и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме.

Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого, затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой, а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры.

Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных, временных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).

Психологические процессы, подлежащие развитию:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление
  • Воображение
  • Пространственные представления
  • Самоконтроль
  • Произвольность
  • Психомоторика
  • Внутренний план действий

Календарно-тематический план

коррекционной работы

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Диагностика

2

Внимание (распределение).

Память слуховая.

Мышление наглядно – образное.

Развитие произвольного внимания.

Развитие слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

1

Пространственные представления.

Мышление наглядно-образное.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие наглядно-образного мышления.

1

Произвольность.

Пространственные представления. Память зрительная.

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие произвольности средних движений.

1

Мышление (установление закономерностей).

 

Память вербальная .

Развитие   мышления   (установление   закономерностей на абстрактном материале).

Развитие вербальной памяти.

1

Пространственные представления.

Память логическая.

Психомоторика.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие  логической   памяти  (установление  ассоциативных связей).

Развитие тонко координированных движений.

1

Мышление наглядно-образное.

Внимание (устойчивость).

Мышление (синтез).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие мышления (процессы синтеза).

1

Восприятие зрительное.

Мышление (анализ).

Слуховые ощущения.

Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).

Развитие мышления (процессы анализа).

Развитие слуховых ощущений.

1

Внимание (распределение).

Осязательные ощущения.

Развитие произвольного внимания (распределение).

Развитие осязательных ощущений.

1

Мышление (анализ, синтез).

Память зрительная.

Внимание.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.

Развитие зрительной памяти.

Формирование элементов самоконтроля.

1

Произвольность.

Мышление (нахождение общих признаков).

Психомоторика.

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.

Развитие  мышления (нахождение общих   признаков в несвязанном материале).

Развитие двигательной сферы.

1

Пространственные, временные представления.

Мышление наглядно-образное.

Мышление (гибкость).

Развитие пространственного восприятия.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие гибкости мыслительной деятельности.

1

Мышление (установление закономерностей).

Память зрительная.

Мышление (анализ).

Развитие   мышления   (установление   закономерностей).

Развитие непосредственной зрительной памяти.

Развитие мышления (процессы анализа).

1

Пространственные представления.

Память (слуховая).

Память зрительная.

Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

1

Мышление (выделение существенного). Мышление (анализ).

Развитие умения выделять существенные признаки.

Развитие умения соотносить с образцом.

Развитие слуховых ощущений.

1

Мышление (анализ, синтез).

Пространственные представления.

 Воображение.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

1

Ощущения осязательные.

Память опосредованная.

Развитие осязательных ощущений.

Развитие опосредованной памяти.

1

Мышление (установление закономерностей).

Ощущения мышечные.

Развитие   мышления   (установление   закономерностей).

Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

1

Ощущения слуховые.

Внимание (устойчивость, переключение).

Мышление наглядно-образное.

Развитие слуховых ощущений.

Развитие произвольного внимания  (устойчивость, переключение).

Развитие наглядно-образного мышления.

1

Ощущения осязательные.

Память опосредованная.

Ощущения зрительные.

Развитие осязательных ощущений.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие зрительных ощущений.

1

Внимание (распределение).

Мышление (сравнение, установление закономерностей).

Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).

Развитие мышления (умение сравнивать).

Развитие  мышления (установление   закономерностей).

1

Память опосредованная.

Мышление наглядно-образное.

Восприятие слуховое.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие слухового восприятия.

1

Память вербальная.

Пространственные представления.

Развитие словесной памяти и произвольного внимания.

Развитие пространственных представлений.

1

Мышление (анализ, синтез).

 Психомоторика.

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие двигательной сферы (макродвижения).

1

Мышление (анализ).

Мышление наглядно-образное.

Ощущения осязательные.

Развитие мышления (процессы анализа).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие осязательных ощущений.

1

Память опосредованная.

Ощущения зрительные.

Произвольность.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие зрительных ощущений.

Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).

1

Мышление (сравнение).

Память зрительная.

Развитие мышления (операция сравнения).

Развитие зрительной непосредственной памяти.

1

Мышление (установление закономерностей, обобщение, установление закономерностей).

Ощущения мышечные.

Развитие  мышления (установление  закономерностей).

Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

1

Внутренний план действий.

Память опосредованная.

Произвольность.

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие зрительной опосредованной памяти.

Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).

1

Внимание (распределение).

Память слуховая.

Мышление (абстрагирование).

Развитие произвольного внимания (распределение).

Развитие мышления (абстрагирование?.

1

Пространственные представления.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

1

Мышление (сравнение, установление закономерностей).

Восприятие зрительной.

Развитие мышления (умение сравнивать).

Развитие   мышления   (установление   закономерностей).

Развитие зрительного восприятия формы.

1

Повторная диагностика

1

 Итого

34

 1.Учебно-методическое обеспечение программы:

        1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011

        2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011

        3.Интеллектуальные задания

2. Печатные пособия

a. Карточки.

b. Иллюстрации.

c. Плакаты.

d. Раздаточные листы.

3. Технические средства обучения и оборудование кабинета

Ноутбук

Принтер.

Доска с магнитами.

Стенд для размещения творческих работ учащихся.

Стол учительский.

4.Игровой материал

Пазлы.

Лото.

Мозаика.

Дидактические и настольные игры.

Игры для развития мелкой моторики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для учащихся, обучающихся в классе коррекции «Умники и умницы».

Цель: Коррекция познавательных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.Задачи:  1) Научить учащихся работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взро...

Программа коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих обучающихся

Программа коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих обучающихся...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логоритмика для обучающегося с ТНР"

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Логоритмика для обучающегося с ТНР", 1 класс, вариант 5.2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.2)...