Стиль педагогического общения и его виды
материал

Ульянцева Юлия Сергеевна

Реферат по педагогической конфликтологии на тему "Стиль педагогического общения и его виды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon реферат81 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат на тему

 «Стиль педагогического общения и его виды.»

Ульянцева Юлия Сергеевна

Учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1.1.Стили общения        4

1.2.Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.        8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        11


ВВЕДЕНИЕ

В наше время существует острая необходимость в гуманной системе образования. Подобная образовательная система характеризует современный этап развития педагогики, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, проявлению творческой личности.

Наличие у педагога своего стиля показывает, что с одной стороны он адаптируется к объективно определенной структуре профессиональной деятельности, а с другой-максимально раскрывает свою индивидуальность.

Педагогическая деятельность сложная и разносторонняя . Есть три компонента педагогической деятельности:

  • Содержательный;
  • методический;
  • социально-психологический.

Эти компоненты образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Главное-социально-психологический компонент, иначе говоря, педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других компонентов .

В общении формируется важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Он выступает в качестве инструмента влияния, и обычные условия общения здесь приобретают дополнительное значение, поскольку из общечеловеческих ценностей они перерастают в профессионально-творческие составляющие .


1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Сегодня правильно организованный процесс педагогического общения должен обеспечить реальное психологическое общение в педагогической деятельности, которое должно возникать между педагогом и детьми. В этом случае педагогическое общение формирует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности:

Существуют следующие характеристики общения в период педагогической деятельности:

  • общая сформировавшаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
  • система коммуникации;
  • ситуационная коммуникационная система, которая возникает при решении конкретных педагогических и коммуникационных проблем.

Педагогическое общение – это целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитываемого, которая содержит в себе обмен информацией, воспитательное влияние и организацию взаимоотношений с помощью коммуникационных средств, организационная функция взаимоотношений педагога с воспитателями и выступает в качестве средства решения учебных задач.

Самой сложной задачей, стоящей перед педагогом, можно считать организацию эффективного общения, которое предполагает наличие высокого уровня развития коммуникативных навыков. Важную роль в этом играет стиль общения.

1.1.Стили общения

Одним из наиболее эффективных способов коммуникативной деятельности является общение. Общение – главный инструмент педагогического воздействия.

В процессе педагогического общения педагог выполняет свои непосредственные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в полностью определяет успешность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования отношений между детьми и между педагогом и детьми.

На занятиях педагогу необходимо овладеть коммуникативными навыками всего педагогического процесса, быть очень чутким к любым изменениям в детях, постоянно сравнивать выбранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе.

В педагогической деятельности можно выделить следующие характеристики общения:

  • определенный устоявшийся стиль общения между педагогом и детьми;
  • стиль общения, который применяется на конкретном этапе педагогической деятельности;
  • стиль общения, который возникает при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Стиль общения – это индивидуальная особенности коммуникативного взаимодействия между педагогом и детьми.

Рассмотрим наиболее распространённые стили педагогического общения.

  1. Авторитарный

Авторитарные педагоги отличаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги очень часто используют запреты, а также ограничения по отношению к детям, злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения – заключается в строгости и наказании во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Во время работы с авторитарным педагогом допускается только послушание со стороны детей.

Авторитарный стиль педагогического общения приравнивается к конфликтности, а также вражде в отношениях, чем создаются неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога часто выступает результатом недостатка уровня психологической культуры, а также желанием ускорить темп в развитии воспитанников, несмотря на индивидуальные особенности.

Очень часто педагоги используют авторитарные приемы из хороших намерений, так как думают, что принуждая детей, добиваясь лучших результатов, можно на много быстрее достичь желаемых целей. При использовании педагогом авторитарного стиля общения, он вызывает в детях отторжение, так как каждый ребенок начинает испытывать тревогу и незащищенность, неуверенность и напряжение. Всё это происходит из-за недооценивания развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства является снятие с себя ответственности за происходящее во время педагогического процесса, самоустранение. Попустительский стиль считатеся менее желанным среди всех стилей педагогического общения. Результаты такого стиля общения  — маленький объем выполненной работы и ее плохое качество.

Ученикам не нравится работать группе, где работает такой педагог. При попустительском стиле педагог хочет как можно меньше вмешиваться в деятельность детей, практически уходит от руководства ими, ограничиваясь незначительным выполнением обязанностей и заданий от администрации.

Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский) отличается стремлением педагога минимально включаться в педагогическую деятельность. Попустительский стиль общения использует тактику невмешательства, источник которой является равнодушие и незаинтересованность. Педагог уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К итогам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком.

3. Демократический

Демократический стиль общения является наиболее приемлемым в общении с детьми. Главной особенностью данного стиля считается то, что группа принимает активное участие в работе и ее организации. В итоге у детей развивается уверенность в себе, активизируется самоуправление. В то же время увеличиваются общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

При демократическом стиле общения учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении.

При демократическом стиле педагог ставит во главе коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности группы педагог старается стать «первым среди равных». Педагог проявляет определенную терпимость к замечаниям детей, вникает в их личные дела и проблемы. Дети активно участвуют в жизни коллектива и делают выбор, но окончательное решение остается за педагогом.

В.А. Канн Калик установил более распространенные стили педагогического общения. Среди них:

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Данный стиль общения предполагает содружество, совместную деятельность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Суть этого стиля заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

6. Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Такой стил общения связан с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения работает, чтобы завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что категорически не допустимо в рамках педагогической этики. Использование этого стиля общения связано со стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а также с отсутствием умений и навыков педагогического общения.

8. Общение на основе дружеского расположения.

Данный стиль общения проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу в целом, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Данный стиль общения взаимосвязан с предыдущим стилем общения, так как он стимулирует увлеченность совместной деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками. С другой стороны, увлеченность совместной деятельностью способствует созданию дружеского расположения. Но при данном стиле общения важна мера.

9. Общение - дистанция

Данный стиль в системе взаимоотноше-ний педагогов и учащихся распространен. Дистанция в общении должна существовать, она необходима, так как педагог и вос-питанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для учащихся ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством установить дис-танцию. Дистанция в общении никак не должна подчеркивать социальные позиции педагогов и учеников, так как это будет способствовать возникновению отчужденности, закрытости. Данный стиль общения часто используют молодые педагоги для самоутверждения в коллективе учеников.

1.2.Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.

От стиля педагогического общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие в группе. Если педагог будет использовать такие стили общения, как устрашение, заигрывание, общение-дистанцию, то это может негативно сказаться на личности учителя. В таком случае, подобное поведение педагога может прочно «засесть» в его общении с детьми и  испортить творческую индивидуальность учителя.

Наиболее эффективный процесс воспитания достигается правильно выстроенной системой взаимоотношений. Для достижения успешного развития коммуникативных способностей необходимо следующее:

1) Все мысли, что педагог доносит о детей, должны казаться им собственным убеждением педагога.

2) Педагог обязан уметь контролировать себя и свои эмоциональные всплески.

3) Необходимо строить педагогическое взаимодействие исключительно на взаимоуважении всех участникв педагогического процесса (детей и педагогов, детей и дете, педагогов и педагогов).

4) Педагогу необходимо показывать детям свой широкий кругозор.

5) Педагог должен уметь понимать эмоциональное состояние ребенка, чтобы уметь найти правильный подход к нему.

6) Педагог должен уметь хвалить даже незначительные успехи каждого ребенка. Тогда у ребенка появится стимул работать усерднее.

7) Родители должны быть включены в педагогический процесс.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

Создание своего стиля педагогического общения возможно только при умении анализировать свою педагогическую деятельность и умение корректировать её. Для этого пеагогу необходимо больше общаться с детьми, участвовать в педагогических семинарах, накапливать опыт, читать методическую литературу, самосовершенствоваться.

Постепенно, с совершенствованием себя, педагогу удается найти свой индивидуальный стиль педагогического общения.

Чем раньше педагог поймет, что ему необходимо формировать свой собственный стиль, тем успешнее будет его педагогическая деятельность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогу очень важно выбрать правильную позицию в общении  с учениками. Конечно, одним стилем педагогического общения педагог пользоваться не сможет. Всегда будут задействованы несколько стилей.

Для формирования правильного педагогического  общения, учитель должен обладать определенными знаниями и уметь  совершать определенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценного педагогического общения. Эти знания и умения заключаются в следующем:

  • Педагог должен способствовать формированию группы.
  • Педагог должен учитывать социально-психологические  факторы в ходе воспитательного  процесса.
  • Педагог должен постоянно повышать свою квалификацию.
  • Педагог должен постоянно оценивать свою деятельность в ходе воспитательного  процесса.
  • Педагог должен постоянно корректировать свою деятельность, исходя из педагогической ситуации.
  • Педагог должен тщательно анализировать  выбранный им индивидуальный стиль  руководства коллективом.
  • Педагог должен использовать при работе с  коллективом невербальные средства общения и взаимодействия.
  • Педагог должен повышать свой коммуникативный  уровень используя в работе невербальные средства общения.
  • Педагог должен конструктивно подходить  к решению педагогических проблем.

         Успешный  ход учебно-воспитательного  процесса зависит от грамотности педагога и высокого уровня его  мастерства. Только реализовывая данные  условия можно говорить о полноценности  педагогического общения. 
 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Андреева  Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 1980.

2. Андреенко Е.В. Социальная психология [Текст] / Под. Ред.  В.А Сластенина. –    М., 2004г. 3. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

3. Асмолов. П.Я. Вопросы психологии. [Текст]  / П.Я. Ясмолов. - М.,5-2000.

4. Выготский  Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под. Ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. 

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст]  / И.А. Зимняя. – М., 1997.

6. Немов Р.С. Психология образования. [Текст] / Р.С. Немов. - М., 1995.

7. Радугина А.А. Психология и педагогика. [Текст] / А.А. Радугинаю - М., 2000.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М., 1999. -9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили педагогического общения

В статье отражена общепринятая классификация стилей общения учителя и учащихся в образовательном процессе и пути повышения коммуникационных умений педагога. Статья предназначена для педагогов и студен...

Диагностика стилей педагогического общения.

Диагностика стилей педагогического общения. В помощь педагогу-психологу....

Презентация на тему: "Стили педагогического общения"

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, прояв...

Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника

Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника...

Стили педагогического общения

Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общен...

Стиль педагогического общения

Выступление на ШМО воспитателей...