Проект "Страхи детей младшего школьного возраста"
проект (4 класс)

Семенова Венера Александровна

Страх – это чувство, через которое в своей жизни неоднократно проходил каждый человек. Человеку свойственно чего-то бояться. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится.

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

Наличие большого количества страхов у школьника оказывает отрицательное воздействие на его развитие и самочувствие. Страхи препятствуют общению, мешают усваивать учебный материал. Если у ребёнка много страхов, то это отрицательно отражается на его здоровье: физическом и психологическом. Устойчивые страхи сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dmitrieva_t.d._sotsialnye_proekty.docx106.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

XX открытая научно-практическая конференция

«Планета исследований- 2022»

Тема:

Страхи у детей младшего школьного возраста 

 

 

Автор: Дмитриева Таисия Андреевна,

 обучающаяся 4Б класса

МАОУ «СОШ № 65» г. Чебоксары

Руководитель: Семенова Венера Александровна,

социальный педагог

     МАОУ «СОШ № 65» г. Чебоксары

 

Чебоксары, 2022

Оглавление

Введение

                                                                3

  1. Основная часть

1.1 Что такое страх?

4

1.2 Классификация страхов

4

1.3 Особенности страхов младших школьников

5

  1.  Практическая часть

2.1 Выявление и коррекция страхов у младших школьников

6

Заключение

9

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Страх – это чувство, через которое в своей жизни неоднократно проходил каждый человек. Человеку свойственно чего-то бояться. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится.

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

Наличие большого количества страхов у школьника оказывает отрицательное воздействие на его развитие и самочувствие. Страхи препятствуют общению, мешают усваивать учебный материал. Если у ребёнка много страхов, то это отрицательно отражается на его здоровье: физическом и психологическом. Устойчивые страхи сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.

В нашей школе многие девчонки и мальчишки часто говорят о своих страхах. Они приводят примеры ситуаций, которых боятся. Мне стало интересно, какие же страхи их беспокоят и как с ними можно справиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов или родителей.

Целью данного проекта является предупреждение и снижение детской тревожности, коррекция страхов для стабилизации психического здоровья.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

-формирование позитивных образов разрешения стрессовых ситуаций;

-снижение психоэмоционального напряжения, повышение уровня самооценки с помощью элементов арт-терапии;

-активизация фантазии, воображения, создание условий для эмоционального и творческого самовыражения.

Гипотеза: Применение специальных методик и упражнений снижает количество страхов у обучающихся.

Объект исследования: обучающиеся 4 класса МАОУ «СОШ № 65» г. Чебоксары.

Предмет: чувство страха у обучающихся 4 класса МАОУ «СОШ № 65» г. Чебоксары.

Для осуществления экспериментальной работы были использованы следующие методы исследования:

  • изучение научной литературы по проблеме исследования;
  • Сказка «Ночные страхи» (Приложение 1);
  • тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» (Приложение 2);
  • игры на развитие эмоциональной сферы (Приложение 3);
  • анализ.

Я считаю, что данный проект является особенно актуальным и полезным, так как дает  возможность детям заглянуть в себя, проанализировать свое внутреннее состояние,  а также научить детей преодолевать свои страхи  разными способами.


  1. Основная часть
  1. Что такое страх?

Вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Конечно же, вы скажете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в разные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то боимся.

Радость, печаль, грусть, страх, удивление – всё это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности.

Что такое страх? Обратимся к мнению учёных.

В. Даль [1] в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия.

Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. Эмоции страха возникают в ответ на угрожающее действие. Страх – это ответ на опасность, чувство опасности. Это реакция человека при наличии угрозы.

Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы.

При встрече с объектом страха ребёнок замирает, съёживается, закрывает глаза, убегает, осторожно движется, прячется. Кроме этого, страх вызывает ужас, оцепенение, растерянность, покраснение, побледнение, плач, стремление избегать общественных мест. Когда человек испытывает страх, в его организме происходит выделение гормона –адреналина.

Страх – это чувство, которое мы можем испытывать по нескольку раз в день. Организм может привыкнуть к такой реакции. Один раз, испытав страх, мы будем испытывать его в похожих ситуациях.

