Методическая разработка урока риторики в 4 классе по теме:
методическая разработка (4 класс) по теме

 

Цель урока:

Знакомство детей с письмом как средством культурного общения

Задачи:

·        Дать информацию о письме как о средстве культурного общения;

·        Познакомить детей с языковыми особенностями дружеского письма и его структурой;

·        Развивать навыки устной и письменной речи учащихся;

·        Воспитывать культуру речи; обратить  внимание на ценности родного языка.

Наглядные и технические средства обучения:

Образцы видов писем, предметные иллюстрации, презентация по данной теме, кроссворд (на доске).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_po_pismu.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Лучший урок письма»

Методическая разработка урока риторики

в 4 классе по теме:

Игумнова Елена Сергеевна,

                                                 учитель начальных классов

                                           Молодежнинской СОШ

                                         Приаргунского района

п. Молодежный, 2008

Цель урока:

Знакомство детей с письмом как средством культурного общения

Задачи:

  1. Дать информацию о письме как о средстве культурного общения;
  2. Познакомить детей с языковыми особенностями дружеского письма и его структурой;
  3. Развивать навыки устной и письменной речи учащихся;
  4. Воспитывать культуру речи; обратить  внимание на ценности родного языка.

Наглядные и технические средства обучения:

Образцы видов писем, предметные иллюстрации, презентация по данной теме, кроссворд (на доске).

Этапы урока:

  1. Организация класса. (2 мин.)
  2. Создание проблемной ситуации. Формулировка цели урока. (2 мин)
  3. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
  4. Сообщение нового. Совместное открытие нового знания.(10 мин)
  5. Закрепление. (20 мин)
  6. Итог урока. Рефлексия. (4 мин)
  7. Домашнее задание. (2 мин)

                                             

Ход урока

1. Организация класса

- Здравствуйте, ребята!

 Все действия на сегодняшнем уроке посвящены одной теме, а какой – вы догадаетесь сами.

- Начнем наш урок с небольшой разминки. Поиграем в игру «Опиши предмет». Я показываю вам предмет, а вы его описываете пятью словами.

(конверт – 5 прилагательных; марка – 5 глаголов; сумка почтальона – 5 прилагательных).

 2. Создание проблемной ситуации. Формулировка цели урока.

-   Ну что, не догадались? Тогда  тему урока нам подскажет  кроссворд.

(коллективное разгадывание кроссворда на доске)

-  Какое слово получилось? (письмо)

- Так о чем же сегодня будем говорить на уроке?  Правильно, о письме.

3. Актуализация опорных знаний

- А что обозначает слово «письмо»?

- Где в жизни можно встретиться с этим словом?

- Правильно. Письмо – это письменное сообщение.

                                 (слайд 1)

- Как вы думаете, давно ли люди стали писать письма?

- Конечно, очень давно. В городе Нижний Новгород ученые нашли письма, написанные на бересте.

                       (показывается кора березы)

Эти письма новгородцы писали еще в Х веке. Такие письма ученые называют берестяными грамотами.

Посмотрите, пожалуйста, как выглядят такие берестяные грамоты.

(показ иллюстрации)

Когда еще люди не владели письменностью, они составляли свои письма из предметов.

Например, вождь одного племени отправил своим соседям такое послание: мышь, лягушку, птицу и пять стрел.

(показ предметов)

Смысл этого послания был таков: «Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в земле как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если вы это умеете, то приходите воевать с нами. Но как только вы вступите на нашу землю, мы забросаем вас стрелами».

- В наше время многим кажется, что не стоит тратить свое время на написание писем, ведь гораздо быстрее и удобнее позвонить.

- Но разве можно сравнить телефонный разговор с письмом?

- Конечно, нет. В письме человек делится своими мыслями, размышлениями, горем или радостью, сообщает что-то важное из своей жизни.

4. Сообщение нового. Совместное открытие нового знания.

а) Знакомство с видами писем

- По содержанию написанного письма делятся на поздравительные, благодарственные, письма-сообщения (дружеское, частное, деловое)

(слайд 2, показ образцов)

- Как вы думаете, почему так названы виды писем?

(В поздравительных поздравляют с праздником, юбилеем, днем рождения;

в благодарственных благодарят за хорошую работу, учебу;

в письмах-сообщениях рассказывают о чем-либо из своей жизни.)

б) Физкультминутка на снятие общего утомления и развитие межполушарного взаимодействия.

- А сейчас мы будем мысленно писать письмо, и отправлять по почте.

Все встали. Правой рукой  в воздухе крупно пишем: «Привет». А теперь левой рукой то же слово. Теперь попробуйте одновременно правой и левой рукой написать слово «привет».

