Конспект урока по теме "Торговля"
план-конспект по теме

Арбузова Ольга Анатольевна

Урок включает элементы игры "Аукцион"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_om_torgovlya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель экономики

Ульяновская СОШ

Арбузова Ольга Анатольевна

Конспект

открытого урока

по теме: «Организационные формы торговли» ( 2 часа)

Урок 1

 Тип урока: Сообщение новых знаний

Цель урока: определение основных организационных форм торговли и приобретение первичных навыков участника аукциона.

Задачи урока:

           Познавательные:

                     1. познакомить учащихся с разными формами организационной торговли;

                     2. научить различать оптовые и розничные, специализированные и           универсальные магазины ;

                     3. рассмотреть основные отличия таких форм торговли как: ярмарка, аукцион, биржа.

          Развивающие:

                     1. развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;

                    2. развивать практические умения при осуществлении торговых операций на примере игровых моментов «Аукцион» и «Язык биржи» .

           Воспитательные:

                    1. формировать представления о роли и значении торговли и её организационных форм в жизни каждого человека и общества в целом;

                   2. воспитывать доброжелательность в общении с одноклассниками, уважение к старшим;

                   3. воспитывать уважительное и понимающее отношение к мнению и поступкам других людей в различных жизненных ситуациях.

Основные понятия:

                1. торговля;

                2. магазин (оптовый и розничный, специализированный и универсальный, самообслуживания, фирменный);

                3. биржа (товарная и фондовая, труда);

                4. аукцион;

                5. ярмарка.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал («язык биржи», бланки «лицевой счет», номера участников), наглядное пособие «Лицевой счет», молоток аукциониста, тетради «Экономика 6 класс», рабочие тетради, схема «Организационные формы торговли»

План урока:

1. Организационный момент. Цели и задачи урока.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Объявление темы.

4. Объяснение нового материала

           4.1. ОК «Организационные формы торговли»

           4.2. Магазин: - розничный и оптовый;

                                   -  специализированный и универсальный;

                                   - самообслуживания;

                                   - фирменный.

           4.3. Биржа: - товарная;

                               - фондовая;

                               - биржа труда.

           4.4. Ярмарка

           4.5. Аукцион (игра)

                              4.5.1. знакомство с правилами

                              4.5.2. игра

                                        - открытый лот;

                                        - закрытый лот.

                             4.5.3. подведение итогов игры.

5. Вывод. Итоги урока. Оценки.

6. Домашнее задание: Урок 21-22, стр. 119-122 задание 1-3.

7. Окончание урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

    Цели и задачи урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.  

--Какое ключевое слово  прошлого урока нам потребуется на этом занятии? (Торговля)  

--Что такое торговля? 

Торговля—способ обмена результатами труда между их изготовителями и потребителями, основанный на взаимной выгоде. Иными словами—это хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров.

--А собственно, нужны ли в данном случае определения? Ведь что такое торговля—знает, наверное, каждый ребенок. Ведь где бы мы ни жили, нас окружают магазины, рынки, павильоны…

--С чего же все начиналось? (Торговля имеет древнюю и славную историю. …появились первые торговцы—купцы, для которых торговля стала основным занятием в жизни..)

3. Объявление темы урока.

--Узнав, что такое торговля по определению,   еще не дает нам права говорить , что мы знаем о торговле все. Сегодня мы постараемся войти в интересный и захватывающий мир торговли с её увлекательными формами как: магазины, биржи, ярмарки, аукционы.

--Тема урока: Организационные формы торговли (записана на доске). Запишем её в тетради.

4. Объяснение нового материала.

4.1. ОК «Организационные формы торговли»

--  А теперь, чтоб не запутаться в многообразии форм торговли,  рассмотрим опорный конспект. Он послужит нам  картой в нашем путешествии.

 

Организационные формы торговли

      1. магазин                       2.  биржа              3.   ярмарка                 4.  аукцион              

розничный                               товарная

оптовый                                 фондовая

специализированный                       валютная

универсальный                       труда                         5. торговля по каталогам 

самообслуживания

фирменный                                                                6.  торговые автоматы

                   

4.2. Магазин

--Рынок и магазин являются классическими формами торговли, т.е. с ними мы встречаемся ежедневно и каждый. В магазине продавец и покупатель встречаются непосредственно, лицом к лицу. Товары и деньги переходят из рук в руки в прямом смысле этого слова.

--А теперь разберемся в разновидностях современных магазинов. Помогайте мне находить особенности и отличия:

 Розничный магазин-купля-продажа товаров поштучно или в небольшом количестве; розничная торговля замыкает цепь движения товара от производителя к потребителю.

С розничными магазинами мы встречаемся чаще всего и покупателями в них вы уже, наверняка, были не раз.  

Оптовый магазин-  осуществляет куплю-продажу крупными партиями. Как правило, оптом осуществляют закупки снабженческо-сбытовые и посреднические организации с целью последующей перепродажи. Это выгодно, так как при оптовой закупке ниже цена, удобней и дешевле транспортировка товара.

И оптовые и розничные магазины могут быть специализированными, то есть торгующими определенным товаром, или универсальными (универмаг, универсам), где торгуют буквально всем.

-- Приведите примеры таких магазинов на примере нашего родного города или близлежащих населенных пунктов. (Ответы учеников)

--Широкое распространение в последнее время получают магазины самообслуживания- предлагают широкий ассортимент товара и его полную доступность для покупателя. Здесь покупатель после самостоятельного поиска и выбора товаров оплачивает их через кассу. Знакомы ли они вам? (Да, есть у нас в городе)

--Фирменные магазины- их основывают предприятия-производители и продают в них, как правило, только свою продукцию. Это делается для того, чтобы самому предприятию непосредственно получать прибыль от продажи, а не делить её с посредниками.(Пример: «Арзамасский хлеб» )

--Почему мы делаем покупки? (ответы детей могут быть разные)

--Каждый из нас не раз бывал в роли покупателя. Что же заставляет человека делать покупки? Американские социологи делят покупательские мотивы на эмоциональные и рациональные.

Практикум

--Давайте проверим, подходят ли эти мотивы для нас. Кто согласен, дайте мне знать поднятием вашей руки. И по возможности, приведите примеры.  

Эмоциональные мотивы

1. Чувство превосходства. ( Приобретая какую-то вещь, многие люди хотят выделиться, хотят, чтобы они нравились, чтобы ими восхищались.)

2. Желание отличиться от других. (Оно толкает людей на приобретение супермодных, оригинальных, а иногда и экстравагантных вещей.)

3. Чувство комфорта.(Потребители постоянно стремятся приобрести что-то для облегчения своей жизни.)

4. Чувство страха. (В человеке живет невольный страх перед болезнями, несчастными случаями, покушениями преступников и т. п. Этот страх—достаточно мощный стимул для приобретения целого ряда товаров и услуг (лекарство, оружие, дверные запоры, страховые полисы и пр.))

5. Развлечение. (Желание стряхнуть с себя рутину, избавиться от монотонного образа жизни свойственно почти всем людям, которые пользуются услугами шоу-бизнеса, туристского бизнеса и пр.)

6. Подражание. ( Наряду с желанием выделиться в каждом человеке есть неосознанное желание подражать кумирам, популярным людям. Это часто используется в рекламе, где снимаются кинозвезды, знаменитые спортсмены и другие известные люди.)

7. Благосостояние семьи. (Многие люди ориентируются на семейные ценности, т.е. на то, что нужно не лично им, а всей семье в целом: мебель, садовый участок, книги для образования детей и пр.)

Рациональные мотивы

1. Экономия. (Если товар продается со скидкой или просто дешевле, чем у соседей,--это весомый фактор для его приобретения.)

2. Качество. (Многие люди согласны переплатить, лишь бы быть уверенными в собственной безопасности и безопасности того товара, который они выбрали.)

--Подведем итоги (Делается вывод: Покупки зачастую совершаются не по рациональным мотивам, а, как показала предыдущая работа, по эмоциональному признаку, зачастую под воздействием сиюминутного желания).

4.3. Биржа.

--Существуют и немагазинные способы торговли. Посмотрите на наш ОК. Это, например, биржа. Слово вам уже знакомое. Давайте выясним, что означает биржевой способ торговли. (Выслушать мнение учеников)

--Верно. Биржа—это организованно оформленный и регулярно функционирующий рынок; при котором продавец и покупатель не встречаются друг с другом, а общаются через посредника. Покупатель даже не видит товар. Здесь заключаются сделки и подписываю договоры на покупку-продажу через биржевых посредников—брокеров.

На бирже товар приобретается крупными партиями (оптом). При этом товары на биржу не привозятся, а продаются по стандартам или образцам, т. е. эти товары имеют постоянные характеристики.

--Если на бирже торгуют кофе, пшеницей, нефтью, сахаром, чаем и другими товарами, то она называется товарной. Если продаются-покупаются ценные бумаги (например, акции и облигации), то это фондовая биржа. Если осуществляются операции с иностранной валютой—это валютная биржа. Но, а если распределяются свободные трудовые ресурсы, то это…биржа труда.

--Какие из этих видов бирж присутствуют на территории нашего района? (Биржа труда или Служба занятости населения)

--Основное предназначение биржы—обеспечение максимально удобных условий профессиональным торговым посредникам—брокерам. Для передачи информации на  бирже брокеры используют особый язык—язык жестов.

--Я вам сейчас покажу несколько жестов, попытайтесь расшифровать их.

Игровой момент «Язык жестов» (Учитель показывает несколько жестов на языке биржи, дети определяют, что они означают, используя подсказку, см. ниже)

4.4. Ярмарка

--Еще один способ торговли, это ярмарка. Ярмарка—периодически организуемая в определенном месте торговля. В отличие от бирж на ярмарке продавец и покупатель встречаются без посредника, а цена на товар формируется в процессе непосредственного торга. На ярмарке товар продается как оптом, так и в розницу. Если товар невозможно показать, оформляется образец в виде проспекта или макета. На ярмарке заключаются контракты, и проводится продажа вооружения, книг, медицинской техники, автомобилей, средств связи, речных и морских судов, станков, изделий косметики, продовольственных товаров.  Кроме торговли большое внимание на ярмарке уделяется культурным мероприятиям. Очень часто по телевидению можно увидеть репортажи с международных ярмарок, где Россия тоже представляет свои товары.

--Дома , одним из заданий будет подбор материала для сообщения о Нижегородской ярмарке.

4.5. Аукцион

--Существует еще один способ торговли  особо ценными товарами, когда желающих купить такой товар очень много, и в результате происходит своеобразное соревнование за право покупки. Это—аукцион. На нем покупает товар тот, кто может заплатить за него самую высокую цену. Продает товар покупателям на аукционе специальный человек—аукционист. Он или показывает товар, выставленный на продажу, или дает его описание и характеристику. Процесс купли-продажи на аукционе называется торгом.

--Мы сейчас попробуем себя в роли участников аукциона. Я—аукционист, вы покупатели.

4.5.1. Знакомство с правилами игры.

  1. Все участники перед началом аукциона получают беспроцентный  кредит в размере 100 монет.
  2. В конце игры  все, взявшие кредит, возвращают его в размере 100 монет. 
  3. Каждый участник получает свой номер (находится на парте заранее).
  4. На аукционе продается особый товар—экономические вопросы. Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.
  5. Каждый участник оформляет и ведет лицевой счет.

ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ

Участник_____________________________________________________________________

№  п/п

Приход, м.

Расход, м.

Остаток, м.

  1. Аудитории задается вопрос. Право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
  2. Первоначальная стартовая цена каждого вопроса 10 монет, а торговый ход—5 монет.
  3. Называя цену, участник поднимает и показывает аукционисту номер.
  4. Названная сумма снимается со счета, а вознаграждение зачисляется на счет участника.
  5. Вопрос, на который получен неверный ответ, снимается с торгов и может быть выставлен для повторной продажи в конце тура. Деньги, уплаченные за вопрос, участнику не возвращаются.
  6. Победителем аукциона будет тот участник, у которого на счету по окончании игры окажется наибольшее количество монет.

4.5.2. Игра «Аукцион»

1 ТУР

ОТКРЫТЫЙ ЛОТ—конкретный вопрос

ВОПРОС

Вознаграждение, монеты

Правильный ответ

1. Всеобщий эквивалент всех товаров, универсальное средство обмена.

2. Денежная единица России.

3. Деятельность по купле-продаже товаров.

4. Обмен без денег, торговля в виде натурального обмена.

5. Купля-продажа товаров крупными партиями.

6. Участник торговли, предоставляющий товар на рынок.

7. Продукт, удовлетворяющий какую-то человеческую потребность и произведенный для продажи или обмена.

8. Денежное выражение стоимости товара.

9. Форма торговли, при которой покупателем является тот, кто называет самую большую цену.

10. Классическое место встречи продавца и покупателя, где возможен торг.

100

120

120

130

140

150

160

170

180

200

Деньги

Рубль

Торговля

Бартер

Опт

Продавец

Товар

Цена

Аукцион

Рынок

2 ТУР

ЗАКРЫТЫЙ ЛОТ—неизвестный вопрос

--Усложним игру. Теперь вам будут предлагаться вопросы, текст которых вы услышите только тогда, когда приобретете право на его ответ, т. е. купите его. Это риск, но и вознаграждение в этом случае выше.

ВОПРОС

Вознаграждение, монеты

Правильный ответ

1. Потребитель товаров и услуг на рынке.

2. Способ торговли, при котором продавец и покупатель не встречаются друг с другом, а общаются через посредников.

3. Магазин, в котором продаются небольшие количества или отдельные единицы, т. е. штуки товара.

4. Разговорное название денежной единицы США, доллара.

5. Первые профессиональные торговцы на Руси.

6. Посредник, при помощи которого общаются продавец и покупатель на бирже.

7. Разновидность магазина, где можно купить практически все.

8. Магазин, в котором продают компьютеры, аудио- и видеоаппаратуру, называется…

250

270

280

290

300

320

330

340

Покупатель

Биржа

Розничный магазин

«Бакс»

Купцы

Брокер

Универсальный магазин

Специализированный магазин

4.5.3. Подведение итогов игры.

  1. «5» получает набравший больше всех монет + % за удачу в виде выгоды, оценивающейся оценкой «5» (итого две пятерки).
  2. Оценкой «5» оцениваются те, кто является в первой пятерке к лидеру по количеству монет;
  3. «4» получает тот ученик, который по итогам игры имеет положительный баланс;
  4. остальные участники получают благодарность и пожелание удачи в дальнейшем

(можно дать карточки активности, которые будут учтены на последующих уроках)

5. Подведение итогов урока. Оценки.

-- Давайте обобщим основные моменты нашего урока еще раз, взглянув на опорный конспект.

--Основными формами торговли являются следующие…(Отвечают дети с опорой на ОК)

Примечание: если останется время можно напомнить ребятам, что есть еще такие формы торговли как торговля по каталогу и торговые автоматы.

6. Домашнее задание

--На дом : материал рабочей тетради Урок 21-22 стр.119-122, задания 1-3.

Задание 1. Подбор материала о Нижегородской ярмарке по плану, данному в тетради, стр.121.

Задание 2. Направлено на то, как вы усвоили сегодняшний материал. Это задание представлено в виде схемы, которую вам нужно будет заполнить. Поможет вам в этом наш ОК.

Задание 3. Заполнить таблицу, распределив разные виды товаров по графам, исходя из того, где эти товары могут продаваться. И дополните список своими товарами.

7. Окончание урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...