Моя педагогическая философия
статья по теме

Арбузова Ольга Анатольевна

Сказка о том как я стала учителем...:-)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

 Кого Боги хотят покарать,

Того они делают педагогом.

Сенека

        Начав свое  повествование со столь краткого и емкого высказывания, я хочу разобраться в том, прав ли был римский философ и поэт Сенека, говоря о том, что быть педагогом—это кара (наказание). А может это вовсе и не так?! Как часто мы задаем себе вопрос: «Кто такой учитель, воспитатель, педагог?»-- и как часто, казалось бы, зная ответ, не находим его. Кто же он, этот загадочный и многоликий педагог???

        Рассуждать можно долго и томно, рассматривая все стороны жизни как всего общества, так и самого педагога. Но я точно знаю, что к единому однозначному выводу и определению мы не придем. И мне видится такое сравнение: «Педагог-это автор «книги жизни», по которой, листая страницу за страницей, читатель-ученик строит свою жизнь, беря по кирпичику из жизни самого педагога».

        Как же быть, как поспорить с известным и маститым философом и доказать, что он не прав. Может, эта самая кара—есть не что иное как дар божий, которым он награждает исключительно педагога? На примере своей жизни и деятельности я попробую разобраться, что значит быть учителем.

Педагог-ребенок

Не красен день без солнышка,

Не мила жизнь без малых детей.

Русская пословица

Существует такая легенда.

        …Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он Высоких Духов и сказал: « Люди потеряли свой путь. Как быть?». Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой--послать манну небесную, третий-воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя». Послал Бог учителей на Землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя.

        Не знала моя мама, не знал и папа,-- никто из моей большой семьи не предполагал тогда, что родилась у них будущий и первый в родне—учитель! Не могу назвать себя ангелом, но стремление стать учителем для меня стало первой и главной мечтой. Все мои игры были связаны со школой. Это и проверка тетрадей, и заполнение журнала, и первые попытки объяснить новое своим ученикам: сначала куклам и другим игрушкам, а затем и друзьям по двору. Я стала маленьким учителем своего детства. Разве это наказание?!

Педагог-ученик

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д. Писарев

        Учась в школе, я точно решила, кем я буду. Принять это важное и ответственное решение мне, конечно же, помогли мои первые учителя. Это были Мастера, которые стали для меня примером для подражания, моими наставниками в нелегкий период становления личности, в переломный для страны момент. Школа для меня была миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. И мои учителя смогли превратить учение в процесс развития познавательных стремлений. Я не отказалась от мечты и вступила в третий этап своей учительской жизни.

Педагог-студент

Хорошими людьми становятся больше

от упражнения, чем от природы.

Демокрит

        Когда после школы я сказала родителям, что собираюсь учиться в Лукояновском педагогическом училище ( в настоящее время Лукояновский  

педагогический колледж), они не были шокированы и не пытались меня отговорить. Годы учебы пролетели для меня очень быстро, так как все было интересно. Это было время упражнений и приобретения первого педагогического опыта. В училище я окончательно убедилась, что педагогическая профессия—это мой путь, и я с него не сверну. Я поняла, что нужно уверенно шагать по этому пути, познавать новое, развиваться и дарить детям свои знания, умения.

Педагог-педагог

Уча других, мы учимся сами.

Сенека 

         По-разному приходят в школу учителя и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза—всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Сложности другого характера создает окружающая обстановка, сама жизнь.

Для меня школа—это творческая мастерская, ведь её социально-психологический микроклимат создает условия для самореализации личности. Моя школа для ребенка—это второй дом, где он проводит большую часть своего времени. Это мир, в котором он живет и, как губка, впитывает весь уклад и традиции. И это от меня зависит, полюбит ребенок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать её или возненавидит навсегда.

        Наше призвание—открывать мир, и в этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга: если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберемся вместе». Когда это чувствуешь, становится легко и свободно. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука—не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.

        Главное в работе--не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Нужно быть не только наставником, но и другом.

        Какие бы проблемы не были у меня дома, стоит мне перешагнуть через порог школы, как я забываю о них. И нет для учителя большего счастья, чем видеть глаза детей, которые загораются при виде тебя. А глаза детей говорят о многом…Ты готова свернуть горы, отбросить свое плохое настроение и идти вперед, дарить ученику радость познания и помочь ему поверить в себя. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинять вред другим, в нем проснется желание поделиться своими чувствами с другими, стремление совершенствоваться и познавать все больше и больше.

        Свою точку зрения ученикам не навязываю. Собственные оценки зачастую стараюсь прятать в тень: я что, а вот послушайте, что говорит нам гений, что говорит искусство! Таким образом, я только скромный посредник. И как трудно порой соединить в себе опыт человечества, который нужно передать ученикам, и смелость новатора! Как при этом научить всех? Всех: очень способных и не очень, усердных и ленивых, холериков и меланхоликов.

 Вот уже 12 лет, как я работаю в школе. Анализируя свою работу, понимаю, что, с одной стороны, знаю достаточно, а с другой—практически ничего. Еще многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.

В завершение, я хочу добавить следующие слова:

«Я учитель. Я вспоминаю слова В.А.Сухомлинского и разделяю их: «Для педагога имеет исключительно большое значение моральное право учить… Легче всего судить об отсутствии этого права в тех случаях, когда поступки, поведение учителя вступают в противоречие с теми истинами, которые он стремится внушить своим питомцам». «Учитель творит человека. Эти же слова можно сказать только о матери и отце». Так будем же любить свой народ, свой город, свою природу, свою историю и культуру, свою семью и своих родных.

Возвращаясь к словам  Сенеки: «Кого Боги хотят покарать, того они делают педагогом», я противопоставлю им другое утверждение: «Уча других, мы учимся сами». И я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души детям. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным экономистом, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым человеком. И очень надеюсь: среди них будут и учителя! Ведь учитель--это не кара, это—дар божий!»

Творческая работа

«МОЯ ПЕДАГОГИКА»

учителя Ульяновской средней общеобразовательной школы

Арбузовой  Ольги Анатольевны

Лукоянов 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....