Урок- сказка "Путешествие по станциям макраме"
методическая разработка по теме

Внеклассное мероприятие урок- сказка «Путешествие по станциям макраме» подводит итог работы кружка «Макраме».  Систематизирует и обобщает знания учащихся первого года обучения искусству макраме. Путешествуя по станциям,  дети  развивают  увлеченность, художественный и эстетический вкус, воображение,   творческие способности,  фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-skazka.docx378.36 КБ

Предварительный просмотр:

Макраме – это вид рукоделия, основой которого является узелок. У  младших школьников  не достаточно хорошо развита мелкая моторика рук. Считаю, что именно занятие макраме приучает учащихся работать обеими руками, не давая лениться ни одному из пальцев. Ребята  чувствуют материал и определенный ритм движений пальцев. Любое занятие, в котором участвуют все десять пальцев обеих рук, действует на организм общеукрепляющее. Занятия макраме, приносят огромную пользу:  приобщают детей к миру прекрасного, развивают  увлеченность,  художественный и эстетический вкус, воображение,   творческие способности,  фантазию, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывают  аккуратность, усидчивость. Внеклассное мероприятие урок- сказка «Путешествие по станциям макраме» подводит итог работы кружка «Макраме», систематизирует и обобщает знания учащихся первого года обучения искусству макраме.

«Путешествие по станциям макраме».

Урок – сказка.

 Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

                                                                                             Вл. Даль. «Пословицы и поговорки».

 Цели: 

обобщить и закрепить  знания, полученные на занятиях кружка Макраме».                                                         Научить технике плетения узла «Кулачок».

Воспитывать чувство взаимопомощи, любознательность, трудолюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развивать интерес к макраме, художественный и эстетический вкус, воображение,   творческие способности,  фантазию.

Оборудование:

корзина с клубками разного цвета, клубочек с глазками и ртом, шляпка, цветочная полянка, два сундучка, булавки с круглыми головками, рабочие подушки,  два куска пенопласта, обтянутые  тканью голубого и зеленых цветов, нити разных цветов,  скрепки для крепления листьев и цветов, дерево на подставке, карточки со словами, рисунок узла «Кулачок».  Изделия, выполненные  в технике макраме:  веночек, цветы, бабочка, листочки желтого и зеленых цветов, черный паук, решетка, паутина, образцы.

От станции к станции ведут цепочки (дорожки) – «Зигзаг».      

                                                             

                                                             Ход. 

Учитель.  На занятиях кружка «Макраме»  мы  изучили  приемы узелкового плетения, освоили образование разных узлов, плели образцы. С увлечением создавали красивые и нужные изделия: панно, сувениры, украшения. При помощи обычной веревки и завязывании узелков  вы научились  сотворять  настоящее чудо!  А сегодня мы с вами  отправляемся  в увлекательное путешествие по станциям «Макраме». А с кем будем путешествовать, вы узнаете,  если отгадаете загадку

                                    Кошка весело играет,

                                    Шарик по полу гоняет.

                                    Кто из вас быстрее скажет,

                                    Шарик как назвать из пряжи?

                                                                                       (Клубок)

Правильно.  Мы отправляемся в путешествие вот с  этим красивым клубочком.

Учитель достает из корзины  клубок с   красивой шляпкой на голове и   показывает ребятам. Выходят две ученицы. Первая  берет в руки клубок, любуется им и начинает его катать по столу, как бы играя с ним. Потом пускает его  так, чтобы он упал со стола на пол.

 Ученица.     Мой любименький клубок,

                       Ты куда помчался, скок?

                       Желтый, красный, голубой,

                       Не угнаться за тобой!

 (Вторая  ученица поднимает  клубок,  одевает его на руку и от лица клубка путешествует с ребятами по станциям.)

Клубочек.                    Прыгну вниз и покачусь

                                       Вдруг на станцию примчусь…

Учитель. Покатился  Клубочек по узкой  коричневой  дорожке. Все рассматривает  по сторонам. Все ему интересно! Вдруг  он уловил  тонкий  аромат цветов, остановился и осмотрелся.  Клубочек заметил небольшую цветочную  полянку  - станцию «Жозефина».  На ней  росло много ярких  и необычных цветов. Таких прекрасных  цветов он еще никогда не встречал в своей жизни!  

