Методические материалы по УМК "Школа 21 века"
материал на тему

Ноздря Ольга Михайловна

Методические советы и программы по работе с  УМК"Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobiennosti_umk_.doc147.5 КБ
PDF icon zanimatelnayamatematika.pdf150.08 КБ
PDF icon matemginter.pdf288.07 КБ
PDF icon zozh.pdf243.25 КБ
PDF icon osnovnayaobrazovatelnaya-original.pdf330.21 КБ
PDF icon progr_korrekcionnoy_d.pdf490.01 КБ
PDF icon progr_korrekcionnoy_d.pdf490.01 КБ
PDF icon progrdnk.pdf499.02 КБ
PDF icon programmauudposled.pdf329.88 КБ
PDF icon etika_azbukadobra.pdf119.11 КБ
PDF icon etika_azbukadobra.pdf119.11 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УМК

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ


ББК 74.204

      О 72

О 72         Особенности УМК «начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой/ Составитель: Гвашева Ф.Р., учитель начальных классов МОУ СОШ №78, СЦРО, ИМЦ, Сочи, 2007 г., - 24 с.

В брошюре представлен опыт использования в образовательном процессе УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» под редакцией Н.Ф. Виноградовой учителя начальных классов Гвашевой Ф.Р. Представленные материалы позволят педагогам учесть отличительные особенности УМК и выстроить педагогический процесс, направленный на сохранение индивидуальности ребенка и формирование его творческих способностей.

ББК 74.204

© Управление по образованию и науке администрации г. Сочи, 2007

© Сочинский Центр Развития Образования, 2007

© Информационно-методический центр, 2007


ОСОБЕННОСТИ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ

УМК «Начальная школа XXI века» - это результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО. Предпосылками для его создания стали:

  1. основные положения теории Л.С. Выготского;
  2. научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е.Журова, Н.Ф.Виноградова).

Задача УМК: Найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы.

Каковы же наиболее опасные из них?

Основное противоречие:

цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника.

А требования эти следующие:

  1. общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
  2. сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Проблема соотношения обучения и развития необыкновенно важна для школы, так как именно ее решение в значительной мере определяет ту роль, которую школа может играть во всестороннем развитии личности школьника. Здесь мы подходим к очень важному выводу: наша школа всегда считала, что приобретение знаний и умений, то есть усвоение содержания различных учебных предметов, и есть развитие. Поэтому приоритетная цель начального обучения звучала так: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире.

Обратимся к учителю начальной школы с единственным вопросом: «Чему вы хотите научить ваших учеников?» Как бы ни различались по своей языковой форме ответы педагогов, суть их (в 97 % случаев) такова: ребенок должен изучить программу начальной школы и быть готовым к обучению в основном ее звене. А как отвечают на этот вопрос учителя средней школы?

Практически все (99,6 %) озабочены изучением «своего» предмета.

Таким образом, главной, центральной, а порой и единственно осознаваемой целью образования является обучение конкретному предмету, вооружение учащихся суммой знаний-умений. При этом предполагается, что реализация такой цели сама по себе обеспечит решение задачи развития ребенка. Но это не так. Обучение, в котором специально не планируются конкретные задачи развития, далеко не всегда дает развивающий эффект. Отсюда следует, что к концу обучения ребенок младшего школьного возраста XXI века должен отличаться от своих сверстников XX века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе.

Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Но такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. И здесь хочется привести слова великого человека Г. Галилея: «Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя».

И следствием всего этого является то, что приоритетная цель начальной школы - развитие личности школьника.

Как же следует понимать термин «развитие школьника», как результат обучения в школе? По каким параметрам можно судить о развитии?

Во-первых, развитие - это сформированное умение использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.

Во-вторых, развитие - это сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в построении гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески.

В-третьих, развитие - это сформированное умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи.

В-четвертых, развитие - это существенные изменения в психике и личности ребенка, высокий уровень (в соответствии с возрастными возможностями) психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др.

Существенным является появление осознания своего «Я», своих способностей и возможностей, развитие контролирующей и оценочной деятельности и системы взаимоотношений с другими людьми.

Другой ведущей идеей построения УМК «Начальная школа XXI века» является интеграция содержания обучения как условие реализации принципа природосообразности учебного процесса.

Ее реализация позволяет учесть следующие принципиальные для построения современного процесса обучения, положения:

  1. ориентироваться на возрастные особенности младших школьников, для которых свойственно целостное (недифференцированное) восприятие объектов окружающего мира;
  2. ярче представлять характеристики учебных предметов, для которых интеграция является главной сущностной особенностью;
  3. уменьшить количество учебных предметов, тем самым и общую нагрузку школьника, а значит, устранить перегрузки и избежать чрезмерного утомления.

Так, в УМК «Начальная школа XXI века» входит созданный авторским коллективом под руководством Л. Е. Журовой интегрированный предмет «Грамота», который изучается в первом полугодии первого года обучения. Основой интеграции в нем является формирование компонентов учебной деятельности. Анализ содержания обучения грамоте и математике, проведенный авторами, показал, что при их изучении у детей формируются одни и те же умственные операции, что может стать предпосылкой развития основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Это побудило авторов курса «Грамота» проанализировать возможности данных предметов в решении поставленных задач, выделить «пересекающиеся линии» содержания грамоты и математики, отобрать средства и методы обучения, которые были бы наиболее уместны при интеграции.

С учетом этого учебник и рабочие тетради «Грамота» построены на приоритете следующих методов обучения:

  1. предъявление учебной задачи, рассмотрение ее полного пооперационного состава;
  2. обсуждение образца выполнения каждой отдельной операции и порядка их следования друг за другом;
  3. контроль и оценка выполнения каждой операции и учебной задачи в целом;
  4. моделирование детьми различных языковых и математических отношений.

Приоритетной целью предмета «Окружающий мир» стало формирование целостного взгляда на познаваемый ребенком мир. Содержание знаний отбиралось с учетом раскрытия связей в системе природа - человек - общество, взаимодействия человека с природной и социальной средой. В учебниках имеется содержательная специальная рубрика, которая выполняет функции знаний из различных областей - «Жил на свете человек». Ее содержание позволяет школьнику осознать место и роль человека в природной и социальной среде, конкретные реальные образы иллюстрируют теоретические положения курса.

Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. Актуальный процесс обучения изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, которое не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Именно это побудило авторский коллектив УМК отказаться от гиперболизации репродуктивных методов обучения в пользу исследовательских и поисковых: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задач на моделирование и т.п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению для копирования готового образца и инструкции, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, самостоятельных построений алгоритмов и т.п.

Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, контроля и оценки. Только такая позиция учителя и ученика определяет заинтересованность обеих сторон в результатах обучения и формирует у школьников учебно-познавательную мотивацию. Например, достаточно распространенной тенденцией построения уроков родного языка считается организация их как суммы независимых частей, каждая из которых решает свою задачу: одна формирует основы лингвистических знаний, другая - навык письма, а третья - связную речь. Вместе с тем, такое построение процесса обучения не может дать эффективных результатов по двум причинам: каждая цель с точки зрения лингвистики отражает разные проявления языка, а с точки зрения психологии - разные виды деятельности. Поэтому целесообразнее представлять три разных урока, каждый из которых соответствует одной цели. Именно такой принцип приняли авторы курса «Русский язык».

Особое внимание коллектив авторов УМК «Начальная школа XXI века» уделил формированию способности детей творчески решать различные учебные задачи, используя для этого воображение.

Система творческих заданий предусмотрена в каждом учебном предмете, но особые возможности для детского творчества предоставляют «Литературное чтение» и «Окружающий мир».

Анализ практики применения творческих задач показывает, что фактически предлагаемые младшим школьникам задания не являются творческими, т.е. не могут быть реализованы творчески. Это связано с методикой обучения, которая определяет главным методом - образец. Любое задание опирается на образец (ребенку он предлагается как эталон), и перед учеником ставится задача повторить его. И чем более результат работы приближен к образцу, тем выше оценка выполнения. Такой методикой учитель не помогает творчеству, а разрушает его. Это - творчество не ребенка, а учителя, даже в том случае, когда ученик не полностью копирует образец, что-то пропуская в нем или заменяя одни несущественные позиции на другие.

Другая особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это дифференциация обучения - ключ к сохранению индивидуальности ребенка.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о необходимости работать в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, т.е. индивидуализировать процесс обучения. Авторами УМК были изменены концептуальные основы дифференциации обучения, они отказались от такого подхода, при котором лишь увеличивается объем предлагаемого ученику материала («сильные» дети получают заданий больше, а «слабые» - меньше). Это не снимает саму проблему: способные дети задерживаются в своем развитии, а отстающие не могут преодолеть трудностей, возникающих при решении учебной задачи.

УМК «Начальная школа ХХI века» обеспечивает два типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:

1) базовый;

2) материал, не включенный в образовательный стандарт;

3) материал повышенной трудности. Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории математики», «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.

В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», «Запоминаем слова», по математике - «Дружим с математикой», «Дидактические материалы по математике», по литературному чтению - «Учимся читать выразительно», в первом классе - «Учусь читать и писать», «Учусь считать». Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.

Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее элементы у ребенка не развиты. Дифференциация как раз и заключается в том, чтобы обеспечить восполнение пробелов в формировании ведущей деятельности. Исследования коллектива авторов, выполненные под руководством Л. Е. Журовой, показали, что реализация такой идеи дифференциации обучения способствует увеличению уже в 1-ом классе количества учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия. Положительные сдвиги наблюдаются и в умственных действиях ребенка, они становятся более свернутыми.

Естественно, такого рода дифференциация требовала технологической «прописки», разработки специальных методических приемов, учебных заданий, упражнений, которые бы разумно и целесообразно дополняли учебный процесс, не разрушая его целостности. Эта проблема решается в средствах обучения УМК двумя путями. Все задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Еще одна отличительная особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это разработанная педагогическая диагностика успешности обучения учащихся. Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики, личностную – психологи, интеллектуальную - учителя.

По итогам первой диагностики можно определить, как сформированы у детей предпосылки к овладению грамотой и математикой. Это позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход при обучении.

Педагогическую диагностику успешности обучения предлагается проводить ежегодно в начале (сентябре), середине (декабре) и конце (апреле) учебного года. Педагогическая диагностика, проводимая в начале года, должна всегда совпадать с той, которая проводилась в конце предыдущего учебного года. Это дает возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения, действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребенка или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя - нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно быстро двигаться дальше и т. д.

В середине года педагогическая диагностика позволит увидеть, каково продвижение воспитанников и что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.

И наконец, педагогическая диагностика, проводимая в конце года, даст возможность подвести итог работы, увидеть каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.

Например: диагностическое обследование в начале обучения в 1 классе.

Задание 1. Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры).

Задание 2. Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).

Задание З. Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию + или - ; при правильном понимании текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (круг, квадрат).

Задание 4. Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Задание 5. Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Задание 6. Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в названиях. Задание 7. Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения кол-ва звуков в слове.

Вся диагностика оценивается по 4 бальной системе 0, 1, 2, 3. Педагогическая диагностика проводится в 2 этапа - групповая и индивидуальная. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных или диагностических бланках.

Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Педагогическая диагностика дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и, это главное, «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.

Результаты педагогической диагностики заносятся в специальную таблицу, хранятся на протяжении четырех лет обучения, позволяют отчетливо видеть динамику продвижения учеников и вовремя приходить им на помощь.

Данная педагогическая диагностика может быть применена к любой традиционной программе.

Еще одна особенность УМК «Начальная школа XXI века» - новый подход к обучению письму.

Каковы особенности обучения письму?

  1. Длительный подготовительный этап, необходимый для отработки тех процессов, которые лежат в основе письма. (Работа на нелинованном листе бумаги, формирование пространственной ориентации, умение точно следовать инструкции, отработка понятия «параллельные линии»)
  2. Изменение высоты строки в прописях. (Рука ребенка этого возраста еще не готова к мелким, точным движениям, так как слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев)
  3. Увеличение количества времени на написание печатных букв. (Рука детей недостаточно готова к письму письменных букв, которые по своему начертанию намного сложнее печатных)
  4. Упрощение написания некоторых курсивных букв. (Задача - научить писать с наименьшими трудностями)
  5. Отказ от безотрывного письма и от введения различного типа соединений букв. (Принцип поэлементного написания букв, соединительный штрих)

Методика обусловлена психофизиологическими основами процесса письма, а также возрастными и индивидуальными особенностями 6-летних первоклассников.

