Стили педагогического общения
статья
Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои функциональные обязанности по руководству процессом воспитания и обучения.
Актуальность и значимость данной статьи заключается в том, что современная эпоха научно-технической революции в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведёт развивающее обучение детей.
Цель данной статьи: познакомить читателей с различными стилями педагогического общения.
Эффективность педегогического общения в немалой степени определяется личными качествами учителя и стилем педагогического общения. Учителю важно владеть всеми стилями педагогического общения и уметь их применять в зависимости от сложившейся ситуации. При этом, в ходе осуществления педагогической деятельности каждый педагог должен находить свой индивидуальный стиль общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Автор: Ларионова Мария, учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Ключевые слова: деловое общение, общение, педагогика, педагогическое общение, стили педагогического общения.
Успешность делового человека сегодня зависит не только от
профессиональных умений и навыков, но и от умения устанавливать
деловые контакты, поддерживать доброжелательные и эффективные
отношения, общаться с людьми, разными в культурном,
национальном, психологическом аспектах. [3]
Социальная значимость для общества профессии педагога делает
необходимым ее всестороннее изучение с целью дальнейшего
совершенствования процессов обучения и воспитания,
профессионального становления будущего педагога как
высококомпетентного профессионала, обладающего
специфическими педагогическими способностями, оптимальными
возможностями обучать и воспитывать учащихся не только в
обычных, но и в экстремальных условиях жизнедеятельности. [1]
Общение – один из важнейших инструментов социализации
человека, способ его существования, удовлетворения и регуляции
основных потребностей, главный канал взаимодействия людей. [8]
Большинство людей считают, что общение — это исключительно
передача и получение информации. Однако для того чтобы передать
информацию, необходимо сначала вступить во взаимодействие.
Следовательно, общение связано прежде всего с
взаимоотношениями. Кроме того, общение — это непрерывная
деятельность: любая передача информации предполагает
взаимодействие и потребность убедить других в тех или иных идеях,
мнениях, решениях. Общение необходимо также для
взаимопонимания. Это важно учитывать, чтобы добиваться
практических результатов. [7]
Уже давно педагогами и психологами признан тот факт, что
педагогика – это не только наука, но и искусство. Это искусство
складывается из множества компонентов, среди которых
существенное место занимает педагогическое общение. [6]
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой
большой роскошью на свете. Но в одном случае это — «роскошь», в
другом — профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды
человеческого труда, которые просто невозможны вне общения.
Именно таким видом трудовой деятельности является работа
педагога. [2]
Педагогическое общение — это общение педагогов и учащихся,
проводимое с педагогической целью и определяемое задачами
учебно-воспитательной работы. [1]
Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической
деятельности, необходимо выделить особенности
профессионального педагогического общения:
– педагогическое общение всегда обучающее, развивающее,
воспитывающее;
– педагогическое общение всегда ориентировано на развитие
личности общающихся, на развитие их взаимоотношений;
– педагогическое общение – это динамичный процесс, так как,
учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и
детей в общении, но и методы и средства общения;
– педагогическое общение – это важное средство решения учебно-
воспитательных задач;
– в процессе педагогического общения происходит процесс
взаимного познания педагога и учащихся;
– педагогическое общение регулирует совместную деятельность не
только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также
совместную деятельность педагогов. [8]
Культура общения, базируется на четырех основных правилах,
принятых в среде хорошо воспитанных людей во всех странах:
вежливость, тактичность, естественность и достоинство, которые, в
свою очередь, конкретизируются в ряде требований к манерам и
формам общения деловых людей в различных ситуациях. [3]. В
процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между
участниками этого процесса. Восприятие другого человека означает
восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личными
характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на
этой основе его поступков. [1]
Деловое общение — особая форма общения, направленная на
организацию и оптимизацию сотрудничества людей в трудовом
процессе. [4]
Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования. [8]
Под стилем общения в психологии понимаются индивидуально-
психологические особенности социально-психологического
взаимодействия педагога и учащихся. [1]
Стиль общения в совместной деятельности является выражением в
профессиональном преломлении, с учетом профессиональных
навыков и умений, индивидуального стиля деятельности данного
человека. Стиль общения в профессиональной деятельности может
рассматриваться как подвижная, ситуативно меняющаяся система
используемых средств и способов общения. Стиль общения в
деятельности, предполагающей интенсивное взаимодействие и
контакты людей, связан с продуктивностью этой деятельности,
психологическим климатом в коллективе, удовлетворенностью
взаимоотношениями, индивидуальной психической выносливостью.[5]
Стилевые особенности педагогического общения зависят:
1) от индивидуальности педагога: от его компетентности,
коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного
отношения к воспитанникам, творческого подхода к
профессиональной деятельности;
2) от индивидуальных особенностей воспитанников: от их
возрастных особенностей, половой принадлежности, уровня
обученности и воспитанности, от особенностей ученического
коллектива. [8]
В психолого-педагогической литературе выделяют стили общения в
следующей классификации: перспективные – общение на основе
увлеченности совместной деятельностью, общение на основе
дружеского расположения; нейтральные – общение-дистанция;
неперспективные – общение-устрашение, общение-заигрывание,
общение-превосходство. [8]
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Данный стиль общения предполагает содружество, совместную
деятельность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство
высокого уровня компетентности педагога и его нравственных
установок. [2]
Общение на основе дружеского расположения проявляется в
искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу в целом,
в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в
открытости контактов. Данный стиль общения взаимосвязан с
предыдущим стилем общения, так как он стимулирует увлеченность
совместной деятельностью, плодотворные взаимоотношения
педагога с воспитанниками. С другой стороны, увлеченность
совместной деятельностью способствует созданию дружеского
расположения. Но при данном стиле общения важна мера,
«целесообразность дружественности». [2]
В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель – ученик»
рассматривается как двусторонне субъект-субъектное
взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В
учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные
стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и
проявлению индивидуальности. [8]
Общение-дистанция. Данный стиль в системе взаимоотношений
педагогов и учащихся распространен. Дистанция в общении должна
существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники
занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для
учащихся ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для
него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно
владеть искусством установить дистанцию. Но дистанция в общении
ни в коей мере не должна настолько четко подчеркивать социальные
позиции педагогов и учеников, так как это будет способствовать
возникновению отчужденности, закрытости. Данный стиль общения
часто используют молодые педагоги для самоутверждения в
коллективе учеников. [8]
К неперспективным стилям общения относится общение-
устрашение, которое строится на жесткой регламентации
деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате,
ориентации детей на то, что делать нельзя; при этом стиле не может
быть совместной увлеченности деятельностью, дружеского
расположения и сотворчества.
Общение-заигрывание, основанное на желании нравиться
воспитанникам, завоевать авторитет, который будет ложным,
дешевым. Молодые педагоги избирают данный стиль в силу
отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта
коммуникативной культуры и желания как можно быстрее наладить
контакт с детьми.
Общение-превосходство характеризуется желанием педагога
возвыситься над детьми, он поглощен собой или своими знаниями,
не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с
ними, отстранен от детей.
Неперспективные стили общения ориентированы на субъект-
объектные отношения, то есть в них преобладает позиция педагога,
рассматривающего воспитанников как объект воздействия. [8]
Важную роль в работе учителя играет выбор им оптимального стиля
в общении с учащимися. Существует следующая классификация
стилей общения: авторитарный, демократический и либерально-
попустительский. [1]
Авторитарный стиль общения
Педагог с авторитарным стилем руководства и общения чаще всего
работает один на один с учеником, исходит из усредненного
представления о последнем, из абстрактных требований к нему, не
учитывает индивидуальных особенностей детей. У такого педагога
резко выражены негативные установки. Он стереотипен в оценке
поведения детей. У него общение с учащимися сопровождается
волевым нажимом, что создает видимость бурной жизни. Это может
активизировать учащихся, но только на время, и то при ведущей
роли педагога в деятельности. [1]
Демократический стиль общения
Педагог с демократическим стилем общения стремится работать со
всем классом в целом, учесть индивидуальные особенности и
личный опыт детей, их активность и потребности. Он не имеет или
не проявляет негативных оценок поступков детей, не стереотипен в
оценке их поведения. Педагог-«демократ» при непосредственном
взаимодействии с учеником пользуется не прямыми, а косвенными
формами побуждения к действию (просьба, совет). Он
прислушивается к критическим замечаниям учащихся. [1]
Либерально-попустительский стиль общения
Педагог-«либерал» терпим ко всем перипетиям школьной жизни, не
проявляет инициативы в организации дел. Ему свойственны
нерешительность, принятие решений под давлением. Он
остерегается проявления инициативы ребят. [1]
Для успешного взаимодействия педагог выбирает различные стили
общения. Наиболее предпочтителен для организации эффективного
профессионально-педагогического общения – демократический
стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и
элементы авторитарного стиля руководства, например, для
организации сложного вида деятельности, при установлении
порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства
допустимы при организации творческой деятельности, когда
допустима и необходима позиция невмешательства, представляющая
воспитаннику проявление большей самостоятельности.
