Дружный ли наш класс?
материал (3 класс) на тему

Пимкина Татьяна Михайловна

Исследовательская работа ученика 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» г.о. Саранск

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Дружный ли наш класс?»

                                                             

Выполнил: Ёркин Даниил Александрович,

         ученик 3 А класса

Научный руководитель: Пимкина Татьяна Михайловна,

 учитель начальных классов

                        

Саранск, 2010 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. ДРУЖБА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДЕТСКОГО   КОЛЛЕКТИВА.
  1. Определение понятий «дружба», «друг».

1.2. Признаки, характеризующие дружный класс.

II. ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА.

2.1. Подготовка и организация исследования.

2.2. Анализ результатов исследования.

2.3. Правила дружбы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

С детства родители закладывают в детях понятия о доброте, справедливости и, конечно же, о дружбе. Настоящая дружба значит очень многое. Всегда легче справляться с трудностями и проблемами, если  у тебя есть друг, который тебе поможет, поймет и поддержит. И всегда приятно поделиться своей радостью или успехами с теми, кто в тебя верит и гордится твоими достижениями.

Цель данного исследования – выяснить, является ли дружным наш класс.

Задачи: 1)  дать правильное представление о дружбе, друзьях;

2)  выявить признаки, характеризующие дружный класс;

3)  воспитывать стремление  к сотрудничеству, взаимовыручке и            сплоченности в коллективе, проявлению доброжелательности и     взаимопонимания.

Предметом исследования является сплоченность в группе.

Объект исследования – учащиеся 3 «а» класса.

  Исследование проводится на основе методов анкетирования, опроса и    анализа. Вместе с анкетой ребятам было предложено представить в рисунках понятие «дружба» и ответить на вопрос: «Дружный ли твой класс? Почему?»

Структура работы: введение, два раздела, заключение, приложения и  список литературы.

В процессе исследования были определены понятия «дружба», «друг», «дружный класс». Выявлены причины, по которым учащиеся считают свой класс дружным или не очень. Разработаны рекомендации по сплочению класса и  укреплению дружеских отношений между одноклассниками, а также «Правила дружбы», полезные для школьников любого возраста.

 Тема дружбы многогранна и интересна, и выводы, которые будут сделаны в ходе исследования «Дружный ли наш класс?», будут полезны, чтобы строить  и укреплять эффективное взаимодействие между одноклассниками.  

I.   ДРУЖБА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

1.1. Определение понятий «дружба», «друг».

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал  Шота Руставели в XII веке.

В настоящее время обострился дефицит общения среди детей, причинами которого являются чрезмерное увлечение компьютерными играми, сотовыми телефонами, телевизором, редко – книгами. И как следствие всего этого – отсутствие друзей, неумение дружить. Дети замыкаются в себе, хуже учатся, чаще болеют. Существует проверенное «лекарство» - друзья.

Кто же такой друг? И что такое дружба?

Народная мудрость гласит, что дружба – самый прекрасный подарок природы после мудрости. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова (с. 157) даются такие определения: ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ДРУГ – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, 2) сторонник, защитник кого или чего-нибудь, 3) обращение к близкому человеку, а также вежливое обращение к кому-либо.

1.2. Признаки, характеризующие дружный класс.

Дружба и доброжелательные отношения в классе – основа совместной работы. Чем больше дружеских проявлений среди одноклассников, тем комфортнее учиться, тем лучше результаты. Дружный класс – это всегда успешный класс. Поэтому имеет смысл выделить признаки, характерные для дружного класса:

  • Одноклассники помогают друг другу, дают добрые советы
  • Внимательны друг к другу
  • Переживают неудачи другого
  • Радуются успехам друг друга
  • Интересуются делами одноклассников
  • Не ябедничают, не обижают друг друга, не дерутся
  • Не подводят одноклассников
  • Доверяют друг другу
  • Не обманывают, говорят правду
  • Не завидуют друг другу
  • Не дают обидных прозвищ
  • Принимают решения сообща, уважают мнения других
  • Не смеются над неудачами одноклассников
  • Умеют прощать

В классе, где присутствуют данные признаки, хотел бы учиться каждый. Поэтому мне захотелось узнать,  является класс, в котором я учусь, дружным? Что в понимании моих одноклассников  «дружный класс»?

II. ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

2.1. Подготовка и организация исследования

Исследование на тему «Дружный ли наш класс?» я начал с разработки анкеты (приложение 1). Вопросы подобраны так, чтобы можно было  определить, насколько мы (наш класс) – «сплоченные, дружные ребята».

В анкетировании приняли участие ученики 3 А класса в возрасте 9-10 лет. Вместе с анкетой ребятам были предложены листы (приложение 2), на которых они должны были представить в рисунках понятие «дружба» и ответить на вопрос: «Дружный ли твой класс? Почему? ».

Были исследованы 28 анкет и 28 творческих рисунков.

Все ребята отнеслись к данной работе с интересом и ответственностью, что также говорит об актуальности и важности изучаемого вопроса.

2.2. Анализ результатов исследования

Изучив анкеты, можно увидеть, что  все ребята правильно понимают, что значит настоящая дружба и  верный друг, так как ответы большинства отражают истинное содержание понятия «дружный класс».

На вопрос: « С чего начинается дружба?» получены следующие ответы:

 с улыбки - 9

 с общения - 10

 с симпатии - 3

 с приветствия - 6

На вопрос: «Какая строчка из детских песен больше всего подходит к понятию «дружба»? получены следующие ответы:

 «…друг в беде не бросит…» - 15

 «… я -  не шкаф и не музей, хранить секреты от друзей…» - 1

 «… дружба крепкая не сломается…» - 12

На вопрос: « Дружить - это значит…»  получены следующие ответы:

 общаться с тем, кто нравится - 5

 помочь в трудную минут у- 21

 дать совет, что нужно делать - 2

На вопрос: «Настоящий друг тот, кто …»  получены следующие ответы:

 угощает конфетами и дарит приятные мелочи - 0

 всегда помогает и поддерживает - 24

 веселит и с ним интересно - 4

На вопрос: «У тебя есть друзья в классе?»  получены следующие ответы:

 я ни с кем не дружу - 1

 у меня много приятелей - 14

 у меня настоящий друг - 13

На вопрос: «Твой лучший друг»  получены следующие ответы:

 весёлый, с ним легко - 9

 много знает, с ним интересно - 1

 помогает, никогда не подведет - 18

На вопрос: «Как ты думаешь, у каждого должен быть друг (друзья)?»  получены следующие ответы:

 да, у каждого должен быть друг -23

 можно прожить  без друзей - 0

 главное - ни с кем не ссориться -5

На вопрос: «Дружный класс – это …»  получены следующие ответы:

 «один за всех и  все  за одного» -24

 когда все хорошо учатся-0

 веселая компания-4

На вопрос: «Твой класс дружный?»  получены следующие ответы:

 мы часто ссоримся-3

 мы - дружные ребята-23

 мои друзья не учатся в нашем классе-2

На вопрос: «Вспомни любимые мультфильмы и сказки. Кто в них является примером настоящей дружбы?»  получены следующие ответы:

  • Винни-Пух и Пятачок,
  • Малыш и Карлсон,
  • крокодил Гена и Чебурашка,
  • Буратино, Мальвина, Артемон,
  • Дядя Федор, пес и кот,
  • герои Изумрудного города,
  • Чиполлино и его друзья.

Все герои мультфильмов, предложенные ребятами, действительно являются примерами настоящей дружбы и подобраны очень удачно.

На мой  взгляд, наиболее содержательными вопросами в исследовании стали:

  • « Дружить - это значит…»,
  • «Твой класс дружный?».

Результаты по данным вопросам представлены в виде диаграмм.    

Результаты исследования показали, что 82% моих одноклассников считают наш класс ДРУЖНЫМ; 11% считают, что мы часто ссоримся; у 7% - друзья не учатся в нашем классе.

Среди причин, по которым некоторые (3 человека) считают наш класс не очень дружным, называют:

  • одноклассники дружат не со всеми учениками;
  • некоторые  часто ссорятся.

Среди объяснений: почему наш класс ДРУЖНЫЙ, наиболее часто встречаются:

  • все помогают друг другу;
  • радуются  чужим  успехам;
  • мы - одна команда.

Изучая рисунки, можно сделать вывод, что большинство ребят представляют дружбу, как:

  •     светлое (солнце),
  •     радостное (улыбки),
  •     надежное (рукопожатие),
  •     доброе и милое (дети).

Все рисунки выполнены ребятами в ярких красках.

2.3. Правила дружбы.

  • Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь
  • Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с теми, у кого их нет
  • Останови друга, если он делает что-то плохое
  • Хорошо дружить – значит, говорить друг другу только правду, если друг в чём-то не прав, скажи ему об этом, не таи зла на него
  • Не ссорься с друзьями, старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то получается лучше, не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам
  • Не бойся признавать свою ошибку и умей исправиться
  • Умей принять помощь, советы и замечания друзей

Заключение

Рассмотрение понятий «дружба», «друг», «дружный класс» позволило сделать вывод о необходимости существования дружеских отношение в классном коллективе. Выявлены признаки, характеризующие дружный класс. Анкетирование  и анализ рисунков показали, что ребята правильно понимают значение дружбы.

Результаты исследования доказывают, что мой класс действительно ДРУЖНЫЙ. Так считают 82% учеников и приводят этому свое объяснение. Но я полагаю, что нам ещё надо поработать по сплочению нашего класса. Мы можем стать единой командой!

В толковом словаре В.И. Даля (стр. 496) приведено понятие «дружба» как взаимная привязанность двух или более людей; бескорыстная, стойкая, основанная на любви и уважении. Именно такую дружбу хочется обрести мне и, я думаю, каждому.

Первые ростки настоящей дружбы в нашем классе уже появились. С каждым месяцем и годом они будут крепче, выше и краше и превратятся в то, что мы будем ценить, и чем будем дорожить в жизни.

Школа – наш общий дом, класс –  большая семья. Так пусть наша семья будет дружной, прочной и крепкой!

Цели моего исследования достигнуты. Гипотеза подтвердилась.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА      

Дружный ли твой класс?

Ответьте на предложенные вопросы, выбрав один вариант.

  1. С чего начинается дружба:  

а) с улыбки

б) с общения

в) с симпатии

г) с приветствия

  1. Какая из детских песен больше всего подходит к понятию «дружба»:

а) «…друг в беде не бросит…»

б) «… я -  не шкаф и не музей, хранить секреты от друзей…»

в) «… дружба крепкая не сломается…»

  1. Дружить - это значит:

а) общаться с тем, кто нравится

б) помочь в трудную минуту

в) дать совет, что нужно делать

  1. Настоящий друг тот, кто:

а) угощает конфетами и дарит приятные мелочи

б) всегда помогает и поддерживает

в) веселит и с ним интересно

  1. У тебя есть друзья в классе?

а) я ни с кем не дружу

б) у меня много приятелей

в) у меня настоящий друг

  1. Твой лучший друг:

а) весёлый, с ним легко

б)  много знает, с ним интересно

в) помогает, никогда не подведет

  1. Как ты думаешь, у каждого должен быть друг (друзья)?

а) да, у каждого должен быть друг

б) можно прожить  без друзей

в) главное - ни с кем не ссориться

  1. Дружный класс - это:

а) «один за всех и  все  за одного»

б) когда все хорошо учатся

в) веселая компания

  1. Твой класс дружный?

а) мы часто ссоримся

б) мы - дружные ребята

в) мои друзья не учатся в нашем классе

  1. Вспомни любимые мультфильмы и сказки. Кто в них является примером настоящей дружбы?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НАРИСУЙ, что в твоем понимании «ДРУЖБА».

