Исследовательская деятельность младших школьников
статья по теме

Метод исследовательской деятельности в процессе обучения создает благоприятные условия для развития индивидуальности и творческого мышления школьников. В ходе обсуждения доклада дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся высказывать свою точку зрения. С результатами своей исследовательской деятельности ученики выступают на различных конференциях, что является важным путем самоутверждения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность младших школьников

Программа «Начальная школа XXI века» ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь  творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ученика. Поэтому учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий.

Достижению такого уровня развития младшего школьника способствует использование в учебном процессе метода исследовательской деятельности. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок является исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляется детская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Исходя из этого, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

Зная интересы, увлечения детей, предлагаю подготовить доклад «Удивительный мир бабочек» и прочитать его на уроке. Кто-то рассказывает о том, какую пользу приносят бабочки или как появляются на свет новые поколения бабочек, другой – об удивительной красоте бабочек. Главное тут заключается в том, чтобы школьник, готовивший доклад на ту или иную тему, чувствовал себя специалистом в этой области. Чтобы доклад оказался интересным, помогаю ученику в подборе и обработке материала. Учащиеся в процессе подготовки работают с большим количеством литературы. Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, предлагаю проблемные вопросы:

  1. Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются?
  2. Верно ли, что, убив бабочку, ты убиваешь целый мир?

Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения: «Если мы хотим удивляться, то чему мы можем удивляться, изучая мир бабочек?»

Еще одним важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому и приучаю их к дальнейшим вопросам:

  1. Что еще может интересовать тебя в этой проблеме?
  2. Что еще ты можешь предложить или сделать?

В ходе обсуждения доклада дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. С результатами своей исследовательской деятельности ученики выступают на различных конференциях, что является важным путем самоутверждения личности.

Так, в отличие от традиционного обучения, включение в процесс обучения метода исследовательской деятельности, позволяет создать благоприятные условия для развития индивидуальности и творческого мышления школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...