(Клубочек останавливается около  станции «Жозефина» и обращается к ребятам.)

Клубочек.        Эта станция, какая?

 Все (хором).   Это  наша  узловая.

Клубочек (восхищается)                    

                            Как прекрасно и красиво!  

Все (хором)      Здесь поляна «Жозефина».

Ученица.   Устремился он вперед

                     Видит  «море» из цветов

                     Аромат их так манил,

                     Что клубочек вмиг решил:

Клубочек.   Свежих сил надо набраться,

                       Чтобы дальше отправляться.

                       На  полянке отдохну

                       И венок себе сплету.

Учитель.  Клубочек расположился на полянке и принялся за работу. Он быстро сплел  красивый венок и  надел на голову. (Клубочек надевает венок). Его внимание привлекла большая бабочка необычной окраски, которая порхала с одного цветка на другой. Вдруг она полетела вдоль желтой тропинки к следующей станции «Решетка». Клубочек пустился за ней.

Учитель.   Покатился наш клубок,

                    Докатился до ворот.

                    Стоп! Решетка!

                    Хода - нет.

                    Здесь загадки, дай ответ!  

Учитель.   Ребята, давайте поможем Клубочку отгадать загадки.

1.  Железный жучок,

     На хвостике червячок.    (Булавка)

2.  Инструмент бывалый –

      Не большой, не малый.

      У него полно забот:

      Он и режет и стрижет.

                                        (Ножницы)

3.  В узкий глазок вдета тонкая нитка,

      И поплыла за корабликом прытко.

      Шьет, зашивает и колется колко,

      А называют кораблик…(иголка).    

4.  Придает воздушность, красавица петля,

      А название сложно

      Все зовут ее -……….(пико).

5.  Раз петля и два петля,

     Завязала узел я.

      А  если сильно постараться,

     Ряды ровные  тогда

     Образуется всегда.

     Дорожку эту неспроста

     Называю………я.  (брида).

6.  Влево пять - шесть раз перекрутилась

      И в «витую» закрутилась.

                                                  (Цепочка)

Ученица.   Мы загадки отгадали                  

                     Дальше быстро побежали.

Учитель. А Клубочек катится впереди нас по голубой дорожке. У него отличное настроение, на душе радостно. Катится он и напевает песенку.

 (Клубочек исполняет  песню на мотив песни О. Газманова «Морячка».)

Я Клубочек, я Клубок

По дорожкам прыг да скок.

Полюбуйтесь на меня

Весь свечусь от счастья я.

Все ребята - молодцы,

Все великие творцы

И в работе не ленились,

Очень многого добились.

Припев.

 Макраме все увлеклись

Добрым делом занялись

Ведь  умелые их руки        

Никогда не знают скуки.      

Ученица. Вот и показалась станция с загадочным названием «Репсовая». Клубочек остановился около вывески с пословицами, прочитал их и призадумался.

Учитель. Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.

-   Рукам работа – душе праздник.

-   Одной рукой узла не завяжешь.

-   Умел начать, умей и окончить.

-   Без терпенья, нет уменья.

-   В умелых руках и былинка – не соринка.

-   Без хорошего труда – нет плода.

   - Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

Учитель. Прыгнул Клубочек на розовую дорожку и покатился к станции «Фриволите»                 

Клубочек.  Побыстрей я покачусь и на станцию примчусь!

Ученица.   Наш Клубок вприпрыжку прыг,

                     Бегать быстро он привык.

                     Вмиг на станцию попал,

                     Где кроссворд он отгадал.

Учитель. Для того чтобы Клубочек двинулся дальше нам необходимо отгадать   кроссворд  « Макраме».

 1

м

 2

а

 3

к

 4

р

 5

 а

 6

м

 7

е

 По горизонтали:

1. Название брошки.   (Кометка)

2.  Шесть, семь витков, которые применяют тогда, когда приходится заканчивать какое либо изделие. (Оплетка)

3.   Красивые воздушные петельки. (Пико)

4.  Этот прием плетения называют еще «Ягодка». Так же его применяют для плетения носа и лапок. (Горошина)

5. Узел, которым закрепляют бусины, чтобы они не сползали с нити.                          (Капуцин)

6.  Сетка из двойных плоских узлов. Иногда еще говорят - «Решетка».