Твой класс дружный? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. – М.: Госиздат, 1981;
  2. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008.
  3. Классные часы. 1-11 классы. / Авт.-сост. С.В. Шевченко и др. – Волгоград: Учитель, 2004.
  4. Песни для детей. - М.: «Омега», 1995.
  5. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008;

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СЕРДЕЧНЫЕ слова о дружбе

За дружбу дружбой платят.

Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.

Хочешь дружбы – будь другом.

Человек без дружбы – что дерево без корня.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

За деньги дружбу не купишь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Нет друга – ищи, а нашёл береги!

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ

  1. Тема моего исследования «Дружный ли наш класс?»

С детства родители закладывают в нас понятия о доброте, справедливости и, конечно же, о дружбе. Настоящая дружба значит очень многое. Всегда легче справляться с трудностями и проблемами, если  у тебя есть друг, который тебе поможет, поймет и поддержит. И всегда приятно поделиться своей радостью или успехами с теми, кто в тебя верит и гордится твоими достижениями.

  1. Цель данного исследования – выяснить, какое  мнение у моих одноклассников о том, дружен ли наш класс.
  2. Предметом исследования является сплоченность в группе.

Исследование проводится на основе методов анкетирования, опроса и анализа.

  1. В анкетировании приняли участие ученики 3 А класса в возрасте 9-10 лет. Вместе с анкетой ребятам были предложены листы, на которых они должны были представить в рисунках понятие «дружба» и ответить на вопрос: «Дружный ли твой класс? Почему? ».

На мой  взгляд наиболее содержательными вопросами в исследовании стали:

  • « Дружить - это значит…»,

  •  «Твой класс дружный?».

Результаты исследования показали, что 82% моих одноклассников считают наш класс ДРУЖНЫМ; 11% считают, что мы часто ссоримся; у 7% - друзья не учатся в нашем классе.

Среди причин, по которым некоторые (4 человека) считают наш класс не очень дружным, называют:

  • одноклассники дружат не со всеми учениками;
  • некоторые очень часто ссорятся.

Среди объяснений: наш класс ДРУЖНЫЙ, наиболее часто встречаются:

  • все помогают друг другу;
  • радуются за чужие успехи;
  • мы – одна команда.

Изучая рисунки, можно сделать вывод, что большинство ребят представляют дружбу, как:

  • светлое (солнце),
  • радостное  (улыбки),
  • надежное (рукопожатие),
  • доброе и милое (дети).

Все рисунки выполнены в ярких красках и самими ребятами.

  1. Но я полагаю, что нам надо поработать по сплочению нашего класса.

Мы можем стать единой командой! Для этого необходимо:

  • быть внимательными друг к другу;
  • называть друг друга по именам;
  • улыбаться друг другу;
  • говорить добрые слова, комплименты;
  • стараться понять другого, поставить себя на его место;
  • искренне интересоваться делами одноклассника;
  • на переменах (в свободное время) играть в совместные игры;
  • не смеяться, если что-то не получается.
  1. Цели моего исследования достигнуты.

Я благодарю своих одноклассников за помощь в проведении исследования и желаю им обрести и сохранить свою ДРУЖБУ.

Всем своим друзьям я дарю СЕРДЕЧНЫЕ слова о ДРУЖБЕ

За дружбу дружбой платят.

Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.

Хочешь дружбы – будь другом.

Человек без дружбы – что дерево без корня.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

За деньги дружбу не купишь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.



Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» г.о. Саранск

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Дружный ли наш класс?»

                                                             

Выполнил: Ёркин Даниил Александрович,

         ученик 3 А класса

Научный руководитель: Пимкина Татьяна Михайловна,

 учитель начальных классов

                        

Саранск, 2010 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. ДРУЖБА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДЕТСКОГО   КОЛЛЕКТИВА.
  1. Определение понятий «дружба», «друг».

