Статья .Слагаемые гуманистической природы труда педагога сегодня
статья (3 класс) по теме

Плеханова Валентина Алексеевна

Мысли вслух об учителе и его роли в воспитании и обучении младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1» Ленинского района Волгоградской области

Слагаемые гуманистической природы труда педагога сегодня…

Автор: Плеханова Валентина Алексеевна,

учитель начальных классов,

МОУ «Ленинская СОШ №1»

Ленинского района Волгоградской области

Плеханова В.А.

Слагаемые гуманистической природы труда учителя сегодня…

«Детский образ есть первообраз гармонии».

Л.Н.Толстой.

                      Как хорошо, что среди   умных вопросов: «Творчество  в работе учителя»,  «Я – концепция», «Коммуникативные компетенции» …  рассматривается  такой старый, но по-прежнему новый взгляд  на гуманистический характер труда педагога. Ещё пару лет назад я выбрала бы одну из вышеназванных тем, но сегодня хочу вернуться к азам, с которых начиналось моё открытие педагогики. Назову статью «Слагаемые гуманистической природы …», потому что гораздо лучше складывать, вкладывать, чем вычитать…  Да и чем больше вкладываешь в ребёнка,  тем больше  остаётся  нам.                                                                                                                                                    

                     Уже изначально учитель - воспитатель были востребованы как  неизбежность выживания человека в природе, в обществе.  Вот оттуда,  думаю,  и идёт понятие о гуманистической природе труда педагога. Наверное, именно оттуда из глубины тысячелетий, на генетическом уровне  идёт понимание «нужности» учителя и потребность в нём. В  отдельные промежутки времени, а, скорее всего,  в безвременье,  человечество забывало о педагоге, но всё возвращалось на «круги своя», потому что понимало, общество должно быть не только здоровым, богатым, но и гуманным.                                      

                    Педагог, бесспорно, готовит ученика к жизни, учит его быть востребованным и успешным.  Но в этом ли его главное предназначение? Не только! Всё же учитель обязан быть на несколько «шагов» впереди сиюминутных  запросов,  должен быть над временем. В этом и состоит гуманистическая природа труда учителя. Но  вновь и вновь напоминаю себе: ребёнок живёт сейчас, ему нужна именно сегодня моя забота, любовь, признание. Великий русский писатель  Лев Николаевич Толстой видел в профессии учителя прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «… Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель». Наверное, поэтому мы не отталкиваем от себя ребёнка, которому нужна  помощь: вот бежит он к вам в слезах, в пыли – упал, больно, а вы в светлом костюме.  Прижмите его  к себе, успокойте! Да Бог с ним, костюмом,  – ребёнок плачет!                                                                      Отношение к ребёнку, к детству является главной ценностью педагогической деятельности. Можно рассуждать о гуманной педагогике, о личностно – ориентированной модели обучения и технологиях её осуществления. Но если педагог не понимает, что род его занятий связан с высшей ценностью – ребёнком, что  каждый ребёнок неповторим, раним  и крайне зависим от нас, взрослых, и,  что личность ребёнка – это творение, создание природы, то все рассуждения   будут пустой фразой.

                   Гуманистическая природа труда педагога раскрывается  только в гуманной деятельности каждого учителя, в его педагогическом кредо, в тех методах, приёмах и средствах, которые учитель выбирает сам  для развития ребёнка, для формирования гуманного высоконравственного человека. Благодатным материалом в начальной школе является чтение художественной литературы.  К сожалению, забыты или изучаются в небольшом количестве произведения классиков нашей литературы. Работая с группой учеников 4 класса над проектом «Памятник А.П.Чехову», посвящённый   150- летию со дня рождения, обнаружила, что дети не помнят Ваньку из одноимённого рассказа, «забыта» Каштанка, смутно представляют «мальчиков».  Значит, их не тронула судьба персонажей. Почему? Возможно, мои ученики были малы и не готовы к восприятию достаточно сложных, я бы сказала, трагических судеб.  По телевидению они смотрят фильмы с жестокими и бессмысленными убийствами, не понимая ценности человеческой жизни. Мои ученики живут в хороших семьях,  не знают страданий и горя -   это прекрасно!   И всё же нельзя не думать о воспитании в них любви и сострадании, ведь это наше будущее и спокойная  старость.  Решила на уроках литературного чтения и классных часах теперь уже со всем классом, а не с творческой группой,  перечитать заново эти замечательные рассказы и  прочитать  незнакомые  произведения А.П.Чехова о детях «День за городом», «Беглец», «Спать хочется». Произведения Чехова произвели на детей сильнейшее  впечатление. Читала рассказы, вкладывая душу и всё своё умение.  Видя слёзы на глазах ребят, обсуждение  прочитанного откладывала до следующего урока, чтобы они глубже прочувствовали услышанное. Учила детей оценивать героев не только на основе фактов, поступков, но и чувств, переживаний, находить причины, лежащие в основе происшедшего. Кропотливый анализ позволял подвести учеников к пониманию психологии героев, учил выражать мысль более точно, взвешенно и определённо, осознавать нравственную сторону поступков  литературных героев. Надеюсь, что пережитые детьми чувства при чтении рассказов А.П.Чехова помогут им быть гуманными и внимательными к окружающим. А я лишний раз  убедилась, что нельзя забывать за новыми и так необходимыми методами обучения старых и испытанных годами, если не веками.                                                                                                                                                                