Заключение.

Итак, реализация концептуальных подходов совершенствования начальной школы в программах и средствах обучения УМК «Начальная школа XXI века» позволила выйти на новый качественный уровень образования младшего школьника.

За время обучения в начальной школе по данному УМК ребенок не только прибавит в весе, вырастет, повзрослеет, больше будет знать и уметь, но и изменится его отношение к деятельности, разовьются познавательные интересы, появится готовность к самообучению и самовоспитанию.

Освоив учебную деятельность, он будет способен к изменению самого себя. Каждый школьник, заканчивающий обучение в начальной школе, будет отличаться от своих сверстников индивидуальными способностями и интересами. Возможно, произойдет преодоление противоречия между декларацией принципа индивидуализации обучения и реальной ориентировкой его на «среднего» ученика.

Подытожим наш разговор о концептуальных основах построения УМК «Начальная школа XXI века» словами французского философа М. Монтеня: «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра».


КОНСПЕКТ УРОКА

Математика, 3 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Деление окружности на равные части.

Цель урока:

- развитие геометрических представлений учащихся;

- развитие графических навыков третьеклассников;

- тренировка умений работать с циркулем, делить окружность на равные части;

- воспитание бережного отношения к имуществу (к бумаге) и ко времени.

Оборудование: циркуль, нелинованная бумага, ножницы, шаблоны кругов разных диаметров.

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. Ребята, сегодня на урок пришли предметы:

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?                (круг)

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность.

Она идет по краю круга

И называется ….                        (окружность)

Весь век идет Ерёмушка,

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счет ведет,

А все же с места не сойдет.                (часы)

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.                        (циркуль)

Да, эти предметы сегодня помогут нам. Что можно начертить циркулем? (окружность)

Сегодня мы будем учиться делить окружность на равные части. И для этого нам понадобятся: циркуль, линейка, угольник, простой карандаш.

Работа с учебником:

Задание: 271 (работа с заранее заготовленными шаблонами кругов)

В ходе практических работ дети «открывают» для себя способы деления круга (окружности) на 2 и 4 равные части.

Нахождение центра окружности.

Вывод 1: Любая ось симметрии делит круг (окружность) на 2 равные части.

Вывод 2: Любые две оси симметрии, пересекающиеся под прямым углом, делят круг (окружность) на 4 равные части.

Работа с тетрадью, с. 56

№ 225 – развитие практических навыков, деление окружности на 2 равные части;

№ 227 – нахождение центра окружности делением его на 4 равные части.

Научившись делить круг (окружность) на 6 и 3 равные части, можно изображать необычайно красивые узоры – «розетки». Будем учиться этому?

Правило на стр. 71 (учебник)

Практическая работа, № 228 (1)

А как разделить окружность на 3 равные части (дети должны сообразить, что для того, чтобы разделить окружность на 3 равные части, сначала надо разделить ее на 6 равных частей с помощью циркуля. Затем среди получившихся 6 точек выбрать 3, расположенные на окружности через одну).

Задание (комплексное): разделить окружность на 3 равные части.

Рисование розеток.

Итог урока: Чему мы сегодня научились на уроке?

Для чего это нужно?

Домашнее задание: Придумать свой узор в № 229 (тетр.) с.57

Блок «Как устроен наш язык»

Русский язык, 3 класс

Тема:        Имя существительное

Цель:        Познакомить учащихся с частью речи «имя существительное», его общими (постоянными и непостоянными признаками).

  1. Грамматическая сказка

Было это давным давно. В словах была постоянная неразбериха – никакого порядка.

Позвали на помощь Морфологию. Морфология – командир над всеми частями речи. Она строгая, любит порядок.

- Кто из вас обозначает предмет?

- Мы обозначаем предметы живые и неживые, - ответили одни слова.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.

- А что вы умеете делать?

- Быть подлежащим и дополнением в предложении.

- Становитесь под знамя «Имя существительное»! – приказала Морфология.

Остальные слова пошли в другие части речи.

