Экологический КВН
методическая разработка по теме

Давыдова Марина Григорьевна

состязание ребят в знаниях о богатстве и разнообразии нашей природы, животного и растительного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekspert.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический КВН

Цели: 

1.     активизация познавательной деятельности,

2.     формирование широких познавательных интересов у школьников,

3.     выявление эрудитов среди учащихся.

 Задачи: 

1.     обобщить и углубить знания учащихся по экологии

2.     расширить знания воспитанников о экологических терминах;

3.     развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес  

Звучит музыка.

Выходят команды

Ведущий:

Мы рады приветствовать вас на экологическом КВНе.

Все, кто хочет состязаться в знаниях о богатстве и разнообразии нашей природы, животного и  растительного мира. В состязании примут участие две команды “Вобла» и “SOS” (приветствуем команды).

Но мало только  любить  природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она была еще краше и богаче. В игре, участникам понадобиться любознательность, фантазия, знания о природе и умение работать в команде. Оценивать ваши ответы будет уважаемое жюри (представление жюри).

Итак, команды к бою! По традиции в начале игры команды должны поприветствовать друг друга.

1-й конкурс “Представление” команды.

1 – команда «Вобла»

Девиз:

Как здесь много эрудитов,

Негде яблоку упасть,

Трудно будет победить нам,

Не ударим лицом в грязь.

Соперникам:

Синенький скромный платочек,

Дарим на память мы вам,

Вы не ревите, слезы утрите,

Коль проиграете нам.

Приветствие для жюри:

Мы справедливых ждем решений,

Единство взглядов, мыслей, мнений,

Взгляните зорче в наши лица,

Мы – всех мелей, умней и краше!

2 команда «SOS».

Девиз:

Мы хотим ввязаться в бой,

Вот и вышли к вам гурьбой,

Говорим чуть невпопад,

Только нет путей назад.

Соперникам:

Соперники, соперницы,

Приветствуем мы вас

Хотите будьте первыми,

Но только после нас!

Приветствие жюри:

Очи черные, очи жгучие,

О жюри, жюри, о могучие!

Пожалейте нас, в этот трудный час,

Выступаем мы в первый раз!

2 - й конкурс: Расшифруй название команды.

Команда №1 «Вобла»

Мы приняли « Воблу» в буквальном смысле,

А не в каком ни будь инакомыслии,

И этой рыбешке мы посвящаем Оду,

И нам, и вам, и всем в угоду.

                        Ода о Вобле.

В те давние, далекие года

Была ты королевой бала.

Теперь ты экспонатом стала,

В небытие уходишь навсегда.

Тебя едали часто, много, вкусно,

С картошечкой, пивком, с капустой,

От голода простой народ спасала,

И вот теперь, тебя почти не стало.

Чтоб не показывать тебя в музеях,

Как динозавров, вымерших зверей,

Тебя мы сохранить сумеем.

На радость бытия людей.

Спасем оставшихся – создание

Природы – матушки своей,

Чтоб не ушла она в преданье,

Была кумиром для людей!

Вторая команда: SOS.

SOS- краткое – спасите души,

Природа всем кричит давно.

Закрыть глаза, заткнуть бы уши,

И выжить – так не суждено…

Будем бить тревогу вместе,

Потому что все в ответе,

Как нам в новом веке жить,

Как природу сохранить!

3-й конкурс “РАЗМИНКА”

Что такое экология? ( Наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

Кто ввел термин «экология»?

( в 1866 году этот термин ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Он считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование.

Что такое заповедник и зачем нужны заповедники?

Ответ. Заповедники – это охраняемые территории, которые запрещено использовать в хозяйственной деятельности человека, охота и рыболовство также запрещены полностью.

Какие заповедники нашей республики вы знаете? ( Азас, Убсунурская котловина) слайд.

Команды рассказывают о законах.

Закон РСФСР “Об покровительстве окружающей среды”.

Настоящий Закон призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и гарантии экологической безопасности на области Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

ст.81. “За экологические   правонарушения, т.е. виновные,  противоправные деяния,  нарушающие природоохранительное  законодательство  и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную или уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность...

Федеральный Закон “О животном мире”

Данный Закон регулирует отношения в места защиты и употребления животного мира, а вдобавок в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях гарантии биологического разнообразия, стабильного употребления всех его компонентов, создания условий для стабильного существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и другой покровительства животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Лесной Кодекс

ст.2. ”Лесное законодательство  РФ направлено на гарантия правильного и неистощимого употребления лесов, их защиту, охрану и воспроизводство,  исходя из принципов постоянного управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, поднятия экологического и ресурсного потенциала лесов”.

Водный Кодекс

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в места употребления и защиты водных объектов в целях залога прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, поддержания оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения либо ликвидации вредного влияния вод, а к тому же сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Чем опасно уменьшение площади лесов на планете?

Ответ. Уменьшение площади лесов на планете приводит к повышению концентрации углекислого газа и уменьшению концентрации кислорода в атмосфере Земли.

Что является источником антропогенного метана? Какое влияние он оказывает на атмосферу Земли?

(  источником являются рисовые поля, животноводческие фермы, угольные шахты и мусорные свалки. Антропогенный метан, поглощая инфракрасные излучения земной поверхности усиливает парниковый эффект.)

Что такое парниковый эффект?

Расширяющееся производство риса в Китае и Юго-Восточной Азии привело в действие новый антропогенный фактор – увеличение поступления метана в атмосферу. Увеличение поступления метана в теплых районах за счет рисосеяния и углекислого газа за счет сжигания лесов под пастбища на севере впервые привело к появлению парникового эффекта на нашей планете. Проблема, со всей остротой вставшая перед человечеством в последней трети XX в., на самом деле возникла на несколько тысячелетий ранее.

Выброс каких продуктов сгорания  производят теплоэнергостанции, работающие на каменном угле? Как они влияют на атмосферу?  

Слайд.

( продуктами сгорания являются СО2, СО, SO2, зола  и т. д. они усиливают парниковый эффект.)

  Шуточные вопросы:

1. Каким гребнем не расчёсывают голову? (Петушиным)

 2. Петух снёс яйцо, кому достанется оно? (Петухи не несутся)

 3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

 4. Как сорвать лист с ветки, чтобы не спугнуть птицу? (Подождать когда птица улетит)

 5. Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвёртый)

 6. Какой город носит название птицы? (Орел)

 7. Отчего гусь плавает? (От берега)

 8. Почему птицы летают? (По воздуху)

 9. почему утка плавает? (По воде)

 10. Сколько нужно взять букв «А», чтобы получить птицу? (Сорок – А)

 11. На какое дерево ворона садится после дождя? (На мокрое)

 12. Отчего петух, когда поёт, закрывает глаза? (Хочет показать, что знает песню наизусть)

Ведущий: Современный человек стал жить совсем по другим законам и правилам. Поэтому везде, где бы он не появился, его сопровождает мусор, который уже не нужен не только самому человеку, но и не может быть использован никакими другими организмами. Правда, можно попробовать использовать мусор еще в каких-либо целях. Тогда мусор перестанет быть мусором и снова станет полезной вещью.

4-й конкурс “ШЕДЕВР”

Каждая команда получает материал.

В задачу команды входит за определенное время, использовав все предложенные материалы, создать какой-либо мини-"шедевр": "шедевр" должен быть шедевром, т.е. чем-то ярким, запоминающимся и интересным (оценивает жюри)

Конкурс « Все растения важны, все растения нужны»

 - Любимая травка кошек? ( валерьяна)

- Что ей лечат? (Нервную систему , сердца)

- Назовите растение, сок которого помогает избавиться от бородавок? (чистотел)

- Назовите растение,  у которых лекарственными считаются плоды? ( смородина, малина, шиповник)

(рассказ о лекарственный растений. Легенды об одуванчике, кедре).

Легенда о кедре

Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром.

Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь.

Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило чей-то стон.

Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом.

Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять.

- Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера? - удивленно заметил молодой кедр.  - Я упал бы еще вчера, - ответил старый кедр, - но подо мной пег спать уставший человек.

Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.

Одуванчик

      О происхождении одуванчика существует поэтическая легенда.

 В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала:

Нежна моя любовь к тебе,

Как солнца первый луч,

Но манит ввысь небес простор,

И зов его могуч.

 Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы.

Конкурс «природное равновесие»

 «Игровые паузы».

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 1

Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).

Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).

ИГРОВАЯ ПАУЗА № 2 “ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ”

На греческий - “учение о жилище” (экология).

На латинский - “восстановление” (регенерация).

На латинский - “окраска” (пигмент).

На латинский - “помесь” (гибрид).

На латинский - “народ, население” (популяция).

На греческий - “совместная жизнь” (симбиоз).

На греческий - “учение о животных” (зоология).

На греческий - “сам питаюсь” (автотроф).

На греческий - “слово (учение) о жизни” (биология).

На латинский - “уничтожение, народ” (депопуляция)

Конкурс « животные, птицы леса».

Птицы:

1. Птица,  питающаяся только падалью? (Сип)

 2. Какая ночная птица не вьёт гнезда?  (Козодой)

 3. Какая птица бегает в поисках  корма по дну реки? (Оляпка)

 4. У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)

 5. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок)

 6. Какая птица не садится не на воду, не на дерево? (Стриж)

 7. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)

 8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

(сообщение о вымерших птицах).

Животные

1. Животные эти необыкновенные. За ними «числятся» рекорды ныряния, битвы с гигантами спрутами, глотание людей. (Кашалот)

 2. Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверёк похож на гордо подтянутого командира. (Суслик)

 3. Мчится  «птица-зверь» – не видно, как земля касается, скорость – 50 км/час. Длинный хвост его как руль, помогает на скаку менять направление. Кто это? (Тушканчик)

4. Название они получили от того, что их мясо похоже на поросёнка, а завезены они были «из-за моря». (Морские свинки)

5. Его оружие – иглы. Зверь оглушительно гремит ими, угрожая противнику, может в коротком беге вонзить их  в тело врага. (Дикобраз)

6. Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто. (Белка)

 7. Спор о положении этого зверька в животном мире длился около ста лет. Кто он: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью? (Утконос)

Конкурс: Пойми меня

Воспитатель: Пока жюри подводит итоги прошедших конкурсов, давайте ребята подумаем вместе, какие же серьезные экологические проблемы встали перед человечеством в настоящее время.

Вопрос всем участникам: назовите глобальные экологические проблемы, которые предстоит решать человечеству.

В ходе обсуждения все вместе мы пришли к выводу, что в настоящее время человечество стоит перед необходимостью решения следующих экологических проблем:

 антропогенное загрязнение окружающей среды, проблема парникового эффекта, проблема разрушения озонового слоя Земли, проблема сохранения биологического разнообразия на планете.

Кроссворд.

« Домашнее задание»

Показ экологической сказки.

Пока жюри подводит итоги нашего конкурса, давайте отгадаем веселые загадки!

 Растение видное, а прозвище - обидное.

Ответ. Лопух.

 Кто весь век в воде живет, а самой воды не пьет:

 Ни озерной, ни речной, ни какой-нибудь другой?

Ответ. Рыба.

В добротной избушке старушка живет.

 Порой на прогулку Тихонько идет.

 То в зарослях бродит, то выйдет к воде,

 Хотя не выходит из дома нигде.

Ответ. Черепаха.

 В дверь вошло животное, до того голодное:

 Съело веник и метлу, съело коврик на полу,

 Занавески на окне, и картину на стене,

 Со стола слизнуло справку и опять пошло на грядку.

Ответ. Коза.

Сел Егор между гор.

 Говорит: «А ну-ка, горы, молодца везите в город!»

Ответ. Верблюд.

 Неразлучный круг подруг тянет к солнцу сотни рук.

 А в руках – душистый груз разных бус на разный вкус.

Ответ. Сад.

Носил мальчик зеленый кафтанчик,

 Стал паном – обзавелся красным кафтаном.

Ответ. Помидор.

Гонит к морю ветерок сто поломанных дорог.

Ответ. Льдины.

Пришла Маланья – зажглося пламя.

 Пришел Пахом – затрясся дом.

Ответ. Гром и молния.

Ведущий. Спасибо всем командам! Сегодня в этом зале, на нашем празднике- конкурсе вы не только проявили свои актерские, режиссерские, творческие способности, но и показали, что вам не безразлична судьба нашей планеты, что вы знаете и любите природу родного края и готовы охранять прекрасный мир, в котором мы все живем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педа­гогам дополнительного образования, педагогам-организа­торам, учителям экологии, биологии, воспитателям детс­кого сада, занимающихся ...

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...