программа коррекционных занятий
рабочая программа (3 класс)

Соктоева Дарима Владимировна

программа коррекционных занятий по развитию познавательных способностей у учащихся с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_korrektsionnyh_zanyatiyy_zpr.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

                               Рабочая программа коррекционного курса

«Развитие познавательной деятельности»

для обучающихся с задержкой психического развития

Пояснительная записка

         Программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

           Программа направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития, обучающихся в 3 классе. При составлении программы  учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка. 

Цель программы :

  • познавательно-личностное развитие школьников;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • развитие психологических основ учебной деятельности;
  • раскрытие интеллектуального, творческого, нравственного потенциала детей с ЗПР.

Задачи:

• Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

  • осуществление психологической коррекции и развития: зрительно-моторной координации, пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти; мышления (наглядно-образного, понятийного, пространственного), внимания (произвольности, концентрации, устойчивости, объема), целостности восприятия;
  • -формирование навыков самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля, самооценки;
  • формирование учебной мотивации и познавательной активности;
  • создание атмосферы психологического комфорта в обучении;

Актуальность программы

Одним из основных  факторов, препятствующим успешному  обучению  детей, является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Предлагаемая программа направлена на обеспечение коррекции недостатков  в речевом и психическом развитии детей. В результате изучения  данного курса последовательно и планомерно сформируется у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего и, в частности, умственного  развития.

 

Общая характеристика коррекционного курса

Курс «Развитие познавательной деятельности» для учащихся с задержкой психического развития- это система психологического и педагогического содействия полноценному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Курс содействует формированию необходимых психических функций и социально значимых качеств личности, помогает заложить основы будущей учебной деятельности ребёнка, активно развивает его познавательные возможности.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В ней содержатся игры и упражнения на: внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения на развитие межличностных отношений. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся, помогают им овладеть некоторыми

понятиями. Достижению результатов помогает использование  на занятиях таких методов, как     метод направленной визуализации, метод признания достоинств ид ругие.

Предполагается, что в результате этих занятий,   школьники достигнут положительной динамики в своём развитии, приобретенные умения смогут применять в учебной деятельности, у них возникнет стойкий интерес к учёбе.

Место коррекционного курса в учебном плане

Курс рассчитан на 68 часов  в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Занятия проводятся индивидуально. 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:  

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к себе и людям
  • любовь к семье, к школе, своему городу, народу, России;
  • элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
  • положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • интерес к государственным праздникам и традициям своего народа.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление отношений на основе взаимопомощи и понимания, терпимости к мнению другого;
  • бережное отношение к своему и чужому имуществу;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил этики, культуры речи.

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

  • первоначальные представления о роли учения и труда в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;  

Воспитание ценностного отношения к прекрасному

  • формирование элементарных представлений о красоте;
  • формирование умения видеть красоту природы и человека;
  • формирование умения создавать красивое своими руками.

В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы

следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему

получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• Целеполагать (ставить и удерживать цели);

• Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы,

выделяя все существенное и главное);

• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,

отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять

точки зрения других).

Программа предусматривает достижение  результатов:

Формирование словесно- логического, понятийного мышления, развития произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах),

внутреннего плана действия.

Планируемые результаты

После окончания курса учащиеся должны уметь:

1. Самостоятельно выполнять данное учителем задание;

2. Проявлять собственную активность в получение знаний;

3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе,

чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление

о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок,

представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов,

стремление к приобретению знаний).

Коммуникативные

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,

уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные

- целепологание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция

Познавательные

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

Содержание коррекционного курса

 Данная программа представлена материалом, направленным на развитие когнитивных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти.  Программа включает в себя следующие  разделы:

Произвольность и слуховое восприятие- 8 часов

Пространственные представления и чувство времени-  8часов

Внимание- 10 часов

Память- 10 часов

Мышление - 12 часов

Воображение- 8 часов

Внутренний план действий -8 часов

Структура занятия:

1.ПРИВЕТСТВИЕ:  Позитивный настрой. Объяснение целей и задач занятия.

2.РАЗМИНКА:  (1-2 задания) выполнение упражнений для улучшения мозговой

деятельности.

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Упражнения, игры (3-4) неоднократное выполнение заданий,

разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, единство их внутренней психологической направленности.

4.ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  Развитие произвольности, самостоятельности выполнения заданий и самоконтроля.

5. РЕФЛЕКСИЯ: Фиксация положительного результата. Подведение  итогов занятия,

Обсуждение  результатов работы учащегося и  их трудностей.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Упражнения

Кол-во часов

Дата

1

Диагностика

1

2-3

Память опосредованная. Мышление логическое.

Произвольность движений

Запомни

фигуры. Логический квадрат. Обводи точно.

2

4-5

Мышление (обобщение). Память опосредованная.

Мышление

( установление закономерностей)

Четвертый лишний. Письмо инопланетянина. Найди

девятый

2

6-7

Внутренний план действий. Мышление

( установление закономерностей). Внимание (устойчивость)

Поверни квадрат. Найди девятый

Пишущая машинка.

2

8-9

Мышление (ассоциативное). Мышление

( обобщение). Воображение.

Свяжи слова. Найди четвертый лишний. Закончи рисунок.

2

10-11

Внутренний план действий. Произвольность движений.

Муха.

Бери осторожно

2

12-13

Память зрительная. Мышление вербально-смысловое.

Пространственные представления.

Запомни

сочетания фигур. Раздели на группы. Фигуры и значки.

