Справка по итогам адаптации первых классов
материал

Жуйкова Вика Сергеевна

Результаты психодиагностического исследования процесса адаптации первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_adaptatsii_1_klassa.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная справка по итогам школьной адаптации

первоклассников МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа» к новым условиям школьной жизни

в 2022-2023 учебном году

Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса

Количество обследованных: 46 человек

Использовались следующие методики:

  • Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон-Анфимов);
  • Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);
  • Методика «Запоминание 10 картинок» (М.М. Семаго);
  • Методика «Исключи слова»;
  • Методика «Лесенка»;
  • Методика  Н. Г. Лускановой «Анкета  оценки  уровня  школьной  мотивации»;
  • Методика Люшера;
  • Анкета для родителей «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).

Результаты:

Методика «Корректурная проба»

Цель: исследование устойчивости и концентрации внимания

Таблица 1

Устойчивость внимания

Способность задерживаться на восприятии объекта.

Концентрация внимания

Способность сосредотачиваться на главном в деятельности, отвлекаясь от всего, того что находится в данный момент за пределами решаемой задачи

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

13

15

18

28

5

13

При изучении устойчивости внимания выявлено, что 13 первоклассников имеют низкий уровень, т.е. внимание неустойчиво, средний уровень устойчивости внимания у 15 обучающихся и у 18 первоклассников высокий уровень устойчивости внимания на объекте.

Низкий уровень концентрации внимания у 28 первоклассников и у 5 средний уровень, высокий уровень имеют 13 обучающихся.

Концентрированность внимания, т.е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии у младшего школьника может быть достаточно большой. В школе, слушая живой, яркий рассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, возвещающий об окончании урока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.

Внимание детей младшего школьного возраста неустойчиво, оно часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка в широкой ориентировке в окружающем, трудностью не смотреть на то, что можно видеть, не замечать того, что, так или иначе, доносится до слуха. Поэтому из поля внимания детей надо удалять все, что не имеет отношения к работе на уроке.

Методики «Заучивание 10 слов», методика «Запоминание 10 картинок»

Цель: Оценка состояния слуховой и зрительной памяти

Таблица 2

Уровень слуховой памяти

Уровень зрительной памяти

Ниже среднего

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Ниже среднего

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

7

0

19

17

3

8

0

20

16

2

При исследовании особенностей слуховой оперативной памяти выявлено, 7 детей с показателями ниже среднего уровня, 19 детей имеют средний уровень слуховой кратковременной памяти и у 3 первоклассников высокий уровень развития слуховой памяти. Детей с низким уровнем слуховой памяти не выявлено.

20 первоклассников имеют средний уровень зрительной памяти, высоким уровнем обладают 2 человека, выше среднего – 16, и ниже среднего уровень зрительной памяти у 8 первоклассников. Обучающихся с низким уровне зрительной памяти не выявлено.

Методика «Исключи слова»

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки

Таблица 3

Словесно – логическое мышление

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7

30

9

По результатам проведенной диагностики выявлено, что 30 обучающихся имеют средний уровень словесно-логического мышления, высоким уровнем мышления обладают 9 первоклассников, 7 человек с низким уровнем мышления.

Методика «Самооценка»

Цель: выявить уровень самооценки у детей

Таблица 4

Адекватная самооценка  (реалистичная) -  оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Завышенная самооценка – приписывание себе несуществующих достоинств или их переоценка по степени развитости

Заниженная самооценка - приписывание себе несуществующих недостатков или их переоценка в сторону занижения

10 человек

36 человек

-

На основании данных проведенной диагностики в целом завышенный уровень самооценки выявлен у 36 человек, что характерно именно для первоклассников и является для них возрастной нормой. Именно поэтому в первом классе не используется бальная (отметочная) система. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе.

10 человек опрошенных имеют адекватную самооценку, т.е. у детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.

Оценка уровня школьной мотивации

Цель: Выявить уровень мотивации у детей

Таблица 5

Высокий уровень школьной мотивации

Хорошая школьная мотивация

Положительное отношение к школе

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе

24 человека

14 человек

4 человека

-

3 человека

По результатам оценки школьной мотивации, 14 человек имеют хорошую школьную мотивацию. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой.

24 человека имеют высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные.

4 человека имеют положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.

3 человека имеют негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении.

Детей, имеющих низкий уровень школьной мотивации не выявлено.

Тест тревожности Люшер

Цель: Выявить уровень тревожности у детей

Таблица 6

Личностная тревожность

Ситуативная тревожность

Высокая

Норма

Низкая

Высокая

Норма

Низкая

4

23

19

8

34

4

Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают:

4 первоклассника имеют высокую личностную тревожность. Это   устойчивая   индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта   к   тревоге   и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

8 ребят характеризуются высоким уровнем ситуативной тревожности. Это состояние   характеризуется   субъективно переживаемыми   эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.  Такое состояние возникает как эмоциональная реакция  на стрессовую ситуацию и может быть разным по  интенсивности  и  динамичным  во времени.

С низкой личностной тревожностью выявлено 19 человек и 4 с низкой ситуативной тревожностью. У остальных обучающихся уровень тревожности в норме.

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе»

 (Битянова М.Р.)  

Цель: Выявить проблемы ребенка, влияющих на успешную адаптацию к школе (приняли участие 41 человек)

Таблица 7

Адаптация

Возможна дезадаптация

Дезадаптация

32 человек

9 человек

-

        Анализ ответов анкетирования позволил сделать вывод, что адаптация прошла успешно у 32 человек. Возможна дезадаптация т.е. наличие неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, нарушений личностного развития у 9 человек.

        

Выводы:        

        На основании данных проведенных диагностик можно сделать вывод, что большинство обучающихся первых классов успешно прошли адаптацию к школе, но есть дети уровень адаптации, которых на среднем уровне.

  1. Рекомендации:
  1. Обсуждение индивидуальных особенностей школьников.
  2. Классному руководителю продолжить работу по организации классного коллектива, для успешной адаптации всей группы детей.
  3. Психологу запланировать консультации для родителей, чьи дети показали неустойчивые результаты адаптации, и у которых возможна дезадаптация.
  4. Психологу провести курс занятий на преодоление трудностей адаптационного периода по программе «Я-первоклассник!».
  5. Психологу провести повторную диагностику адаптации обучающихся первых классов к школе.
  6. Родителям – уделять особое внимание формированию у ребенка качеств самостоятельности, целеустремленности, ответственности.

Информацию подготовил педагог-психолог Жуйкова В.С.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.

Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем ...

справка об итогах недели начальных классов

Итоги недели начальных классов...

СПРАВКА по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе в МАОУ «Лицей №3»

Период адаптации учащихся 1-х классов к школе. Контроль администрацией организации учебно-воспитательного процесса педагогами и службами лицея....

Адаптация первого класса

Что такое адаптация?Это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям....

СПРАВКА по итогам адаптации первоклассников

  Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благопр...

Статья "Адаптация первых классов"

1.    Поскольку первоклассник очень чувствителен к тому, как относится к нему учитель, в первые месяцы педагогу нужно особенно внимательно следить за стилем своих отношений с...

аналитическая справка по итогам недели начальных классов в ОО

В справке дан анализ мероприятий, проведенных в рамках недели начальных классов в школе...