Психолого – педагогическое сопровождение детей - инофонов
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Лисасина Олеся Владимировна

Современные условия жизни и многонациональность учащихся образовательного учреждения определяет необходимость психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и их семей. Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращение к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сопровождение инофонов1.79 МБ
Файл k_prezentatsii.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Мамоновская средняя общеобразовательная школа» «Психолого – педагогическое сопровождение детей - инофонов» Подготовила: Педагог – психолог : Лисасина Олеся Владимировна

Слайд 2

Цель: Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей – мигрантов, инофонов, билингвов к русскоязычной среде, развитие навыков толерантного конструктивного общения всех участников образовательного процесса. Задачи: Создание психологически безопасной среды в образовательном учреждении; Создание условий для сочетания занятий в обычном классе с дополнительными коррекционно – развивающими занятиями с педагогом – психологом по развитию эмоционально – волевой сферы; Оказание психологической поддержки семьям детей – мигрантов, инофонов, билингвов; Консультационная поддержка педагогов по организации работы с детьми – мигрантов, инофонами, билингвами.

Слайд 3

Направления программы психолого–педагогического сопровождения.

Слайд 4

Диагностическое направление Среди детей-инофонов необходимо провести психодиагностическое исследование личностных особенностей учащихся, диагностику адаптации в школе и уровня школьной мотивации. Проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан Цветовой тест М. Люшера Проективная методика «Дерево» (адаптация Л.П. Пономаренко) Карта стандартизованного наблюдения детей и подростков из семей мигрантов «Стратегии адаптации» Методика «Социометрия» Дж. Морено

Слайд 5

Консультативная работа психолога включает : - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми - инофонами, единых для всех участников образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми – инофонами; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и образования; - определение приёмов коррекционного обучения ребёнка - инофона.

Слайд 6

формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы ), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей - мигрантов; проведение тематических бесед для педагогов и родителей по вопросу социализации детей - мигрантов. Информационно-просветительская работа психолога предусматривает:

Слайд 7

Коррекционно-развивающая работа психолога:

Слайд 8

Тренинговая работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование недирективного подхода, предоставляющего максимум свободы каждому участнику и уважение его индивидуальных особенностей. Коммуникативные игры направлены на осознание своей этнической уникальности, развитие культурной сензитивности , чувствительности и уважения к культурным различиям, обучение базовым навыкам этнокультурной компетентности, развитие навыков, необходимых для эффективного взаимодействия. Деятельность с материалами арт-альбома помогает в реализации имеющихся психологических ресурсов; в обучении преодолению трудностей в процессе адаптации; в гармонизации отношений, преодолении межличностного и межгруппового отчуждения; в акцентировании внимания на достижениях ребенка и поддержке его самооценки. Развивающие занятия помогают обучающимся лучше осваивать новую среду через развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) и эмоционально-волевой сферы.

Слайд 9

Кабинет психолога Место, где хочется смеяться, играть, учиться и проводить время с друзьями. Где всё под рукой, безопасно и красиво. Где взрослые продумали каждую деталь, а детям остаётся только радоваться и творить.

Слайд 10

. Школа, с ее серьезным влиянием и возможностями работы с детьми, должна стать безопасным пространством принятия и признания. Каждый ребенок в школе должен найти пример толерантного и уважительного отношения к себе и к другим, научиться слышать окружающих людей и получить возможность быть услышанным, независимо от цвета кожи, акцента, вероисповедания и других «характеристик».



Предварительный просмотр:

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции

«Эффективные практики социально-культурной и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан

в образовательных организациях Иркутской области»

«Психолого – педагогическое сопровождение детей - инофонов»

1 слайд

Современные условия жизни и многонациональность учащихся образовательного учреждения определяет необходимость психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и их семей. Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращение к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

2 слайд

В образовательных учреждениях учителю все чаще приходится работать в этнических классах. В подобной ситуации возникает необходимость психологического сопровождения детей – инофонов.

Цель  психологического сопровождения  Создать условия для успешной адаптации детей – инофонов, билингвов к русскоязычной среде, развитие навыков толерантного конструктивного общения всех участников образовательного процесса.

Подробные Задачи:

 •-организовать образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию.

•-формировать способность к толерантности как личностного качества обучающихся через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в группе;

•-обеспечить сопровождение детей, в том числе и со стороны сверстников, в целях успешной адаптации его в социокультурной среде;

 •-развивать умение прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий

•-оказывать помощь детям, в разрешении межличностных конфликтов;

 •- при наличии проблемы обеспечивать коррекцию развития личности ();

•-оказывать помощь педагогам по вопросам сопровождения и обучения детей иностранных граждан;

•-оказывать консультативную, методическую, психолого-педагогическую помощь семьям воспитанников.

 3  слайд

Психолого педагогическое сопровождение предполагает использование различных направлений деятельности специалистов.

Слайд 4

Первое из них связано с устранением негативных симптомов, связанных с дезадаптацией детей, попавших в иную языковую среду. Второе связано с необходимостью проведения психолого-педагогической диагностики детей

При выборе диагностических методик учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка, уровень владения им русского языка.

В результате оценивается эмоционально-психологическое благополучие ребенка.

Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.

 После проведения диагностики определяется общая стратегия индивидуального сопровождения обучающихся а также их психолого-педагогическое сопровождение, направленное на поддержание благополучного эмоционального состояния, развитие социальных навыков, культурных правил и норм.

Слайд 5 - Слайд 6

Важной составляющей индивидуальной поддержки детей иностранных граждан является работа с их родителями, которая может осуществляться через разнообразные формы, такие как родительские собрания, гостиные, экскурсии, совместные мероприятия родителей с детьми, иные неформальные мероприятия.

Работа крайне необходима, поскольку результаты опросов, проведенных в семьях мигрантов, обозначают проблемы слабой вовлеченности родителей в образовательный процесс.

Кроме того, родители не активны в оказании помощи в обучении детям. Таким образом, педагог-психолог  в целях эффективного психолого-педагогического сопровождения социокультурной адаптации несовершеннолетних детей иностранных граждан принимает участие во всех основных направлениях деятельности,

Работа с педагогами, предусматривает консультации, различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей - мигрантов; проведение тематических бесед для педагогов по вопросу адаптации и социализации детей с миграционной историей.

Слайд 7 - 9

Алгоритм работы психолога в области психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов включает в себя этапы:

1. Преодоление языкового барьера, вовлечение в русскую культуру.

2. Работа с тревогой, агрессией, неуверенностью в себе как закономерными деструктивными явлениями, свойственными при попадании в иноязычную среду.

3. Помощь в освоении образовательной программы.

4. Психологическая помощь в процессе адаптации в коллективе, формирование межнациональной толерантности

Чем ранее психолого – педагогическое сопровождение  будет начато, тем более легко оно пройдет, тем меньшее число проблем коммуникативного и психологического характера встретятся на пути детей, выросших в иной языковой среде и культуре. В среднем заметные результаты видны уже через год интенсивной работы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов в условиях общеобразовательного учреждения представляет собой поэтапную, долговременную работу специалистов, направленную на формирование у обучающихся навыков адекватного восприятия речи и овладения русским языком, снятие коммуникативных барьеров.

Слайд – 10

Заканчивая свое выступление хотелось бы сказать что решение проблемы психолого-педагогического сопровождения социокультурной адаптации несовершеннолетних детей иностранных граждан в образовательной организации является важной задачей.

Цели данной работы еще более актуализируются в связи с событиями, происходящими в жизни всего человечества: стремительная глобализация современного мира, повсеместное увеличение числа миграционных потоков, рост ксенофобных настроений, отражающих эмоционально насыщенное, негативное, иррациональное по своей природе отношение к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении

Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2021–2025 гг

Цель программы Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в...