«Моя педагогическая философия»
статья по теме

Полковниченко Елена Михайловна

Размышления о смыслах педагогического труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya_pechat.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя педагогическая философия»

Автор: Полковниченко Елена Михайловна,

учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 23, г. Таганрог

   

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,

 а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,

что он есть, должен быть и не может быть иным».

Лев Толстой

Мир полон тайн, чудес, загадок,

Которых не дано понять.

Над ними голову ломаем,

Хотим постичь, хотим понять.

А как рождается учитель?

«Сия есть тайна велика».

Да, тайна, таинство большое,

Это загадка на века.

Быть может, звёзды так сложились?

Незримый ход небесных тел?

Или в начале мирозданья

Так высший разум повелел?

Я утверждать могу одно лишь:

Случайностям не место здесь.

«Призвание» – не просто слово,

В нем глубина большая есть.

Кто призван, должен понимать,

Что в жизни он – не просто зритель,

Он должен действовать, не ждать…

И вот рождается Учитель…

       Я – Учитель. Я никогда не представляла себя вне именно этой профессии. Мама, всю жизнь проработавшая в школе учителем русского языка и литературы, ее подруги – учителя математики, немецкого языка, географии,  родственники –  учителя – химии, биологии, физкультуры – все пророчили мне  успешное педагогическое будущее. Все верили в то, что я смогу продолжить их дело и гордо пронесу по жизни звание Учителя.

 И отправляясь в трудную, но восхитительную дорогу навстречу детской душе, я взяла с собой ответственность древних греков, кропотливость и эрудицию средневековых схоластов, гуманизм педагогов Ренессанса, бесконечную веру в человеческие возможности учителей нового времени.    

     Все начинается с Азбуки. Из каких азов складывается моя педагогическая философия?

Дорога знаний… Море знаний…

Так нелегко по ним идти

И в этом плаванье великом

Не капитан, а лоцман ты,

Тогда с учениками вместе

Вы покорите океан,

Открытий массу совершите,

Придёте к свету сквозь туман.

    Несомненно, учитель - это человек, который много знает. И не просто знает – умеет пользоваться своими званиями и вести за собой учеников, давая им возможность вместе с собой, а иногда и опережая себя, делать удивительные открытия.  Мне давно известно: знание мы должны открыть вместе, тогда оно будет НАШИМ. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», -  сказал  А. Дистервег.  Именно в этом заключается суть деятельностного метода обучения.  Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Главное в этом методе - сотрудничество. Я могу порой признаться своим ученикам в том, что чего-то не знаю. Дам им возможность поучаствовать в процессе своего собственного образования и услышу: «А помните, вы говорили, что не можете дать ответ на этот вопрос? Я смог на него ответить!» И испытаю чувство гордости, потому что как сказал Элберт Г. Хаббард:  «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». А значит, моя  цель была достигнута.

    Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.   

     За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

Постичь величие России

И всей душой её любить –

Таким вещам – простым и важным –

Учитель должен научить.

Народ России и природа,

История страны большой,

Десятки языков, обычаев

И город Таганрог родной –

Всё важно, всё так сердцу дорого,

Есть чем гордиться нам с тобой.

Пусть дети это тоже чувствуют,

Ведь чувства здесь сильнее слов.

    Как воспитатель, я  стремлюсь сформировать у детей культуру достоинства, вырастить у учеников способность и потребность к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя. И поэтому я  стараюсь помочь каждому ребенку увидеть себя, открыть новые качества, а может, и удивиться. Не это ли удивление первооткрывателя станет основой любви к родному краю, из которого вырастет любовь к Отчизне? А может красота природы Алтайского края или мудрость татарской сказки,  душевный напев украинки или зажигательный танец горца, натолкнет его на мысль о том, что нужно думать не только о своих радостях, когда живешь среди людей. Мои ученики – представители разных национальностей. И порой из-за низкого уровня развития общей культуры они могут стать жертвой националистических настроений. Сегодня миротворческая деятельность учителя может стать спасением. Я выбираю педагогику гражданского мира и национального согласия.

      Джанни Родари говорил, что «педагогический процесс не должен протекать угрюмо», поэтому я знаю – мои ученики должны учиться без страха, и я прилагаю все усилия к тому, чтобы так и было. Только человек доброжелательный, способный поддержать  положительный эмоциональный фон урока,  снять по возможности все стрессообразующие факторы учебного процесса может по праву называть себя Учителем.

Улыбка светлая так много в жизни значит,

Улыбка учителя – важней в сотни раз.

На всех детских лицах она отразится,

Добром, теплом, радостью засветится класс.

