Рабочая программа для 4 класса
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Зиннатова Лейсан Фаляхетдиновна

Рабочая программа предназначена учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной учебной программы и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по учебно-методическому комплекту «Классическая начальная школа». Автором учебника «Русский язык» является Т.Г.Рамзаева.    В соответствии с базисным учебным планом, на  предмет «Русский язык»  отводится 3 часа в неделю, в год 102 часа. Из компонента образовательного учреждения добавлен 1 час в неделю, поэтому всего  в неделю 4 часа, в год 136 часов.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Цель и задачи обучения школьников русскому языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст – повествование, описание или рассуждение, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения русскому языку понимается и как установка на овладение средствами познания

Таким образом, основная цель обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Из поставленной задачи вытекают следующие задачи:

  1. формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
  2. развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  3. освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  4. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  5. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь.

В программу русского языка отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются детьми 10 - 11 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материалу по русскому языку можно определить как частично-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи.

Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Необходимо создать на уроке атмосферы творческого поиска, так как это благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к языку и познавательных умений. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе контрольных работ

В том числе работа по развитию речи

Примерное количество самостоятельных работ

1

Повторение изученного

15

1

1

1

2

Однородные члены предложения

7

1

3

Текст

2

1

4

Имя существительное

38

3

1

5

Имя прилагательное

29

2

2

1

6

Местоимение

5

1

7

Глагол

28

3

1

8

Повторение в конце учебного года

12

1

Всего

136

11

6

3


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

изученные части речи и их признаки;

признаки однородных членов предложения.

Учащиеся должны уметь:

находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами А, НО, И;

производить фонетический разбор слов;

производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

производить разбор слова как части речи;

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;

составлять план текста;

распознавать типы текста: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;

писать изложение повествовательного текста с элементами описания (обучающее);

писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Список литературы

Литература для учащихся:

  1. Рамзаева Т. Г. Русский язык  4 класс, М.: Дрофа, 2010 (в 2-частях)
  2. Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2009
  3. Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 4 класс (часть 1) – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2009
  4. Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 4 класс (часть 2) – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2009
  5. Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2008
  6. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 4 класс. – М.: Астрель, 2009

Пособия для учителя:

  1. Гараева Я. Ш. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО;
  2. Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2009
  3. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2007
  4. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2008



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру и основы безопасности жизнедеятельности составлена на основе примерной учебной программы и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по учебно-методическому комплекту «Школа России». В соответствии с  базисным учебным планом, данному предмету отводится в неделю 2 часа, в год 68 часов.  Календарно-тематический    план     ориентирован     на     использование учебника «Мир вокруг нас » 4 класс, в двух частях (А.А.Плешаков), Москва издательство «Просвещение».

Предмет  «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве ке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный предмет «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бе режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Данная цель определяет задачи  обучения предмета:

  1. развитие  умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  3. формирование потребности участвовать  в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.


           Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в предмете выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству  учащихся 4 классов с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целост ности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе 4 класса.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Экскурсии

1

Земля и человечество

11

1

2

Природа России

11

3

Родной край – часть большой страны

12

1

4

Страницы всемирной истории

6

5

Страницы истории Отечества

20

1

6

Современная Россия

8

1

Всего

68

4

 


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  1. Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  2. способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  3. что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  4. некоторые современные экологические проблемы;
  5. природные зоны России;
  6. особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  7. исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  8. важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  9. государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений;
  3. в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва рианты личного участия в сохранении природного окруже ния;
  4. соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  5. приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  6. приводить примеры народов России;
  7. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  8. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  9. владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Список литературы

Литература для учащихся:

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2007
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 4 класс. – М.: Просвещение, 2007
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 4 класс. – М.: Вита Пресс, 2007
  4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008
  5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008

Пособия для учителя:

  1. Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2007
  2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008
  3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009
  4. Целоусова Т. Ю. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе примерной учебной программы и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по учебно-методическому комплекту “Школа России”. Авторами учебника являются М. И. Моро, Ю.М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. В соответствии с базисным учебным планом, данному предмету уделяется в неделю 4 часа, в год 136 часов.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свой ствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей: формировать прочные знания, навыки у учащихся для  освоения основ математических знаний, развивать образное и логическое мышление, воображение; формировать предметные умения и навыки, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.

Из данной цели вытекает следующие задачи:

  1. обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
  2. создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
  3. развитие творческих возможностей учащихся;
  4. формирование и развитие познавательных интересов.

Ведущие принципы обучения математике в 4 классе – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования объектов, связей, отношений – важнейшего метода математики.

Содержание предмета математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми  в начальной школе. Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам. 

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе контрольных работ

Примерное количество самостоятельных работ

1

Нумерация

13

1

1

2

Нумерация чисел, которые больше 1000  

9

1

3

Величины

17

1

4

Сложение и вычитание  многозначных чисел

9

1

1

5

Умножение и деление многозначных чисел

16

1

1

6

Связь между величинами (скорость, время, расстояние)

8

1

7

Умножение  чисел, оканчивающихся нулями

10

2

8

Деление на числа, оканчивающиеся нулями

13

1

1

9

Умножение и деление на двузначное и трехзначное число

41

2

3

Всего

136

7

11


Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  1. названия и последовательность чисел в натуральном ряду;
  2. как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
  3. названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; связь между компонентами и результатом каждого действия; основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
  4. правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  5. таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
  6. единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
  7. связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

  1. читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки> (больше), < (меньше), = (равно); представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
  2. понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
  3. записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия; находить числовые значения буквенных выражений;
  4. выполнять письменные вычисления, проверку вычислений;
  5. решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420,  (200+50) : х = 25;
  6. иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
  7. находить  длину  отрезка,  ломаной,   периметр  многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  8. находить  площадь  прямоугольника  (квадрата),   зная длины его сторон;
  9. выполнять   арифметические  действия   с   величинами;
  10. применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
  11. иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия, отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы.

Список литературы

Литература для учащихся:

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  Математика 4 класс, М.: Просвещение, 2007
  2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Внетабличное умножение и деление: 3 – 4  классы. – М.: Астрель, 2010
  3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 примеров по математике: На порядок действий: 4 класс. – М.: Астрель, 2010

Пособия для учителя:

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  Математика 4 класс, М.: Просвещение, 2007
  2. Дмитриева О. И. и др.  Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО,2007
  3. Рудницкая В. Н. Тесты по математике: 4 класс: К учебнику М. И. Моро, 2009
  4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 примеров по математике: На порядок действий: 4 класс. – М.: Астрель, 2009



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной учебной программы и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и по учебно-методическому комплекту «Школа России».

На изучение отводится 2 часа в неделю (из них 1 час в  2 недели внеклассное чтение).

Таким образом, всего 68 часов, из них:

литературное чтение – 56часов;

внеклассное чтение – 12 часов.

Курс обеспечен учебником Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  «Родная речь» в двух частях, 4 класс, Просвещение.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: овладеть навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, формировать читательского кругозора, совершенствовать всех видов речевой деятельности, развивать художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Важнейшими задачами программы по литературному чтению в 4 классе являются:

  1. формирование прочных навыков беглого, осознанного чтения, выразительного и правильного, развитие речи и умение работать с текстом;
  2. развитие устойчивого  интереса  к  чтению, как  основе для получения всестороннего образования;
  3. воспитание социально развитого читателя, способного к пониманию содержания  идеи произведения, его жанра, поступков и мотивов поведения героев, умеющего давать оценку прочитанному;
  4. способность к пониманию позиции автора, иметь представление о языке художественного произведения, его изобразительных средствах;
  5. знакомство учащихся с произведениями устного народного творчества, русских  писателей, произведениями классической и современной русской и зарубежной литературы;
  6. формирование навыков различного вида пересказа, составление плана, характеристики героев;
  7. формирование читательского  кругозора и приобретение опыта самостоятельной  читательской деятельности;
  8.  совершенствование  всех  видов  речевой деятельности. 

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе внеклассное чтение

1

Былины. Летописи. Жития

6

1

2

Чудесный мир классики  

12

2

3

Поэтическая тетрадь

4

1

4

Литературные сказки

10

2

5

Делу время –потехе час

4

6

Страна детства

3

1

7

Поэтическая тетрадь

2

8

Природа и мы

8

2

9

Поэтическая тетрадь. Тихая моя родина

5

1

10

Страна «Фантазия»

2

11

Зарубежная литература

12

2

Всего

68

12



Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса обучающиеся должны иметь представление:

о различии фольклорного и литературного  произведения;

о фольклорных и литературных жанрах.

Обучающиеся должны уметь:

определять тему и основную мысль произведения;

составлять разные виды плана;

различать сказку и рассказ, сказку народную  и литературную;

овладеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

составлять план к прочитанному;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произ ведения.

Литература для учащихся:

  1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В.,Горецкий В.Г. Литературное чтение 4 класс (1 и 2 часть), М.: Просвещение, 2009

Пособия для учителя:

  1. Горовая В. И., Дробот Н. И., Кулагина Л. И, Лаврентьева Т. К. Конспекты уроков по внеклассному чтению: 1 – 4 классы. М.: ВЛАДОС, 2008
  2. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение: 4 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2007
  3. Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010
  4. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2008



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной учебной программы и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования, по учебно-методическому комплекту «Школа России» (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.). В соответствии с базисным учебным планом предмету «Изобразительное искусство» выделяется в неделю 1 час, в год 34 часа.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Целью преподавания предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Составной частью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника. Эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество - самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.

Основные задачи предмета:

  1. организация и систематическое развитие художественно творческой деятельности школьников;
  2. овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
  3. развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
  4. повышение уровня художественной образованности школьников — расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
  5. воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников.

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить: начальные сведения о средствах выразительности и эмоциональном воздействии рисунка; основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра; простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.; начальные сведения о светотени,, о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения; деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов;   изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве

В основу программы положены:

  1. тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического
    воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  2. единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием
    способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в
    искусстве;
  3. яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением
    самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и
    систематизации картин, отвечающих принципу доступности
  4. система межпредметных  связей  (чтение,  русский  язык,  музыка,  труд,  окружающий  мир),  что  позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  5. направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного
    отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь,

фломастеры, цветные мелки, кисть др. Содержание рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

 Рабочей программой по изобразительному искусству в 4 классе предусмотрены три основных вида    художественной

деятельности:

  1. деятельность (рисование с натуры и рисование на темы - живопись, графика)
  2. декоративно-прикладная деятельность   (декоративная работа - орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн)
  3. художественно-конструктивная деятельность   (бумагопластика, лепка, архитектура)

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

В мире изобразительного искусства

12

2

Мы любим смотреть картины и рисовать

22

Всего

34


Требования к уровню подготовки учащихся,  оканчивающих 4 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать и понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремёсел России;

ведущие художественные музеи России.


Уметь:

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);  в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыке;

Список литературы

Литература для учащихся:

1.Учебник В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» 3-4 класс (1и2часть). Москва «Дрофа»

2007 год

Пособия для учителя:

1. Е.В. Алексеева «Поурочные планы» Волгоград «Учитель АСТ» 2007 год;

2. С.И.Доля «Поурочные планы» по программе В.С. Кузина. Волгоград «Учитель» 2008 год:

3. Учебник В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» 3-4 класс (1и2часть). Москва «Дрофа»

2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...


 

Комментарии

Зиннатова Лейсан Фаляхетдиновна

Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.