Тренинги детско-родительских взаимоотношений как метод коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Методическая разработка
для педагогов-психологов «Я тебя понимаю»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор-разработчик: педагог-психолог
Горбунова Ю.В.
Аннотация
Семья играет значительную роль в формировании эмоционально-волевой сферы ребёнка. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравственные принципы, ценностные ориентации, отношение к окружающим людям, к самому себе, к деятельности. К основным факторам влияния семьи на эмоциональное развитие ребёнка можно отнести: эмоциональную поддержку со стороны родителей, которая способствует формированию у ребёнка позитивного образа «Я» и является важным компонентом здоровой самооценки и уверенности в себе; подражание взрослым помогает ребенку научиться понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получить первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу, о человеческих ценностях; атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические и психологические знания родителей положительно влияют на развитие ребёнка, его психологическое самочувствие, на формирование социальных и нравственных качеств ребёнка.
Таким образом, семья закладывает фундамент физического, психического и нравственного развития ребёнка, и то, что ребёнок смог приобрести в семье, сохраняется у него в памяти в течение всей жизни.
Актуальность
Использование методов групповой работы, в частности группового консультирования с родителями, часто бывает более эффективным, чем индивидуальное консультирование. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств информации и массовой коммуникации. Следовательно, любая коррекционная деятельность, призванная изменить поведение детей и детско-родительские отношения, в первую очередь, должна быть направлена на работу с родителями. Вот почему необходимы целостные программы, главным образом, направленные на воспитание родителей, и формирование у них психологической грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.56 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Методическая разработка
для педагогов-психологов «Я тебя понимаю»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор-разработчик: педагог-психолог
Горбунова Ю.В.
Аннотация
Семья играет значительную роль в формировании эмоционально-волевой сферы ребёнка. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравственные принципы, ценностные ориентации, отношение к окружающим людям, к самому себе, к деятельности. К основным факторам влияния семьи на эмоциональное развитие ребёнка можно отнести: эмоциональную поддержку со стороны родителей, которая способствует формированию у ребёнка позитивного образа «Я» и является важным компонентом здоровой самооценки и уверенности в себе; подражание взрослым помогает ребенку научиться понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получить первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу, о человеческих ценностях; атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические и психологические знания родителей положительно влияют на развитие ребёнка, его психологическое самочувствие, на формирование социальных и нравственных качеств ребёнка.
Таким образом, семья закладывает фундамент физического, психического и нравственного развития ребёнка, и то, что ребёнок смог приобрести в семье, сохраняется у него в памяти в течение всей жизни.
Актуальность
Использование методов групповой работы, в частности группового консультирования с родителями, часто бывает более эффективным, чем индивидуальное консультирование. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств информации и массовой коммуникации. Следовательно, любая коррекционная деятельность, призванная изменить поведение детей и детско-родительские отношения, в первую очередь, должна быть направлена на работу с родителями. Вот почему необходимы целостные программы, главным образом, направленные на воспитание родителей, и формирование у них психологической грамотности.
Материалы и оборудование для проведения занятий:
- столы, стулья по количеству участников, магнитная доска;
- канцелярские принадлежности для творчества по количеству участников: цветная бумага, картон белый и цветной, клей ПВА, клей-карандаш, цветные карандаши, мелки, фломастеры, акварель, гуашь, кисти, карандаши простые, салфетки, клеенки;
- мячи, веревки, игрушки, мешок для игрушек.
Содержание
Тренинг детско-родительских отношений «Я тебя понимаю»
Цель: гармонизация эмоциональных связей в семье.
Задачи:
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Методы работы, используемые в тренинге: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.
Звучит легкая музыка. Участники рассаживаются.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие родители и дети. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу. Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Тема сегодняшнего тренинга: «Как мы чувствуем друг друга».
Правила работы в группе
1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.
2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.
3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.
4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.
5. 6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.
Упражнение на знакомство «Олег - ответственный»
Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку.
Ведущий: Давайте вспомним ласковые слова, которыми мы называем своих детей, а дети – как называют их родители.
Дерево родительской мудрости
Психолог предлагает родителям подумать, зачем они пришли на этот тренинг? Чего хотят родители? Чего они ждут от тренинга. Каким хотят видеть результат? Записывают свои потребности и ожидания, приклеивают листочки на дерево родительской мудрости.
