Картотека диагностических методик для детей 7-11 лет
методическая разработка

картотека методик диагностик на определение развития психических процессов ребенка младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека диагностических методик для младших школьников (7-11 лет)

Диагностика развития психических процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение

Введение. Цель и принципы диагностики

Цель презентации:

· Систематизировать ключевые методики для диагностики психического развития младшего школьника.

· Предоставить краткий, практико-ориентированный справочный материал.

Важные принципы работы:

· Возрастная адекватность: Методики соответствуют возможностям детей 7-11 лет.

· Этичность: Доброжелательная атмосфера, объяснение целей в доступной форме ("поиграем", "потренируемся").

· Наглядность и игра: Преобладание предметных и рисунчатых материалов.

· Дозированность: Продолжительность одной методики — 10-20 минут.

Диагностика ВОСПРИЯТИЯ

оцениваем: Целостность, точность, скорость, осмысленность, зрительно-пространственные функции.

«Узнай фигуры» Ребёнок называет предметы по их незаконченным или наложенным контурам. Умение синтезировать целое из частей.

«Дорожки» (Л.А. Венгер) Провести линию внутри извилистого «коридора», не касаясь стенок. Зрительно-моторная координация, точность прослеживания

Диагностика ПАМЯТИ

оцениваем: Объём, точность, тип памяти (зрительная/слуховая, кратковременная/долговременная).

«10 слов» (А.Р. Лурия) Классика! После 5 прочтений 10 несвязанных слов ребёнок каждый раз воспроизводит запомненные. Кривая запоминания, объём слухоречевой памяти, утомляемость.

«Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев) Для запоминания слов использовать готовые картинки-«подсказки» (например, для слова «свет» выбрать картинку «лампочка»). Умение устанавливать смысловые связи, развитие логической памяти.

Диагностика МЫШЛЕНИЯ

оцениваем: Уровень наглядно-образного и словесно-логического мышления, операции обобщения, сравнения, анализа

«Исключение лишнего» Из 4-5 предметов/слов найти один, не подходящий по смыслу, и объяснить выбор. Способность к обобщению, выделению существенных признаков.

«Последовательность картинок» Восстановить логический порядок сюжетных картинок (3-6 шт.) и составить рассказ. Понимание причинно-следственных связей, логику, развитие речи.

Диагностика МЫШЛЕНИЯ и ВНИМАНИЯ

Мышление (продолжение):

«Простые аналогии» Закончить пару слов по аналогии с образцом (школа → обучение, больница → ...). Гибкость мышления, умение устанавливать логические связи.

«Классификация» Разложить карточки с изображениями (животные, посуда, транспорт) по группам и назвать их. Иерархия понятий, операция обобщения.

ВНИМАНИЕ (оцениваем: объем, устойчивость, переключаемость):

Название методики Краткое описание Что оценивает

Таблицы Шульте Найти и назвать числа от 1 до 25 в таблице 5x5 как можно быстрее. Переключение и устойчивость внимания, темп работы.

Тест Пьерона-Рузера В геометрические фигуры поставить заданный знак согласно образцу. Концентрация, умение следовать инструкции, работоспособность.

Диагностика ВООБРАЖЕНИЯ и РЕЧИ

оцениваем: Творческий потенциал, оригинальность, связность речи, словарный запас.

«Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич) Нарисовать животное, которого нет на самом деле, и дать ему имя. Проективная методика: оригинальность, эмоциональное состояние, уровень фантазии.

«Заверши историю» Придумать конец для предложенной короткой истории. Развитие сюжетного воображения, логичность, речевое оформление.

«Рассказ по картинке» Составить развернутый рассказ по сюжетной картинке. Связность речи, активный словарь, грамматический строй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Сборник диагностических методик для классного руководителя

Данный сборник поможет классным руководителям в игровой форме изучить личность ребенка, его семью и его роль в коллективе....

Диагностические методики по выявлению особенностей леворуких детей младшего школьного возраста

Диагностические методики по выявлению особенностей леворуких детей младшего школьного возраста...

Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"

Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"...

Современные диагностические методики для выявления у детей расстройств аутистического спектра

Современные диагностики нарушений в развитии учащихся с РАСАУТИЗМ [греч. autos сам] — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса...