Школа в радость!
статья (1 класс)

Рекомендации учителям и родителям младших школьников по адаптации в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_v_radost.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Школа в радость!!!

Рекомендации учителям и родителям младших школьников по адаптации в школе.

Тревожность

Работа с тревожными детьми ведется по 4 направлениям:

  • 1.Родители.
  • убеждение родителей важности гармонизации семейных отношений и важности позитивного общения организации совместной деятельности, в т.ч. домашних праздников
  • снятие с ребенка завышенных требований
  • обращение внимания родителя на собственную личностную тревожность, из которой часто и растет тревожность его ребенка
  • доведение до родителя простой истины, что каждый может учиться постигать жизнь только на собственных ошибках (давать ребенку право на ошибку)
  • учить родителей тому, что большое количество замечаний, окриков, одергиваний прямо пропорционально тревожности. Под влиянием тревоги школьник в течение продолжительного времени не может нормально развиваться, так как перестает воспринимать информацию от родителя или педагога. У него возникает реакция активного или пассивного протеста.
  • наличие в доме животных оказывает благотворное влияние на снятие тревоги у ребенка
  • 2.Повышение самооценки. (См. ниже)
  • 3.Обучение снятию мышечного напряжения:

релаксационные упражнения, плавание, рисование красками, пальцами и ладошками и т.д. (Рекомендуется работа с психологом, групповая и индивидуальная форма).

  • 4.Отработка навыков уверенного поведения в конкретных ситуациях, в том числе навыков в ситуациях, травмирующих психику ребенка
  • В школе для снижения тревожности необходимо давать ребенку право на ошибку и формировать отношение к ошибке как к позитивному опыту, вместе анализировать поступки, чаще предлагать подросткам самим высказывать собственное мнение. «Тревожное состояние есть проявление неуравновешенности, раздражительной слабости, хаотичности нервных процессов», — писал И.П. Павлов. В состоянии торможения дезорганизуется умственная деятельность, страдает обучение человека. (Рекомендуется работа с психологом, групповая и индивидуальная форма.)
  • Коль скоро среди учащихся могут быть высоко тревожные подростки, насущной необходимостью для учителя является забота о собственном психологическом здоровье, психической стабильности и внутреннем порядке, которая проявляется в специальных упражнениях и психотехнических играх, тренингах.

Школа и страх, по словам В.А. Сухомлинского, понятия такие же не совместимые как красота и уродство. «От крика ученик буквально цепенеет, деревенеет. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени, речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15-20 минут урока выпадают из сознания ученика».

Самооценка

Родителям.

Самооценка как самоуважение переживается как чувство собственной ценности или никчемности, значимости или ничтожества. И, в зависимости, что преобладает, любовь или нелюбовь к ребенку – формируется его самооценка.

Самоуважение ребенка нуждается в постоянной подпитке, поддержке со стороны и родителей, и учителей. Ребенок должен быть принят и любим взрослыми, а особенно родителями. Например:

  • чаще называть ребенка ласково и по имени
  • обязательно при общении устанавливать визуальный контакт
  • чаще давать положительную обратную связь
  • критиковать проступок, а не личность
  • оказывать ребенку психологическую поддержку, для этого нужно:
  • опираться на сильные стороны ребенка;
  • вместе с ребенком разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться;
  • создавать ситуации гарантированного успеха;
  • проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;
  • показывать удовлетворенность ребенком;
  • демонстрировать оптимизм.

Учителям.

  • критика «под зонтиком» (сначала похвалив)
  • чаще хвалить в присутствии других
  • поощрять тревожных детей, поручая им выполнять престижные поручения (раздать тетради, отнести журнал и т.д.)
  • не допускать сравнений достижений в отрицательную сторону с другими детьми, а только со своими предыдущими достижениями
  • желательно избегать давать задание на время
  • желательно спрашивать таких детей в середине урока
  • давать на обдумывание ответа больше времени, чем другим детям

Межличностные отношения

Основными причинами низкого статуса ребенка в классе могут служить:

  • низкая успеваемость,
  • отклонения в формировании самооценки,
  • повышенный уровень школьной тревожности,  
  • неразвитость навыков общения, неумение сотрудничать и находить конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций,
  • нахождение в «опале» у неформального лидера,
  • неопрятный внешний вид, недостатки физические и речевые,
  • наблюдаемое детьми негативное отношение к ребенку педагогов.

Работа по преодолению указанных проблем приведет к повышению статуса учащегося.

