Коррекционно – развивающая программа групповых занятий с обучающимися, имеющими трудности в обучении 1-6 класс
рабочая программа

Борисова Ольга Афанасьевна

Программа коррекционной работы  направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования  школьников, как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме, низкий уровень готовности к систематическому обучению, низкая познавательная и учебная мотивация, негативные тенденции личностного развития, эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в школе; неуспеваемость и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekts.razviv.programma_1-6_kl.docx71.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кильмезская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___»августа 2021 года

Руководитель ШМО

_______Л.А.Шмыкова

                   

Утверждена директором школы

«___»августа 2021 года

Директор школы

_________О.Н.Берестова

 

 

«Психологическое развитие»

Коррекционно – развивающая  программа групповых занятий

с обучающимися, имеющими  трудности в обучении

 

для 1-4, 5-6  классов                                                

         на 2021 - 2022 учебный год

         Количество часов: 34         

         Педагог-психолог: Борисова Ольга Афанасьевна

                                                                                                                                                 

                                                           

Пояснительная записка

Коррекционно – развивающая программа  «Психологическое развитие» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

            образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской

            Федерации от 6 октября 2009 года   № 373;

  • Федерального  компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утверждённой приказом 28/5 от 23.05.2016 г.
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утверждённой приказом 28/5 от 23.05.2016 г.

Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия:

- Программа коррекционной работы в школе : Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.

- Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся Н.П.Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников»         - М.: «Ось - 89», 2006.

 Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего образования  направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим трудности  в освоении основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы 5, 6  классов, коррекцию недостатков в  психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы  направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования  школьников, как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме, низкий уровень готовности к систематическому обучению, низкая познавательная и учебная мотивация, негативные тенденции личностного развития, эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в школе; неуспеваемость и другие.

Цель:

  • создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной  образовательной, адаптированной образовательной программ всеми обучающимися, в том числе детьми с ЗПР, посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает индивидуальные, групповые формы занятий с педагогом - психологом.

Задачи:

  1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
  2. Определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
  3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
  4. Создание индивидуальных условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы начального общего, основного общего образования  и их интеграции в образовательном учреждении.
  5. Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей  (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  6. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных занятий для детей с  нарушением в физическом и (или) психическом развитии.
  7. Обеспечение возможности обучения и воспитания по индивидуальной коррекционно – развивающей   программе для получения дополнительных образовательных коррекционных услуг.
  8. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ЗПР.
  9. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Основные задачи и содержание образования на каждом уровне формируются исходя из психологических характеристик учащегося данного возраста

Начальная ступень обучения:

  • первоначальное становление личности ребенка, выявление и развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся, их способностей;
  • формирование универсальных учебных действий, направленных на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, развитие познавательных интересов учащихся,
  • овладение простейшими навыками самоконтроля за учебной деятельностью, умения включаться в задание, сохранять задачу, планировать  и контролировать свои действия, действовать по правилу;
  • формирование положительного отношения к учению (мотивационная готовность);
  • овладение учащимися доступными им способами и навыками учебной деятельности;
  • воспитание коммуникативной культуры, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
  • освоение федеральных государственных образовательных стандартов.

Основное общее образование (5-6 классы):

  • достижение выпускниками 5 – 5 классов уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе как по математическому и естественно-научному, так и по социально-культурному направлениям;
  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности; организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся, направленной на дальнейшее развитие личности учащегося, его индивидуальных возможностей и интересов, способности к социальному определению;
  • сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.

Ожидаемые конечные результаты Программы:

  • Обеспечение базового уровня образования для обучающихся, имеющих трудности в освоении ООП НОО, для обучающихся  с ЗПР.

Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:

  • гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на субъект - субъектных отношениях);
  • природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
  • культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
  • эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков);
  • сотрудничества с родителями.

Данная коррекционно – развивающая программа составлена для детей, имеющих трудности в усвоении школьных дисциплин, связанных:

  • с проблемами здоровья обучающихся (дети с ОВЗ);
  • с недостаточным  развитием психических процессов личности школьника (памяти, внимания, логического мышления);
  • с низкой мотивацией обучения;

Все занятия ориентированы на следующие направления:

  1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза для каждого следующего занятия;
  2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
  3. Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:

Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

  • обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
  • коррекция недостатков в двигательной сфере;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • формирование чувства ритма;
  • создание условий для полноценного межличностного  взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.

