Методы оценки психомоторного развития детей с умственной отсталостью
методическая разработка

Данный методический материал включает в себя различные методы оценки состояния психомоторики ребенка с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методы оценки психомоторного развития детей с умственной отсталостью

Оглавление

Введение

Психомоторика умственно отсталого ребенка

Особенности моторики умственно отсталых детей

Коррекция психомоторных расстройств

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Дети с умственной отсталостью - это клинически разнородная группа, т.к. "умственная отсталость'' - термин, определяющий общее снижение интеллектуальных способностей без указания причин и сроков возникновения нарушений.

Умственная отсталость ребенка, возникшая в доречевой период (до 2-3 лет), диагностируется как олигофрения. В более поздний период состояние ребенка с интеллектуальными проблемами квалифицируется как деменция.

Олигофрения (от греч oligos - `малый', phren - `ум') - особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Деменция (от лат. dementia - `слабоумие') - слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. В отличие от олигофрении нарушения при деменции наступают после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения головного мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэнцефалита, травм).

Психомоторика умственно отсталого ребенка

Двигательная сфера человека –это и есть психомоторика.

Клиницистами выявлено и описано 5 форм двигательной недостаточности:

1. Моторная дебильность Г.Дюпре, характеризующаяся недоразвитием пирамидных систем мозга и проявляющаяся в изменении мышечного тонуса во время движения паротония, усилении сухожильных рефлексов, синкинезиях, неловкости волевых движений;

2. Двигательный инфантилизм (А Гамбургер, в основе которого лежит задержка угасания некоторых рефлексов, свойственных периоду раннего детства; позднее развитие сидения, ходьбы, бега, наличие сопутствующих атетоидных движений в руках и ногах;

3. Экстрапирамидная недостаточность (К Яков) с резким ослаблением, обедненностью мимики и жестов, защитных и автоматических движений, их ритмичности;

4. Фронтальная недостаточность (М. Гуревич) с малой способностью выработки двигательных формул; обилием движений при их непродуктивности и бесцельности, плохим активным вниманием, недоразвитием речи при относительно хорошем ее понимании;

5. Мозжечковая недостаточность (А. Валлон) с асенергиями, расстройствами статики, гипотонией мышц, недостаточностью движений (дисметрией).

При обследовании моторики людей с легкой у\о (F 70) по тестам Н. И. Озерецкого в 29 % случаев выявлено нормальное развитие движений, отставали в развитии моторики 53 % обследованных.

Особенности моторики умственно отсталых детей

-сила, быстрота движений, выносливость у у\о детей развиты хуже, чем у здоровых сверстников во всех возрастах;

-кинестетическая чувствительность снижена.

Методы исследования психомоторики

Для исследования моторики людей с нестандартным психофизическим развитием наибольшее признание получила методика Н. И. Озерецкого.

Она представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движения: статической координации, динамической координации, быстроты движений, ритма, излишних сопровождающих движений синкинезий, одновременности движений и их силы.

Предварительно до тестового обследования моторики проводится неврологическое, им выявляются формы двигательной недостаточности.

При обследовании моторики у\о людей следует обращать большое внимание на тонкую моторику, так как ее недостаточность выступает именно при умственном недоразвитии. Лучшей моделью исследования тонкой моторики являются действия руки, проекционные зоны которой в коре головного мозга занимают наибольшую площадь.

Для этого проверяют:

-изолированные движения отдельных пальцев;

-серию пальцевых движений.

При обнаружении недостаточности тонких ручных операций следует проверить речевые функции.

Диагностическая схема обследования моторики

(Е. И. Бондаревский, А. Н. Моторин, М. В. Серебровская, Н. И. Озерецкий)

1. Тест на статическую координацию движений (исследовательская функция статического равновесия)

И. П.: стойка на одной ноге, другая нога согнута и касается стопой коленного сустава первой ноги, бедро отведено кнаружи, руки на поясе, глаза закрыты.

2. Тест на динамическую координацию.

Из И. П. с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, совершить прыжок на 360 без потери равновесия при приземлении и с сохранением исходной позы.