Регулярное отслеживание результатов социометрии поможет классному руководителю:

  • не слишком популярных учеников вовлекать в жизнь класса, давая им поручения в паре с учащимися более высокого статуса и отмечая их успехи наряду с ними. 
  • стимулировать успешность менее популярных учеников, давая им посильные поручения и публично отмечая их успехи.
  • подавать собственный пример терпимого, доброжелательного отношения к учащимся с низким статусом, разделяя понятия «успешного ученика» и «хорошего человека».

Эмоциональное состояние в школе. Отношения со взрослыми.

Для нормального развития ребенок нуждается в психологической поддержке со стороны взрослого. Для этого можно порекомендовать:

Родителям

  • Установить отношения с детьми, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью.
  • Знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру, что они обязательно преуспеют в учебе и карьере.
  • Вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач.
  • Контроль должен быть не авторитарным, а скорее авторитетным при ощущении родительского внимания.
  • Постоянно общаясь с детьми, внимательно их выслушивать. Подавать пример доброжелательного общения.
  • Поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вместе прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и умениям

Учителям

Постоянное совершенствование навыков общения (доброжелательный взгляд, уместное использование громкости голоса, владение языком жестов, улучшающих контакт, опрятный вид, стремление к объективности при оценивании и т.д.). Помнить, что это является наиболее важной, если не главной, составляющей труда педагога и способствует сохранению здоровья и предупреждает профессиональное выгорание.

Администрации

Учитель наиболее продуктивно работает в условиях хорошего психологического климата в коллективе и ощущая доброжелательную поддержку со стороны руководства.

Психологический климат в классе

Тяжелый психологический климат в классе характеризуется его низкой сплоченностью, разделением на отдельные, не связанные между собой группы, большим количеством «изолированных» учащихся, частыми затяжными конфликтами

Основные причины неблагополучного психологического климата:

  • наличие таких неформальных лидеров, которые работают на разобщение коллектива, вносят раздор между группами и отдельными учениками;
  • взрослые, которые поощряют наушничество и высмеивание слабого, неудачливого и порой сами допускающие это;
  • родители, которые полностью переложили заботу о своем ребенке на школу и отказываются помогать учителю во внеклассных мероприятиях.

Для улучшения психологического климата в классе родителям и классному руководителю можно порекомендовать:

  1.  Выбрать и последовательно реализовывать долговременную совместную вне учебы программу действий, в достижении которой должны участвовать все ученики класса (театральная постановка, создание классного музея, выпуск «самописного» периодического издания, всего того, что соответствует достаточному уровню компетентности классного руководителя и возможностям школы).
  2. Организовать классную жизнь с распределением ролей и обязанностей (создание в классе подгрупп для организации классных мероприятий, создание классного уголка, стендов, поздравлений с днем рождения, замечать успехи, поощрять их и отмечать в присутствии всего класса, назначить ответственных).
  3. В организации внеклассной деятельности опираться на неформальных лидеров и предпочитаемых учеников.
  4. Проводить тематические классные часы, в частности, в игровой форме, направленные на концентрацию внимания учеников на позитивных чертах характера и поступках учащихся, а также обсуждение книг, кинофильмов и спектаклей с акцентом внимания на позитивных чертах героев и их положительных поступках.
  5. Рекомендовать родителям:
  • воздерживаться от отрицательных оценок кого-либо и чего-либо в присутствии ребенка;
  • больше концентрировать внимание на «положительном» для формирования позитивного восприятия окружающего мира и людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В школу - с радостью! Памятка для родителей первоклассников.

Ваш ребенок идет в первый класс. Волнуетесь Вы, волнуется Ваш малыш. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок испытал как мож­но меньше сложностей и проблем, чтобы не приходил из школы со слез...

урок английского языка "Школа - это радость"

Урок английского языка с презентацией "School is fun" (УМК Биболетова, 4 класс....

программа межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"

межпредметный модуль введения в школьную жизнь "В школу с радостью" проводится в первые две недели начала обучения первоклассников....

В школу с радостью. Занятия в группе предшкольной подготовки в сельской местности

Первый день начинается с родительского собрания, на которое родители приходят вместе с детьми. Здесь решаются два вопроса:          1) Знакомство родителей...

Разработка кружкового занятия по основам православной культуры в начальной школе "Весенние радости. Благовещение."

Данный материал  знакомит учащихся с православным праздником Благовещением, с традициями и верованиями этого праздника....

Программа групповых занятий по развитию познавательной сферы "В школу с радостью"

Программа предназначена для развития у детей младшего школьного возраста высших психических функций.Занятия по данной программе помогают развить у детей необходимые школьные навыки. Наибольшее внимани...

Собрание-тренинг «В школу с радостью»

Скоро ваши дети пойдут в школу. И с того момента, когда прозвенит первый звонок у ваших детей начнется новая, очень интересная полная неожиданностей (приятных и не очень) школьная жизнь.Но что же стои...