Целенаправленное формирование высших психических функций:

  • развитие сенсорно - перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
  • формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;
  • развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
  • развитие творческих способностей.
  1. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
  • целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;
  • всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
  1. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодоление негативных качеств формирующего характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
  1. Преодоление недостатков в речевом развитии:
  • целенаправленное формирование функций речи;
  • особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи;
  • создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
  • одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.
  1. Формирование коммуникативной деятельности:
  • обеспечение эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
  • формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Коррекционно – развивающая  программа подразумевает смысловые этапы работы:

1. Вводный этап и начало реализации программы (Введение, диагностическое изучение ребенка).

2. Основной этап развития:

- Развитие высших психических функций.

- Коррекция и развитие пространственных ориентаций.

- Коррекция двигательной активности.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие умственных способностей.

- Развитие творческих способностей.

- Развитие умения программировать, контролировать результаты своей деятельности.

- Развитие предметно-практической деятельности.

- Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

- Произвольная регуляция поведения.

- Обучение навыкам бесконфликтного общения.

- Формирование и развитие связной речи.

- Развитие словесной регуляции.

- Формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников. Занятия основного этапа разработаны на основе рекомендаций:

  • Локалова  Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов).  - М.: «Ось-89», 2006.
  • Уроки психологического развития в 1 классе (30 занятий)
  • Уроки психологического развития во 2 классе (30 занятий)
  • Уроки психологического развития в 3 классе (30 занятий)
  • Уроки психологического развития в 4 классе (30 занятий)
  • Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 5 – е изд., стер. – М.: «Ось – 89», 2011.

3. Заключительный этап (Итоговая диагностика, анализ диагностических данных, выводы и планирование  работы на следующий учебный год).

В течение всего учебного года идёт и работа с родителями, которая включает в себя:

  • Анкетирование родителей после проведенных занятий с целью анализа достигнутой цели и оценки эффективности программы самим специалистом.
  • Консультирование родителей (рекомендации родителям/педагогам).
  • Прогнозирование следующего года обучения ребёнка.

Согласно календарного учебного графика, программа рассчитана на учебный год: 35 учебных недель, по 1 часу в неделю, 35 часов. Формы  занятий:  групповые (по 3 – 5 человек одного возраста, согласно списка, составленного по заявлениям родителей обучающихся МБОУ «Масальская СОШ», МБОУ «Второкаменская СОШ); занятие ориентированы  на общение  в группе сверстников.

           Реализация программы предусматривает повышение мотивации учебной деятельности каждого обучающегося на основе  благополучного развития психического и психосоматического здоровья современных детей; успешной адаптации школьников в образовательном пространстве, овладения навыками позитивного поведения, конструктивного общения.

Учебно - тематическое планирование занятий

 1 класс

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Содержание, методики

Примечание

Диагностический блок.  2 часа  (в начале года)

1.

Диагностика познавательных  процессов.

1

Проба О.М. Дьяченко «Художник», методика «Завершение рассказа».

08.09

2.

Диагностика эмоционально-личностной

1

Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс».

15.09

Профилактика школьной дезаптации.  6 часов.

3.

Обучение   эффективным способам общения.

1

Игры  и упражнения: «Улыбка», «Объятия», «Кошечка-собачка», «Теплый, как солнце».

22.09

4.

Обучение   эффективным способам общения. «Мои друзья»

1

29.09

5.

Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу.

1

Игры:

«Помоги человечкам найти свое лицо», «Фотография», «Рисуем вместе».

06.09

6.

Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу

1

7.

Формирование положительной школьной мотивации

1

Игры: «Чувство», «Волшебный мешочек».

8.

Формирование положительной школьной мотивации

1

Коррекция познавательных процессов

1. Развитие произвольного внимания и поведения.  6 часов

9.

Увеличение объема внимания и кратковременной  памяти.

1

Игры: «Разведчики», «Запомни предметы»

10.

Коррекция, диагностика памяти.

1

11.

Концентрация внимания.

1

Игры: «Определи Игрушку», «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба».

12.

Саморегуляция и самоконтроль.

1

13.

Тренировка объема, концентрации внимания.

1

14.

Развитие умения действовать по инструкции.

1

2.  Развитие мнемических способностей.  4 часа

15.

Развитие механической зрительной и слуховой памяти

1

Игры и упражнения: «Имена», «Геометрические фигуры

16.

Память. Тренировка памяти.

1

17.

Обучение способам эффективного запоминания.

1

Игры и упражнения: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова».

18.

Долговременная память.

1

3.  Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация.  8 часов

19.

Логическое и понятийное мышление.

1

Игры и упражнения: «Пять цыплят», «Кто что  делает?», «Бывает - не бывает»,  «Веселые ассоциации», «Чей домик?».

20.

Мышление. Развитие мышления.

1

21.

Установление причинно-следственных отношений.

1

Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот».

22.

Сходства и различия.

1

23.

Обобщение и нахождение противоположностей.

1

24.

Обобщение и нахождение противоположностей.

1

25.

Анализ, сравнение, классификация, обобщение.

1

Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки».

26.

Анализ, сравнение, классификация, обобщение

1

4.Развитие  воображения,  восприятия.  6 часов

27.

Развитие зрительного восприятия.

1

Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек

28.

Развитие  слухового восприятия.

1

29.

Органы чувств и их участие в восприятии.

1

«Составь предмет», «Кляксы», «Необычные рисунки».

30.

Развитие творческого воображения

1

31.

Творческие способности и задатки.

1

32.

Способности и интересы.

1

5.Диагностический блок.  3 часа  (в конце года)

33.

Диагностика познавательных  процессов (в конце года)

1

Проведение диагностического исследования.

34.

Диагностика эмоционально-личностной сферы (в конце года)

1

35.

Самооценка личностных изменений. Подведение итогов года.

1

Самооценка.

 

Учебно - тематическое планирование занятий

2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Содержание, методики

Примечание

Диагностический блок.  2 часа.       (Начало года)

1.

Диагностика познавательных процессов.

1

Проба О.М. Дьяченко «Художник», методика «Завершение рассказа».

07.09

2.

Диагностика эмоционально-личностной сферы.

1

Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс».

14.09

Мотивация обучения младшего школьника. 4 часа.

3.

Формирование положительной школьной мотивации

1

Игры: «Чувство», «Волшебный мешочек».

21.09

4.

Формирование положительной школьной мотивации

1

Методика М.Р.Гинзбурга

28.09

5.

Мотивационная и волевая сфера личности.

1

Анкета «Познавательные потребности».

05.09

6.

Мотивационная и волевая сфера личности.

1

Методика «Неоконченные предложения»

Коррекция познавательных процессов

1.Развитие произвольного внимания и памяти.  6 часов

7.

Внимание. Оценка свойств внимания второклассника.

1

Игры: «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер».

8.

Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль.

1

9.

Память.  Виды, свойства  памяти.

1

Игры: «Разведчики», «Запомни предметы»

10.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

1

11.

Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции.

1

«Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба».

12.

Тренировка в умении действовать по образцу.

1

2. Развитие  мнемических  способностей.  4 часа

13.

Развитие механической,  зрительной и слуховой памяти.

1

Игры и упражнения: «Имена», «Геометрические фигуры».

14.

Развитие механической,  зрительной и слуховой памяти.

1

15.

Обучение способам эффективного запоминания.

1

Игры и упражнения: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова».

16.

Тренировка  памяти. Эффективные способы  запоминания.

1

3. Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация. 10 часов

17.

Логическое и понятийное мышление.

1

Игры и упражнения: «Пять цыплят», «Кто что  делает?»

18.

Логическое и понятийное мышление.

1

19.

Установление причинно-следственных отношений.

1

Игры и упражнения: «Бывает - не бывает»,  «Веселые ассоциации», «Чей домик».

20.

Установление причинно-следственных отношений. Тренировочные упражнения.

1

21.

Установление причинно-следственных отношений. Тренировочные упражнения.

1

22.

Обобщение и нахождение противоположностей.

1

Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот».

23.

Обобщение и нахождение противоположностей.

1

24.

Анализ, сравнение, классификация, обобщение

1

Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки».

25.

Анализ, сравнение, классификация, обобщение

1

26.

Анализ, сравнение, классификация, обобщение

1

4.Развитие воображения, восприятия. 4 часа.

27.

Развитие зрительного восприятия.

1

Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек»,

28.

Развитие, тренировка  зрительного восприятия.

1

29.

Развитие творческого воображения.

1

«Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки».

30.

Творческие способности и воображение.

1

5.Учебные навыки младших школьников. 3 часа

31.

Диагностика сформированности  учебных навыков и приёмов учебной деятельности.

1

Методики: «Домик», «Рисование по точкам»

32.

Тренировка устного чтения и чтения «про себя», навыков грамотного письма.

1

Игры: «Страна слов»,  «Путешествие в Страну гномов»

33.

Развитие математических навыков, формирование приёмов самоконтроля.

1

Упражнения: «Число – контролёр»,  «Сорбонки»,  «Помогалки».

6.Диагностический блок.  2 часа (в конце года)

34.

Диагностика познавательных процессов.

1

Проба О.М. Дьяченко «Художник», методика «Завершение рассказа».

35.

Диагностика эмоционально-личностной сферы.

1

Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс».

Учебно - тематическое планирование занятий

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Содержание, методики

Примечание

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Интерес, позитивный эмоциональный фон.

1

Игры: «Объятия», «Кошечки – собачки».

01.09

1.Внимание.   6 часов

2.

.Диагностика   внимания.

1

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, объёма, произвольности.

08.09

3.

Произвольное внимание

1

Упражнения на развитие внимания:«Летает - не летает», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы».

15.09

4.

Устойчивость внимания

1

22.09

5.

Умение работать по инструкции

1

29.09

6.

Внимание и внимательность.

1

Тест «Корректурная проба»

06.10

7.

Внимательность.

2.Память.   6 часов

8.

Диагностика  памяти.

1

Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение).

9.

Диагностика  памяти. Анализ, самооценка результатов диагностики.

1

10.

Зрительная память

1

Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упражнения: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий и др.

11.

Слуховая память

1

12.

Осязательная память

1

13.

Зрительно-моторная координация

1

3.Мышление.   7 часов

14.

Диагностика мышления

1

Групповые методики диагностики мышления.

15.

Развитие наглядно-образного мышления

1

Игры (тренинг разных видов мышления):«Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Найди лишнее слово»,  «Угадай животное».

16.

Развитие словесно-логического мышления

1

17.

Развитие словесно-логического мышления

1

18.

Классификация и обобщение.

1

19.

Развитие умения классифицировать

1

«Найди общие признаки».

20.

Развитие умения обобщать

1

Упражнения  на выделение существенных признаков, обобщение, сравнение, классификацию

4.Зрительно-моторная координация.   6 часов

21.

Развитие  пространственных  представлений

1

Игры: «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции».

22.

Развитие мелкой моторики

1

Упражнения  на развитие моторики (рисование петельками, штриховка, обведение контура без отрыва карандаша).

23.

Развитие мелкой моторики

1

24.

Ориентировка на листе бумаги

1

Игра «Муха» на развитие ориентировки. Графические диктанты.

25.

Ориентировка на листе бумаги

1

26.

Навыки самоконтроля

Методика опосредованного запоминания.

5.Мотивационная и волевая сфера.   6 часов

27.

Диагностика мотивационной и волевой сферы.

1

Анкета «Изучение познавательных потребностей», Методика «Неоконченные предложения» А.Б.Орловой.

28.

Анализ диагностики мотивационной и волевой сферы, самооценка.

1

29.

Развитие  произвольности в действиях.

1

Рисование двумя руками одновременно.

30.

Работа по правилам

1

Графические диктанты.

31.

Навыки самоорганизации

1

Игры «Расшифруй слова», «Зашифруй текст», «Найди путь»

32.

Волевые качества младшего школьника,  их оценка.

1

Признаки волевых качеств, самооценка.

Диагностический блок.  3 часа (в конце года)

33.

Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления.

1

Диагностические материалы, таблицы.

34.

Диагностика эмоционально – волевой сферы.

1

35.

Анализ диагностических материалов, самооценка.

1

Учебно - тематическое планирование занятий

4 класс

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Содержание, методики

Примечание

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы.

1

Знакомство, психогимнастические игры и упражнения.

05.09

Диагностический блок.   3 часа.   (в начале года)

2.

Диагностика познавательных

процессов.

1

Методика «Завершение рассказа», методика изучения уровня внимания.

12.09

3.

Диагностика эмоционально-

личностной сферы (в начале

и в конце года)

1

Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс», социометрическая методика.

19.09

4.

Анализ диагностических данных, самооценка,

1

26.09

Коррекция познавательных процессов

1. Развитие произвольного внимания и поведения.   4 часа

5.

Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль.

1

Игры: «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер».

03.09

6.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

1

Игры: «Разведчики», «Запомни предметы»

7.

Тренировка объема, концентрации внимания.

1

Игры: «Определи Игрушку», «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба».

8.

Развитие умения действовать по инструкции.

1

2.Развитие мнемических способностей

9.

Развитие механической, зрительной и слуховой памяти.

1

Игры и упражнения: «Имена», «Геометрические фигуры».

10.

Развитие механической, зрительной и слуховой памяти.

1

11.

Обучение способам эффективного запоминания.

1

Игры и упражнения: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова».

12.

Обучение способам эффективного запоминания.

1

3.Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация.   8 часов

13.

Логическое и понятийное мышление.

1

Игры и упражнения: «Пять цыплят», «Кто что  делает?», «Танграм», «Геометрические фигуры»

14.

Логическое и понятийное мышление.

1

15.

Установление причинно-следственных отношений

1

Игры и упражнения: «Бывает - не бывает»,  «Веселые ассоциации», «Чей домик».

16.

Установление причинно-следственных отношений

1

17.

Обобщение и нахождение противоположностей.

1

Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот».

18.

Обобщение и нахождение противоположностей.

1

19.

Анализ, сравнение, классификация, обобщение.

1

Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки».

20.

Анализ, сравнение, классификация, обобщение.

1

4.Развитие воображения, восприятия. 4 часа

21.

Развитие зрительного восприятия.

1

Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек»,

22.

Развитие зрительного восприятия.

1

23.

Развитие творческого воображения.

1

 «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки».

24.

Развитие творческого воображения.

1

Коррекция эмоционально-волевой сферы

1.Учимся дружить и  сотрудничать.   8 часов

25.

Диагностика эмоциональной сферы личности.

1

«Диагностика страхов». Диагностика школьной тревожности  CMAS/

26.

Самооценка и ценностные ориентации школьников.

1

27.

Анализ диагностических данных, самооценка.

1

Упражнение «Шалтай-Болтай»

28.

Качества, важные для общения.

1

Игры «Волшебный стул», «Паутинка».

29.

Какие мы в общении?

1

Игра «Собираемся в путешествие».

30.

Правила дружбы.

1

Игра «Слон»

31.

Девчонки+мальчишки=?

1

Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)»

32.

Мы – дружная команда.

1

Игры: «Необитаемый остров», «Строим дом».

Диагностический блок.  3 часа (в конце года)

33.

Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления.

1

Диагностические материалы, таблицы.

34.

Диагностика эмоционально – волевой сферы.

1

35.

Анализ диагностических материалов, самооценка.

1

Учебно - тематическое планирование занятий

5 класс

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Содержание, методики

Примечание

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой, планом работы.

1

Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами».

06.09

Эмоционально – волевая сфера.   12 часов

2.

Мой характер

1

Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов.

13.09

3.

Что такое воля?

1

Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли.

20.09

4.

Межличностные отношения пятиклассников.

1

Понятие «общение», тесты на коммуникабельность.

27.09

5.

Умение общаться

1

04.10

6.

Развитие навыков самоконтроля

1

7.

Самооценка

1

Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации.

8.

Самооценка, взаимооценка.

1

9.

Умение сотрудничать

1

Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение».

10.

Сотрудничество, взаимовыручка.

1

11.

Навыки саморегуляции

1

Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы аутотренинга.

12.

Навыки саморегуляции

1

13

Обобщающее занятие по теме Мой характер»

1

Развитие внимания и памяти.   10 часов

14.

Особенности внимания

1

Диагностика уровня внимания.

15.

Устойчивость внимания

1

Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.

16.

Распределение внимания

1

Отсроченное воспроизведение запоминаемого.

17

Умение слушать

1

18.

Целенаправленность действий

1

Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».

19.

Целенаправленность действий

1

20.

Развитие зрительной памяти.

1

Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)

21.

Развитие вербальной памяти

1

Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание».

22.

Опосредованное запоминание.

1

23.

Обобщающее занятие

1

Обобщающее занятие – наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы

Развитие мышления .   9 часов

24.

Наглядно-образное мышление.

1

Диагностика мышления.

25.

Наглядно – образное мышление.

1

Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», «Дополни узор» (логическое мышление).

26.

