Программа духовно-нравственного воспитания учащихся в начальной школе
материал по теме

Глушкова Наталья Геннадьевна

Программа разработана в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_soveshchaniya.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глушкова Наталья Геннадьевна учитель начальных классов Общий стаж- 18 лет Педагогический стаж- 13лет Тема самообразования:

Слайд 2

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Слайд 3

Общие положения Программа разработана и рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у учащихся на основе использования национально-культурных традиций, опыта ученического самоуправления и самоорганизации; современного передового педагогического опыта и опыта воспитательной работы МБОУ СОШ №10 Кадетский корпус юных спасателей.

Слайд 4

Нормативно - правовая база Данная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией « О правах ребенка» 1989 г., « Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Слайд 5

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности : патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; личное нравственное самосовершенствование.

Слайд 6

Программа содержит шесть разделов:

Слайд 7

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ Цель и общие задачи духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся начальной школы»; Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа .

Слайд 8

В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие задачи: формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традиций, фольклора, искусства); осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России; развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии; развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом); развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Слайд 9

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся. п атриотизм; социальная солидарность; г ражданственность; с емья; труд и творчество; н аука; искусство и литература; п рирода; ч еловечество;

Слайд 10

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ Основные направления и основы воспитания и социализации учащихся начальной школы представлены общими задачи воспитания, систематизированными по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Слайд 11

ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся начальной школы Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся на начальном этапе обучения осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнерства; индивидуально-личностного развития; интегрированности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

Слайд 12

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию : истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания.

Слайд 13

В основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы МОУ «СОШ №10 «Кадетский корпус юных спасателей» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: а ксиологический (подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей); системно-деятельностный ( он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане) ; р азвивающий ( дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося).

Слайд 14

ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию и социализации учащихся начальной школы. Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта .

Слайд 15

Повышение педагогической культуры родителей Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников . Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и школы; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

Слайд 16

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.

Слайд 17

Взаимодействие школы с общественными организациями При разработке и осуществлении программ воспитания и социализации учащихся начальной школы МБОУ СОШ №10 Кадетский корпус юных спасателей взаимодействует с общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.

Слайд 18

Ожидаемые результаты духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п .)

Слайд 19

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Слайд 20

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком

Слайд 21

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА Выпускник начальной школы должен: 1 . Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками). 2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий , культурой поведения и речи. 3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.) 4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретиче-ского мышления. 5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира. 6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Слайд 22

Заключение Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе духовно-нравственного воспитания, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

Слайд 23

Формы Мероприятия 1 уровень (1 класс) Беседы классные часы участие в подготовке и про-ведении мероприятий, конкурсов спортивные соревнования сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность « Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться- всегда пригодиться», «Твое здоровье». «Что значит- быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. «Прощание с букварем», конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки», «Правила безопасности», «Краеведческий музей». «Я -гражданин России», «Я и мир вокруг меня».

Слайд 24

Формы Мероприятия 2 уровень (2-3 класс) Беседы классные часы участие в подготовке и про-ведении мероприятий, конкурсов спортивные соревнования сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность; учебно-исследовательские конференции «Здравствуй, школа», «Все мы-дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое -Конституция ?» цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»; «Все мы разные, но все мы равные» , «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего поселка», «Моя любимая книга». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки», «Вместе весело шагать», «Мои друзья». «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений». «Я -гражданин России», «Я и мир вокруг меня».

Слайд 25

Формы Мероприятия 3 уровень ( 4 класс) Беседы классные часы участие в подготовке и про-ведении мероприятий, конкурсов спортивные соревнования сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность; учебно-исследовательские конференции «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств », «Для чего нужна религия», «Путешествие в храм», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий», «А гражданином быть обязан» , «Память сердца...», «Из истории семейной летописи», «Край любимый, край родной», цикл мероприятий «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит-быть полезным людям?». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки», «Друг познается в беде», «Этикет». «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений». «Я -гражданин России», «Я и мир вокруг ме-ня ».

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника....

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:       1. Создать ма...

ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в начальной школе.

В данной презентации показаны формы работы с детьми по формированию духовной нравственности через приобщение к народному творчеству....