1.2. Признаки, характеризующие дружный класс.

II. ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА.

2.1. Подготовка и организация исследования.

2.2. Анализ результатов исследования.

2.3. Правила дружбы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

С детства родители закладывают в детях понятия о доброте, справедливости и, конечно же, о дружбе. Настоящая дружба значит очень многое. Всегда легче справляться с трудностями и проблемами, если  у тебя есть друг, который тебе поможет, поймет и поддержит. И всегда приятно поделиться своей радостью или успехами с теми, кто в тебя верит и гордится твоими достижениями.

Цель данного исследования – выяснить, является ли дружным наш класс.

Задачи: 1)  дать правильное представление о дружбе, друзьях;

2)  выявить признаки, характеризующие дружный класс;

3)  воспитывать стремление  к сотрудничеству, взаимовыручке и            сплоченности в коллективе, проявлению доброжелательности и     взаимопонимания.

Предметом исследования является сплоченность в группе.

Объект исследования – учащиеся 3 «а» класса.

  Исследование проводится на основе методов анкетирования, опроса и    анализа. Вместе с анкетой ребятам было предложено представить в рисунках понятие «дружба» и ответить на вопрос: «Дружный ли твой класс? Почему?»

Структура работы: введение, два раздела, заключение, приложения и  список литературы.

В процессе исследования были определены понятия «дружба», «друг», «дружный класс». Выявлены причины, по которым учащиеся считают свой класс дружным или не очень. Разработаны рекомендации по сплочению класса и  укреплению дружеских отношений между одноклассниками, а также «Правила дружбы», полезные для школьников любого возраста.

 Тема дружбы многогранна и интересна, и выводы, которые будут сделаны в ходе исследования «Дружный ли наш класс?», будут полезны, чтобы строить  и укреплять эффективное взаимодействие между одноклассниками.  

I.   ДРУЖБА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

1.1. Определение понятий «дружба», «друг».

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал  Шота Руставели в XII веке.

В настоящее время обострился дефицит общения среди детей, причинами которого являются чрезмерное увлечение компьютерными играми, сотовыми телефонами, телевизором, редко – книгами. И как следствие всего этого – отсутствие друзей, неумение дружить. Дети замыкаются в себе, хуже учатся, чаще болеют. Существует проверенное «лекарство» - друзья.

Кто же такой друг? И что такое дружба?

Народная мудрость гласит, что дружба – самый прекрасный подарок природы после мудрости. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова (с. 157) даются такие определения: ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ДРУГ – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, 2) сторонник, защитник кого или чего-нибудь, 3) обращение к близкому человеку, а также вежливое обращение к кому-либо.

1.2. Признаки, характеризующие дружный класс.

Дружба и доброжелательные отношения в классе – основа совместной работы. Чем больше дружеских проявлений среди одноклассников, тем комфортнее учиться, тем лучше результаты. Дружный класс – это всегда успешный класс. Поэтому имеет смысл выделить признаки, характерные для дружного класса:

  • Одноклассники помогают друг другу, дают добрые советы
  • Внимательны друг к другу
  • Переживают неудачи другого
  • Радуются успехам друг друга
  • Интересуются делами одноклассников
  • Не ябедничают, не обижают друг друга, не дерутся
  • Не подводят одноклассников
  • Доверяют друг другу
  • Не обманывают, говорят правду
  • Не завидуют друг другу
  • Не дают обидных прозвищ
  • Принимают решения сообща, уважают мнения других
  • Не смеются над неудачами одноклассников
  • Умеют прощать

В классе, где присутствуют данные признаки, хотел бы учиться каждый. Поэтому мне захотелось узнать,  является класс, в котором я учусь, дружным? Что в понимании моих одноклассников  «дружный класс»?

II. ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

2.1. Подготовка и организация исследования

Исследование на тему «Дружный ли наш класс?» я начал с разработки анкеты (приложение 1). Вопросы подобраны так, чтобы можно было  определить, насколько мы (наш класс) – «сплоченные, дружные ребята».

