Эссе
статья (1 класс) по теме

Гусева Елена Геннадьевна

Эссе учителя начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Esse.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства,

тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт

 человечества.

Ш.А.Амонашвили

Сначала было … детство.

Эссе.

         Ребенок делает первые шаги, падает, но поднимается снова, преодолевая себя. Первоклассник выводит в прописи первые свои палочки и крючочки. Маленький человек перелистывает страницы удивительной книги, где каждое открытие и начинание принадлежит только ему, что позволяет быть по-простому наивным и счастливым, и одновременно мудрецом над мудрецами. С момента рождения человек растет и развивается в особом мире, мире предметов. В человеческих предметах, в языке, науке, культуре закреплен опыт всего человечества. В них в готовом виде содержатся формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в процессе развития.

         Мир детства… Начало пути… Как росток пробивается к свету, так малыш протягивает свои ладошки к матери.  Все начинается с детства, с первых шагов и преодолений. Младенец-первый ученик: учится улыбаться, затем ходить, говорить…Окружающие – это его проводники: родные, друзья, случайные  попутчики, книги, но неизменно в жизнь человека войдет и школьный учитель. В жизни каждого из нас был или есть такой человек, который ведет, помогает идти по жизни.

                     Обучая ребенка в начальный период, часто задаю вопросы  самой себе, как педагогу, человеку, который сопровождает малыша с первых дней школьной жизни, помогает подниматься на очередную вершинку. Учитель начальных классов. Именно в мои руки родители передают своих ребятишек. Еще вчера, всеми заботливо опекаемый, ограждаемый от всяких житейских сложностей, маленький человек в одночасье вступает в самостоятельную жизнь, где сталкивается с огромным количеством свалившихся на него обязанностей:   учиться планировать свой день, делать уроки, находить общий язык со сверстниками, учителями, переваривать и осваивать потоки новой информации. Начальная школа – это годы учебы, работы ребенка над собой. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым. Как сделать процесс усвоения новых понятий доступными для понимания ребенка? Мысль ребенка рождается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает свое мнение. Моя роль как учителя - направить ученика на путь поиска ответа, «научить учиться», развивать умение получать информацию из различных источников, в том числе и через общение с другими людьми, с учителем.  Считаю, что именно через коллективный диалог осуществляется общение «учитель-ученик», «ученик-ученик», при котором происходит усвоение учебного материала на уровне личностной адаптации. Использование метода моделирования и деятельностного подхода в обучении позволяет  осуществлять продвижение каждого ребенка  индивидуальным темпом, овладевая основными методами учебной деятельности и создавая интересную содержательную систему понятий. Создание опорных схем, использование мнемонических приемов, работа в паре и группах, дифференцированные домашние задания  повышают учебную мотивацию моих учеников.

         Немаловажное значение приобретает работа на развитие понимания смысловой стороны слова. К словам дети относятся очень серьезно. К.И.Чуковский писал: «Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке    был смысл, чтобы в слове был живой, осязаемый образ; а если этого нет, ребенок сам придаст непонятному слову желательные образ и смысл».
       
  В начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста. Ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них в тексте.   Это определенный подход к пониманию прочитанного. Словарная работа ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и  интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не  вне его.

          На таких уроках мы с ребятами не просто читаем, но и учимся анализировать прочитанное и рассуждать.   Очень полезно включать упражнения и игры на подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений. Перед нами, учителями, стоит задача так управлять учебной деятельностью, чтобы помочь детям проявить свои способности, развить самостоятельный творческий потенциал каждого ребенка, позволить каждому быть собой, не подавить того, кто не похож на других, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности».

Для результативности обучения, по мнению Л.В.Занкова, не безразлично, захвачен ли школьник познанием нового или учение оставляет его равнодушным. Учение должно пробуждать положительные эмоции, чувство радости познания, открытий. Именно успех укрепляет веру ребенка в себя. Позволяет «лететь при полном размахе крыльев».

           Работая в школе,  очень часто замечаю, как дети, особенно младшие школьники, тянутся к учителю, стараются прикоснуться, просят идти, держась за руку. Как приблизиться к внутренним тайнам детей? Как не погасить веру в себя, в учителя?

           Мне кажется, что нужно просто быть рядом! Как нежный росток, которому нужны тепло и влага, а часто и опора, до определенной поры беспомощен, подвержен влияниям извне, ребенок ждет от меня понимания, заботы и просто доброго слова и участия! Все лучшее обязательно раскроется, если рядом с ребенком родители и учитель, излучающие тепло и свет.  

Еще древние говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, второй духовно.

Для человека мысль – венец всего живого,

А чистота души есть бытия основа… (Анвари)

Как актуальны до сих пор и в 21 веке эти слова: развивать не только ум, но и чувства ребенка. Урок вне урока, когда наполняется не только разум ребенка, но и обогащается его чувственный опыт. Можно ли прервать урок, любуясь красотой зимнего утра, учить ребенка в обычных вещах  находить «обыкновенное чудо».

А в чем обыкновенное чудо моей профессии? Конечно в откровенности и открытости моих воспитанников, в том самопознании, взрослении маленького человека, которого трудно иногда назвать маленьким. Чудо в том, что ребенок может научить взрослого…

            И снова звенит звонок… Будут уроки завтра, послезавтра, будут всю жизнь. Но опыт нашего детства остается с нами, как волшебный ключик к новым открытиям.

 

                                                                                                                                          Гусева Е.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе

Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...

Мое педагогическое эссе.

Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....

Эссе

Моё педагогическое кредо...

Эссе «Новые информационные технологии в обучении»

 Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Эссе "Счастливый дар-учить детей"

Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...