3. Тест на скорость движения тела (динамическая координация всего тела) позволяет судить о быстроте, ловкости движений.

И. П.: руки опущены, ноги вместе. По команде лечь на пол вниз лицом, руки согнуть перед грудью, затем быстро подняться и принять и. п.

Переход из вертикального положения в горизонтальное и наоборот совершается трижды.

4. Тест на ручную скорость выявляет быстроту манипуляций мелкими предметами, ручную умелость.

В спичечной коробке лежат 12 белых и красных палочек (спичек, затем 12 красных палочек раскладывают точно по черным линиям, начерченным на белом картоне.

5. Тест на ритмичность движений.

Испытуемому предлагают выстукать по несколько ритмических комбинаций с постепенным усложнением:

|-|| |-|| |-|| (один удар – два удара)

|||-| |||-| |||-| (три удара - один удар)

6. Тест на одновременность движений.

И. П.: руки прямые, вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает в кулак правую руку и разжимает левую, затем наоборот.

7. Тест на двигательную память.

Испытуемый стоит напротив экспериментатора и повторяет за ним ряд последовательных движений, отставая на одно движение (руки вперед, вверх, в стороны, вниз).

8. Тест на координацию движений и двигательную память.

И. П.: руки опущены, ноги вместе. По команде испытуемый поднимает правую руку вверх, левую в сторону, правую ногу сгибает в колене, затем меняет положение конечностей – левую руку вверх, правую в сторону, левую ногу сгибает в колене. Далее испытуемый должен поднять правую руку вверх, правую ногу вытянуть вперед, левую руку поднять вперед, и наконец – левую руку вверх, левую ногу и правую руку – вперед.

9. Мимический тест.

Пятикратное попеременное закрывание правого и левого глаза.

10. Тест на мышечную силу.

Измеряется динамометром суммарная сила сгибателей и разгибателей рук.

11. Тест на статическую выносливость.

На динамометре испытуемый должен достигнуть усилия в 50 % от максимального и удерживать его возможно дольше.

12. Тест на динамическую координацию движений. 

Испытуемый должен без помощи рук сесть на пол и снова встать.

ЗАДАНИЯ даются испытуемому в виде словесной инструкции и показа. Чтобы убедиться в том. Что испытуемый понимает инструкцию, предлагаются 1-2 пробные попытки. Затем дважды регистрируется выполнение теста.

Кроме этой основной методики обследования, для более полного суждения о моторике испытуемых можно использовать другие тесты.

Например, продевание шнурка в отверстия дощечки (10: 10 см) с 20 отверстиями по 5 в ряд.

Для углубленного исследования одного двигательного акта можно использовать модель прыжка.

Различные варианты выполнения прыжков характеризуют преимущественную деятельность разных уровней ЦНС.

1. Стояние на носках с открытыми глазами, до вестибулярной нагрузки (кружение на месте) и после нее.

Тест выявляет деятельность рубоспинального уровня организации движений, а стояние на носках составляет первоначальную фазу любого прыжка.

2. Подпрыгивание на месте, с перемещением вперед-назад, вправо-влево, на 2-х ногах, на одной ноге.

3. Руки на пояс, прыжок с поворотом на 360.

4. Прыжок с хлопком руками по пяткам. Прыжок, во время которого нужно трижды хлопнуть в ладоши перед грудью.

5. Прыжок в длину с места.

6. Прыжок со скакалкой.

7. Прыжки через скакалку: вперед, назад, боком.

8. Прыжок на точность в очерченный круг.

9. Прыжок на 180 с одновременной ловлей мяча при приземлении.

10. Прыжок с координацией движения рук (руки вверх, ноги в стороны и наоборот).

11. Прыжки на месте с одновременным проговариванием стихотворения.

Применяемая методика исследования выявляет качественные нарушения психомоторики людей с легкой у\о.

Особенности моторики детей и подростков с легкой у\о

При обычном клиническом обследовании детей с легкой умственной отсталостью двигательные расстройства, как правило, не обнаруживаются.

Основным методом исследования их моторики является метод двигательных тестов.

Дети с легкой у\о визуально не имеют двигательной недостаточности: грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Люди с легкой у\о полностью обслуживают себя, владеют бытовыми навыками в зависимости от возраста. Из-за неумения осмыслить задание наблюдается замедленность движений. Подростки с легкой у\о не могут прикладывать длительные физические усилия, поэтому соревнования среди них должны проводится только по бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину и высоту, по бегу на коньках, игре в волейбол.

Качественные показатели компонентов движений, полученные при тестовом обследовании детей и подростков с легкой у\о, можно свести к следующим позициям:

1. Статистическая выносливость в младшем школьном возрасте у олигофренов в ст. дебильности лучше, чем у их здоровых сверстников. С возрастом у них намечается тенденция к снижению выносливости, в то время, как у здоровых наблюдается обратная зависимость. К 15-16 годам показатели выносливости у тех и у других выравниваются.

2. Скорость движения тела у людей с легкой у\о и у здоровых в 9-10 лет примерно одинакова. В последующие годы, с 11 до 14 лет, показатели скорости движения тела у у\о ухудшаются, а у здоровых улучшаются.

3. Статическая координация у у\о в 9-10 лет лучше, чем в последующие годы. У здоровых самые высокие показатели бывают в 11-12, в 13-14 лет наблюдается их снижение с подъемом в 15-16 лет.

4. Ручная скорость почти одинакова у тех и у других во всех возрастах, только к 15-16 годам наблюдается сдвиг в сторону увеличения скорости у подростков с легкой у\о.

Коррекция психомоторных расстройств

Двигательные расстройства у людей с легкой у\о без коррекционного воздействия сглаживаются недостаточно.

Коррекция психомоторных расстройств детей и подростков с легкой у\о должна основываться на особенностях их двигательной патологии.

В патогенезе двигательной недостаточности при у\о следует учитывать нейродинамические нарушения, вызывающие очаги патологического торможения ЦНС.

Поэтому в коррекции моторных нарушений определенная роль отводится лекарственной терапии, особенно медиаторам (возбудителям) нервной системы. Применение медиаторов целесообразно даже при отсутствии паретических и дистонических явлений.

Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленить структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие «контингенты движений» того или иного церебрального уровня.

При церебральных параличах основным методом коррекции является ЛФК, направленная на исправление контрактур, неправильных поз, вызванных параличами парезами, нормализацию мышечного тонуса и тренировку мышечных групп.

При у\о этот метод вспомогательный, применяющийся по показаниям.

Переход к коррекции психомоторики умственно отсталых должен опираться на другие способы физического воспитания.

При обследовании детей с легкой у\о иногда встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса. Клинически это выражается в повышении или снижении тонических рефлексов, что ведет к застыванию ребенка в неудобной позе или невозможности удержать конечность в определенном положении.

Совершенствование деятельности этого уровня организации движений осуществляется развитием статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу после сбивающего воздействия кружения.

1. Самый удобный снаряд для упражнений в равновесии- гимнастическая скамейка. Упражнения на ней можно выполнять при различном ее положении – стоящей на полу, приподнятой над полой, перевернутой. По параллельно поставленным скамейкам, держась за руки, дети ходят попарно. Эту ходьбу можно усложнить одновременными движениями рук. Упражнения на развитие равновесия более, чем другие, связаны с эмоциональным состоянием, чувством страха, тревоги, боязни. Поэтому тренировка в этих упражнениях не только освобождает детей от излишней мышечной «закрепощенности», делая движения свободными, но и воспитывает уверенность, способность подавлять страх высоты, увеличивает порог раздражения вестибулярного аппарата.

2. Ходьба по рейке скамейки с одновременными движениями рук с пением, проговариванием текста (стихи, таблица умножения) будет характеризовать уже высокий уровень развития психофизических качеств у детей, высокую степень взаимодействия между движениями и речью.

Недостаточность уровня синергий выражается в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений. Наиболее адекватным методом коррекции синергической недостаточности являются музыкально-ритмические занятия.

Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.

Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, улучшают психические процессы: запоминание, автоматизация двигательных актов, сокращается число ошибочных ответов.