    Я часто вижу улыбки на лицах своих учеников и понимаю, что это наша победа над угрюмостью! Мое  стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям,  несомненно, будет принято всем коллективом, создаст в нем атмосферу взаимоподдержки, взаимопонимания. Ведь только в таких условиях  ученик поверит в то, что он кладезь возможностей, поверит в себя, в свои силы, сможет получать удовольствие и радость от результатов своего труда. «Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником» (Амонашвили Ш.А.).

    Мои дети не просто учатся чему-то, они постоянно что-то изобретают, творят. А это и меня заставляет все время двигаться вперед. Искать, пробовать, осваивать, использовать.

Самое страшное в нашей профессии –

Застыть, быть спокойным, довольным собой.

Учитель – в движении, в саморазвитии,

Не ищет дороги комфортной, простой…

    Порой кажется, что вот он – твой «золотой ключик» - верный выбор УМК «Школа 2100», удачно включенный в работу метод проектов,  неожиданная находка путеводной нити, объединяющей разные области знания, применение информационных компьютерных технологий на уроке. Но однажды в нашем стремительно развивающемся мире находишь дверь, к которой твой универсальный ключик не подходит. И снова отправляешься в путь, открывая для себя все новые и новые истины. «Идти вперед - значит потерять душевный покой, остаться на месте - значит потерять себя. В самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя», -  сказал Серен Кьеркегор – и не в этих ли словах заключен смысл столь значимой на сегодняшнем этапе развития общества идеи саморазвития и самосовершенствования?

   Но как бы ни был талантлив педагог, один он не в состоянии обеспечить полноценное развитие личности ребенка. «Наш воспитатель - наша действительность». (Максим Горький). Л.С. Выготский 70 лет тому назад сказал: «Воспитывать – значит организовать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети». Разве можно организовать жизнь ребенка без участия его самых близких людей – его родителей?

 Ребенка воспитать непросто,

Здесь без союзников нельзя.

А кто они – единомышленники?

Ответ простой – это семья.

    Часто задумываюсь, всегда ли я действую верно, смогла ли разобраться в ситуации, сумела ли понять ребенка. Пытаюсь посмотреть на происшедшее глазами родителей. Искренней любовью к ребенку завоевываю их доверие, а значит право учить и воспитывать детей.  Только в сотрудничестве с семьей я вижу успех достижения главной цели воспитания и обучения.

    Прописные истины, азы моей педагогической философии. Как свет путеводной звезды озаряют они мой путь на извилистой и запутанной дорожке познания.

Пусть всё получится не сразу –

Не отступай и верь в себя.

Успех сопутствует настойчивым,

Кто не сдаётся никогда.

  Так каменотес 10 раз ударяет по каменной глыбе, без каких бы то ни было видимых результатов. И вдруг, после одного из ударов огромная глыба раскалывается. Ясно, что сокрушил ее не этот удар, а вся совокупность предыдущих, создавших микротрещины. Так и в жизни – успех рождается целенаправленной настойчивостью. В чем заключается для меня секрет успеха учителя? Наверное, в особенности  отношения к окружающему миру и к самому себе.  Вера в свое призвание как в основное дело своей жизни и умение отдаваться ему в полной мере. Стремление к сотрудничеству с учениками, родителями, коллегами. Способность ценить образование и науку. Уважение к людям.  Умение сохранять оптимизм при неудачах, извлекая опыт из своих промахов.

   Но самый главный мой секрет – это умение видеть в своем ученике личность и принимать его таким, какой он есть на самом деле. Проще говоря, все обучение и воспитание может строиться только на любви к детям.

 Из века в век, за годом год ,

Стремясь в работе к творческим свершеньям

Учитель свое сердце отдает

Без пафоса, без слез и сожаленья.

И через время вижу часто я

Своих детей, что тихо стали старше.

Сама за все благодарю творца,

И двигаюсь в работе дальше, дальше, дальше…

    Один человек, проработавший сорок семь лет репортёром и литературным редактором, однажды позвонил в местный Комитет по образованию и, рассказав о своём многолетнем опыте в газетном бизнесе, сказал, что хотел бы участвовать в местной программе по искоренению безграмотности.

    Последовала длинная пауза. Затем на другом конце провода кто-то спросил:

— Замечательно. Скажите, вы хотели бы учить или учиться?

   «Конечно же, учить!» - не задумываясь, ответила бы на вопрос этой притчи юная выпускница педагогического ВУЗа, счастливо сжимая указку в руке. Тогда, 19 лет назад она стояла у школьной доски, твердо уверенная в том, что знает ответ на вопрос, чему и как будет учить своих будущих учеников.

  Сейчас она ответит: «Учиться!» Потому что,  на самом деле все еще ищет ответ на вопрос: «А чему же и как учить детей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....