Главные вкладки

    Самоанализ
    статья по теме

    Чеботарёва Наталья Александровна

    Самоанализ педагогической деятельности при аттестации для подтверждения первой квалификационной категории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_sam._20012u.doc98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

    Чеботарёвой Натальи Александровны

                                                                       

      Общие сведения

    1. Чеботарёва Наталья Александровна, 15.11.1969 г.р.
    2. Учитель начальных классов      

    БМОУ СОШ № 8 г. Каменск-Шахтинский                                                                                

    1. Образование - высшее; закончила РГПУ  в 1999 году по специальности «Учитель истории и регионоведения».
    2. Стаж педагогической работы 22 года, в должности учителя начальных классов – 22 года.
    3. Стаж работы в МОУ «СОШ № 8» - 22 года.
    4. Дата предыдущей аттестации – 13.04.2007 года,

    присвоена первая квалификационная категория.

    1. Повышение квалификации:

    -с 3.12.2007г. по 22.12.2007г.  в Ростовском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по проблеме: «Использование возможностей ИИП КТ- школа на базе школьных межпредметного и мультимедийного классов с интерактивной доской»  в объеме 72 ч.;

    - с 22.3.10 г. по 3.4.10г. в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по проблеме «Перспективы развития начального образования в контексте ФГОС-2» в объёме 72ч.

    1.   Седьмой год работаю по УМК «Гармония».
    1. Предстоящая аттестация: апрель 2012г. по теме:  «Развитие творческих способностей».

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

     средняя общеобразовательная школа №8

    г. Каменск - Шахтинского

    САМОАНАЛИЗ

    педагогической деятельности

    Чеботарёвой Натальи Александровны,

    учителя начальных классов

    муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения

     средней общеобразовательной школы №8

    г. Каменска-Шахтинского,

    за период с 13.04.2007 г. по 13.04.2012 г.

    Тема, защищённой работы, по результатам которой аттестационной комиссией отдела образования Администрации г. Каменск - Шахтинского (приказ № 93 от 13.04.2007г.) мне была присвоена первая квалификационная категория по должности «учитель»: «Развитие творческих способностей младших школьников».

    Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

    Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли большие изменения. Выпускник школы вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои творческие способности. Поэтому за период, прошедший после последней аттестации, я продолжила работу по обеспечению условий для развития творческого потенциала учеников младшего звена. Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

    Поэтому перед собой поставила цель:

    1. продолжить создание условий для осуществления развития творческих возможностей младшего школьника,
    2. активизировать личностный потенциал обучающихся.

    Считаю очень важным целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей, эрудиции младших школьников в соответствии с  индивидуальными  особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его опыта. Самым мощным импульсом в развитии ребенка является творчество. Стремление к творчеству присуще всем людям и моя задача – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением ленности мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового. 

    Поэтому, основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие,  саморегуляцию, самозащиту, самовоспитание и другие необходимые качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой.  

    Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

    Считаю, главное качество  современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.  Значимыми  качествами  учителя считаю: ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта,  трудолюбие, увлеченность, креативность, любовь к детям, профессионализм.

    Седьмой год  работаю по УМК «Гармония», основная идея которого - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

    Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках  – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков. Это - уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия- конференции, диспуты, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Так же регулярно  использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное   мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Стараюсь совершенствовать методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

    В своей деятельности создаю проблемные, поисковые  и исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения:  фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них  развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

    При этом отдаю предпочтение использованию ИКТ, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

    • как средство наглядности учебного процесса;

    • для организации коллективной и групповой работы (проекты);
    • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).
          С помощью программы Microsoft Office Word  разработала:
    • уроки, тесты по предметам, таблицы;
    • памятки по русскому языку, математике, литературному чтению.

    Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word  и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения к урокам русского языка и окружающего мира.

    Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций («История слова»  по русскому языку, «Мышка и Мишка» по окружающему миру, литературному чтению и т.д.); совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

    ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю  вместе с детьми  презентации, исследовательские работы, проекты.

     Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе. 

              У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно.

       Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать.

                  Работа по изучению мотивации со всеми учащимися  проводится педагогом-психологом. В первом классе (2009-2010 уч. года) проводилось мониторинговое исследование. Мониторинг,  проводимый в начале учебного года, показал следующие результаты познавательных способностей: 50 % - высокий, 41 %- средний, 9%- низкий уровень. В конце года: 52% - высокий; 48 % - средний; - 0%- низкий уровень. На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой   деятельности ребёнка.

    При отметочном обучении, результатом использования мной различных образовательных технологий (игровая, ИКТ, личностно-ориентированная, разноуровневая, проектная, коммуникативная, здоровьесберегающие и т.д.) в учебной и воспитательной работе является следующий уровень обучености:

           2007-2008 уч. г.        2008-2009 уч. г.   2010-2011 уч. г.   2011-2012 уч. г.  

                 3 кл.                     4 кл.                        2 кл.                             3 кл.

                                                                                                     1 четв.          2 четв.

    КО       64%                      60%                        73%                 72%              84%

    СО      100%                    100%                      100%               100%             100%

    СОУ     55%                     56%                        65%                  60%             66%

        Возглавляя школьное методическое объединение учителей начальных классов, делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки, выступаю с докладами  и сообщениями перед коллегами, участвую в городских и школьных семинарах и марафонах.

       В рамках  V городского педагогического марафона учебных предметов методической декады для учителей начальных классов провела мастер-класс по теме: «Роль отметки в оценке результативности обучения», приняла участие в проведении Открытых дверей для директоров школ города, где представила урок с использованием интерактивной доски. Стараюсь участвовать в различных конкурсах педагогического мастерства. Используя свой опыт, приняла участие в конкурсе педагогических инноваций: «Педагогический марафон учебных предметов» на тему: «Развитие творческих способностей через проектную деятельность».

            С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, форумах.

    1. Социальная сеть работников образования  nsportal.ru  http://nsportal.ru/

    Ссылка на мой сайт:  Мой сайт учителя начальных классов   на nsportal.ru
    Ссылка на мой блог:  Мой блог

    2. Интернет портал ProШколу.ru  http://www.proshkolu.ru/user/ natacha69

                    Имею  свидетельства и сертификаты  Социальной сети работников

     образования о создании сайта, электронного портфолио, публикациях,  благодарность за активное участие в работе Социальной сети работников образования nsportal. ru.

    Создавать в коллективе атмосферу жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы, в которых участвуют мои ученики. За последний период моей работы ученики приняли участие в таких конкурсах как: «Русский медвежонок», «Кенгуру», Всероссийский конкурс «Познание и творчество», проект «Интеллект-экспресс», проект одарённых детей «Алые паруса».

    Победители олимпиад  2010-2011 учебный  год

     (школьный уровень, параллель 2-х кл.)

    Название конкурса

    ФИО участника

    Результат

    Всероссийский конкурс «Русский медвежонок 2010-2011»

    Лидерман Юлия

    1 место

    «Кенгуру 2011».

    Лидерман Юлия

    Сапегин Роман

    Камбулова Екатерина

    1 место

    2 место

    3 место

     

            В папке моих достижений имеются четыре сертификата за подготовку четырёх призёров (Солохина Д.,  Лидерман Ю., Сапегин Р., Скворцова М.) Всероссийской олимпиады «Познание и творчество» в номинации «Я знаю русский язык» и сертификат за подготовку 10 лауреатов Всероссийской олимпиады «Познание и творчество» в номинации «Я знаю русский язык».

              В период 2011-2012 учебного года мои ученики приняли участие  в проекте «Ителлект - экспресс» Российского заочного конкурса в номинациях: «Тайны русского языка» и «Тайны математики». Результаты приведены в таблице.

    Ссылка:   Электронная почта: express@future.org.ru (запасная почта mir@future.org.ru) 

      Сайт в Интернете: http://express.future4you.ru

    Название конкурса

    ФИО участника

    Результат

     «Тайны русского языка»

    Проект «Ителлект-экспресс»

    Российский заочный конкурс

    Виноградова Анна

    1 место

    (приложение)

     «Тайны математики»

    Проект «Ителлект-экспресс» Российский заочный конкурс

    Багацкий Игорь

     Ванжа Вова

    Виноградова Анна

    Дудкина Лиза

    Колесов Витя

    Мирошникоа Артём

    Негреба Илья

    Сапегин Роман

    Семенченко Ксения

    Скворцова Мария Турчанинов Алексей

    Своеволин Максим

    3 место

    3 место

    1место

    3 место

    3 место

     4 место

    3 место

    1место

    3 место

    3 место

    3 место

    1место

    1место

     

    В рамках проекта для одарённых детей «Алые паруса» (Социальная сеть работников образования) за публикацию  творческой работы на тему:

     «История слова «авоська» Хорунженко Артём получил сертификат.

    Мой труд был отмечен грамотами:

    - за эффективную организацию работы школьного методического объединения учителей начальных классов и в честь праздника «День Учителя» (директор МОУ СОШ №8 Черкесова Л.В. 2008 г.);

    -за активное участие в V городском педагогическом марафоне учебных предметов (начальник ОО Евтеева О.Б. 2007 г.);

    - за подготовку кабинета к новому учебному году и в честь праздника  «День Учителя» (директор МБОУ СОШ №8 Черкесова Л.В. 2009 г.);

    -за результативность в учебно-воспитательной работе (директор МБОУ СОШ №8 Черкесова Л.В. 2011 г.).

         Здоровьесберегающие технологии, применяемые в виде валеологических, динамических пауз, физкультминуток  для глаз   позволяют, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.

    Мой учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала.  Веду внеклассную работу по предметам, провожу предметные олимпиады.

     Взаимодействие с учениками пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Считаю, что у моих учащихся сформировано умение работать в коллективе.

    С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Ищу в методической литературе, газетах, журналах, интернете новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую опыт передовых учителей и собственное творчество- всё это помогает мне повысить мотивацию обучения учащихся и решать поставленные задачи.

    Заниматься развитием школьников про сто необходимо и делать это надо систематически и целенаправлен но. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от при роды любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руко водство со стороны взрослых.

    В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение  инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга участия учеников в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.

    Автор самоанализа:  учитель начальных классов__________ Чеботарёва Н.А.

    "Согласовано"

    Директор МБОУ СОШ№8_____________Черкесова Л.В.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

    В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

    Анализ и самоанализ урока, внеклассного мероприятия

    Примерные схемы анализа и самоанализа урока, внеклассного мероприятия....

    Самоанализ урока, проведенного на конкурсе "Учитель года"

    Урок "Водоемы родного края", проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2008". К нему составлен самоанализ, который будет полезен учителям начальных классов. Авторами являются как ...

    Самоанализ на 1 категорию

    Самоанализ педагогической деятельности на 1 категорию учителя начальных классов...

    Самоанализ учителя начальных классов

    Самоанализ работы учителя начальных классов...