Главное в оценке ритмических упражнений – способность занимающихся к быстрому выполнению неожиданных заданий, а не совершенствование и автоматизация движений. Скорость движения подчиняется характеру музыки.

Помимо музыкально-ритмических занятий, коррекция недостаточности уровня синергий осуществляется гимнастическими и акробатическими упражнениями, направленными на развитие гибкости, укрепление мышц туловища. Полезны лазание через препятствия, перешагивания, упражнения с партнером. В упражнениях следует использовать различные предметы: веревки, мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, набивные мячи, мешочки с песком и др.

Упражнения должны выполняться с необходимым мышечным напряжением. Проверить правильность мышечного напряжения помогают упражнения типа акробатических прыжков, при которых мышечное соответствие приводит к неудаче.

Но, так как прыжки длятся 1-2 секунды, лучше использовать упражнения на равновесие на высоте с уменьшенной опорой. Неустойчивое положение тела ведет к изменениям напряжения мускулатуры, мышечному «мусору»

Это вызывает падение или спрыгивание с опоры. Удачное выполнение упражнений с включением в них речевого сопровождения, песен свидетельствует о верном мышечном состоянии, самообладании и контроле.

Мышечное напряжение хорошо контролируется в парных упражнениях.

Упражнение «переноса партнера» оказывает разностороннее воздействие на организм.

При сочетании упражнений с проговариванием стихов и пением улучшается координация движений у детей, плохо чувствующих музыкальный ритм. Совершенствуются речедвигательные и вокально-двигательные координации.

При мышечной скованности человек не может свободно говорить и, тем более, петь. Следовательно, когда упражнения сопровождаются речью или пением, снимается мышечное напряжение (синкинезии, скованность движений.

Осмысленное произношение текста, стихов настолько загружает сознание, что движения начинают выполняться полуавтоматически, становятся пластичными.

Для успешного проведения коррекционно-компенсаторной работы с детьми, имеющими легкую у\о следует руководствоваться следующими методическими советами:

1. Залог успеха занятий в их доступности. Следует предлагать упражнения не слишком легкие и не слишком трудные. Когда упражнение усвоено, можно дать более трудное задание.

2. Перед ребенком надо ставить конкретные задачи по выполнению двигательного упражнения. Такое выполнение упражнений развивает целенаправленность деятельности.

3. упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами (перерывами, то непрерывно. Одни и те же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствует развитию эмоциональной подвижности.

4. Нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом, а потом работать над его совершенствованием.

Заключение

 Дети с умственной отсталостью — особая категория, у таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», чрезвычайная скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, часто отмечается нарушение речи. Всегда страдает эмоциональная сфера. Поведение хаотично и плохо управляемо. Плохо переключается с одного вида деятельности на другой. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к ограниченности, малоподвижности зоны ближайшего развития этих детей. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми должна вестись в нескольких направлениях.


Список используемой литературы

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии - М., 1999 – 214 с.

2. Воронкова В. В. Актуальные проблемы олигофренопедагогики – М., 1998. – 290 с.

3. Дульнев Г. М., Лурия А. Р. Принцип отбора детей во вспомогательные школы. – М.: Просвещение, 2001 – 179 с.

4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педаг. 1993. – 159 с.

5. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века. – М., 1995. – 290с.

6. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – К.: 1998 – 309 с.

7. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они дети с отклонениями в развитии? – М., 1998. – 267 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

Особенности психологического развития детей с умственной отсталостью

В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а ...

Технологии коррекции нарушений психофизического развития детей с умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры

В своей работе мы делимся опытом реализации авторского проекта «Движение к цели», направленного на развитие высших психических функций младших школьников через моделирование целенаправленной двигатель...

«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

  Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Влияние чтения и библиотеки на развитие детей с умственной отсталостью

В данной статье рассмотрим роль чтения и библиотеки на развитие детей с умственной отсталостью (далее УО). Следует сказать, что наличие отклонений развития заметно с раннего возраста. Перечислим основ...

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВНИМАНИЕ.

Буклет на развитие внимания для занятий с умственно отсталыми детьми...