 -Сложили листок пополам, еще раз, разгладили. Положили в конверт. И на почту, на цыпочках, руки за голову, пошли друг за другом. Остановились. Потянулись вверх, забросили письмо в почтовый ящик и побежали домой. Правильно сели за парты.

в) Работа по выявлению структуры, определенных правил дружеского письма.

- Перед вами письмо.

(слайд 3)

Прочитаем его внимательно. К какому виду писем вы бы его отнесли?

(Чтение вслух. Определяют и доказывают, что  вид – письмо-сообщение (рассказывается о природе, человек сообщает сведения о своей жизни).

- Вы сейчас прочитали письмо писателя К.Паустовского сыну Вадиму.

- О чем сообщает писатель? (О погоде, своих планах).

- На что в письме писатель больше всего обращает внимания? ( на описание природы).

- Зачем он вводит это описание? (ответы детей)

- Давайте ещё раз перечитаем этот отрывок. (Один ученик читает вслух).

- Конечно, в описании горы Ай-Петри мы встречаем много ярких, выразительных эпитетов, которые показывают красоту природы.

-Только ли для красочности письма автор употребил описание природы?

- Конечно, описание природы явилось очень важной информацией для сына как для будущего путешественника. Кроме того, писатель через описание выражает своё чувство восхищения окружающей природой.

- В данном письме какие типы текста использовал автор?

- Значит, в письме можно выразить свои мысли, чувства  через описание, повествование и  рассуждение.

- Обратите внимание, как писатель обращается к сыну. Найдите это слово (Димушка).

- С чего надо начинать письмо? (С обращения)

- Зависит ли выбор обращения от того, кому письмо адресовано?

(Зависит)

- Посмотрите на слайд. Какие бы вы взяли обращения для дружеского письма?

(слайд 4)

- Какие знаки препинания мы не должны забывать при обращении?

- Обратите внимание, какие суффиксы употребляются в этих словах. Как они называются? (уменьшительно-ласкательные).

- С какой просьбой он обращается к сыну?

- Этой просьбой Паустовский заканчивает свое письмо.

- А какие варианты можете предложить вы для окончания данного письма?

 (Привет всем. Жду ответа. Пока и т.д.)

- Не бойтесь завершить свое письмо стихами или рисунком. Пусть вы не художник и не поэт, но это ваше творчество, и оно показывает ваше отношение к дорогому, близкому человеку.

- Итак, какие же правила, мы с вами вывели при написании дружеского письма?

                                           (слайд 5)

5. Закрепление.

а) Работа в творческих группах

- А сейчас попробуем сами составить дружеское письмо.

- Представьте себе, что вы познакомились с мальчиком Майклом, который живёт в Америке, и он просит вас рассказать о себе, о школе, где вы учитесь, о вашей местности, где живете.

- Это задание выполняем по группам: 1 группа готовит сообщение о себе; 2 группа – о школе, о классе; 3 группа – о месте жительства.

( Втечение 3-4 минут дети готовят сообщения, каждая группа выбирает человека, который будет защищать работу.)

б) Представление работ.

6. Итог урока. Релаксация.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Что вам особенно  запомнилось на уроке?

- Что было легко и интересно, а что вызвало затруднение?

7. Домашнее задание.

- Написать письмо мальчику Майклу из Америки.

                               Список используемых источников

1. Ладыженская, Т.А.Детская риторика.4 кл.: Методическое пособие для учителя./ Т.А. Ладыженская.-М.:Баласс,2001.-240с.

2. Ладыженская, Т.А.Речь. Речь. Речь./ Т.А.Ладыженская.-М.: Педагогика,1990.-336с.

3. Соболева, А.Е.,Кондратьева, Н.Н. Русский язык с улыбкой./А.Е.Соболева, Н.Н.Кондратьева. - М.: В.Секачев, ТЦ «Сфера»,»2007.-64с.

4.  Рыбъякова, О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе./ О.В.Рыбъякова. - Волгоград: Учитель,2008.-223с.

5. Чередникова, О.Н. Обучение написанию дружеского письма./О.Н.Чередникова.//Русский язык.-2008.-№1(528).С.35-39.

6. Электронное пособие: презентация к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

3 класс методическая разработка урока немецкого языка по теме " Зима."

Взаимодействие учителя и ученика на уроке должно проявляться в соактивности и согласованности их речевых поступков . На уроке важны не столько практика ученика в слушании и говорении на немецком языке...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.

Цели: Ознакомить учащихся:с суффиксами –ек, -ик;со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;повторить и закрепить знания о сотаве слова.Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс;рисунки для ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...