2

14-15

Мышление (словесно - логическое). (выделение существенных признаков). Внутренний план

действий. Произвольность движений (помехоустойчивость)

Выбери главное. Совмести фигуры. Знай свой темп

2

16-17

Мышление (аналогии). Внутренний план действий.

Произвольность движений

Назови четвертое слово. Муха. Запретное движение

2

18-19

Мышление (сравнение) Произвольность

( помехоустойчивость интеллектуальных процессов)

Воображение.

Одинаковое, разное. Не путай цвета. Что это?

2

20-21

Память (опосредованная вербальная). Мышление

(установление закономерностей).

Объедини по смыслу. Найди

фигуры.

2

22-23

Пространственные представления. Мышление вербальносмысловое.

Память (непосредственная зрительная).

Учись уменьшать и увеличивать. Объедини пословицы

2

24-25

Внутренний план действия. Мышление (сравнение).

Поверни квадрат. Найди одинаковые картинки.

2

26-27

Мышление (логическое). Внимание

( устойчивость). Чувство времени.

Логический квадрат. Назови по

порядку. Дружный хлопок

2

28-29

Мышление (синтез) Внимание (переключение)

Составь слова. Отыщи числа.

2

30-31

Воображение. Пространственные представления.

Мышление (абстрактно - логическое)

Волшебники. Г де, какая полоска? Кольца. Г оворим по-марсиански.

2

32-33

Мышление (логическое) Произвольность

(помехоустойчивость интеллектуальных процессов)

Поезд. Не путай цвета.

2

34-35

Мышление (установление закономерностей). Мышление

( сравнение). Внутренний план действия

Найди девятый. Найди одинаковые картинки.

Архитектор.

2

36-37

Внутренний план действия. Чувство времени. Память

опосредованная.

Совмести фигуры. За одну

минуту. Письмо инопланетянина.

2

38-39

Память опосредованная вербальная. Внутренний план

действия.

Объедини по смыслу. Поверни квадрат.

2

40-41

Память (непосредственная слуховая). Пространственные

представления. Произвольность движений (преодоление гиперактивности)

Добавь

слово. Раскрась фигуру флажок.

2

42-43

Внутренний план действия. Мышление (синтез)

Муха. Что здесь

изображено?

2

44-45

Внимание (переключение) Мышление

( наглядно - образное). Произвольность движений.

Отыщи числа

Преврати в квадрат. Запретное движение

2

46-47

Мышление вербально-смысловое.

Пространственные представления. Воображение.

Подбери слова. Найди недостающий

квадрат. Закончи рисунки.

2

48-49

Мышление вербально-понятийное. Мышление внрбально-

смысловое. Слуховое восприятие.

Пятый лишний. Объясни значение. Назови и

проверь постукиванием.

2

50-51

Внутренний план действия. Мышление (установление

закономерностей). Память (непосредственная)

Этажи. Найди девятый. Какой цвет?

2

52-53

Мышление вербально-понятийное. Внимание

(устойчивость)

Расположи слова. Стенографы

2

54-55

Мышление вербально-понятийное. Память опосредованная.

Чувство времени.

Расположи слова.

Запомни слова. Дружный хлопок

2

56-57

Память логическая. Произвольность

( помехоустойчивость интеллектуальных процессов)

Найди

правило и запомни. Найди смысл

2

58-59

Мышление (понятийное) Воображение. Пространственные

представления.

Вордбол. Составь изображения

развертка.

2

60-61

Мышление (понятийное) Воображение. Пространственные

представления.

Найди

фигуры. Расположи слова. Замри.

2

62-63

Память опосредованная. Мышление логическое.

Произвольность движений

Найди

правило и запомни. Найди смысл

2

64-66

Диагностика уровня развития познавательной сферы. Учет динамики развития

Диагностические упражнения

3

67-68

Обобщение и систематизация изученного

Упражнения по выбору учащихся

2

Итого:

68 часов

Приложение 1

Оценка эффективности занятий психологического развития

Для оценки эффективности можно использовать следующие

показатели:

• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении

заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников

и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

• поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

школьников обеспечивают положительные результаты уроков;

• результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве

которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по

своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с

этими заданиями самостоятельно;

• косвенным показателем эффективности данных занятий может быть

повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также

наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение

активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной

деятельности и др.).

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в

процессе наблюдения освоения учащимися программы):

- снижение уровня школьной тревожности;

- мотивация на саморазвитие;

- повышение коммуникативной компетентности;

- активность и продуктивность учеников в деятельности, как в

образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности

Приложение 2

Учебно-методическое обеспечение

1. Н.В.Нищева. Развитие познавательных способностей детей

2. Н.В. Ротарь. Занятия для детей с задержкой психического развития.

3. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.

4. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной

школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.

5. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития

внимания. Методические рекомендации для учителя начальных

классов.

М., 1993.

6. Локалова НЛ. «120 уроков

психологического развития младших школьников». Книга

для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011

7. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов «120 уроков

психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий "Развитие мелкой моторики рук"

Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми с ЗПР  и имеет следующую цель:  ...

Программа коррекционных занятий с детьми 7 вида в 4 классе

Программа коррекционных занятий по коррекции письменной и устной речи учащихся в 4 классе содержит тематическое планирование коррекционных занятий учителя начальных классов и логопеда...

Программа. Коррекционные занятия "Память. Логика. Мышление"

Данная программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.Главный принцип организации учеб...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Программа коррекционных занятий по предмету "Ступени развития" для 1 - 4 классов

Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий, реализованных на уроках «Ступени развития», разделено на блоки: I класс - «Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению», II класс...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РДА

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РДА...

Программа коррекционных занятий

Программа коррекционных занятий в школе 8 вида...