П.        Работа в группах

Упражнение 1, стр. 127.

а) выписать только имена существительные:

небо, звери, яблоко, дождь, кактус, орел, лес, ветер

Ш.        Знакомство с правилом

Предметы – это имена существительные.

Под предметами подразумевают и людей, и животных, и рыб, и птиц, и растения, и явления природы, и города.

На вопрос кто? отвечают слова, которые обозначают людей и животных. На вопрос что? отвечают все остальные слова, обозначающие предметы.


  1. Работа у доски

Игра «Цепочки»

Упр. 2         Что?                                                Кто?

        сосна        снег                                девочка        кошка

        ручка        бумага                        корова        сова

        кефир        Москва                        петух        комар

        дождь                                        учитель

Стихотворение про существительное (наизусть)

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

V.        Закрепление. Работа в парах

Учитель: ребята, имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это самая важная часть речи, она появилась в числе самых первых слов. Языковеды разных стран называли существительное «субстанцией», т.е. главной сущностью, существом в мире предметов и явлений. Давайте распределим существительные по группам.

1

2

3

4

название качеств человека

состояние

человека

промежутки времени

не существительное

смелость

доброта

аккуратность

честность

печаль

движение

покой

бег

грусть

радость

каникулы

праздники

день

сутки

отпуск

(устно)

VI.        Упражнение 3. Существительные имеют много значений. Распредели в 4 группы:

а) птицы;         б) деревья;         в) цветы;         г) животные        

  1. Дома. Составь 2 группы в тетради.

VIII.        Итог урока. С какой частью речи познакомились?

Какие особенности у слов существительных?

«Чайнворд»

Имя существительное (в виде буквы С)

1

2

4

3

9

8

5

7

6

  1. Неопрятный, неряшливый человек         (неряха)
  2. Вооруженные силы многих стран        (армия)
  3. Истукан, страшное чудовище называют в сказках…                (идолом)
  4. Ласкательное от слова «медведь»        (медвежонок)
  5. Профессия человека. От слова «камень»        (каменщик)
  6. Петух … не товарищ        (курице)
  7. По … он палицей бьет        (елям)

        И сам про себя удалую

        Хвастливую песню поет.

  1. Переправа через речку.

        Зимой есть ледяные мосты.        (мостов)

        А летом … нет.

  1. Сколько лет, веков, … нужно пройти,        (времен)

Чтобы человек научился излечиваться от всех болезней.


Математика. 4 класс.

Тема: Закрепление. Построение геометрических фигур.

(Урок разработан Гвашевой Ф.Р.,

учителем начальных классов СОШ №78)

Цель урока:

  1. Повторение видов углов; треугольников, построение прямоугольников с помощью линейки и транспортира;
  2. Совершенствование геометрических навыков в построении углов, треугольников и прямоугольников;
  3. Закрепление устных вычислительных навыков;
  4. Воспитание взаимоуважения и взаимопомощи.

Оборудование: геометрические фигуры (треугольники разных видов, прямоугольники, квадрат), линейка, транспортир, простой карандаш, нелинованная бумага, рабочие тетради на печатной основе.

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. Актуализация опорных знаний:

(в руках у учителя чистая нелинованная бумага, линейка и транспортир)

  1. Какая связь между предметами в моих руках?

(Мы учились строить геометрические фигуры на нелинованной бумаге с помощью линейки и транспортира)

У:- Сегодня мы закрепим полученные знания. Для чего нам нужно владеть этими навыками?

(пригодятся при изучении геометрии, черчения, физики, на уроках ИЗО и т.д.)

  1. Обобщение и систематизация знаний.

У: - Какие геометрические фигуры мы строили?

(углы, треугольники, прямоугольники, квадраты).

У: - какие виды углов вы помните?

(остроугольный, прямоугольный, тупоугольный).

У: - Как построить угол?

1 шаг – начертить произвольный угол;

2 шаг – из начала луча провести ещё один луч, не совпадающий с исходным;

3 шаг – обозначить угол.

У: – Применим данные знания на практике.

(задание 107, с. 39, тетрадь)

  1. Закрепление.

У: - Как угол превратить в треугольник?

(соединить два луча третьим).

У: - Вспомним классификацию треугольников:

  1. По углам:

(остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)

  1. По сторонам:

(разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

У: - Дать характеристику треугольникам

(на доске разные виды треугольников).

  1. Самостоятельная (дифференцированная) работа:

У: - Начертить один из треугольников по следующим данным:

  1. Сторона 5см, углы 500 и 400
  2. Стороны 4см , 3см5мм и угол 600
  3. Прямоугольный треугольник.

У: - Какую фигуру можно сложить из двух одинаковых прямоугольных треугольников?

(прямоугольник или квадрат)

  1. Самостоятельная работа:

Задание 96, с.35, тетрадь, по вариантам.

  1. Работа в парах.

У: - А теперь поработаем в парах. Необходимо начертить четырехугольник и прямоугольник по исходным данным и вырезать их.

  1. Четырехугольник со сторонами 8см и 16см и

противолежащими углами величиной 1450

  1. Прямоугольник со сторонами 8 см и 11 см.

(учащиеся самостоятельно распределяют задание между собой).

У: - Сложите эти фигуры. На что похожа получившаяся фигура?

(варианты ответов детей: маска, парусная лодка, колонна и т.д. Если дети не найдут вариант «Олимпийская чаша», то натолкнуть их на этот вариант).

У: - А если сложить фигуры так:

У: Правильно, похоже на Олимпийскую чашу. Город Сочи борется за право принять у себя XXII Зимние Олимпийские игры. Мы все ждем июля месяца, когда точно будет известен победитель. Давайте зажжём свой Олимпийский огонь в чаше. Но для этого необходимо преодолеть три препятствия. Проверим ваши вычислительные навыки:

  1. Совершенствование вычислительных навыков.

№ 112, с. 43, тетрадь (законы умножения);

№ 121, с. 45, тетрадь (деление с остатком);

№ 123, с. 46, тетрадь (площадь прямоугольника).

(В это время несколько учеников работают с карточками:

Удвойте числа 42 60 100

Утройте числа 90 30 12

Вычислите: 75 х 2 : 3= 75 : (3 х15) =

303 : 3 = 2500 : 250 =

У: - За хорошую работу мы заслужили право зажечь огонь в Олимпийской чаше. Мы надеемся, что и Сочи получит такое право 4 июля 2007 года.

  1. Итог урока:

Что повторили на уроке?

Комментарий к отметкам за урок.

Спасибо за работу, урок окончен.

Литературная викторина «Поэты и писатели XIX века»

4 класс

  1. Назовите имя царя, давшего название одной из сказок поэт.______________________________________________________
  2. В кого превращался царь Гвидон, чтобы «насолить» ткачихе с поварихой?__________________________________________
  3. Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе Салтане…»_____________________________________________________
  4. Какие чудеса происходят в этой сказке?_______________

__________________________________________________________

  1. В какой сказке работник потребовал за свою работу не деньги, а три щелчка в лоб?__________________________________
  2. Как ты понимаешь выражение «Не гонялся бы, поп, за дешевизной»?______________________________________________
  3. Из какой сказки эти строки:

Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи…

__________________________________________________________

  1. Каким фруктом чернавка отравила девушку в этой сказке?_______________________________________________________
  2. Какая поэма начинается словами «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…»?_____________________________

Для заметок

Для заметок

ОСОБЕННОСТИ УМК

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ

Составитель:

Ф.Р. Гвашева

Верстка:

О.В. Галстян

Сдано в набор 22.06.2007 г. Подписано в печать 08.08.2007 г.

Гарнитура «Times New Roman». Тираж 300 экз. Заказ № 16

Информационно-методический центр

354000 г. Сочи, ул. Юных ленинцев, 5


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и т.д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно - познавательное напрвление) «Мир профессий» для 1 класса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познават...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...


 

Комментарии

Ноздря Ольга Михайловна

Эти материалы пригодятся для начинающих работать по УМК "Школа 21 века"
Ноздря Ольга Михайловна

В эти материалы включены разъяснения особенности УМК, программы факультативов, методические комментарии работающих учителей.
Ноздря Ольга Михайловна

В эти материалы включены разъяснения особенности УМК, программы факультативов, методические комментарии работающих учителей.