В анкетировании приняли участие ученики 3 А класса в возрасте 9-10 лет. Вместе с анкетой ребятам были предложены листы (приложение 2), на которых они должны были представить в рисунках понятие «дружба» и ответить на вопрос: «Дружный ли твой класс? Почему? ».

Были исследованы 28 анкет и 28 творческих рисунков.

Все ребята отнеслись к данной работе с интересом и ответственностью, что также говорит об актуальности и важности изучаемого вопроса.

2.2. Анализ результатов исследования

Изучив анкеты, можно увидеть, что  все ребята правильно понимают, что значит настоящая дружба и  верный друг, так как ответы большинства отражают истинное содержание понятия «дружный класс».

На вопрос: « С чего начинается дружба?» получены следующие ответы:

 с улыбки - 9

 с общения - 10

 с симпатии - 3

 с приветствия - 6

На вопрос: «Какая строчка из детских песен больше всего подходит к понятию «дружба»? получены следующие ответы:

 «…друг в беде не бросит…» - 15

 «… я -  не шкаф и не музей, хранить секреты от друзей…» - 1

 «… дружба крепкая не сломается…» - 12

На вопрос: « Дружить - это значит…»  получены следующие ответы:

 общаться с тем, кто нравится - 5

 помочь в трудную минут у- 21

 дать совет, что нужно делать - 2

На вопрос: «Настоящий друг тот, кто …»  получены следующие ответы:

 угощает конфетами и дарит приятные мелочи - 0

 всегда помогает и поддерживает - 24

 веселит и с ним интересно - 4

На вопрос: «У тебя есть друзья в классе?»  получены следующие ответы:

 я ни с кем не дружу - 1

 у меня много приятелей - 14

 у меня настоящий друг - 13

На вопрос: «Твой лучший друг»  получены следующие ответы:

 весёлый, с ним легко - 9

 много знает, с ним интересно - 1

 помогает, никогда не подведет - 18

На вопрос: «Как ты думаешь, у каждого должен быть друг (друзья)?»  получены следующие ответы:

 да, у каждого должен быть друг -23

 можно прожить  без друзей - 0

 главное - ни с кем не ссориться -5

На вопрос: «Дружный класс – это …»  получены следующие ответы:

 «один за всех и  все  за одного» -24

 когда все хорошо учатся-0

 веселая компания-4

На вопрос: «Твой класс дружный?»  получены следующие ответы:

 мы часто ссоримся-3

 мы - дружные ребята-23

 мои друзья не учатся в нашем классе-2

На вопрос: «Вспомни любимые мультфильмы и сказки. Кто в них является примером настоящей дружбы?»  получены следующие ответы:

  • Винни-Пух и Пятачок,
  • Малыш и Карлсон,
  • крокодил Гена и Чебурашка,
  • Буратино, Мальвина, Артемон,
  • Дядя Федор, пес и кот,
  • герои Изумрудного города,
  • Чиполлино и его друзья.

Все герои мультфильмов, предложенные ребятами, действительно являются примерами настоящей дружбы и подобраны очень удачно.

На мой  взгляд, наиболее содержательными вопросами в исследовании стали:

  • « Дружить - это значит…»,
  • «Твой класс дружный?».

Результаты по данным вопросам представлены в виде диаграмм.    

Результаты исследования показали, что 82% моих одноклассников считают наш класс ДРУЖНЫМ; 11% считают, что мы часто ссоримся; у 7% - друзья не учатся в нашем классе.

Среди причин, по которым некоторые (3 человека) считают наш класс не очень дружным, называют:

  • одноклассники дружат не со всеми учениками;
  • некоторые  часто ссорятся.

Среди объяснений: почему наш класс ДРУЖНЫЙ, наиболее часто встречаются:

  • все помогают друг другу;
  • радуются  чужим  успехам;
  • мы - одна команда.

Изучая рисунки, можно сделать вывод, что большинство ребят представляют дружбу, как:

  •     светлое (солнце),
  •     радостное (улыбки),
  •     надежное (рукопожатие),
  •     доброе и милое (дети).

Все рисунки выполнены ребятами в ярких красках.

2.3. Правила дружбы.

  • Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь
  • Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с теми, у кого их нет
  • Останови друга, если он делает что-то плохое
  • Хорошо дружить – значит, говорить друг другу только правду, если друг в чём-то не прав, скажи ему об этом, не таи зла на него
  • Не ссорься с друзьями, старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то получается лучше, не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам
  • Не бойся признавать свою ошибку и умей исправиться
  • Умей принять помощь, советы и замечания друзей

Заключение

Рассмотрение понятий «дружба», «друг», «дружный класс» позволило сделать вывод о необходимости существования дружеских отношение в классном коллективе. Выявлены признаки, характеризующие дружный класс. Анкетирование  и анализ рисунков показали, что ребята правильно понимают значение дружбы.

Результаты исследования доказывают, что мой класс действительно ДРУЖНЫЙ. Так считают 82% учеников и приводят этому свое объяснение. Но я полагаю, что нам ещё надо поработать по сплочению нашего класса. Мы можем стать единой командой!

В толковом словаре В.И. Даля (стр. 496) приведено понятие «дружба» как взаимная привязанность двух или более людей; бескорыстная, стойкая, основанная на любви и уважении. Именно такую дружбу хочется обрести мне и, я думаю, каждому.

Первые ростки настоящей дружбы в нашем классе уже появились. С каждым месяцем и годом они будут крепче, выше и краше и превратятся в то, что мы будем ценить, и чем будем дорожить в жизни.

Школа – наш общий дом, класс –  большая семья. Так пусть наша семья будет дружной, прочной и крепкой!

Цели моего исследования достигнуты. Гипотеза подтвердилась.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА      

Дружный ли твой класс?

Ответьте на предложенные вопросы, выбрав один вариант.

  1. С чего начинается дружба:  

а) с улыбки

б) с общения

в) с симпатии

г) с приветствия

  1. Какая из детских песен больше всего подходит к понятию «дружба»:

а) «…друг в беде не бросит…»

б) «… я -  не шкаф и не музей, хранить секреты от друзей…»

в) «… дружба крепкая не сломается…»

  1. Дружить - это значит:

а) общаться с тем, кто нравится

б) помочь в трудную минуту

в) дать совет, что нужно делать

  1. Настоящий друг тот, кто:

а) угощает конфетами и дарит приятные мелочи

б) всегда помогает и поддерживает

в) веселит и с ним интересно

  1. У тебя есть друзья в классе?

а) я ни с кем не дружу

б) у меня много приятелей

в) у меня настоящий друг

  1. Твой лучший друг:

а) весёлый, с ним легко

б)  много знает, с ним интересно

в) помогает, никогда не подведет

  1. Как ты думаешь, у каждого должен быть друг (друзья)?

а) да, у каждого должен быть друг

б) можно прожить  без друзей

в) главное - ни с кем не ссориться

  1. Дружный класс - это:

а) «один за всех и  все  за одного»

б) когда все хорошо учатся

в) веселая компания

  1. Твой класс дружный?

а) мы часто ссоримся

б) мы - дружные ребята

в) мои друзья не учатся в нашем классе

  1. Вспомни любимые мультфильмы и сказки. Кто в них является примером настоящей дружбы?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НАРИСУЙ, что в твоем понимании «ДРУЖБА».

Твой класс дружный? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. – М.: Госиздат, 1981;
  2. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008.
  3. Классные часы. 1-11 классы. / Авт.-сост. С.В. Шевченко и др. – Волгоград: Учитель, 2004.
  4. Песни для детей. - М.: «Омега», 1995.
  5. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008;

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СЕРДЕЧНЫЕ слова о дружбе

За дружбу дружбой платят.

Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.

Хочешь дружбы – будь другом.

