стихотворения для души
материал по теме
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
Лицей №35 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» г. Ржев, Тверская область.
Творческий конкурс педагогов негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД»,
посвящённый Году учителя.
НОМИНАЦИЯ:
«Литературное произведение»
Автор:
Туманова Надежда Павловна,
Лицей №35 ОАО «РЖД» .
г.Ржев, Московское шоссе, д.6 «А»
Никто не думал о наградах.
( Текст песни)
На пригорке, у маленькой речки,
Где поныне берёзы шумят,
Спят солдаты сном праведным, вечным, / 3 раза
Сотни юных погибших солдат.
Танки шли, и летели снаряды:
Шквал огня, грохот взрывов и дым.
Но не думал никто о наградах - /3 раза
Ни к чему это им, молодым!
Сколько их подо Ржевом скосило
Молодых, неокрепших ребят!
До сих пор неизвестны могилы, /3 раза
Неизвестные дети в них спят.
А над ними высокие травы
Скрыли пролитой крови следы,
Но никто ведь не думал о славе,/3 раза
Каждый город спасал от беды.
Стал оплотом Российской державы,
Колыбелью погибшим сынам,
Город Ржев – город Воинской славы-/3 раза
По заслугам награда дана!
Воспоминания.
В землянке душной тихо перед боем:
«Давай закурим! Доставай кисет!
Сегодня живы мы пока с тобою
И можем передать родным привет».
Лежит письмо, заветный треугольник,
А дома ждут вестей издалека.
И вспоминать об этом очень больно:
«Подвинь коптилку! Дай-ка огонька!
Ведь завтра утром может на рассвете
Шальная пуля наповал сразить!
Осталась ли махорочка в кисете?
Отсыпь немного! Дай-ка закурить!»
Пусть память воскресит минуты эти
И унесёт нас в прошлое, назад.
Достанем вновь военные кисеты
И поимённо вспомним всех ребят.
Они остались там, на поле боя,
За Родину отдали жизнь свою
И заплатили страшною ценою-
Бесстрашно пав в жестоком том бою.
И пусть теперь военные кисеты
Останутся как память о войне,
Чтоб вновь не повторить минуты эти
Ни внукам нашим, ни тебе, ни мне!
О, Волга!
Из самого сердца планеты родной
Пробился родник со святою водой.
И он обладает волшебною силой-
Ведь так начинается Волга в России.
В высокой осоке, приметный едва,
Журчит ручеёк, серебрится вода.
И пьёт его влагу густая трава.
Так было, так есть и так будет всегда!
За тысячи лет и до наших времён,
Как будто негласный написан закон:
Нести людям пользу и силу копить,
Чтоб каждый водицы мог чистой испить.
* * *
О, Волга, приду на твои берега-
Ты мать всем родная, и всем дорога.
Ты слёзы омыла и боль унесла,
От жажды, от гибели нас ты спасла.
В жару, уже долгие-долгие годы,
Приносят прохладу журчащие воды,
Чуть солнце взойдёт, и на берег реки
Приходят на утренний лов рыбаки.
Люблю разнотравье твоих берегов,
Пьянящие запахи пестрых цветов
Так радостно и с наслажденьем вдыхаю.
Я сил набираюсь, душой отдыхаю.
Гудят пароходы, в круиз отправляясь,
Машу им рукой и тепло улыбаюсь.
Ты, Волга, просторнее стала и шире,
И краше реки не найдёшь в целом мире.
* * *
Пусть годы проходят, проходят века,
Пусть долго несёт свои воды река.
Храни первозданную их чистоту,
Окрестных лугов и лесов красоту!
Пусть вечно она людям радость несёт,
Ведь каждый из нас непременно поймёт,
Что волжские воды для всех нас святые,
Что Волга-река - достоянье России!
Наказ жителям Земли
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы леса, цветы, сады росли,
Нужна всем чистая прохладная вода,
Что реки нам несут через года.
Чтоб путник жажду мог бы утолить,
Чтоб зверь водицы чистой мог испить,
Нужны ручьи нам, реки, родники -
И ты их охраняй и береги!
Ты - человек. И разум дан тебе
Не для того, чтоб мог ты только брать-
Ты должен сам сказать сейчас себе:
-Умеешь брать - умей и отдавать!
Ты научись с природой в дружбе жить!
И уж она сумеет отплатить
Тебе добром и мудростью своей.
Цветы, леса, животных пожалей!
Ты сбереги прохладу родника!
Пусть чистой станет каждая река!
Тогда и сам ты долго проживёшь
И Землю для потомков сбережёшь.
Тополиный пух.
Что за чудо? Ветер дунет
И закружит снег в июне.
Снег пушистый, словно вату,
Гонит ветер по асфальту.
Снег кружится над домами,
Вьётся, вьётся под ногами,
И ложится мне на плечи.
Словно ждал со мною встречи.
Солнце жарко припекает.
Почему же снег не тает?
Вдруг в аллее тополиной
Прошумел весёлый ливень.
И растаяли снежинки…
Дождь прибил к земле пушинки.
Осень.
Травы над Волгою шепчутся тихо:
-Вот и подкралась нежданно уже
Осень- художница, осень- портниха
Вновь посетила наш маленький Ржев.
Будто волшебною кистью взмахнула,
Яркие всполохи в листьях зажгла,
Шорохом тихим устало вздохнула,
Мягким ковром под ногами легла.
Рыжим костром загораются клёны,
Золото в косы берёзки вплели,
Дуб лишь остался, как прежде, зелёным,
Густо краснеют осины вдали.
Жаль, что не вечны осенние краски -
Смыло дождём. Вот и нет их уже!
Осень, как добрая фея из сказки,
Тихо покинула город наш Ржев.
Предназначение судьбы.
Шагает всяк своей тропою:
Кто - напрямик, кто- колеся,
А нам была дана судьбою
Совсем не лёгкая стезя.
Нам жизнь скупится на советы,
Наград не вешает на грудь,
А мы идём к добру и свету-
Мы сами выбираем путь.
За годом год приходят в школу
Испуганные первачки.
День первый радостный, весёлый,
Но всё же страшно у доски!
А мы улыбкой их согреем
И добрым словом подбодрим.
И станет на душе светлее:
Ведь мы нужны сегодня им!
Пусть осень годы прибавляет-
Мы не устанем от ходьбы.
Общенье с детством - мы считаем
Предназначением судьбы.
Любимому учителю.
В белой дымке волос твоих прядки.
Ты склонилась над школьной тетрадкой,
Уж не в сотый, в стотысячный раз
Снова входишь в притихший свой класс.
Ведь урок от заботы избавит-
Здесь терпенье и выдержка правят,
А от детских сияющих глаз
Все тревоги уходят подчас.
Для тебя школа стала семьёй.
Здесь бываешь ты и в выходной,
Здесь встречаешь и утро, и вечер-
Все заботы взвалила на плечи.
Столько силы берётся откуда?
Может школа творит это чудо!
Бог Познанья дал благословенье:
Силу, волю, стальное терпенье?
А награда тебе - благодарность
Тех, кому ты доставила радость
Год за годом учиться, расти,
Всё познать и себя обрести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...
Стихотворение А.Е. Екимцева Комары Тема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа.
Стихотворение А.Е. Екимцева КомарыТема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа....
Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.
Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...
Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"
Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...
Тема Ф.И. Тютчев стихотворение "Осень", К.Д.Бальмонт стихотворение "Осень" 2 класс
Индивидуальный лист раздаток к уроку литературного чтения.Тема Ф.И. Тютчев стихотворение "Осень", К.Д.Бальмонт стихотворение "Осень"...
Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На
В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...