1.2 Классификация страхов

Детские страхи изучают психологи. Они выявили виды страхов, причины и формы их проявления. Детский психолог А.И. Захаров [3] выделяет следующие группы страха:

  • «медицинские» страхи (боль, уколы, врачи, болезни);
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);
  • страхи животных и сказочных персонажей;
  • социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);
  • страхи смерти;
  • пространственные страхи (высоты, воды, замкнутого пространства).
  • страхи темноты и кошмарных снов.
  • «Медицинские» страхи. Причины возникновения данного страха связаны с болью, которая сама по себе является источником сильных негативных эмоций.
  • Страхи, связанные с причинением физического ущерба. Причины возникновения данного страха связаны с уменьшением безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу.
  • Страхи животных и сказочных персонажей связаны с непереносимостью эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребностью в ласке и любви.
  • Социально-опосредованные страхи связаны с боязнью ребёнка опоздать. Основа данного страха лежит в неопределённом и тревожном ожидании какого-либо несчастья.
  • Страхи смерти. Причины возникновения данного страха связаны с характером опасений, напоминающих о ней, подчёркнутым и определённым образом сфокусированы инстинктом самосохранения.
  • «Пространственные» страхи. Причины возникновения данного страха рассматриваются в качестве естественного сигнала опасности.
  • Страхи кошмарных снов и сновидений связаны с возникновением чувства страха и ужаса, пережитого в прошлом; эмоциональный след, который сохраняется в памяти до настоящего времени. Ужас – это эмоциональное шоковое, острое переживание.

Таким образом, детские страхи разнообразны, они имеют как инстинктивный, так и социальный характер, и с возрастом их количество и качество меняется, т.к. на каждом этапе развития и взросления ребенок сталкивается с разными задачами, которые перед ним ставит общество. Одним из таких ответственных периодов жизни ребенка является младший школьный возраст.

1.3. Особенности страхов младших школьников

Психологи считают, что младшие школьники очень сильно подвержены переживаниям. Они чаще всего незаметны для взрослого. А их много: это и страхи, и повышенная эмоциональная возбудимость, и тревога, и беспокойство. Душу детей переполняют разные эмоции. Мир для ребенка может открыться в любой момент по-новому и вызвать полярные отзывы в душе - от ужаса до восторга. На все события дети реагируют только эмоционально, они не могут рационально и хладнокровно оценить ту или иную ситуацию, поскольку не имеют жизненного опыта. Дети еще не знают, как сказать о своих переживаниях, часто они их даже не осознают. У них начинает появляться своя внутренняя жизнь.

Первый и второй класс – это начало обучения в школе. Ребёнок приходит в школу и привыкает к ней. В возрасте 7-8 лет количество страхов у мальчиков в норме должно быть – 6, для девочек – 9. Третий и четвёртый классы – последние в начальной школе. Ребёнок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. В этом возрасте количество страхов у мальчиков в норме должно быть – 7, для девочек – 10. Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. По мнению психологов, они должны исчезнуть без следа. Если количество страхов превышает данные показатели, то это значит, что имеются нарушения в личностном развитии и ребёнку нужна помощь взрослых.

Итак, можно сделать вывод, что младший школьный возраст - это еще один этап развития ребенка. В этот период дети сталкиваются с новыми жизненными ситуациями, которые вызывают различные эмоции и переживания, в том числе и страх. Страхи, как правило, имеют временный характер, кроме того, на смену одним страхам приходят другие, и от того, как младшие школьники с ними справятся, зависит их благополучие в более старшие периоды жизни.


  1. Практическая часть
  1. Выявление и коррекция страхов у младших школьников

В 1-4 классах МАОУ «СОШ № 65» г. Чебоксары обучается 1484 детей. В исследовании приняли участие обучающиеся 4Б класса: 8 девочек и 23 мальчика.

На первом этапе работы была прочитана сказка «Ночные страхи»  (см. приложение 1). После чтения проведена беседа-обсуждение по вопросам:

-Чего боялся дракончик?

-Чего боялось привидение?

-Как им удалось справиться со страхом?

-Что такое страх?

-Чего боитесь вы?

-Вам удавалось справиться со страхом?

В самом начале обсуждения дети неохотно говорили на тему страха, отвечали нерешительно. На вопрос о собственном страхе не хотели отвечать  вслух. Для того чтобы вызвать детей на контакт, им было предложено ответить на вопрос шепотом лично педагогу, моему руководителю проекта, Семеновой В.А. Таким образом, были установлены доверительные отношения.

На втором этапе практической работы был использован тест на выявление страхов А.И. Захарова в модификации М.А Панфиловой «Страхи в домиках». Количество выявленных страхов сравнивалось с нормами, предложенными А.И. Захаровым. Для обучающихся 4 класса количество страхов у мальчиков в норме должно быть – 7, для девочек – 10.  

В Приложении 3 мы можем увидеть количество и виды страхов, которые чаще встречаются у девочек и мальчиков.

Ниже приведены диаграммы на соответствие количества страхов возрастной норме у мальчиков и девочек. Из них мы можем делать вывод, что у 50% девочек (4 человек) количество страхов соответствует норме, а у другой половины – нет.

Диаграмма 1 – Соответствие страхов у девочек возрастной норме.

У мальчиков совсем другая картина. У 39% детей количество страхов соответствует норме. А вот 61% имеет большое количество страхов.

Диаграмма 2 – Соответствие страхов у мальчиков возрастной норме.

Учащиеся 4Б класса больше всего бояться страха нападения, страха своей смерти и смерти родителей, а также незнакомых людей.

По окончании данной методики детям было предложено закрыть свои страхи, которые они указали в черном домике, на замок и «выбросить» ключ.  

На последнем этапе мы выяснили, какие бывают страхи и решили придумать пособие борьбы со страхами, которые назвали «Смешные страхи». В результате обсуждения главными героями пособия стали разные персонажи из мультфильмов. Они помогли детям прийти к выводу, что бороться со страхами можно в игровой форме.

Каждый день кто-то из героев нуждался в помощи ребят. Таким образом, дети изначально чувствовали себя сильными и успешными, кроме того, подсознательно отождествляя себя с любимыми персонажами, дети учились справляться со своими страхами.

 В первый день работы над пособием помощь потребовалась Лунтику, который начитался страшилок и не может уснуть. Для того чтобы ему помочь каждый ребенок нарисовал самого страшного страшилку, которого может себе представить, и превратил его в доброе существо с помощью веселых цветов, атрибутов и конечно волшебных слов.

На второй день в беду попала Совунья – у нее отключили электричество, и вокруг сразу появились страшные чудовища. Игра-рисование «Какого цвета мой страх» также способствовала снятию эмоционального и мышечного напряжения. После того как страх был нарисован, дети придумали, что с ним сделать (смять, порвать, выбросить)

 На третий день  испугалась страшного сна Леди-баг. И ребята помогли ей: слепили страх и сломали, измяли его. Этот процесс очень понравился детям, они с увлечением лепили, а потом мяли страшилок.  Забыв о том, что страх был у Леди-баг, они мяли и катали свои страхи. Затем дети сами решили из бесформенных комков пластилина скатать добрых колобков, а потом сделать снеговиков. Так детям пришла идея, что со страхами бороться легче всем вместе.

Создание пособия

Этапы создания продукта

Алгоритм проведения

1 день

«Рассказы Лунтика»

  1. Игра – приветствие (Приложение 4)
  2. Рисование «Страшные страшилки».
  3. Упражнение «У страха глаза велики» (Приложение 4)
  4. Рисование «Превращение нарисованных страшилок в добрые существа»
  5. Упражнение  «Доброе животное» (Приложение 4)
  6. Игра – прощание (Приложение 4)

2 день

«Приключения Совуньи»

  1. Игра – приветствие (Приложение 4)
  2. Настольная игра «Подбери предмет к тени»
  3. Игра «Дождь в лесу» (Приложение 5)
  4. Рисование «Какого цвета мой страх»
  5. Игра «Клубочек» (Приложение 5)
  6. Игра – прощание (Приложение 4)

3 день

«Красивости Леди-баг»

  1. Игра – приветствие (Приложение 4)
  2. Лепка «Слепи страх»
  3. Мимический этюд «Солнечный зайчик» (Приложение 4)
  4.  Лепка «Сломай страх и преврати в доброго колобка или другое доброе существо»
  5. Игра «Звери на болоте» (Приложение 5)
  6. Игра – прощание (Приложение 4)

Через месяц мы провели анкетирование у этих же детей, используя вопросы методики «Страхи в домиках». В ходе которой стало известно, что количество страхов у детей уменьшилось. Сравнительный анализ результатов мы можем увидеть в диаграмме 3.

Диаграмма 3 – Сравнительный анализ изменения количества страхов у обучающихся после проведения коррекционных упражнений


Заключительная часть

В результате проекта мы выяснили, что обучающиеся 4 класса стали свободно общаться на тему страхов, смогли обратить его в шутку или воспользоваться практическими приемами.  

Подводя итог можно смело сказать, что цель проекта достигнута полностью. Кроме того, по своей эмоциональной наполненности даже превзошел прогнозы автора проекта и стал интересным и увлекательным.


Список использованной литературы 

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М. : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с. : портр.; 26 см.; ISBN 5-224-04281-X (в пер.)
  2. Дубина л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: книголюб, 2006. – 64 с.
  3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Изд-во Союз, 2000.
  4. Петченко В. А. Методика оценки степени выраженности объектных школьных страхов детей младшего школьного возраста // Психолог в школе. 1999. № 1.
  5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.
  6. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с оклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008. – 128 с.
  7. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М. : Знание, 1981.

Приложение 1

Сказка «Ночные страхи»

Вот уже несколько ночей подряд динозаврик Памси не спал. Как только выключали свет, и становилось темно и тихо, в углу комнаты что-то начинало шевелиться и блестеть. Это очень пугало Памси, он залезал с головой под одеяло, закрывал глаза и уши, но страх все равно не давал ему уснуть. Но однажды памси не выдержал, он встал на кровати и громко сказал:

- Эй, кто там? Ты кто такой? Отвечай сейчас же!

В углу все сразу стихло. Памси спросил еще раз:

- Есть там кто-нибудь?

Эти слова помогли ему немного успокоиться, и он уже не так боялся. Через некоторое время в углу снова что-то зашевелилось, и раздался очень тихий голос:

-Я маленькое привидение, ты не мог бы мне помочь?

- Помочь? – разве привидению нужна помощь?!

Он считал, что привидения могут только пугать.

- Если тебе нужна помощь. То выходи и поговорим – сказал Памси.

- Хорошо, только ты пожалуйста не бойся меня,- раздался шепот из угла, и оттуда вышло маленькое пушистое привидение с добрыми светящимися глазами.

Оно рассказало Памси, что давно хотело познакомиться с кем-нибудь, но почему-то все пугались и убегали от него.

- Меня можно увидеть только в темноте, - сказало Привидение. – но темнота многих пугает, а я так хочу, чтобы кто-нибудь научил меня танцевать.

- Если ты хочешь, - сказал Памси, - то я с удовольствием научу тебя танцевать.

Обсуждение.

- Чего боялся Памси?

- Чего боялось Привидение?

-Как им удалось справиться со страхом?

- Можно ли сказать, что страх – это боязнь неизвестности?

- Как справиться с неизвестностью?


Приложение 2

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»  (А.И. Захаров и М. Панфилова)

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

Ты боишься:

1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);


Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

 медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;

 страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

 страх смерти (своей);

 боязнь животных;

 страхи сказочных персонажей;

 страх темноты и кошмарных снов;

 социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

 пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.


Приложение 3

Страхи, №

ФИО ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Количество страхов

Соответствие возрастной норме

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

20

Не соответствует

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Соответствует

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Не соответствует

4

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Соответствует

5

+

+

+

+

+

+

+

7

Соответствует

6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Не соответствует

7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

16

Не соответствует

8

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Соответствует

Итого у девочек

1

7

4

6

8

2

7

1

4

2

2

2

4

4

2

4

3

4

1

1

1

5

5

1

1

1

2

2

3

1

1

0

1

+

+

+

+

4

Соответствует

2

+

+

+

+

+

5

Соответствует

3

+

+

+

3

Соответствует

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

21

Не соответствует

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Не соответствует

6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Не соответствует

7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Не соответствует

8

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Не соответствует

9

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Не соответствует

10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Не соответствует

11

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Не соответствует

12

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Не соответствует

13

+

1

Соответствует

14

+

+

+

+

+

+

+

7

Соответствует

15

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Не соответствует

16

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

19

Не соответствует

17

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

14

Не соответствует

18

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Не соответствует

19

+

+

+

+

+

+

6

Соответствует

20

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Не соответствует

21

+

+

+

+

+

5

Соответствует

22

+

+

+

+

+

5

Соответствует

23

+

+

+

+

+

+

+

7

Соответствует

Итого у мальчиков

4

8

8

17

19

3

9

3

4

5

2

4

8

14

3

11

8

6

2

1

3

10

14

4

3

2

2

7

10

4

5

0

Приложение 4

Упражнения – приветствия

Цель: настроить детей на работу в классе.

Ход: 1. Ведущий поворачивается к ребенку слева или справа называет по имени и говорит, как рад его видеть. Он поворачивает голову к своему соседу и делает то же самое.

2. Ведущий подает клубок ребенку и говорит, что рад его видеть, ребенок обматывает на пальце ниточку и поворачивается к соседу. И передает дальше, пока круг не замкнется. Затем слаженно руки поднимаются вверх и вниз.

Психогимнастика «Спаси птенца»

Цель: познакомить детей с методами саморегуляции.

Ход: Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, он еще прилетит к вам.

Мимическая гимнастика «Солнечный зайчик»

Цель: Снятие напряжения мышц лица.

Ход: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик – не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним

Пластический этюд «Мостик дружбы»

Цель: создание атмосферы эмоционального благополучия, чувства единства группы.

Ход: Придумать и образовать мостик (при помощи рук, ног, туловища, головы, ладошек). Присоединиться и образовать мостик из трех, четырех и т. д. детей, пока все не окажутся в кругу. Потом все берутся за руки, поднимают их вверх и образуют мостик дружбы

Упражнение «У страха глаза велики»

Цель: Дать детям представление об их страхах, учить преодолевать их.

Ход: Ведущий вместе с детьми встает в круг (на расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает им представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны). «У всех, кто боится, от страха большие глаза», добавляет ведущий. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук). Дети повторяют упражнение вслед за ведущим. «Но теперь страх уменьшается», - говорит он и вновь делает руками соответствующие движения, предлагая детям повторить их.

Выполняя с детьми упражнение, ведущий подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). В конце упражнения ведущий предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «Больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

Упражнение «Я – лев»

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Ход: Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе. Он красив и свободен. Откройте глаза и представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Ваня». Пройдите по кругу гордой уверенной походкой

         

Игра – прощание

«До встречи»

Цель: закрепление чувства единства группы.

Ход: Мне тоже очень понравилось играть с вами, и я хочу поделиться своей радостью. Тот, кто встретиться со мной глазами, должен мне кивнуть и поймать мой хлопок. Хлопок – это кусочек моей радости, подарок, который я вам дарю до нашей следующей встречи.

На этом наша встреча завершается. До свидания!


Приложение 5

Игра «Поводырь»

Цель: создание атмосферы эмоционального благополучия, чувства единства группы, ответственности за своего товарища.

Ход: предметы-«препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.) расставляются и раскладываются по комнате. Ведущий разделяет детей на пары, в каждой из которых одному участнику надевают повязку на глаза, а другой становится его «поводырем». «Поводырю» нужно провести партнера по комнате, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «переступи через кубик», «Давай обойдем стул» и т.п. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. После проведения игры можно спросить участников, в какой роли понравилось больше: ведущего или ведомого, что чувствовали. Когда глаза были закрыты и когда открыты.

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь  - превращусь»

Цель: дать детям представление о страхах, учить преодолевать их.

Ход: Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают слова: «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь -  превращусь». Когда водящий (первоначально им может быть воспитатель) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Паука, привидение и т. д.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного персонажа, он становится водящим и продолжает игру.

Игра «Волшебный стул»

Цель: повышение самооценки, снятие тревожности

Ход: все стоят в кругу, а в центре – «волшебный стул». Ведущий вызывает желающего встать на волшебный стул и громко сказать: «Я самый смелый! Я самый сильный!». Остальные участники в это время аплодируют. После этого ребенок называет следующего желающего. Игра закончится, когда все дети побывают на «волшебном стуле»

Игра «Маша и Ваня»

Цель: Преодоление страха темноты и одиночества, тренировка слуха и тактильного восприятия.

Ход: Дети стоят в кругу, граница круга - большой темный лес. В лесу два ребенка – Маша и Ваня, они заблудились (повязки на глазах). Они могут разговаривать только очень тихо. Когда один ребенок зовет, другой отвечает, они стремятся найти друг друга. Стоящие в кругу дети, мешают им: колышут руками-ветками и издают шуршащие и шипящие звуки.

Игра «Дождь в лесу»

Цель: создание атмосферы эмоционального благополучия, чувства единства группы, развитие чувства эмпатии, снятие мышечной скованности.

Ход: дети становятся в круг друг за другом – они превращаются в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.

«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются сильнее. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот снова появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули со своих веток капли дождя».  Дети улыбаются друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ  ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци...

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...