Моя педагогическая философия. (Эссе)
методическая разработка по теме

Матвеева Анна Николаевна

Моя педагогическая философия. (Эссе).  Одним из важнейших средств воспитания младшего школьника  является общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_filosofiya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Н.Матвеева

МОУ СОШ №2 (п. Усть-Камчатск)

Моя педагогическая философия.

(Эссе)

Одним из важнейших средств воспитания младшего школьника  является общение. Общение, особенно с учителем, помогает ребенку усвоить определенные нормы и правила поведения, характер отношений. При общении с младшими школьниками многим учителям не хватает доброжелательности, любви, такта, внимания к интересам ребенка. Дети часто не ощущают психологического комфорта в общении с учителем (родителями), т.е. сфера общения становится едва ли не главным источником их эмоционального неблагополучия. С поступлением в школу происходит переход дошкольника к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими и  учителем необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребенка, научиться понимать и правильно строить свое общение с ним. Ведь школьный учитель, прежде всего, является примером для подражания. Под коммуникативным поведением понимается совокупность реализуемых в коммуникации правил и традиций общения той или иной лингвокультурной общности, группы носителей языка или отдельного индивида. Первоклассники любят и хотят общаться, хотя иногда устают от общения, чаще общаются с детьми, чем с учителем. Большинству первоклассников не хватает общения с  учителем.

Но бывает разное, и передо мной стоят вопросы: Как правильно нужно общаться с учеником? Когда правильно наказать, похвалить? Как правильно ответить на вопрос учащегося? Эти вопросы волнуют многих учителей и в том числе и меня. Вот вы, например, отдадите своего ребёнка учителю, который постоянно обижает и издевается над ним таким образом:

- ругает, говорит грубо, смеётся над ним, не улыбается, делает много замечаний.

- находит разнообразные слова для отрицательной оценки: балбес, зараза, неряха, лентяй, глупый, бессовестный, идиот, дебил, дурак.

- использует невербальные действия, а именно ставит в угол, не пускают гулять, закрывают в классе, занимается рукоприкладством.

- задаёт такие вопросы: «Чего развылся? Не надо мне здесь сопли  и нюни свои показывать? Иди домой и там показывай свои обиды? Ты зачем пришёл сюда, чтобы нервы мне трепать? Иди домой! или « Выйди отсюда, слюнтяй!»

 Но, младшим школьникам свойственны доброжелательность, открытость, непосредственность, радостное мироощущение и мировосприятие. Если я как молодой педагог в общении с ребенком буду применять командный тон, то у школьников будет формироваться негативная самооценка; авторитарный стиль отношений станет для них доминирующим в общении с окружающими.

Я всё понимаю, труд учителя сложен, но, где человеческая любовь, любовь к детям? Ведь они являются поколением будущего. Чему мы их учим, как воспитываем. Глядя на нас, они будут передавать это своим детям. Ведь больше всего дети любят общаться с добрым, веселым, красивым, молодым, интересным учителем. Детей в общении с учителем привлекает ласковая речь, улыбка, доверительное отношение к ним, вопросы о них и их делах. Они больше всего хотят быть похожими на нас, учителей, потому что мы добрые, все понимаем, хорошие друзья. С нами они чаще всего делятся своими секретами, рассказывают о своих успехах. Дети хотят слышать чаще слова одобрения, похвалы, особенно уменьшительно-ласкательные, образные, эмоциональные обращения. Детей привлекают и стандартные формы речевого этикета и благопожелания, они хотели бы слышать от взрослых слова: « спасибо», «будь любезен», «приятного и сладкого сна», «хорошей тебе учебы».

Таким образом, моя задача состоит в том, чтобы обучить  нормам поведения и общения, формировать у детей адекватное коммуникативное поведение. И достичь этой цели  мне помогают отдельные приёмы, которые будут проходить более успешно, если:

- общение будет проходить с учетом интересов и потребностей детей данного

возраста;

- проведение уроков будет включать в себя развитие коммуникативных умений

у учащихся;

- моё коммуникативное  поведение будет являться эталоном для ребенка;

- при  использовании  отрицательной оценки буду оценивать не личностные качества ребенка, так как это оскорбляет детей, а выполненные ребенком действия;

- положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет

более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера (обнять, поцеловать, погладить по голове).

Знание особенностей коммуникативного поведения младших школьников позволяет мне как учителю правильно понимать учеников, адекватно строить воспитательное воздействие, оптимально удовлетворять их коммуникативные потребности, не допускать ошибок в общении, эффективно развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей, способствуя повышению их общей культуры.

А «изюминкой» в моей деятельности стало  знаменитое «взаим»: взаим – опонимание, взаим – осотрудничество, взаим – оуважение. Именно, без этих составляющих (учитель – ученик) не возможно взаимопонимание  и тесной связи с учащимися, от которых я получаю огромное удовлетворение, когда я вижу, как они стремятся посещать школу и с очаровательной улыбкой входят в класс.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

"Моя педагогическая философия". Эссе

Размышления на тему " Моя педагогическая философия"...

Педагогическая диагностика, разработанная доктором педагогических наук, профессором Н,Ф, Виноградовой.

        Регулярные контрольные работы, срезы, итоговые работы по  предметам не дают полного результата. Мы можем увидеть конкретные ошибки, но не можем дать конкр...

педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения...