Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися.
методическая разработка

Михайлова Людмила Николаевна

Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлова Людмила Николаевна,

Педагог-психолог

ГБОУ школа № 676

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися.

Коммуникация, или общение, – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация – это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация – процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами. Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться. Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер, 2014). Альтернативная коммуникация означает, что человек общается с собеседником без использования речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность говорить. К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Большинству людей, которые нуждаются в средствах альтернативной коммуникации, часто бывают необходимы и другие виды помощи, поэтому введение альтернативной коммуникации должно быть скоординировано с такими услугами, как образование, социальная помощь, медицинская помощь. Существует ещё несколько форм деления альтернативной коммуникации – коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и независимая коммуникации. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации с использованием различных приспособлений, например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства, указывание на символ или картинку. Коммуникация без помощи вспомогательных устройств – это использование жестов, дактилирование, моргание глазами. Разделение на зависимую и независимую коммуникацию указывает на степень зависимости от другого человека в формулировании и интерпретации значения того, что он хочет донести до собеседника. В российской практике сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья отдельные формы альтернативной и дополнительной коммуникации были давно – общение с помощью картинок, письма, жестов, пальцевой азбуки. Но век коммуникаций, создавший Интернет для общения на расстоянии, создал и разнообразные технологии альтернативной и дополнительной коммуникации. В последнее время эта сфера бурно развивалась, но не всё и не сразу становилось доступным в нашей стране. Теперь заинтересованным родителям и педагогам чаще удаётся раздобыть интересную методику и внедрить её в практику обучения и помощи особым детям. Но многим специалистам-практикам по-прежнему не хватает понимания общей картины того, что на сегодняшний день придумано и что именно стоит применить в данном конкретном случае. Возможно три варианта использования альтернативной коммуникации: может быть востребована постоянно, или использоваться как временная помощь, или рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью, побуждает появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует вербальной речи через развитие абстрактного мышления и символической деятельности. Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов. Альтернативная коммуникация используется при нарушении слуха, при двигательных нарушениях, при умственной отсталости, аутизме, при специфических органических проблемах артикуляционных органов при болезни Дауна, при прогрессирующих заболеваниях, травмах, при временных ограничениях речевых возможностей. Эти нарушения ограничивают способность использования вербальной речи для общения. При затруднении процесса коммуникации люди прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, рисункам, значкам, фотографиям, пиктограммам, системам символов). Все эти разнообразные средства помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка – в домашней обстановке, в школьных условиях обучения и воспитания, при общении со сверстниками, социумом. Кроме этого, системы альтернативной коммуникации помогают в перспективе «неговорящим» детям перейти на речевое общение. Использование знаков, дополняющих или заменяющих речь, помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом, способствуя развитию понимания вербальной речи. Обеспечение детей с ограниченными возможностями общения средствами альтернативной коммуникации повышает уровень их социализации, улучшает качество жизни, даёт возможность почувствовать себя полноценной личностью. При выборе средств дополнительной коммуникации учитываются сильные стороны ребёнка и особенности онтогенеза. Для этого оценивается уровень коммуникативного развития, коммуникативные возможности и способности ребёнка. При оценивании уровня коммуникации ребёнка и выборе средств альтернативной коммуникации необходимо наблюдать за ребёнком в различных ситуациях; обсудить, какие коммуникативные действия ребёнок совершает в повседневной жизни, во время игр, общения; проанализировать, какие повторяющиеся действия можно трактовать как сигналы о желании и потребности ребёнка. Основные принципы использования системы дополнительной коммуникации (Е.А. Штягинова, 2012): Принцип «от более реального к более абстрактному» - ребёнку сначала предъявляется изображение реального объекта, затем символ. Принцип избыточности символов – одновременное использование различных систем коммуникации – картинок, жестов, символов, написанного слова. Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации. Принцип функционального использования в коммуникации – использование приобретённых навыков в повседневной деятельности за пределами школьного занятия.

 1.2. Системы альтернативной коммуникации Система жестов. В большинстве стран существуют два типа мануальных знаков (жестов). Первый тип – жестовые языки глухих людей, они первичны и не зависят от устного языка. Они имеют собственную грамматику, система словоизменения отличается от устного языка, существуют диалектные различия. Другой тип мануальных знаков – жестовые системы. Они вторичны, передают вербальную речь «слово в слово». Часто жестовые системы, соответствующие устному языку, используют в работе со слышащими людьми с нарушениями коммуникации. Так как жестовые системы построены на основе вербальной речи, то при работе с альтернативной коммуникацией жесты и речь используют одновременно. Жесты при нарушенной коммуникации делают слово «видимым», помогают ребёнку лучше запоминать слова, при неразборчивой речи помогают донести смысл послания. Все жесты делятся на несколько групп.

1.Символические социальные жесты и движения, которые ребёнок усваивает в процессе ситуативно-делового общения (да, нет, иди сюда, здравствуй, до свиданья и др.)

2. Дополнительные социальные жесты – указательный.

3.Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий по мере формирования предметной деятельности (кушать, варить, ехать, играть, спать, умываться и др.)

4. Жесты описательного характера – передают характерные черты и свойства, присущие определённому объекту (зайчик, кошка, лошадь, собака, книга, самолёт, большой, маленький и др.) Жесты имеют как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относится возможность всегда пользоваться руками, в отличие от других специальных приспособлений, язык жестов часто нагляден, ребёнку можно помочь своими руками, жестовая речь сопровождается зрительным контактом. К недостаткам относится ограниченное общение для детей с нарушенными двигательными функциями, некоторые жесты могут быть поняты не всеми людьми, жесты исчезают сразу после того, как их «произнесли», ребёнок должен помнить жесты и воспроизводить их.

Система символов. Системы графических символов применяются в коммуникативных вспомогательных устройствах. Первыми появились система Блисс-символов, пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) и картиночные символы коммуникации (PCS), затем появились новые разнообразные системы (С. фон Течнер, Х. Мартинсен, 2014). Система Блисс-символов – это разновидность логографической письменности, т.е. письменности, основанной на буквах. Впервые её применили в Канаде для детей с двигательными нарушениями, нарушениями речи и трудностями в обучении письму и чтению. Система символов Блисс состоит из 100 символов – радикалов, из которых можно комбинировать новые слова и выражения. Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) появилась в Канаде, широко использовалась в Португалии и странах Скандинавии. Эта система стала применяться вместо Блисс-символов для людей с тяжёлой умственной отсталостью, так как пиктограммы в этом случае представляли собой стилизованные рисунки – белый силуэт на тёмном фоне. Рисунок сопровождается написанным словом. Такие пиктограммы проще Блисс-символов, поэтому их легко понимают дети с умственной отсталостью, а также их родители и специалисты, работающие с ними. Использование графических символов требует постоянного обучения персонала и семьи. Основная задача и основная трудность обучения в системе альтернативной коммуникации – вывести использование системы за пределы занятий и суметь использовать её в интерактивном режиме. Общение с помощью символов может происходить через передачу картинки с изображением, через указание на неё рукой или пальцем, нажатием на соответствующую кнопку, указанием с помощью направления взгляда. Для освоения системы научиться узнавать слова целиком, не вычленяя отдельных букв. При обучении глобальному чтению символов необходима предварительная оценка коммуникативных навыков ребёнка, способности к восприятию графических изображений, их сравнению и анализу.

Глобальное чтение. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, предъявляемые ребёнку, должны обозначать известные ему предметы, явления, действия. Обучение глобальному чтению развивает импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Для формирования глобального чтения необходимо провести подготовительную работу – разнообразные игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, понимания обращённой речи, выполнения простых инструкций, умения подбирать парные предметы и картинки, умения соотносить предмет и его изображение. Система коммуникации при помощи карточек PECS. PECS – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать. На первом этапе определяется круг его интересов и предметы, которые его интересуют. В результате наблюдения определяется, чем любит заниматься ребёнок, что он любит есть, пить, куда ходить, а также чего особенно не любит; в результате эксперимента определяются мотивационные стимулы (любимые игрушки, предметы, еда). После этого на первом этапе ребёнка обучают действию подачи карточки, выбор отсутствует. На втором этапе происходит закрепление и обобщение навыка подачи карточки коммуникативному партнёру. На третьем этапе происходит обучение различию карточек, когда первичные навыки коммуникации уже закреплены. На четвёртом этапе происходит обучение выбору из двух желаемых предметов. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги, куда помещены разные карточки и одна или две карточки высоко мотивационных стимулов.

Список литературы:

1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с

использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми

и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с

нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.

2.  Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и университетов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995

3. Кириллова, Е.В., Мамаева, А.В. Формирование основ

коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта

// Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 2 (9).

4.  Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у

неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие

для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.:

ПАРАДИГМА, 2012

5.  Макатон. Основной словарь. Символы // Под ред. Т.А. Бондарь. –

М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014

6.  Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с

тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. М.:«Академия», 2003

7.  Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики

работы). // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. –

№7. – С. 42 – 47.

8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:

программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.:

Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010

9. Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

10. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой

умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова идр.;

Подред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011

11. Течнер, С., Мартинсен, Х. Введение в альтернативную и

дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с

двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с

расстройствами аутистического спектра. – М.: Теревинф, 2014

12. Худенко, Е.Д., Дедюхина, Г.В., Кириллова, Е.В. Как организовать

общение с неговорящим ребенком: Метод, пособие. Сб. № 1. М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ) 3 класс с тяжелой умственной отсталостью

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ)3 класс с тяжелой умственной отсталостью...

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

По мнению исследователей, проблемы общения детей с УО обусловлены нарушениями интеллекта и речи. О специфике коммуникативных умений говорили Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкин...

Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 3В класс.

Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 3В к...

Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»

laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...

Альтернативная коммуникация как способ взаимодействия с обучающимися с ТМНР

В презентации представлены способы альтернативной коммуникации с обучающимися с ТМНР, в том числе с неговорящими детьми....