                                                                                                              (Шахматка)

7.  Эти узлы образуют горизонтальные, вертикальные и диагональные бриды.        (Репсовые)

Учитель. На многих станциях побывал Клубочек, но впереди у него еще много тропинок, по которым ему стоит пройти. Прыгнул он на красную дорожку, покатился все дальше и дальше. Мы тоже  побежим следом  за ним.

         ( Проводится физкультминутка. Слова сопровождаются движениями.)

                              По дорожке, по дорожке  

                              Скачем  мы на правой ножке.

                              И по этой же дорожке

                              Скачем мы на левой ножке.

                              По тропинке побежим,

                               До лужайки добежим.

                               На лужайке, на лужайке

                               Мы попрыгаем,  как зайки.

                               Стоп. Немного отдохнем

                               Дальше  мы пешком пойдем.

 Через некоторое время Клубочек  прикатился к  станции «Паутинка».

Ученица.   А Клубочек прикатился.

                     Кружевам он удивился.

Клубочек (восхищается).    Ах!  Какие кружева!

Ученица.  Прыгнул быстро в них тогда.

                    Бедняжка словно в тине,

                    Увяз он в паутине

                    А на ней сидит паук

                    Восемь ног, как восемь рук,

                    Вышивает шелком круг.

                    Вправо, влево вертит нить –

                    Все решил он заменить.

                    Паутины уж наплел

                    Ловко буквы спутал он.

Учитель.  Выбраться из  паутины Клубочек сможет лишь только с вашей помощью. Поможем ему? ( Да)

У вас на столах лежат карточки. В словах все буквы  перепутались. Если вы расставите их в правильном порядке, то сможете прочитать  названия узлов.  

                                             Учащиеся  работают в парах.

Учитель.  Названия, каких узлов написаны на карточках?

( «Капуцин», «Жозефина», «Китайский», «Сережка», «Турецкий», «Японский», «Кулак обезьяны»).

                  Как называются эти узлы? (Декоративные)

Клубочек. Ребята, большое спасибо вам, что не бросили меня в беде и  помогли мне выбраться из паутины.

Учитель. К следующей станции «Композиция» Клубочек заспешил по зеленой дорожке. Неожиданно ему путь  преградили два сундучка, которые стояли посреди дороги. Он с любопытством  заглянул в них.

                   ( Клубочек заглядывает  в сундучки.)  

Клубочек.  Вот так чудеса!

         (Он обращается к ребятам и показывает им содержимое сундучков.)  

 Смотрите, ребята! Да в них же лежат цепочки, цветы, листочки, разные образцы, которые вы плели на занятиях кружка «Макраме»!

                                  Поиграли, навязали

                                  И немного разбросали.

                                  Образцы свои возьмите,

                                  По порядку все сложите

                                  И получится у вас

                                  Композиция, просто – класс!

Учитель. Подойдите к рабочему столу и составьте композиции:

1-ая группа  -   на тему «Цветочная поляна».

2-ая группа -   на тему «Аквариум».

 (Учащиеся составляют композиции под сопровождение музыки. Готовые работы показывают Клубочку и  всем присутствующим.)

Клубочек.  Спасибо, ребята! Вы настоящие творцы! У вас получились отличные композиции. Ну, а мне пора спешить на другую станцию. Осталась всего лишь одна синяя тропинка - покачусь по ней.

 Учитель. Прыгнул Клубочек  на  эту дорожку и покатился дальше.  

Учитель.  Вот, наконец, он приблизился к последней станции, которая называется -  «Узелок на память. На опушке Клубочек  увидел пенек, на котором лежали нити разного цвета. Взобрался на пенек, уселся и стал завязывать узелки для того,  чтобы не забыть на каких станциях он побывал. Ребята! А вы знаете, что и по сей день сохранился такой обычай: чтобы не забыть – завязать узелок на память.                             

