Влияние чтения и библиотеки на развитие детей с умственной отсталостью
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние чтения и библиотеки на развитие детей с умственной отсталостью
Поторохина Наталия Владимировна,
учитель – дефектолог, МБОУ ООШИ №22, г. Томск
В данной статье рассмотрим роль чтения и библиотеки на развитие детей с умственной отсталостью (далее УО). Следует сказать, что наличие отклонений развития заметно с раннего возраста. Перечислим основные особенности развития детей с умственной отсталостью: снижение слуха, зрения, недоразвитие речи, с трудом выделяют главное и второстепенное, путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова, проблемы с памятью, испытывают сложности при осознании и запоминании внутренних логических связей; внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью; эмоциональные реакции неадекватны ситуации, при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, и, как правило, бросают работу.
Развитие детей с УО имеет явно замедленное действие и требует внимания взрослых на самых ранних этапах. Своевременное вмешательство позволит уменьшить негативные последствия. В случае несвоевременно предпринятых мероприятий (медицинских, педагогических, психологических, социальных), умственная отсталость у дошкольников приобретает более тяжелые формы, при которых ребенок не только не имеет основных навыков общения и двигательной деятельности, но и не умеет ориентироваться в пространстве.
Обучение детей с умственной отсталостью начинается с прививания интереса к предметам и умения различать их. Обычно такая система развития интеллекта происходит в игровой форме и в спокойной обстановке. Не только квалифицированная помощь специалистов (врачей, логопедов, психологов) дает улучшения состояния и положительную динамику развития, но и заботливое воспитание детей с умственной отсталостью имеет свои плюсы. Каждодневные занятия с родителями тренируют память ребенка и развивают процесс мышления. На помощь родителям приходят книги с красочными и реалистичными рисунками, которые позволяют расширить окружающий мир. При чтении книги ребенку необходимо менять интонацию и громкость. Такие приемы позволяют развивать внимательность и слуховое восприятие. Можно использовать приемы воспроизведения текста по ролям, или всем членам семьи разыграть спектакль по прочитанному произведению, тем самым развивая у ребенка заинтересованность и вовлеченность в совместную деятельность. Литературу для таких занятий с ребёнком можно взять в любой публичной библиотеке, которая предоставляет родителям читать вслух своему ребёнку в специализированных комнатах, игровых залах.
В дошкольном возрасте рекомендуется рассматривать иллюстрации, первоначально родителям комментировать все что изображено, а затем и ребенку задавать вопросы по иллюстрации и стимулировать его на полные ответы. Также полезно для детей и родителям по прочитанному произведению сделать совместную поделку, соответствующую возрасту и развитию ребенка. В изготовлении поделки использовать бумагу, клей, пластилин и различный сыпучий материал (различные виды круп, камушки, ракушки, бусины и т.д.). В свою очередь это развивает общую ручную умелость, синхронизирует работу обеих рук, развивает сенсорную чувствительность и благотворно влияет на эмоциональный фон ребенка. Творчество позволяет такому ребёнку максимально реализовать свои возможности, свободнее выражать мысли и чувства, развивает эстетический вкус. Взрослый помогает ребенку поверить в себя, в то, что он способен не только видеть красоту, но и создавать её. Благодаря стараниям со стороны семьи, дети начинают распознавать взаимосвязь предметов и лучше ориентироваться в обстановке и пространстве. Постоянные повторения слов и звуков более эффективно воздействуют на восприятие речи ребенком. Именно социальные навыки закладываются, в первую очередь, в семейном кругу: с детьми необходимо играть и чаще разговаривать, а не оставлять в одиночестве.
Взрослый постепенно должен переходить к изучению букв с ребенком с УО. Обучение ребенка с УО чтению очень кропотливый и сложный процесс. В силу своих физиологических особенностей не все дети с УО могут читать, а связано это с проблемами с памятью. Для благоприятного результата необходимо постоянно возвращаться к пройденному материалу. Первоначально необходимо рассматривать буквы, заглавные буквы и выкладывать их фасолью, камушками и т.д. Обучая ребенка чтению по слогам нужно придерживаться следующих правил: ребенок не должен воспринимать занятие как обязанность, это должна быть легкая и очень приятная игра, если ребенок потерял интерес, необходимо взрослому изменить вид деятельности ребёнка.
Взрослый, работающий с ребёнком, сразу должен его учить правильному произношению букв (ребенок должен знать, что звук произноситься «р», а никак не «рэ» или «эр»); переходить как можно быстрее к слогам (петь их разной громкостью), подавать материал от простого к сложному. Основное правило это регулярные занятия продолжительностью 15 минут. Подавайте материал доступно и понятно, инструкции должны быть короткими. Необходимо чередовать деятельность, включая в процесс обучения пальчиковую гимнастику, небольшую зарядку, подвижную игру. Игра снимает напряжённость, способствует общению детей, помогает им развивать воображение, открывает их внутренние ресурсы, раскрывает личность. При обучении ребенка важен эмоциональный настрой и ребенка, и родителя. Перед тем как научить ребенка читать по слогам, убедитесь, что он в хорошем расположении духа, не хочет спать или есть. Раздражение в голосе взрослого может отбить желание у ребенка заниматься.
Роль библиотеки в жизни детей с нарушениями развития переоценить невозможно. В первую очередь, это создание благоприятных условий для социализации, атмосферы доброты и внимания; «общение» с хорошей книгой способствует интеллектуальному и нравственному развитию. Большую роль в социализации ребенка с УО играют различные мероприятия, проводимые в библиотеках. Это выставки, мастер-классы, концерты, расширяющие кругозор и словарный запас детей.
Детский библиотекарь является специалистом по формированию читательской деятельности, экспертом в оценке качества детской литературы и современной информационной продукции для детей и подростков. Они могут помочь родителям в отборе детской литературы, доступной и понятной ребёнку, книгах для совместного чтения. Мир для этих детей открывается именно через книгу. Встречи с книгой заставляют детей думать, размышлять, переживать или смеяться от души, забывая обо всем, включаться в трудное дело (например, после знакомства с творчеством Шарля Перро ребята принимают участие в подвижной игре - помогают «Коту в сапогах» догнать мышку).
Очень важно, что чтение книг помогает детям и взрослым общаться более тесно; дети испытывают адекватные эмоции, сопереживают героям; стараются видеть красоту и понимать прекрасное; шире становится их словарный запас, развивается память, воображение, концентрируется внимание; формируется самоуважение; расширяется кругозор; усваиваются моральные ценности; процесс воспитания и обучения становится живым и интересным.
Дети нуждаются не только в познавательных и веселых играх, но и в серьезном, искреннем разговоре о героическом прошлом нашей страны, которым можно и нужно гордиться. Детям нужен пример героев. Это помогает им вырабатывать в себе уверенность, уважение к своей малой родине, России.
Из всего вышесказанного следует, что необходимо развивать навыки чтения при работе с детьми с умственной отсталостью не только специалистам, но и продолжать эту работу родителям дома. Библиотека, обслуживающая данную категорию детей, должна иметь привлекательный вид, вызывать положительные эмоции и формировать позитивный настрой. Посещение библиотеки пользователями с ограниченными возможностями потребует организации для них специального, функционально комфортного пространства обслуживания, приспособления библиотечной мебели к их физическим возможностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.
В материале отражены особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...
Особенности психологического развития детей с умственной отсталостью
В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а ...
Технологии коррекции нарушений психофизического развития детей с умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры
В своей работе мы делимся опытом реализации авторского проекта «Движение к цели», направленного на развитие высших психических функций младших школьников через моделирование целенаправленной двигатель...
«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВНИМАНИЕ.
Буклет на развитие внимания для занятий с умственно отсталыми детьми...
Методы оценки психомоторного развития детей с умственной отсталостью
Данный методический материал включает в себя различные методы оценки состояния психомоторики ребенка с нарушением интеллекта...