"Моя педагогическая философия". Эссе
материал по теме

Размышления на тему " Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_na_temu.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

 «Моя педагогическая философия»

Точка, точка, запятая…

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик –

Получился человечек.

Что увидят эти точки,

Что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе,

Мы его нарисовали –

Только и всего…

           (Из детской песенки)

  Только и всего? Если бы всё было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог – тот же художник. Только в отличие от художника, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мёртвое полотно, а на живую, трепетную душу, а его творение – сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в созидании истории, а через руки педагога проходят тысячи судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих учеников учитель соприкасается с вечностью.

  Какими же я хочу их видеть, своих учеников? Я не случайно выбрала эпиграфом к своим размышлениям эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя впрочем, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней, на мой взгляд, даётся прекрасный ответ на  вопрос: «просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым…»  Только и всего.

  Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, чересчур прагматичное время сохранить в ребёнке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?

  Первоклашки приходят ко мне похожими на этого человечка из песенки. Они ещё наивны и неопытны, но они готовы, как губка, впитывать всё новое.  Прекрасно об этом сказал В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

  Я  попытаюсь показать, к чему я, собственно, стремлюсь, чего хочу достичь. Именно это я считаю своей  педагогической философией.

   Давайте представим себе человечка в виде импровизированного кроссворда и попытаемся  заполнить его буквами, о которых так образно говорил Гюго. Итак, первое, что мне необходимо, - научить его мыслить.  Запишу в

                          первую строку слово мышление. Говоря о мышлении, я,  

                          конечно, имею в виду и развитие способностей мыслить

нестандартно,  решать нетрадиционные задачи, значит

                          должна научить детей обосновывать свои выводы, заложить                         начала              начала абстрактного мышления. Запишу в следующую строку

 логика.

                          А в следующую строчку хотелось бы записать слово чувства: 

                          это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрас-

                          ного,  и сочувствие, и сострадание.

                          Конечно же, в младших классах я должна сформировать у детей и определённые навыки: это и навыки учебной деятельности, и специфически психологические навыки внимания, памяти, личностного общения. То есть, говоря в самом широком смысле, я должна учить детей учиться.

Перечислены ещё не все необходимые качества. Но, даже остановившись на этом, Вы, несомненно, можете  догадаться, к какому результату должна  я придти, что я хочу, прежде всего, видеть в моём воспитаннике.  Следующую часть кроссворда я оставлю для средней школы. Она добавит ребятам  опыта, самостоятельности, творчества и трудолюбия. Но за всем этим важно не растерять доброты, отзывчивости, душевной мягкости. Следовательно, впишу последней буквой нашего кроссворда «ь».

  …И вот предстаёт  личность. Я стою перед своим творением и, подобно художнику, оцениваю его. Но если художник видит перед собой окончательный, застывший результат своей работы и, неудовлетворённый им, может просто сжечь неудавшийся эскиз, то я такой возможности лишена.  И насколько ученик в дальнейшем проявит себя в жизни, настолько радоваться будет педагог. Ведь удачи ребёнка остаются жить в вечности.

 

                                              Учитель начальных классов

                                               МКОУ Коченёвской средней

                                               общеобразовательной школы №2

                                               Пинчук Татьяна Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия. (Эссе)

Моя педагогическая философия. (Эссе).  Одним из важнейших средств воспитания младшего школьника  является общение....

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»

   Февраль  2010  год. Год,  объявленный  годом  Учителя. Год,  в  котором  моя  дочь   пойдет  в  1  класс. Она...