Программа кружка "Калейдоскоп наук"
рабочая программа по теме

РАбочая программа кружка для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kaleydoskop_nauk.docx19.29 КБ
Файл prilozhenie_1.tematicheskoe_planirovanie.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

       

Программа поисково-исследовательского кружка

«Калейдоскоп наук»

  – Беляевская Татьяна Яновна

  - Несмеянова Ирина Анатольевна

Номинация:    внеклассная работа

Название работы:     авторская программа исследовательского кружка «Калейдоскоп наук»

Должность:     учителя начальных классов

Наименование образовательного учреждения:      Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

Пояснительная записка

   Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта  направлен на развитие у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности, творческой инициативы, самовыражения. Практической реализации этих качеств поможет работа кружка «Калейдоскоп наук».

   Выбор направления программы кружка – проведение учебных исследований с младшими школьниками, так как  на уроке у учителя всегда не хватает времени на поисково-исследовательскую деятельность, развитие воображения, креативности  мышления.

   Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие «почему?» и «как?», используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д.  Результатами работ будут: исследовательские работы, проекты, альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, конференциях.

Цель работы кружка:  трансформировать процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка в процесс саморазвития путем самосовершенствования его исследовательских способностей.

      Задачи программы:

  1. Развитие познавательных потребностей школьников;
  2. Развитие творческих способностей школьников;
  3. Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;
  4. Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;
  5. Формирование у школьников  представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Содержание программы способствует:

  1. овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
  2. саморазвитию и самовыражению;
  3. осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
  4. востребованию творческого потенциала учащихся;
  5. получению преобразованию школьниками новой информации, развитию умения сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из других источников.

В программе выделены четыре  блока: предметы и методы исследования, мир и человек, историко-краеведческий раздел, экономика. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики получат возможность научиться:

  1. работать с разными источниками информации;
  2. пользоваться изученной терминологией;
  3. ориентироваться в окружающем пространстве;
  4. выполнять инструкции при решении учебных задач;
  5. изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  6. сравнивать, анализировать полученную информацию;
  7. рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  8. раскрывать общие закономерности;
  9. составлять простейшие ребусы, кроссворды;
  10. работать в группе, в паре.

Работа начинается со 2 класса, рассчитана на три года обучения, проводится во внеурочное время 1 раз в неделю, всего – 102 часа.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

      Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями  обучающихся. Основной принцип  программы: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому на каждом занятии используется ИКТ.  Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

     Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  1. на развитие внимания и закрепления терминологии;
  2. игры-тренинги;
  3. игры-конкурсы (с делением на команды);
  4. сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  5. интеллектуально-познавательные игры;
  6. интеллектуально-творческие игры.

       Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому занятие состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и рубрика «это интересно» и многое другое.

                   

                      КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Проводится всегда с целью отслеживания:  какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:

  1. один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
  2. вставить пропущенное ключевое слово;
  3. опрос по «цепочке»;
  4. цифровой диктант;
  5. графический диктант;
  6. маршрутная карта;
  7. обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
  8. повторение последней фразы и оценка ее корректности;
  9. продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
  10. организация цепочки  отвечающих;
  11. комбинированная эстафета и т.д.

Содержание программы:

Раздел 1.Обучение начинающих (12 ч)

Кто и что может быть предметом исследования. Общее знакомство с методами исследования. Методы информационного поиска. Методы наблюдения и опыта. Методы опроса, анкетирования.

Раздел 2.Мир и человек (54 ч)

Вода на земле. Почему бывают туманы. Откуда пришли названия растений.

Откуда пришли названия животных. Кто и что есть на суше и на земле. Как животные предсказывают погоду. Как растения предсказывают погоду. Почему опадают листья. Почему надо следить за своим здоровьем. Интересное  в нашем мире.

Раздел 3.Историко-краеведческий раздел (24 ч)

Старинные названия профессий. Старинные музыкальные инструменты. Из истории фамилий. Старинные русские праздники. Старинные русские игрушки. Старинный русский костюм. Откуда пошли названия городов. О чем говорит герб России. О чем говорит герб моего города. Памятники архитектуры. Русские художники, композиторы. Художники и композиторы моего города.

Раздел 4.Человек  и экономика (12ч)

Что такое экономика. Зачем нужны деньги. Что такое бюджет. Ярмарка. Банк и валюта. Продукция и производители. График. Конкуренция. Импорт и экспорт. Что такое аукцион. Реклама. Откуда в магазине товары. Дарение и долг.



Предварительный просмотр:

Планирование во втором классе.

Название темы

Кол-во часов

1.

Обучение начинающих

4

1.1.

Кто и что может быть предметом исследования.

1

1.2.

Общее знакомство с методами исследования.

1

1.3.

Методы информационного поиска.

1

1.4.

Методы наблюдения и опыта.

1

2.

Мир и человек

19

2.1.

Вода и человек.

1

2.2

Как появляются реки, моря, океаны. Материки.

1

2.3

Как образуются водопады

1

2.4

Почему бывают туманы

1

2.5

Почему вода в море соленая

1

2.6

Может ли вода течь в гору

1

2.7

-2.9

Откуда пришли названия растений.

Изготовление альбома.

2

1

2.10

Почему опадают листья

1

2.11

Бактерии.

1

2.12

Грибы. Плесень

1

2.13-2.14

Интересное из жизни растений

2

2.15

Откуда пришли названия животных

1

2.16

Из жизни насекомых

1

2.17

Из жизни морских животных

1

2.18

Как животные предсказывают погоду

1

2.19

Настроение человека. Зависит ли настроение от цвета

1

3.

Историко-краеведческий раздел

6

3.1

Старинные названия профессий

1

3.2

Из истории фамилий

1

3.3

О чем говорит герб России

1

3.4- 3.6

Музеи России

3

4.

Человек  и экономика

3

4.1

Что такое экономика

1

4.2

Деньги. Из истории денег. Нумизматика

1

4.3

Откуда в магазине товары

1

4.

Резервные

2

Планирование в третьем классе.

Название темы

Кол-во часов

1.

Обучение начинающих

4

1.1.

Методы информационного поиска.

а) работа со словарями

б) со справочниками, энциклопедиями

в) с журналами, газетами

г) с компьютером

2

1.2.

Методы наблюдения и опыта.

2

2.

Мир и человек

16

2.1.

Почему лед плавает. Можно ли обжечься льдом

1

2.2

Ледники. Ледниковый период. Как перемещаются ледники

1

2.3

Антарктида.

1

2.4

Айсберг. Тайны Титаника

1

2.5

Почему одни моря замерзают, а другие нет. Загадки льда

1

2.6

Откуда взялись растения

1

2.7

Откуда пришли названия растений

1

2.8

Как растения предсказывают погоду

1

2.9

Растения-хищники

1

2.10-

2.11

Интересное из жизни растений

2

2.12

Откуда пришли названия животных

1

2.13

Дельфины. Киты

1

2.14-2.15

Интересное из жизни животных

2

2.16

Бывают ли одинаковые отпечатки пальцев у разных людей

1

3.

Историко-краеведческий раздел

8

3.1

Старинные музыкальные инструменты

1

3.2

Праздники на Руси

1

3.3

Герб России. Герб моего города

1

3.4

Саратов. Обзорная экскурсия

1

3.5-3.6

Памятники архитектуры

2

3.7-3.8

Музеи России

2

4.

Человек  и экономика

4

4.1

Что такое бюджет

1

4.2

Ярмарка. Аукцион

1

4.3

Продукция и производитель

1

4.4

Дарение и долг

1

Планирование в четвертом классе.

Название темы

Кол-во часов

1.

Обучение начинающих

3

1.1.

Методы информационного поиска.

а) работа со словарями

б) со справочниками, энциклопедиями

в) с журналами, газетами

г) с компьютером

1

1.2.

Методы наблюдения и опыта.

2

2.

Мир и человек

16

2.1

Куда деваются сточные воды

1

2.2

Что такое Мертвое море

1

2.3

Гейзеры и вулканы

1

2.4

Циклон, тайфун, смерч

1

2.5

Водопады. Самые большие водопады

1

2.6

Землетрясения

1

2.7-2.8

Откуда пришли названия растений

2

2.9-2.10

Интересное из жизни растений

2

2.11

Откуда пришли названия животных

1

2.12

Почему вымерли динозавры

1

2.13

Простейшие живые организмы

1

2.14

Из жизни кораллов

1

2.15

Что такое минералогия

1

2.16

Болезни, которые победил человек

1

3.

Историко-краеведческий раздел

9

3.1

Праздники народов мира

1

3.2

Старинные русские игрушки

1

3.3

Старинный русский костюм

1

3.4

Геральдика. Герб России

1

3.5

Саратов. Из истории города

1

3.6

Улицы города Саратова

1

3.7-

3.9

Музеи мира (обзор)

2

4.

Человек и экономика

4

4.1

Банк и валюта

1

4.2

График. Конкуренция

1

4.3

Импорт и экспорт.

1

4.4

Реклама

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...

Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.

Существует два понятия психология: Психология житейская – психологические знания, почерпнутые из обыденной жизни.Отличительные характеристики:§...

Риторика-наука всех наук

Статья о том, что необходимо ребенку для успешного общения и развития его коммуникативных компетенций....

Программа "Занимательные науки" (дополнительных образовательных услуг)

Представлена программа дополнительных образовательных услуг по математике для 2 класса общеобразовательной школы...

Открытое занятие "Введение в программу "Занимательная наука""

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей 7-8 лет. Занятие разработано в соответствии с методическими рекомендациями и отвечает всем необходимым требованиям....