Таким образом, стиль педагогического общения характеризуется
гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того,
с кем он имеет дело – с младшими школьниками или со
старшеклассниками, а может, со студентами, каковы их
индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
Педагогическое общение — процесс сложный, многослойный. Оно
представляет собой процесс непрерывно развивающихся и
изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую
коммуникативную систему.
В педагогическом процессе особо значима роль учителя.
Воздействовать на личность ребенка он сможет только в том случае,
если будет умело организовывать общение с детьми, станет
составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога
и детей главным регулятором будет великое чувство общности
воспитателя и ребенка — чувство «Мы». [2]
Общение, как часть педагогического творчества, проникновение
творчества в общение учителя с детьми — вот непременные условия
продуктивного педагогического труда. Творчество в процессе
педагогического общения необходимо: во-первых, в ходе познания
учителем учащихся в системе взаимодействия с ними; во-вторых,
при организации непосредственного воздействия на ребенка,
регуляции его поведения, реализации различных форм
взаимодействия и т. д.; в-третьих, творчество в общении необходимо
при управлении собственным поведением (саморегуляция в
общении); в-четвертых, творческий характер носит сам процесс
организации взаимоотношений. Творческому процессу профессионально-педагогического общения надо учиться, ибо мастерство воспитателя не приходит само собой. Коммуникативные способности, которыми мы обладаем, нуждаются в целенаправленном развитии. [2]
Стиль общения существенно определяет поведение человека при его
взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или
иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди
которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в
которой оно осуществляется, статус и личностные особенности
собеседника, его мировоззрение и положение в обществе,
характеристика самой формы взаимодействия. [7]
Итак, овладение теорией профессионально-педагогического
общения, познание его структуры, нравственных принципов,
вхождение в «технологию» этого процесса, приобретение в
результате этого профессиональных коммуникативных приемов и
навыков, формирование собственного опыта коммуникативной
деятельности — вот основные направления работы, которые будут
способствовать становлению коммуникативных способностей и
коммуникативной культуры педагога. [2]
Овладение основами профессионально-педагогического общения
должно происходить на индивидуально-творческом уровне, так как
выделяемые компоненты профессионально-педагогического
общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности
каждого педагога. Вот почему важнейшей задачей начинающего
учителя является поиск индивидуального стиля общения,
педагогического управления и модели поведения. [8]
Список литературных источников
1. Волков, Б. С. Психология педагогического общения : учебник
для бакалавров / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, Е. А. Орлова ;
под общ. ред. Б. С. Волкова. — М. : Издательство Юрайт, 2015.
— 333 с.
2. Кан-Калик, В. А. К J9 Учителю о педагогическом общении:
Кн. для учителя / Кан-Калик, В. А. — М.: Просвещение, 1987.
— 190 с.
3. Капкан, М. В. Деловой этикет : учеб. пособие / М. В. Капкан,
Л. С. Лихачева ; М-во образования и науки Рос. Федерации,
Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. –
168 с.
4. Кузнецова, М.А. Психология общения: Учебное пособие для
СПО / Кузнецова М.А. — М.: РГУП, 2019. — 167 с.
5. Куницына, В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов
/ Куницына, В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. – СПб.:
Питер, 2001. – 544 с.: ил.
6. Максимова, А. А. Основы педагогической коммуникации :
учебно-методическое пособие / А. А. Максимова. – Орск :
Издательство Орского гуманитарно-технологического
института (филиала) ОГУ, 2012. – 170 с.
7. Панфилова, А. П. Психология общения : учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. —
М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.
8. Фалей, М. В. Педагогическое общение : учебное пособие / М.
В. Фалей. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2014. – 116 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-267640-1371538995.jpg)
Стили педагогического общения
В статье отражена общепринятая классификация стилей общения учителя и учащихся в образовательном процессе и пути повышения коммуникационных умений педагога. Статья предназначена для педагогов и студен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-288234-1377967728.jpg)
Диагностика стилей педагогического общения.
Диагностика стилей педагогического общения. В помощь педагогу-психологу....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-780837-1460452914.jpg)
Презентация на тему: "Стили педагогического общения"
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, прояв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-519213-1441539147.jpg)
Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника
Исследование влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию деятельности школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/04/picture-1433282-1667556728.jpg)
Стиль педагогического общения и его виды
Реферат по педагогической конфликтологии на тему "Стиль педагогического общения и его виды"...