Человек без дружбы – что дерево без корня.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

За деньги дружбу не купишь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Нет друга – ищи, а нашёл береги!

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ

  1. Тема моего исследования «Дружный ли наш класс?»

С детства родители закладывают в нас понятия о доброте, справедливости и, конечно же, о дружбе. Настоящая дружба значит очень многое. Всегда легче справляться с трудностями и проблемами, если  у тебя есть друг, который тебе поможет, поймет и поддержит. И всегда приятно поделиться своей радостью или успехами с теми, кто в тебя верит и гордится твоими достижениями.

  1. Цель данного исследования – выяснить, какое  мнение у моих одноклассников о том, дружен ли наш класс.
  2. Предметом исследования является сплоченность в группе.

Исследование проводится на основе методов анкетирования, опроса и анализа.

  1. В анкетировании приняли участие ученики 3 А класса в возрасте 9-10 лет. Вместе с анкетой ребятам были предложены листы, на которых они должны были представить в рисунках понятие «дружба» и ответить на вопрос: «Дружный ли твой класс? Почему? ».

На мой  взгляд наиболее содержательными вопросами в исследовании стали:

  • « Дружить - это значит…»,

  •  «Твой класс дружный?».

Результаты исследования показали, что 82% моих одноклассников считают наш класс ДРУЖНЫМ; 11% считают, что мы часто ссоримся; у 7% - друзья не учатся в нашем классе.

Среди причин, по которым некоторые (4 человека) считают наш класс не очень дружным, называют:

  • одноклассники дружат не со всеми учениками;
  • некоторые очень часто ссорятся.

Среди объяснений: наш класс ДРУЖНЫЙ, наиболее часто встречаются:

  • все помогают друг другу;
  • радуются за чужие успехи;
  • мы – одна команда.

Изучая рисунки, можно сделать вывод, что большинство ребят представляют дружбу, как:

  • светлое (солнце),
  • радостное  (улыбки),
  • надежное (рукопожатие),
  • доброе и милое (дети).

Все рисунки выполнены в ярких красках и самими ребятами.

  1. Но я полагаю, что нам надо поработать по сплочению нашего класса.

Мы можем стать единой командой! Для этого необходимо:

  • быть внимательными друг к другу;
  • называть друг друга по именам;
  • улыбаться друг другу;
  • говорить добрые слова, комплименты;
  • стараться понять другого, поставить себя на его место;
  • искренне интересоваться делами одноклассника;
  • на переменах (в свободное время) играть в совместные игры;
  • не смеяться, если что-то не получается.
  1. Цели моего исследования достигнуты.

Я благодарю своих одноклассников за помощь в проведении исследования и желаю им обрести и сохранить свою ДРУЖБУ.

Всем своим друзьям я дарю СЕРДЕЧНЫЕ слова о ДРУЖБЕ

За дружбу дружбой платят.

Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.

Хочешь дружбы – будь другом.

Человек без дружбы – что дерево без корня.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

За деньги дружбу не купишь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

Технологическая карта урока математики для 3 классa: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива".

Технологическая карта урока математики для 3 класс: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива" в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (фи...

Проект урока с применением ТРКМ "Организм человека. Дыхание и кровообращение".ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Класс3 . УМК Школа России. Автор А.А.Плешаков

Проект урока с применением ТРКМ "Организм человека. Дыхание и кровообращение"   ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  Класс_3 УМК Школа России .Автор   учебника А.А.Плешаков , Мир вокруг нас ,2008 г....

Мeтодика работы над задачeй в 1 классe

Подробный план работы над рeшeниeм задачи для пeрвоклассников...

презентация к уроку "Корень слова. 2 класс2

В игровой форме дети проводят исследование и делают выводы по теме "Корень слова"...

Параллельные прямые УМК «Начальная школа XXI века» Математика Класс3

деятельность учащихся, в результате которой, на основе проведения  сравнения  и классификации, учащиеся научатся выделять среди прямых параллельные прямые, чертить их на клетчатой бумаге,...