Развитие операций логического мышления

1

27.

Развитие операций логического мышления

1

28.

Умение сравнивать и обобщать.

1

Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), Задания, требующие классификации и сериации  (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). «Шифр» (абстрактное мышление). (детский вариант), игровые упражнения.

29.

Классификация

1

30.

Абстрагирование

1

31.

Классификация, абстрагирование.

1

32.

Обобщение знаний по теме «Развитие мышления»

1

Обобщающее занятие – тест Равена

Диагностический блок.  3 часа (в конце года)

33.

Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления.

1

Диагностические материалы, таблицы.

34.

Диагностика эмоционально – волевой сферы.

1

35.

Анализ диагностических материалов, самооценка.

1

Учебно - тематическое планирование занятий

6 класс

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Содержание, методики

Примечание

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой, планом работы.

1

Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами».

08.09

Развитие внимания и памяти.   10 часов

2.

Особенности внимания.

1

Диагностика уровня внимания.

15.09

3.

Устойчивость внимания

1

Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант

22.09

4.

Распределение внимания

1

29.09

5.

.Умение слушать

1

06.10

6.

Целенаправленность действий

1

Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».

7.

Целенаправленность действий

1

8.

Развитие зрительной памяти

1

Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)

9.

Развитие вербальной памяти

1

Отсроченное воспроизведение запоминаемого.

10.

Опосредованное запоминание.

1

Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание».

11.

Обобщающее занятие по теме «Развитие внимания и памяти»

1

Обобщающее занятие – наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы

Развитие мышления.   9 часов

12.

Мышление.

1

Диагностика мышления.

13.

Наглядно-образное мышление.

1

Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее».

14.

Наглядно-образное мышление.

1

15.

Развитие операций логического мышления.

1

«Дополни узор» (логическое мышление).

16.

Развитие операций логического мышления.

1

17.

Умение сравнивать и обобщать.

1

Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков).

18.

Классификация

1

Задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии).

19.

Абстрагирование

1

«Шифр» (абстрактное мышление).

20.

Обобщающее занятие

1

Обобщающее занятие – тест Равена, (детский вариант), игровые упражнения.

Эмоционально – волевая сфера.   12 часов

21.

Мой характер

Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов.

22.

Что такое воля?

Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли.

23.

Межличностные отношения пятиклассников.

Понятие «общение», тесты на коммуникабельность.

24.

Умение общаться

25.

Развитие навыков самоконтроля

26.

Самооценка

Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации.

27.

Самооценка, взаимооценка.

28.

Умение сотрудничать

Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение».

29.

Сотрудничество, взаимовыручка.

30.

Навыки саморегуляции

Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы аутотренинга.

31.

Навыки саморегуляции

32.

Обобщающее занятие по теме Мой характер»

Диагностический блок.   3 часа (в конце года)

33.

Итоговая диагностика памяти, внимания, мышления.

Диагностические материалы, таблицы.

34.

Диагностика эмоционально – волевой сферы.

35.

Анализ диагностических материалов, самооценка.

Учебно – методическое

обеспечение образовательного процесса

  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000.  
  • Диагностика и коррекция психического развития школьника./ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск: изд-во «Научная книга», 1997. – с. 67-70.
  • Додонов Б.И. Методика исследования эмоциональной направленности личности. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 204 с.
  • Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Школа-Пресс, 1999. – с. 81-88.
  • Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
  • Программа коррекционной работы в школе  Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М : Дрофа, 2015.
  • Психолого – педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии / авт.- сост. И.Н.Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога /авт. – сост. Н.С.Мозговая и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
  • Уроки психологического развития в 1 классе (30 занятий)
  • Уроки психологического развития во 2 классе (30 занятий)
  • Уроки психологического развития в 3 классе (30 занятий)
  • Уроки психологического развития в 4 классе (30 занятий)
  • Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – 5 – е изд., стер. – М.: «Ось – 89», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса

Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

Рабочая   программа   по   курсу    коррекционно-развивающих   занятий      с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (1 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Групповое занятие с обучающимися 4 класса "Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме."

Групповое коррекционно-логопедическое занятие с обучающимися  четвёртого класса, имеющими нарушения письменной речи, обусловленное ОНР.Тема. «Знаки препинания в конце предложения....

Групповое занятие для обучающихся 4 класса по теме «Секреты общения»

Тема занятия: «Секреты общения»Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения...