Стиль педагогического общения
учебно-методический материал

Боровская Ольга Феодосьевна

Выступление на ШМО воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stil_pedagogicheskogo_obshcheniya.docx22.48 КБ
Файл stil_pedagogicheskogo_obshcheniya.pptx715.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД для МО воспитателей

(подготовила воспитатель Боровская О.Ф.)

СЛАЙД 1 Стиль педагогического общения.

СЛАЙД 2

Воспитатель - человек, обучающий детей правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника.

Каждый воспитатель имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности.

От личности воспитателя и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком воспитатель должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, показывать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку.

СЛАЙД 3

Общение предполагает учитывать: психологические особенности; интересы; мотивы;

цели; темперамент; способности.

Если в общении воспитателя с детьми нет взаимной направленности, то нельзя говорить о полноценном общении.

В своей работе воспитатель выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

Как определить свой стиль общения и его эффективность?

Давайте рассмотрим три наиболее распространённых стиля педагогического общения.

СЛАЙД 4 Стиль педагогического общения: авторитарный; демократический; либеральный.

СЛАЙД 5 Авторитарный стиль

Воспитатель определяет направление деятельности группы, занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу.

Обращается к воспитанникам в основном в форме приказа, распоряжения, указания; +тон его речи командный; характер речи чаще всего неприветливый;

- предъявляет к детям в основном завышенные требования, +без   учета их возможностей и условий;

- подавляет проявление чувств детей, +не знает и не учитывает их психологических особенностей;

- обладает негативным восприятием действий воспитанников;

- редко хвалит детей, оценка эффективности деятельности субъективна.

Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя.

+Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

СЛАЙД 6

Демократический стиль

Проявляется в опоре воспитателя на мнение группы. Основная особенность этого стиля – сотрудничество. Воспитатель ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем.

Обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания и требования;

- тон обращения дружеский, характер речи спокойный;

- требования к воспитанникам с учетом индивидуальных особенностей;

- хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;

- использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.

Демократический стиль педагогического общения создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность.

СЛАЙД 7 Либеральный стиль

Либеральный стиль педагогического общения характеризуется стремлением воспитателя минимально включаться в деятельность.

Стиль - непоследовательный, разрешительный, попустительский, реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность.

Общение с воспитанниками

- не имеет чётких и постоянных требований, +то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;

- быстро забывает о своих прежних требованиях +и через непродолжительное время может предъявить противоположные требования;

- не уверен, что его просьбы будут исполняться, +поэтому тон речи часто заискивающий или нерешительный;

- делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, +но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний;

- необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий воспитанников, +может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. У детей блокируется развитие способностей. У многих возникает двойственность (это я сделаю, скажу, Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая приводит к двойственной морали.

При либеральном стиле общения, возможно, что ребенок не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Каждый воспитатель должен стремиться в первую очередь избавиться от характерных черт либерального стиля и вырабатывать у себя черты, присущие демократическому стилю.

Наиболее желателен и благоприятен авторитарно-демократический стиль взаимоотношений воспитателя с детьми. Такой стиль является основой и условием эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности.

СЛАЙД 8

Авторитарно-демократический стиль - это стиль творческий, деловой, конкретный и четкий. Этот стиль можно поставить на первое место.

Педагог, который использует этот стиль, учитывает конкретные задачи и реальные условия, творческие способности и возможности каждого ребенка.

На втором месте демократически-авторитарный, на третье место -  чисто демократический стиль общения, которые все же лучше других стилей.

Стиль взаимодействия воспитателя с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в группе.

Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание. Всё это - важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

СЛАЙД 9 АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

(ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ)

СЛАЙД 10 Девиз нашей работы

1. Могут ли слова педагога Януша Корчака стать девизом Вашей работы: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут»

2. Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный воспитатель?

3. Как часто Вы пребываете в «плохом» настроении и отражается ли это на Ваших воспитанниках?

4. Какой Ваш стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либеральный…)

5. Что нужно Вам корректировать в своем поведении, чтобы успешно взаимодействовать с воспитанниками?

6. Что надо сделать лично Вам, чтобы каждый день в школе приносил Вам радость?

7. Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?

8. Какие профессиональные качества и черты характера воспитателей Вы считаете определяющими для работы с воспитанниками?

Благодарим за ответы.

Роль в организации общения, конечно, принадлежит воспитателю.

Очень важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания, быть заинтересованным в успешном развитии ребенка.

СЛАЙД 11

Игра «Хорошо ли быть воспитателем?!»

Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.

Уважаемые коллеги!

Попрошу Вас по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.

Например…………….

Хорошо

Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.

Воспитателем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.

Воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д.

Плохо

Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу…

Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.

Воспитателем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим.

Роль в организации общения, конечно, принадлежит воспитателю.

СЛАЙД 12

Памятка «Условия успеха воспитательской деятельности».

Личное обаяние (не сюсюканье, не заигрывание, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствами).

Устойчивый авторитет (готовность и желание воспитателя выслушать, понять, помочь).

Умение заметить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к воспитаннику, к его деятельности).

Тактичность и корректность по отношению к ребенку. (Дети не прощают нам наших ошибок и каждый наш срыв или демонстрация недостатка культуры разрушают хрупкий мир взаимоотношений с ними).

Терпение и терпимость (если кто-то думает, что можно быстро научить ребенка – это ошибочное суждение. Все происходит не сразу, каждый вызревает на своем уровне и в свое время, и необходимо ангельское терпение для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество).

Умение хранить детские тайны. (Считается, что хороший воспитатель должен знать много или все о детях, об их семьях, но вот только почему-то забывают, что знать – да, понимать – да, а раскрывать детские тайны, предавать их не позволено никому.

Способность понимать и чувствовать другого человека (необходимо научиться слушать и слышать ребенка). 

СЛАЙД 13

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры –

вот основные особенности профессиональной деятельности воспитателя.

СЛАЙД 14

Уважаемые воспитатели. Мы с вами можем научить и воспитать детей,  но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Слайд 2

Воспитатель - человек, обучающий детей правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника.

Слайд 3

Общение предполагает учитывать: - психологические особенности; - интересы; - мотивы; - цели; - темперамент; - способности.

Слайд 4

Стиль педагогического общения Авторитарный Демократический Либеральный

Слайд 5

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ Воспитатель определяет направление деятельности группы, занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. О бращается к воспитанникам в основном в форме приказа, распоряжения, указания; - предъявляет к детям в основном завышенные требования ; - подавляет проявление чувств детей ; - обладает негативным восприятием действий воспитанников; - редко хвалит детей, оценка эффективности деятельности субъективна.

Слайд 6

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Проявляется в опоре воспитателя на мнение группы. Основная особенность этого стиля – сотрудничество. Воспитатель ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания и требования; - тон обращения дружеский, характер речи спокойный; - требования к воспитанникам с учетом индивидуальных особенностей; - хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела; - использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.

Слайд 7

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ Характеризуется стремлением воспитателя минимально включаться в деятельность. Стиль общения непоследовательный, разрешительный, попустительский, реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Общение с воспитанниками: - не имеет чётких и постоянных требований ; - быстро забывает о своих прежних требованиях ; - не уверен, что его просьбы будут исполняться ; - делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных ; - необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий воспитанников .

Слайд 8

Авторитарно-демократический Демократически-авторитарный Демократический стиль

Слайд 9

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Слайд 10

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут»… ДЕВИЗ Януш Корчак 22 . 07 . 1878 -0 5 . 08.1942

Слайд 11

« ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?!» ХОРОШО ПЛОХО

Слайд 12

Памятка «Условия успеха воспитательской деятельности» - Личное обаяние. - Устойчивый авторитет. - Умение заметить и поддержать любой успех ребенка. - Тактичность и корректность по отношению к ребенку. - Терпение и терпимость. - Умение хранить детские тайны. - Способность понимать и чувствовать другого человека .

Слайд 13

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной деятельности воспитателя.

Слайд 14

НИКАЯ МЕТОДИКА НЕ ЗАМЕНИТ ОТЗЫВЧИВОГО СЕРДЦА ВОСПИТАТЕЛЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили педагогического общения

В статье отражена общепринятая классификация стилей общения учителя и учащихся в образовательном процессе и пути повышения коммуникационных умений педагога. Статья предназначена для педагогов и студен...

Диагностика стилей педагогического общения.

Диагностика стилей педагогического общения. В помощь педагогу-психологу....

Презентация на тему: "Стили педагогического общения"

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, прояв...

Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника

Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника...

Стиль педагогического общения и его виды

Реферат по педагогической конфликтологии на тему "Стиль педагогического общения и его виды"...

Стили педагогического общения

Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общен...