Стиль педагогического общения
учебно-методический материал
Выступление на ШМО воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.48 КБ |
![]() | 715.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД для МО воспитателей
(подготовила воспитатель Боровская О.Ф.)
СЛАЙД 1 Стиль педагогического общения.
СЛАЙД 2
Воспитатель - человек, обучающий детей правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника.
Каждый воспитатель имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности.
От личности воспитателя и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком воспитатель должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, показывать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку.
СЛАЙД 3
Общение предполагает учитывать: психологические особенности; интересы; мотивы;
цели; темперамент; способности.
Если в общении воспитателя с детьми нет взаимной направленности, то нельзя говорить о полноценном общении.
В своей работе воспитатель выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
Как определить свой стиль общения и его эффективность?
Давайте рассмотрим три наиболее распространённых стиля педагогического общения.
СЛАЙД 4 Стиль педагогического общения: авторитарный; демократический; либеральный.
СЛАЙД 5 Авторитарный стиль
Воспитатель определяет направление деятельности группы, занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу.
Обращается к воспитанникам в основном в форме приказа, распоряжения, указания; +тон его речи командный; характер речи чаще всего неприветливый;
- предъявляет к детям в основном завышенные требования, +без учета их возможностей и условий;
- подавляет проявление чувств детей, +не знает и не учитывает их психологических особенностей;
- обладает негативным восприятием действий воспитанников;
- редко хвалит детей, оценка эффективности деятельности субъективна.
Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя.
+Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
СЛАЙД 6
Демократический стиль
Проявляется в опоре воспитателя на мнение группы. Основная особенность этого стиля – сотрудничество. Воспитатель ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем.
Обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания и требования;
- тон обращения дружеский, характер речи спокойный;
- требования к воспитанникам с учетом индивидуальных особенностей;
- хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;
- использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.
Демократический стиль педагогического общения создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность.
СЛАЙД 7 Либеральный стиль
Либеральный стиль педагогического общения характеризуется стремлением воспитателя минимально включаться в деятельность.
Стиль - непоследовательный, разрешительный, попустительский, реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность.
Общение с воспитанниками
- не имеет чётких и постоянных требований, +то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;
- быстро забывает о своих прежних требованиях +и через непродолжительное время может предъявить противоположные требования;
- не уверен, что его просьбы будут исполняться, +поэтому тон речи часто заискивающий или нерешительный;
- делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, +но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний;
- необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий воспитанников, +может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.
К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. У детей блокируется развитие способностей. У многих возникает двойственность (это я сделаю, скажу, Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая приводит к двойственной морали.
При либеральном стиле общения, возможно, что ребенок не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Каждый воспитатель должен стремиться в первую очередь избавиться от характерных черт либерального стиля и вырабатывать у себя черты, присущие демократическому стилю.
Наиболее желателен и благоприятен авторитарно-демократический стиль взаимоотношений воспитателя с детьми. Такой стиль является основой и условием эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности.
СЛАЙД 8
Авторитарно-демократический стиль - это стиль творческий, деловой, конкретный и четкий. Этот стиль можно поставить на первое место.
Педагог, который использует этот стиль, учитывает конкретные задачи и реальные условия, творческие способности и возможности каждого ребенка.
На втором месте демократически-авторитарный, на третье место - чисто демократический стиль общения, которые все же лучше других стилей.
Стиль взаимодействия воспитателя с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в группе.
Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание. Всё это - важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
СЛАЙД 9 АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
(ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ)
СЛАЙД 10 Девиз нашей работы
1. Могут ли слова педагога Януша Корчака стать девизом Вашей работы: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут»
2. Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный воспитатель?
3. Как часто Вы пребываете в «плохом» настроении и отражается ли это на Ваших воспитанниках?
4. Какой Ваш стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либеральный…)
5. Что нужно Вам корректировать в своем поведении, чтобы успешно взаимодействовать с воспитанниками?
6. Что надо сделать лично Вам, чтобы каждый день в школе приносил Вам радость?
7. Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?
8. Какие профессиональные качества и черты характера воспитателей Вы считаете определяющими для работы с воспитанниками?
Благодарим за ответы.
Роль в организации общения, конечно, принадлежит воспитателю.
Очень важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания, быть заинтересованным в успешном развитии ребенка.
СЛАЙД 11
Игра «Хорошо ли быть воспитателем?!»
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
Уважаемые коллеги!
Попрошу Вас по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.
Например…………….
Хорошо |
Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа. |
Воспитателем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания. |
Воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д. |
Плохо |
Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу… |
Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы. |
Воспитателем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим. |
Роль в организации общения, конечно, принадлежит воспитателю.
СЛАЙД 12
Памятка «Условия успеха воспитательской деятельности».
Личное обаяние (не сюсюканье, не заигрывание, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствами).
Устойчивый авторитет (готовность и желание воспитателя выслушать, понять, помочь).
Умение заметить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к воспитаннику, к его деятельности).
Тактичность и корректность по отношению к ребенку. (Дети не прощают нам наших ошибок и каждый наш срыв или демонстрация недостатка культуры разрушают хрупкий мир взаимоотношений с ними).
Терпение и терпимость (если кто-то думает, что можно быстро научить ребенка – это ошибочное суждение. Все происходит не сразу, каждый вызревает на своем уровне и в свое время, и необходимо ангельское терпение для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество).
Умение хранить детские тайны. (Считается, что хороший воспитатель должен знать много или все о детях, об их семьях, но вот только почему-то забывают, что знать – да, понимать – да, а раскрывать детские тайны, предавать их не позволено никому.
Способность понимать и чувствовать другого человека (необходимо научиться слушать и слышать ребенка).
СЛАЙД 13
Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры –
вот основные особенности профессиональной деятельности воспитателя.
СЛАЙД 14
Уважаемые воспитатели. Мы с вами можем научить и воспитать детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитатель - человек, обучающий детей правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника.
Общение предполагает учитывать: - психологические особенности; - интересы; - мотивы; - цели; - темперамент; - способности.
Стиль педагогического общения Авторитарный Демократический Либеральный
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ Воспитатель определяет направление деятельности группы, занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. О бращается к воспитанникам в основном в форме приказа, распоряжения, указания; - предъявляет к детям в основном завышенные требования ; - подавляет проявление чувств детей ; - обладает негативным восприятием действий воспитанников; - редко хвалит детей, оценка эффективности деятельности субъективна.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Проявляется в опоре воспитателя на мнение группы. Основная особенность этого стиля – сотрудничество. Воспитатель ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания и требования; - тон обращения дружеский, характер речи спокойный; - требования к воспитанникам с учетом индивидуальных особенностей; - хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела; - использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ Характеризуется стремлением воспитателя минимально включаться в деятельность. Стиль общения непоследовательный, разрешительный, попустительский, реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Общение с воспитанниками: - не имеет чётких и постоянных требований ; - быстро забывает о своих прежних требованиях ; - не уверен, что его просьбы будут исполняться ; - делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных ; - необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий воспитанников .
Авторитарно-демократический Демократически-авторитарный Демократический стиль
АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут»… ДЕВИЗ Януш Корчак 22 . 07 . 1878 -0 5 . 08.1942
« ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?!» ХОРОШО ПЛОХО
Памятка «Условия успеха воспитательской деятельности» - Личное обаяние. - Устойчивый авторитет. - Умение заметить и поддержать любой успех ребенка. - Тактичность и корректность по отношению к ребенку. - Терпение и терпимость. - Умение хранить детские тайны. - Способность понимать и чувствовать другого человека .
Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной деятельности воспитателя.
НИКАЯ МЕТОДИКА НЕ ЗАМЕНИТ ОТЗЫВЧИВОГО СЕРДЦА ВОСПИТАТЕЛЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-267640-1371538995.jpg)
Стили педагогического общения
В статье отражена общепринятая классификация стилей общения учителя и учащихся в образовательном процессе и пути повышения коммуникационных умений педагога. Статья предназначена для педагогов и студен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-288234-1377967728.jpg)
Диагностика стилей педагогического общения.
Диагностика стилей педагогического общения. В помощь педагогу-психологу....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-780837-1460452914.jpg)
Презентация на тему: "Стили педагогического общения"
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, прояв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-519213-1441539147.jpg)
Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника
Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/04/picture-1433282-1667556728.jpg)
Стиль педагогического общения и его виды
Реферат по педагогической конфликтологии на тему "Стиль педагогического общения и его виды"...
Стили педагогического общения
Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общен...