                               Творческий характер труда педагога связан с гуманистической природой, которая требует постоянного поиска решений не только педагогических, но  и задач своего личностного роста. Моя педагогическая деятельность, профессиональные навыки претерпели за последние несколько лет  значительные изменения.  Пришлось отказаться от принципа «образование на всю жизнь» и перейти к освоению  новых  технологий. Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды пришлось овладеть навыками работы с  компьютером, научиться работать с мультимедийными программами, узнать основы работы в Интернете, изучить программу курса «Информатика в играх и задачах».  Применение новых информационных технологий в процессе обучения  помогает  социализации учащихся, так как мы живём, работаем и учимся в мире этих технологий. Однако считаю, что непродуманная и бесконтрольная компьютеризация школы может привести к пассивному получению знаний, к снижению развития мыслительной деятельности,   воображения и размышления, замене непосредственного человеческого живого общения.  И  мои опасения не беспочвенны: на районном фестивале проектов, посвящённых А.Невскому  материал в основном был почерпнут из Интернета. Что же делать?! Мы должны противостоять «расчеловечиванию» сознания школьников. «…Дать молодому человеку…гуманитарную подготовку, развить и укрепить в нём такие качества, которые позволяют сопротивляться этому отрицательному влиянию», - пишет французский учёный Ж.Фридман.  Это и есть одно из слагаемых (пожалуй, самое большое)  гуманизма нашего труда.                                                                  

                                   Педагог обязан  уметь  творчески относиться к самому себе как личности, использовать свой ум, чувства. Педагогическая  профессия  требует  постоянного  расхода  внутренней энергии, эмоций, любви, поэтому нам, педагогам, необходимо развивать свою эмоциональную сферу. Это является одной из главных личностных задач в гуманистической парадигме. Такое развитие идет в нескольких направлениях: повышение уровня сознательного управления эмоциями и постепенное включение в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм.  «Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, - пишет Ф. Затворник,  - Один  дух  влияет  на  другой  чувством».   Если   учитель неэмоционален,  а чувства    неглубоки, то такой педагог не сможет воспитать ребёнка, оказать воздействие на его внутренний мир. Высшая степень педагогической одарённости учителя связана с его гуманистическим приоритетом.

                               В.А.  Сухомлинский писал:  «Мы,  учителя,  должны  развивать,  углублять  в   своих коллективах  нашу  педагогическую  этику,  утверждать  гуманное   начало   в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя».   Именно положительные этические качества учителя (добродетели),  его  нравственные  нормы являются решающим фактором воспитания  высоконравственной личности учащегося. Если «…личность воспитателя привлекает, восхищает, одухотворяет воспитанников…», в этом случае ученики пойдут за ним, и  мы сможем гармонично воздействовать на разум и чувства ребёнка, научим фантазировать, думать,  сопереживать. На мой взгляд, это самое важное из слагаемых педагогического труда, потому что предполагает высокий интеллектуальный и духовный уровень учителя, а не только наличие знаний.

             В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из основных принципов государственной политики в области образования назван «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Практическая реализация этого принципа возможна в обстановке любви, красоты и добра.  

Литература.

1.Горшунский Б.С. Философия образования для ХХI века. М. Интер – Диалект +, 1997

2.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М. Педагогика, 1983

3. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - Киев, 1994                                                                                                                                                             4. Гессен Г.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995                                                                                                

6. Педагогический поиск.  Сост. И.Н. Баженова. - М., 1990.

7.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. Москва. Просвещение, 1981

8.Троицкий В.Ю. Духовность слова. Москва. ИТРК, 2001

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...

Статья "Я-педагог. Сегодня, завтра"

Педагогическая статья .Мои размышления о современной школе.Роль учителя в современной школе....

Статья воспитателя ГПД «Дошколёнок вчера, первоклашка сегодня»

В статье я попыталась проанализировать основные проблемы, которые возникают, когда ребенок приходит в первый класс...

Труд педагога-это счастливое будущее ученика

Это статья содержит информацию о важности профессии педагога, как отражение зеркала в жизни детей. Любой педагог должен знать и понимать то, что выбрав этот путь, он обязан отдать все силы и знан...

Статья на онлайн-конференцию "Молодые педагоги". Тема: "Тайм-менеджмент в работе молодого педагога"

Учитель-это человек, который всё знает и умеет. Вы все -решительны и несгибаемы. Люди, которые успевают не только работать, но и жить. Вы вовремя уходите с работы, причём налегке. Читаете много интере...

Статья «СЛАГАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть  исследовательским обучением,  посредством развития у обучающихся проект...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

С удовольствием ознакомилась с Вашей статьей. Мне она симпатизирует, рекомендую ознакомиться всем  педагогам! 

Особенно цитирую "...Применение новых информационных технологий в процессе обучения  помогает  социализации учащихся, так как мы живём, работаем и учимся в мире этих технологий.Однако считаю, что непродуманная и бесконтрольная компьютеризация школы может привести к пассивному получению знаний, к снижению развития мыслительной деятельности,   воображения и размышления, замене непосредственного человеческого живого общения." ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Жду новых работ!