                         Выходит  ученица. Она  обращается к Клубочку.

Ученица: Я вижу, Клубочек, ты  немного утомился путешествовать и тебе пора отдохнуть. ( Она берет в руки Клубок  и укладывает его  в корзинку).

                              Ты, Клубок, не торопись.

                              Остановись и оглянись.

                              Хватит бегать по тропинке,

                              Отдохни- ка ты в корзинке,

                              Повернись,  и на бочок,

                              А мы завяжем «Кулачок».

Учитель. Сегодня вы познакомитесь с плетением нового узла «Кулачок».  

                                       

 Есть у него и другое название – «Ткацкий».          

 Это - прочный нескользящий узел. Его рыбаки применяют для плетения сетей.

                               Если папа твой рыбак

                               Сети он вязать мастак.

                               Папе тоже помоги

                               Узелочки завяжи.

                               Время ты не пожалей,

                               Все получится,  смелей!            

     Учитель объясняет и демонстрирует технику выполнения узла «Кулачок».

     1.Сложите нить пополам и прикрепите к подушке для плетения.

2.Правую нить (рабочую) положите на  натянутую левую нить справа  налево.

3.Обогните концом обе нити и проденьте его в образовавшуюся петлю сверху вниз.

4.Затяните петлю, потянув за оба конца.    

                    Учащиеся плетут узел «Кулачок».

 Учитель. Пока мы путешествовали по станциям, перед нами выросло  дерево «Макраме».

Если вам понравилось путешествовать по станциям, и вы остались довольны, то прикрепите к дереву – цветок и зеленый листок. А если считаете что напрасно потрачено время, то прикрепите к дереву – желтый листок.

                                   Дети подходят к дереву и прикрепляют.

Учитель.  Посмотрите, какое чудесное  дерево расцвело в нашем классе.

                                     ( Выходит Клубочек.)

 Клубочек. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Я рад, что вы  путешествовали вместе со мной и помогали  преодолевать препятствия, которые встречались мне на  пути. За это  я хочу  вас  отблагодарить и  дать  вам  очень ценный и полезный совет.

                    Чтоб умелыми вам стать,

                    Надо многое узнать.

                    Надо многому учиться

                    В жизни все вам пригодится!

                    Рукоделье  ж не бросайте

                    Наслажденье  получайте!

Учитель. Ребята! Всегда помните о том, что вещи, которые вы выполнили своими руками, всегда будут хранить тепло ваших рук! Так создавайте такие вещи, которые доставят радость не только вам, но и тем, кому вы их будите дарить. Завязывайте узелки и сотворяйте чудо! Желаю вам успехов в макраме и творческих озарений в любом виде рукоделия!

                                            Использованная литература.

1. Анна Краузе. Макраме. Альбом. Издательство ЦК Компартии Узбекистана Ташкент. 1987

2. Женское рукоделие. Серия «Домашней рукодельнице». СПб: ООО «Диамант». ООО «Золотой век». 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по станциям "Веселее, когда вместе" для 2 классов

Командная игра для второклассников. Станции соответствуют изучаемым предметам по программе "Школа 2100". Задания представленны в занимательной форме. Результат выполнения задания на станциях зависит о...

Урок - игра по станциям

Урок-игра включает в себя 6 станций:  2 диалогические, 2 лексические,2 грамматические.Главной дидактической целью данного урока является систематизация и повторение изученного материала.Темы: "У ...

Игровой урок "Путешествие по станциям вместе с буквой ю"

Игровой урок "Путешествие по станциям вместе с буквой ю"...

Урок путешествие «По станциям математики»

Девиз урока:   «В  математику  тропинки     одолеем   без запинки»....

Описание урока. Модель "Ротация станций"

Тема: Деление многозначного числа на однозначное в столбикЦель: К концу урока ученик будет знать алгоритм деления многозначного числа на однозначное...

Описание урока. Модель "Ротация станций"

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных...

Технологическая карта урока технологии по теме \'\'Макраме. Узелковое плетение\'\' (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: освоение обучающимися техники макраме через узелковое плетение браслета.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактические:1. Познако...