Ведущий: Значимость любого приобретения человека (и нового опыта в том числе) связана с его собственными целями и мотивами. Прошу Вас поделиться своими ожиданиями от сегодняшней встречи.
Упражнение «Круг общения»
Внутренний круг – «родители» - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – «детки». «Детки» двигаются по часовой стрелке вокруг «Родителей» и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.
Задание:
1. Пообщайтесь друг с другом руками:
- поздоровайтесь;
- потанцуйте;
- поборитесь;
- помиритесь;
- попрощайтесь.
2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.
3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Участвуют «родитель – ребёнок». Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.
Игра «Похвалилки»
Каждому ребенку предлагается рассказать, как однажды он здорово что-то сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание дается несколько минут. Свой рассказ надо начинать словами: “Однажды я…” Родители выслушивают и высказываются, начиная со слов: “Я рада…” и/или “Мне приятно…” Ребенку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала?
В заключение подводится итог:
— Легко ли было хвалить?
— Часто ли вы хвалите своих детей?
— Можно ли перехвалить своего ребенка при существующем дефиците времени для общения?
Ролевая игра «Ситуации»
Ведущий: Сейчас каждая группа получит карточку, на которой описана та ситуация, которую можно проиграть. Прочитайте. Я предлагаю вам разыграть эту ситуацию по ролям, но не совсем обычным способом – родители будут выступать в роли детей, а дети изображать родителей”.
Каждая группа проигрывает ситуацию после проигрывания – обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- что происходило?
- что вы думаете об этом?
- это похоже на то, как бывает в вашей семье
- как вы чувствовали себя в непривычной для вас роли?
Арт-техника «Совместный рисунок»
Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре.
Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: “Наш дом”, “Семья”, “Праздник”, “Орнамент”, что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование.
Презентация рисунков:
— Как называется рисунок?
— Кто был инициатором идеи?
— Кто что рисовал?
— Удобно ли было рисовать вдвоем?
— Какие чувства испытывали?
— Что на рисунке главное?
Содержание карточек: ребенок плачет: он потерял машинку; мама пришла с работы, она очень устала; друг грустит: у него заболела мама; товарищ плачет: его наказали; девочка расстроилась: у нее не получается аппликация; малыш плачет: он упал и разбил коленку.
Игра «Изобрази семью животных»
Цель: осознание семейного единства.
Каждая пара получает задание изобразить с помощью пантомимы семью домашних животных. Остальные должны догадаться, кто перед ними, и объяснить, как вы догадались?
Вручение дипломов «Дружная семейка»
Цель: передача ответственности за приобретенный опыт.
Каждой семейной паре под аплодисменты присутствующих вручается диплом, подтверждающий участие в тренинге развития детско-родительских отношений «Дружная семейка».
Ведущий. Помните этот “Волшебный мешочек”? (занятие № 5). В нем хранится все самое хорошее, что может пожелать себе человек. Сегодня я положила в него леденцы. Как вы думаете, они уже достаточно впитали в себя доброты, здоровья и любви?.. Давайте съедим по конфетке и станем еще добрее… Всего вам хорошего!
Притча «Зажечь свечу»
- Существует древняя притча:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
- Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.
И на этом мы завершаем наше занятие. Всем добра и мира!
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
«Все мы родом из детства»
Цель: выстраивание позитивного образа и отношений с ребенком, расширение психолого-педагогического кругозора родителей.
Задачи:
- Активизация внутреннего диалога о позитивном образе ребенка.
- Непосредственная визуализация образа ребенка.
Методы работы, используемые в тренинге: арт-терапия, драматизация.
Звучит легкая музыка. Участники рассаживаются.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Тема сегодняшнего тренинга: «Все мы родом из детства».
Правила работы в группе
- Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.
- Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.
- Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.
- Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.
- Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.
Знакомство
Передавая клубок по кругу, назвать свое имя и сказать несколько слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие.
Упражнение «Что в имени моём»
Работа с именем. Проработать своё имя. Кто вас так назвал? Как вас называли в детстве? Какое из ваших имён вам нравится? Как вы хотите, чтоб вас называли на тренинге?
Притча о родителях и детях
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей. На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул: — Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец. — Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
Упражнение «Ребенок в нас»
Бросая мяч, участники обращаются друг к другу c фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)...» B ответ каждый может согласиться или нет c данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, кроме того способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы.
Упражнение «Идеальный родитель»
Участникам предлагается высказать, как они представляют «идеального родителя» Важно записать те качества, которые приписывают «идеальному родителю». Затем предлагается рисунок на большом листе бумаги, где изображены расходящиеся круги от центра. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными ранее качествами. Каждому участнику надо определить, где он находиться и насколько он удален от центра, пометить фломастером.
Важно! Обсудить, какие качества необходимы для достижения поставленной цели, что мешает проявить эти качества? Обсуждение с участниками.
Упражнение «Мусорная корзина»
На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с близкими людьми, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записаны, подумать, что вы хотели бы получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Бумажки с ненужными качествами выбросить в корзину. А желаемые оставить у себя. Важно. Обсудить какие чувства вы сейчас испытываете? (выбросить ничего из жизни нельзя, но можно помнить, что «оно» там, в корзине, и на это влиять.
Осознание родительских установок
Психолог рассказывает о том, что каждая семья живёт в соответствии со своими нравственными нормами, ценностями, что у каждого из супругов есть свои представления о том, какой должна быть семья. И складывается это представление из личного опыта каждого члена семьи.
У каждого человека есть свои ожидания, свои потребности, которые необходимо учитывать в семье. Немаловажную роль в жизни человека играют родительские установки.
Основной тезис этого этапа, который можно предложить родителям записать, состоит в следующем: «На наши взаимоотношения c детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания - пока мы не осознаем их. Если же установка осознана - она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить».
Упражнение «Возвращение в детство»
Представьте себя маленьким, только что рождённым ребёнком. Вы новорожденный маленький ребёнок. Что говорят о вас окружающие? Что говорят вам ваши родители? Что вы чувствуете?
Шло время, и вот вам уже 3 года. Что теперь говорят о вас окружающие? Какой должна быть девочка? Что она должна делать, а что нет? Что вы чувствуете? О чём думаете сейчас?
Шло время, и вы девочка-подросток. Что вам говорят ваши родители о том, какой должна быть девушка? Что она должна делать, а что нет? Что вы чувствуете сейчас? О чём думаете? Чего хотите?
Вы выросли. И пришло время выбирать партнёра по браку. Что теперь вам говорят окружающие? Что об этом вам говорит ваш друг? Какой должна быть будущая жена? Что она должна делать, а что нет? Что вы чувствуете? О чём думаете сейчас? Чего вам хочется?
Сейчас вы мать, вы жена. Что вам говорит ваш муж и родители о том, какой должна быть мать, жена? Что вы чувствуете сейчас? О чём думаете? Чего хотите?
Вы мать. Вы жена. Что вы чувствуете сейчас? О чём думаете? Чего хотите? Сейчас я досчитаю до 5, и вы откроете глаза.
Беседа с родителями «Установки»
Идёт работа с родительскими установками. Какие установки они получали в своей родительской семье? Какие из них позитивные, а какие негативные? Как они отразились на жизни участников тренинга? Помогали они или мешали? Какие установки они дают своим детям? Как эти установки могут отразиться на жизни их детей? От каких родительских установок они хотели бы избавиться.
Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, прoступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок - это...», «Родители должны...»?
Затем, после выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», то есть рациональные, эффективные - и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.
Упражнение «Волшебные предметы»
Психолог выкладывает на столе разные предметы: камушки, ракушки, бусинки, перья, пробки, киндер-сюрпризы и т.д., предлагает участникам тренинга найти предметы, которые напоминают им членов их семьи, объяснить, почему они выбрали этот предмет, какие черты характера у этого предмета.
Например. Я взяла пёрышко, оно напоминает мне мою дочь, оно такое же мягкое, ласковое, лёгкое. Создать модель семьи. Сочинить сказку о том, как живут вместе все эти предметы. Обсуждение.
Упражнение «Я в общении с ребёнком как символ»
Работа в кругу.
На ватмане члены группы рисуют «Я в общении с ребёнком как символ»
В процессе рисования озвучивают, отвечая на вопросы: «Кто ты? Что ты делаешь? Что ты чувствуешь? Сначала относительно себя, потом себя с ребёнком. Я… дерево, я расту, я радуюсь… Я дерево, он цветок, я укрываю его своими ветвями….
Анализ сказанного: Как ему там? Что он чувствует? Что ты чувствуешь? Как в реальной жизни?
Упражнение «Ладошка»
Заранее подготавливают листы А4 с обрисованной ладошкой ребенка и его именем. Имя можно не писать и попытаться угадать ладошку. После этого каждый родитель пишет качества своего ребенка.
Упражнение «Поляна родительского счастья»
Устраивайтесь поудобнее. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Особое внимание уделите выдоху. Выдох является актом расслабления. С каждым выдохом вы будете чувствовать себя более спокойно.
Сделайте три глубоких и медленных вдоха и еще более медленных выдоха. Вы сидите на этом стуле, сейчас, в этой комнате, слышите, мой голос, и ощущаете, как ваши ноги касаются пола, вы чувствуете свое дыхание, и оно становится спокойнее. Вы чувствуете, как спина касается спинки стула, и руки лежат на ваших бедрах, при этом вы слышите звуки, которые проходят мимо вас, и вы испытываете удовольствие, и к вам приходит ощущение полного комфорта.
Посторонние звуки для вас не будут иметь значения, вы будете слышать мой голос, представлять и чувствовать то, о чем будете слышать.
Вы идете по тоннелю и выходите на прекрасную светлую поляну. Оглянувшись, вы узнаете знакомое место и вспоминаете, что вы уже были здесь когда-то и чувствовали себя очень счастливым. Рядом с вами близкие и родные люди, среди них и ваш ребенок. Вы наблюдаете со стороны за ним. Посмотрите внимательно, как он выглядит, в чем он одет, что он делает? Вы смотрите на него и чувствуете переполняющую грудь радость.
Вас привлекает его внешность, радуют его способности, любые его проявления. Вы принимаете его таким, какой он есть. Испытываете чувство благодарности, к нему за то, что он у вас есть.
Находясь здесь, вы обладаете всеми качествами, которые необходимы для того, чтобы воспитать ребенка в любви и счастье, решать любые возникающие проблемы спокойно и взвешенно.
Выберите те качества, которые необходимо вам взять с собой в настоящее время.
Наше приятное путешествие подходит к концу, и вы будете постепенно возвращаться в настоящее время.
Я буду считать от 5 до 1, и с каждым счетом вы будете чувствовать бодрость, прилив сил.
5 – Вы уже чувствуете, как поток энергии проходит через ноги и разливается по всему телу, он бодрит вас, и вы испытываете приятное ощущение.
4 – Это ощущение усиливается, чувствуете легкость, энергичность, легкость.
3 – Вам приятно осознавать перемены, которые произошли с вами. Вы все так же испытываете приятные чувства.
2 – А теперь мысленно представьте окружающую вас обстановку, людей, которые находятся радом с вами в этой комнате.
1 – Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Откройте глаза и улыбнитесь.
Участникам предлагается сделать рисунки по своему внутреннему состоянию и их вернисаж.
Тренинг детско-родительских отношений «Семейная сказка»
Цель: гармонизация эмоциональных связей в семье.
Задачи:
- создать условия для эмоционального сближения родителя и ребенка;
- формирование позитивных детско-родительских отношений;
- раскрытие внутреннего мира детей и родителей.
Методы работы, используемые в тренинге: игровая терапия, сказкотерапия.
Звучит легкая музыка. Участники рассаживаются.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие родители и дети. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Тема сегодняшнего тренинга: «Семейная сказка».
Правила работы в группе
1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.
2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.
3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.
4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.
5. 6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.
Упражнение «Связующая нить»
Цель: формировать чувство близости с другими людьми.
Передавая клубок по кругу, назвать свое имя и сказать несколько слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие. Передавая клубочек по кругу, каждый участник делает несколько витков нити себе на палец.
Ведущий. Вот какая у нас “дружная семейка”. Все люди, как вы сейчас, как-то связаны между собой, а иногда и зависят друг от друга. Но в то же время каждый из вас — индивидуальность. Сейчас, сматывая клубочек, вы расскажете нам о себе, отвечая на вопросы: “Какой я?”, “Какая я?”.
Игра «Похвалилки»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка.
Каждому ребенку предлагается рассказать, как однажды он здорово что-то сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание дается несколько минут. Свой рассказ надо начинать словами: “Однажды я…” Родители выслушивают и высказываются, начиная со слов: “Я рада…” и/или “Мне приятно…” Ребенку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала?
В заключение подводится итог:
— Легко ли было хвалить?
— Часто ли вы хвалите своих детей?
— Можно ли перехвалить своего ребенка при существующем дефиците времени для общения?
Игра «Коршун»
Цель: развитие чувства безопасности.
Звучит веселая музыка. Мамы-домики стоят произвольно. Дети-цыплята бегают, прыгают, веселятся. Коршун — ведущий — спит. Когда коршун выходит на охоту, цыплята прячутся в домики. Повторить 3–4 раза.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Участвуют «родитель – ребёнок». Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.
Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.
Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.
Возможно, потому, что именно с помощью сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и, соответственно, с помощью сказки можно проходит переосмысление, трансформацию и преображение внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и моделирование лучшего будущего.
Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.
Сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают нам необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост: «Сочиняйте сказки и дарите их друг другу». Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.
Упражнение «Сочиняем сказку»
Цель: развитие воображения, вариативности мышления. Участники по кругу сочиняют сказочную историю. “А сейчас мы с вами поиграем в сказочников и сочиним самую настоящую сказку. Я начну, а вы по очереди продолжайте: “Жили-были…” Следующий участник продолжает... и т.д. Ведущий, в свою очередь, вносит в сказочную историю элемент неожиданности. Сказка должна обойти круг не менее трех раз, затем можно подвести итог: “На этом интересном месте мы остановимся, а продолжение нашей сказки вы можете придумать дома”.
Драматическая инсценировка
Цель: развитие творческого потенциала во взаимодействии родителей с детьми. «Из вас получились хорошие сказочники, и я думаю, что вы легко справитесь со следующим заданием». Придумать небольшую историю, приключение, сказку (можно переделать известную сказку), подготовить и сыграть эпизод (15—20 минут на подготовку и 2—3 минуты на представление). Можно нарисовать или использовать имеющиеся атрибуты костюмов, декорации. Необходимо также придумать название своей инсценировке и кратко рассказать, чему она учит.
Притча «Зажечь свечу»
- Существует древняя притча:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
- Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.
И на этом мы завершаем наше занятие. Всем добра и мира!
Тренинг детско-родительских отношений «Дружная семья»
Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семье.
Задачи:
- создать условия для эмоционального сближения родителя и ребенка;
- формирование позитивных детско-родительских отношений;
- преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
- обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями.
Методы работы, используемые в тренинге: игровая терапия, сказкотерапия.
Звучит легкая музыка. Участники рассаживаются.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие родители и дети. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Тема сегодняшнего тренинга: «Дружная семья».
Правила работы в группе
1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.
2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.
3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.
4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.
5. 6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.
Упражнение «Связующая нить»
Цель: формировать чувство близости с другими людьми.
Передавая клубок по кругу, назвать свое имя и сказать несколько слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие. Передавая клубочек по кругу, каждый участник делает несколько витков нити себе на палец.
Ведущий. Вот какая у нас “дружная семейка”. Все люди, как вы сейчас, как-то связаны между собой, а иногда и зависят друг от друга. Но в то же время каждый из вас — индивидуальность. Сейчас, сматывая клубочек, вы расскажете нам о себе, отвечая на вопросы: “Какой я?”, “Какая я?”.
Упражнение «Дружная семья»
Каждая семья должна написать не менее пяти качеств, которые, по их мнению, характеризуют дружную семью.
Упражнение «СЕРДЦЕ СЕМЬИ»
Ведущий вывешивает на стенде изображение сердца и сообщает: «Это сердце счастливой семьи. Перечислите, пожалуйста, сокровища счастливой семьи» Участники (члены одной семьи) договариваются и записывают на стикерах, что, по их мнению, необходимо поместить в сердце счастливой семьи. Участники прикрепляют стикеры на «сердце счастливой семьи». Обязательно зачитываются все ответы. Проводится анализ игры.
Упражнение «Ток»
Цель: объединение группы, создания «мы» чувства.
Сидящие по кругу участники и ведущий берутся за руки, плечевой пояс расслаблен, руки свободно висят. Ведущий или участник легко сжимает кисть одного из соседей (справа или слева), «передает ток», тот сжимает руку следующего участника и так далее, пока «ток» не вернется к тому, кто начал.
«Молекулы»
Члены группы «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. П сигналу ведущего Атомы объединяются в молекулы по 2чел, затем по 3 и т.д. В конце упражнения объединяется вся группа.
«Островки»
Всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети). Участники разбиваются на группы 4-6 человек.
«Кто быстрее»
Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат, треугольник, ромб, буквы А,М,Н
Упражнение «Любящие родители»
Родителям предлагается роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – родители исполняют роль «ребенка», а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.
(Звучит колыбельная музыка) .
Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала родитель нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Они гладят ребенка по телу, начиная от головы, далее гладят руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево. Затем роли меняются. Родители становятся «детьми», а дети – «родителями».
По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.
Упражнение «Скульптура моей семьи»
Психолог предлагает всем побыть скульпторами и вылепить живую скульптуру своей семьи. Семья может быть реальная или идеальная.
Участники стараются отследить свои чувства, возникающие в процессе выполнения какой-то роли, свои ощущения и желания
Обсуждение в кругу
Я хотела то – то, а получилось то – то. Анализ того, как это происходит в
реальной жизни и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию.
Упражнение «Волшебные предметы»
Психолог выкладывает на столе разные предметы: камушки, ракушки, бусинки, перья, пробки, киндер-сюрпризы и т.д., предлагает участникам тренинга найти предметы, которые напоминают им членов их семьи, объяснить, почему они выбрали этот предмет, какие черты характера у этого предмета.
Например. Я взяла пёрышко, оно напоминает мне мою дочь, оно такое же
мягкое, ласковое, лёгкое. Создать модель семьи. Сочинить сказку о том, как живут
вместе все эти предметы. Обсуждение.
Обсуждение дня.
Что важного открыли для себя? Что удивило? Что обрадовало? С чем уходят с
занятия? Чего ждут от следующего занятия
Упражнение 2. «Дружелюбные требования» Фоппель, т.2, стр.116.
Выдвигать требования в дружелюбной форме.
Отработка фразы « Я тебя понимаю, но и ты пойми меня… Давай сделаем
так….»
Упражнение « Корабли и капитаны»
Сегодня мы с вами отправимся в плаванье по очень опасному морю во время
шторма.
Один из вас будет кораблем, а другой капитаном. Психолог раскладывает на
полу морские камушки, подводные рифы.
Корабль должен проплыть по морю (с завязанными глазами), не задев камни, а
капитан должен его направлять. Пример: Два шага вперед, стоп, три шага вправо….
Упражнение 2. « Ковер-самолет»
Психолог расстилает на полу одеяло и говорит, что это волшебный ковер-
самолет, на нем могут прокатиться все дети.
Ребенок ложится на ковер, а члены группы его качают.
Продолжительность 3 минуты.
Релаксационная музыка.
Упражнение «Волшебный сосуд»
В каждом из вас есть волшебный сосуд с различными чувствами. Сейчас ты и
твоя мама встанете лицом друг к другу и попробуете ответить на мой вопрос, показав
нам его жестом.
Сколько в тебе злости?
Сколько упрямства?
Сколько радости?
Сколько в маме злости? И т.д.
Упражнение « Волшебная палочка»
Сядьте в круг. Я принесла вам волшебную палочку, и право говорить получит
тот, у кого в руках волшебная палочка. Я хочу, чтобы вы сказали своей маме или
своему ребёнку то, что вы хотите сказать. Послушайте своё сердечко, что оно вам
говорит? Может, когда-то вы были обижены и не сказали друг другу об этом, может
быть, вы злились или огорчались, но не сказали об этом тогда. Может быть, вы
захотите попросить за что-то прощения или поблагодарить вашего близкого за что –
то приятное.
И на этом мы завершаем наше занятие. Всем добра и мира!
«Семья — это то, что с тобою всегда»
Цель: содействовать расширению знаний учащихся о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье.
Задачи:
Выявить представления учащихся о семье, ее значении в жизни каждого человека.
Способствовать формированию у учащихся потребности строить свою жизнь на основе духовно-нравственных ценностей.
Воспитывать любовь и уважение к родителям и другим членам семьи, гордости за свою семью.
Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.
В разные времена у разных народов ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Сегодня наша встреча посвящена СЕМЬЕ. Вместе с вами мы раскроем секреты счастливой семьи.
«Найди правило»
- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Какая у меня семья?
- Я предлагаю вам прослушать стихотворение, слушайте внимательно и запомните правила, которые должны быть в семье.
Что значит для меня моя семья? Конечно - счастье и уют домашний, Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень - очень важных. Во - первых, это главное - любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом. Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по - разному. Второе - дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца - не напиться. А дети - это жизнь, это родник И продолженье рода. Пусть струится! Потом забота. Лишь она Очаг семейный сбережет от ветра. Старайся, чтоб с улыбкой весна Была всегда с тобою, а не где-то. Четвертое - терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды... И отогреет солнышком окно. Что инеем заледенело белым. | А пятое - ответственность и дом В фундаменте семейном веский камень. Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень. Шестое — уважение. Только с ним Приобретешь успех, признание общее Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным. И наконец, седьмое - чистота Везде - в дому, в душе твоей и помыслах... Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива, где полностью. |
Важность семьи для нашего государства огромна. 2008 год был годом семьи. А 15 мая с 1994 года учреждён Международный день семьи, который отмечаем ежегодно.
Давайте сейчас проверим на сколько хорошо вы знаете свою семью?
2. Игра в мяч «Моя Семья»
- Как зовут твоего дедушку?
- Как зовут твою бабушку?
- Какие обязанности ты выполняешь дома?
- С кем интересней в семье? Почему?
- Чем радуешь родителей?
-Чем огорчаешь родителей?
- Как называют тебя дома ласково?
- Какая комната дома любимая?
- Какого цвета глаза у мамы?
- Какое любимое блюдо готовит твоя мама?
- Кем работает твой папа?
- Любимые цветы твоей мамы?
- Почему важно в семье любить друг друга?
- Как вести себя, когда провинился?
- Какое чувство должно всегда жить в семье?
- Кто тебя понимает лучше всех в семье?
- Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете свою семью!
Притча «Пятьдесят лет вежливости»
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:
– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
«Закончите пословицы о семье»
По очереди читаем пословицу, закончите ее.
- Где любовь да совет, там и горя … нет
- Где мир и лад, не нужен и … клад
- Лучший клад, когда в семье … лад
- В гостях хорошо, а дома … лучше
- В своём доме и стены … помогают
- В семье разлад, так и дому … не рад
- Доброе братство лучше … богатство
- Вся семья вместе, …так и душа на месте
Разминка «И в шутку и всерьез»
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит)
3. Цветок – символ семьи. (Ромашка)
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (Мать и мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?(Матрешка)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»)
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В доме)
8. Как называют детей, родившихся у матери в один день? (Близнецы)
9. Назовите по-другому маму мамы. (Бабушка)
10. Про кого говорят: «Седьмая вода на киселе»? (Дальние родственники)
11. Назовите маму и папу одним словом. (Родители)
Игра –ситуации
1. Воскресный день. Папа расположился на диване у просмотра новостей, мама хлопочет на кухне, сестра/брат делает домашнее задание. А вы играете в любимую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!
Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:
а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;
б) «Пусть сестра сходит»;
в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;
Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)
2. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.
Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.
Предлагаются такие варианты ответа:
а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;
б) «Закончится уровень, и она сядет»;
в) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».
Что можно выбрать?
Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)
3. П а п а. Тыпросил собаку и обещал за ней смотреть, иди убирай.
а) «Не только я за ней должен смотреть»;
б) «Я больше не хочу собаку!»;
в) «Собака может и подождать»;
Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что сейчас все уберу и пойду с ней гулять)
Упражнение «Ассоциация»
• Если семья — это здание, то какое ____________________________________________________
• Если семья — это цвет, то какой ______________________________________________________
• Если семья — это музыка, то какая ____________________________________________________
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая _______________________________________
• Если семья — это настроение, то какое _________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных методик и приёмов в урочной и внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»
Использование нетрадиционных методов арт-терапии в работе с детьми...

Занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы.
Занятие по коррекции эмоционально - волевой сферы...

«Использование нетрадиционных методик и приёмов в урочной и внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»
Из опыта работы воспитателей Огоньковой А.С. и Антоновой Л.Ш., представленном на практическом семинаре по использованию видов арт –терапии в работе с детьми начальной...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР УЧАЩЕГОСЯ 1-го КЛАССА
Рабочая программа по психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сферы для учащегося 1 – го класса (диагноз: легкое органическое поражение головного мозга), разработана на основе анализа с...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы
Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с РДА
Эффективные способы коррекции эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ранним детским аутизмом...
Рабочая программа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы тип: коррекционно-развивающая для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ
Одной из особенностей данных детей может являться низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы. В данном случае, под эмоционально-волевой сферой понимается то, как ребенок умеет реагировать на р...
