Учимся общаться- родители и дети
классный час

Толмачева Татьяна Владимировна

Родителям, лицам, участвующим в воспитании детей о влиянии  общения на формирование я- концепции, самооценки детей, особенно девочек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_obshchatsya-_roditeli_i_deti.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся общаться – родители и дети

           От того, как общаются родители с детьми, особенно с девочками,  зависит счастье, а иногда и жизнь детей.

 «Будь мудрее», «Потерпи», «Промолчи», «Ну что ты лезешь» — иногда девочка, которой часто говорили такие фразы в детстве, вырастает и становится жертвой абьюзера, потому что не умеет выражать свое мнение (это нельзя: нужно ведь быть мудрее и терпеть).

Не надо быть мудрее — надо быть счастливее. А чтобы быть счастливее, нужно опираться прежде всего на собственную самооценку. Потому что именно самооценка делает человека счастливым. Когда он ценит и уважает себя, тогда он начинает окружать себя правильными людьми, не допускает насилия по отношению к себе и отстаивает собственные границы. А все эти установки никогда не приведут к полноценной счастливой жизни женщины.

А как вырастить девочку со здоровой самооценкой?

Самооценка — это качество многогранное. Человек формирует мнение о себе исходя из того, что о нем говорят другие люди. В первую очередь родители. Это особенно важно в первые годы жизни. И если родители объяснят ребенку, что, если ему что-то не нравится, не надо молчать и терпеть; если будут хвалить его за то, что он что-то делает, да и просто так; если не будут контролировать каждую секунду («Туда не ходи, сюда не ходи»), это сделает жизнь детей счастливой, произойдет формирование  здоровой самооценки. Такая девочка думает: «Я хорошая, меня любят родители, я знаю себе цену, я никому не дам себя в обиду, у меня все обязательно получится».

Похвала — это важно, потому что именно похвала часто формирует самооценку ребенка. Но, во-первых, хвалить нужно своевременно: вот ребенок что-то хорошо сделал, надо сразу сказать ему что-то хорошее и ободряющее, потому что у него сейчас эмоциональный подъем и похвала закрепится в подсознании. Полезно сопровождать слова поцелуями и объятиями — тогда подключается тактильная память, ребенок запоминает: «Делать что-то хорошо — приятно». Но важно хвалить не только за результат, но и за процесс, говорить: «Мы видели, как ты старался». Это поможет ему понять, что родители не просто на автомате сказали: «Ты молодец» (так лучше не хвалить), — а действительно отметили его усилия. Важно хвалить честно и обоснованно. Если ребенок что-то сделал и ему не понравился результат, а мама говорит: «Да ладно, красиво», — это нечестно, ребенок-то сам недоволен Лучше спросить: «Что конкретно тебе не нравится, как это можно изменить?»

Как родители влияют на наше восприятие себя? Фразы- упреки -  «Это тебе не идёт», «Надо бы похудеть» или «Посмотри вот на Свету…», «У тебя руки не из того места…» и т.п.  совсем не радуют девочку и не помогают принять себя. Под влиянием таких высказываний близких, у девочки формируется отрицательный образ себя, она не сможет быть счастливой, будет  всегда искать в себе недостатки. Такая девочка может быть жертвой абъюзера!

Поэтому родителям, близким ребенка очень важно контролировать себя, задумываться о том – что мы говорим и как  говорим.

Ребенку важно нравиться родителям, важно расти с ощущением, что мы рады ему, рады, что он у нас есть и что он такой, какой есть. А мы его, конечно, любим, но хотим, чтобы он был самым успешным, самым красивым, самым умным.  Мы, родители,  знаем, как для него лучше. И начинаются  упреки, уговоры, диеты чуть ли не с пяти лет, развивающие занятия через силу, внушения про то, «каким ты должен быть». Мы порой сами не понимаем, как много дети слышат от нас оценивающих высказываний про свою внешность, поведение, характер, способности.

У ребенка впереди долгие годы, и в жизни он тысячи раз будет чувствовать себя незнающим, нелепым, некрасивым, «не таким», будет проигрывать, сталкиваться с отказом и отвержением. Вот в эти моменты будет очень кстати, если в самой глубине, в основе его представления о самом себе он сможет найти мамино «умница», папино «принцесса», бабушкино «Это ты сам?!», а еще «Во даешь!» от лучшего друга и «Смотри, ты постарался и справился!» от первой учительницы. Этот золотой запас поможет в трудные минуты не поддаться  отчаянию, не сдаться, даже если все будет очень плохо. Представление о себе, как о «вполне хорошем, таком, как надо» станет его жилетом безопасности в житейских бурях. Важно не упустить эти возможности, поскольку магия родительских слов не вечна.

                                                                          Толмачева Т.В.,   педагог-психолог                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся общаться"

Урок рефлексии в 1 классе...

Классный час во 2 классе по теме «Учимся общаться»

Тема этого классного часа взята не случайно, так как главной задачей, над которой я работаю в настоящее время это проблема социального развития детей, а успешная социализация не может быть развита, ес...

Учусь общаться: действуем вместе

Данное занятие по курсу "Учусь учиться" направлено на формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, ценить дружбу; формирование культуры общения (коммуникативные умения), а также умен...

Классный час Тема: « Учимся общаться »

Цели:-развитие знаний и навыков восприятия человека человеком с помощью вербальной и невербальной коммуникации,-формирование коммуникационного взаимодействия, навыков постановки вопросов, умения слуша...

Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"

 Программа «Учимся общаться, познавая родной край»  предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...

Как учить читать ребенка с рождения: простые советы в помощь родителям и детям

В помощь родителям предлагается несколько простых советов по вопросу обучения чтению детей с рождения. Многие вещи родители делают интуитивно, как поступали их мамы и бабушки в детстве. В статье родит...

Программа конструктивного взаимодействия для родителей и младших школьников «Учимся общаться эффективно»

Программа «Учимся  общаться эффективно предназначена для родителей и учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Целью программы является формирование среди учащихся и родителей ко...