Психолого – педагогическое сопровождение детей - инофонов
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Современные условия жизни и многонациональность учащихся образовательного учреждения определяет необходимость психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и их семей. Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращение к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.79 МБ | |
| 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей – мигрантов, инофонов, билингвов к русскоязычной среде, развитие навыков толерантного конструктивного общения всех участников образовательного процесса. Задачи: Создание психологически безопасной среды в образовательном учреждении; Создание условий для сочетания занятий в обычном классе с дополнительными коррекционно – развивающими занятиями с педагогом – психологом по развитию эмоционально – волевой сферы; Оказание психологической поддержки семьям детей – мигрантов, инофонов, билингвов; Консультационная поддержка педагогов по организации работы с детьми – мигрантов, инофонами, билингвами.
Направления программы психолого–педагогического сопровождения.
Диагностическое направление Среди детей-инофонов необходимо провести психодиагностическое исследование личностных особенностей учащихся, диагностику адаптации в школе и уровня школьной мотивации. Проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан Цветовой тест М. Люшера Проективная методика «Дерево» (адаптация Л.П. Пономаренко) Карта стандартизованного наблюдения детей и подростков из семей мигрантов «Стратегии адаптации» Методика «Социометрия» Дж. Морено
Консультативная работа психолога включает : - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми - инофонами, единых для всех участников образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми – инофонами; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и образования; - определение приёмов коррекционного обучения ребёнка - инофона.
формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы ), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей - мигрантов; проведение тематических бесед для педагогов и родителей по вопросу социализации детей - мигрантов. Информационно-просветительская работа психолога предусматривает:
Коррекционно-развивающая работа психолога:
Тренинговая работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование недирективного подхода, предоставляющего максимум свободы каждому участнику и уважение его индивидуальных особенностей. Коммуникативные игры направлены на осознание своей этнической уникальности, развитие культурной сензитивности , чувствительности и уважения к культурным различиям, обучение базовым навыкам этнокультурной компетентности, развитие навыков, необходимых для эффективного взаимодействия. Деятельность с материалами арт-альбома помогает в реализации имеющихся психологических ресурсов; в обучении преодолению трудностей в процессе адаптации; в гармонизации отношений, преодолении межличностного и межгруппового отчуждения; в акцентировании внимания на достижениях ребенка и поддержке его самооценки. Развивающие занятия помогают обучающимся лучше осваивать новую среду через развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) и эмоционально-волевой сферы.
Кабинет психолога Место, где хочется смеяться, играть, учиться и проводить время с друзьями. Где всё под рукой, безопасно и красиво. Где взрослые продумали каждую деталь, а детям остаётся только радоваться и творить.
. Школа, с ее серьезным влиянием и возможностями работы с детьми, должна стать безопасным пространством принятия и признания. Каждый ребенок в школе должен найти пример толерантного и уважительного отношения к себе и к другим, научиться слышать окружающих людей и получить возможность быть услышанным, независимо от цвета кожи, акцента, вероисповедания и других «характеристик».
Предварительный просмотр:
Выступление на межрегиональной научно-практической конференции
«Эффективные практики социально-культурной и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан
в образовательных организациях Иркутской области»
«Психолого – педагогическое сопровождение детей - инофонов»
1 слайд
Современные условия жизни и многонациональность учащихся образовательного учреждения определяет необходимость психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и их семей. Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращение к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
2 слайд
В образовательных учреждениях учителю все чаще приходится работать в этнических классах. В подобной ситуации возникает необходимость психологического сопровождения детей – инофонов.
Цель психологического сопровождения Создать условия для успешной адаптации детей – инофонов, билингвов к русскоязычной среде, развитие навыков толерантного конструктивного общения всех участников образовательного процесса.
Подробные Задачи:
•-организовать образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию.
•-формировать способность к толерантности как личностного качества обучающихся через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в группе;
•-обеспечить сопровождение детей, в том числе и со стороны сверстников, в целях успешной адаптации его в социокультурной среде;
•-развивать умение прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий
•-оказывать помощь детям, в разрешении межличностных конфликтов;
•- при наличии проблемы обеспечивать коррекцию развития личности ();
•-оказывать помощь педагогам по вопросам сопровождения и обучения детей иностранных граждан;
•-оказывать консультативную, методическую, психолого-педагогическую помощь семьям воспитанников.
3 слайд
Психолого педагогическое сопровождение предполагает использование различных направлений деятельности специалистов.
Слайд 4
Первое из них связано с устранением негативных симптомов, связанных с дезадаптацией детей, попавших в иную языковую среду. Второе связано с необходимостью проведения психолого-педагогической диагностики детей
При выборе диагностических методик учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка, уровень владения им русского языка.
В результате оценивается эмоционально-психологическое благополучие ребенка.
Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
После проведения диагностики определяется общая стратегия индивидуального сопровождения обучающихся а также их психолого-педагогическое сопровождение, направленное на поддержание благополучного эмоционального состояния, развитие социальных навыков, культурных правил и норм.
Слайд 5 - Слайд 6
Важной составляющей индивидуальной поддержки детей иностранных граждан является работа с их родителями, которая может осуществляться через разнообразные формы, такие как родительские собрания, гостиные, экскурсии, совместные мероприятия родителей с детьми, иные неформальные мероприятия.
Работа крайне необходима, поскольку результаты опросов, проведенных в семьях мигрантов, обозначают проблемы слабой вовлеченности родителей в образовательный процесс.
Кроме того, родители не активны в оказании помощи в обучении детям. Таким образом, педагог-психолог в целях эффективного психолого-педагогического сопровождения социокультурной адаптации несовершеннолетних детей иностранных граждан принимает участие во всех основных направлениях деятельности,
Работа с педагогами, предусматривает консультации, различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей - мигрантов; проведение тематических бесед для педагогов по вопросу адаптации и социализации детей с миграционной историей.
Слайд 7 - 9
Алгоритм работы психолога в области психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов включает в себя этапы:
1. Преодоление языкового барьера, вовлечение в русскую культуру.
2. Работа с тревогой, агрессией, неуверенностью в себе как закономерными деструктивными явлениями, свойственными при попадании в иноязычную среду.
3. Помощь в освоении образовательной программы.
4. Психологическая помощь в процессе адаптации в коллективе, формирование межнациональной толерантности
Чем ранее психолого – педагогическое сопровождение будет начато, тем более легко оно пройдет, тем меньшее число проблем коммуникативного и психологического характера встретятся на пути детей, выросших в иной языковой среде и культуре. В среднем заметные результаты видны уже через год интенсивной работы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов в условиях общеобразовательного учреждения представляет собой поэтапную, долговременную работу специалистов, направленную на формирование у обучающихся навыков адекватного восприятия речи и овладения русским языком, снятие коммуникативных барьеров.
Слайд – 10
Заканчивая свое выступление хотелось бы сказать что решение проблемы психолого-педагогического сопровождения социокультурной адаптации несовершеннолетних детей иностранных граждан в образовательной организации является важной задачей.
Цели данной работы еще более актуализируются в связи с событиями, происходящими в жизни всего человечества: стремительная глобализация современного мира, повсеместное увеличение числа миграционных потоков, рост ксенофобных настроений, отражающих эмоционально насыщенное, негативное, иррациональное по своей природе отношение к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении
Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2021–2025 гг
Цель программы Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в...
